Сказка
о потерянном времени
комедия, сказка
1964 год

Киностудия: "Мосфильм"

Режиссёр: Александр Птушко

Оператор: Самуил Рубашкин

Сценарий: Евгений Шварц, Владимир Лифшиц

Композитор: Игорь Морозов

Художники: Артур Бергер

Актёрский состав
Петя Зубов
Григорий Плоткин
Рина Зелёная
Вера Волкова
Вася
Маруся
Людмила Шагалова
Лидия Константинова
Надя
Прокофий
Прокофьевич
Савелий Крамаров

Андрей
Андреевич
Школьники-старички
Михаил Кулаев
Злые волшебники
Сергей Мартинсон
Евгений Соколов
Георгий Вицин
Сергей Карпоносов
Зинаида Кукушкина
Ирина Мурзаева
Татьяна Донценко
Анна
Ивановна
Авдотья
Петровна
Олег Анофриев
Валентина Телегина

Советский кинематограф за годы своего существования выпустил массу прекрасных добрых фильмов, ставших классикой.

Особое место в этом длинном списке стоят киносказки.

Они во многом отличаются от западных, поскольку в СССР была своя идеология, культура и моральные ценности. Главное в советских фильмах-сказках – это доброта. А по качеству они могут составить достойную конкуренцию старому Голливуду.

Сюжет
В начале фильма мы знакомимся с третьеклассником Петей Зубовым, который никак не может проснуться. Наконец, он встаёт, уже опаздывая в школу, не без помощи мамы и пса Дружка. Но, не успев одеться, Петя начинает вслух мечтать о самозавязывающихся ботинках и прочих полезных вещах. Закадровый голос объясняет нам, что Петя — хороший, но совершенно неорганизованный мальчик.
Затем мы узнаём от рассказчика, что именно такие люди являются лёгкой мишенью для злых волшебников. А они всё ещё существуют, хотя никто в них не верит. Из солнечной Москвы мы переносимся в мрачный колдовской лес. Здесь собрались четверо чародеев, которые для всех прикидываются обычными старичками.
Впрочем, колдуны и правда постарели. Старший, Прокофий Прокофьевич, устраивает нагоняй своим «коллегам». Тем всё труднее подбивать людей на разные пакости. Андрей Андреевич, Анна Ивановна и Авдотья Петровна по старинке пишут доносы, выбирая жертв из телефонной книги. Но Прокофий Прокофьевич отмечает, что доносы в новую эпоху «никому не нужны». Он считает, что в людях надо снова возбудить зависть и злобу.
Для этого волшебники решают похитить молодые годы у тех, у кого их много, и кто их не бережёт. Поэтому чародеи выбирают для своих целей детей. Они отправляются на попутном грузовике в Москву. Здесь каждый находит «своего» ребёнка, привыкшего тратить время зря. Сам Прокофий Прокофьевич забирает отпущенное время у Пети Зубова. Мальчик всё никак не мог дойти до школы, его постоянно что-то отвлекало, и колдун это заметил.
Злодеи собрали столько лишнего времени, что перестарались и сами превратились в детей. В это же время Петя превратился в старичка, чего сначала даже не заметил. Так он пришёл в школу, где с удивлением услышал от одноклассников, какой безответственный ученик его «внук». Петя думал, что спит. Он гулял по Москве и пытался заниматься взрослыми делами. Но ни водить трамвай, ни торговать у него не получилось, а курить совсем не понравилось. Совсем плохо мальчику стало, когда его в новом обличье не узнала родная мама.
Только пёс Дружок отправился со своим хозяином бродить по миру. Так они пришли в лес и наткнулись на избушку волшебников. Петя дал попить воды запертой в часах кукушке, и та объяснила ему, как снять заклятье. Сделать это очень просто — прочитать заклинание и повернуть стрелку часов трижды назад. Но времени осталось всего до заката, а в Москве гуляют ещё трое детей, превращённых в стариков. Петя и Дружок отправляются на их поиски.
После нескольких недоразумений Петя находит Марусю, которая прыгает через скакалку, Надю, играющую в классики, и Васю, который смотрит взрослое кино. Они ещё не заметили, что с ними случилось, но Петя всё рассказал товарищам по несчастью. Тем временем волшебники, уже научившие других детей бить стёкла и драться, пустились в погоню за «своими детьми». Им удалось натравить на героев милицию и даже санитаров психбольницы. Кто же первым успеет в волшебный лес до заката?
О фильме
Александр Птушко
В 1964 году по известному произведению Евгения Шварца "Сказка о потерянном времени" кинорежиссёр Александр Птушко снял одноимённый фильм. Замечательный режиссёр уже имел опыт создания сказок: «Каменный цветок» (1946), «Садко» (1952), «Илья Муромец» (1956), «Алые паруса» (1961), «Сказка о царе Салтане» (1966), «Руслан и Людмила» (1972) и многие другие). Но первоначально не он должен был снимать эту картину.
Экранизация «Сказки о потерянном времени» была задумана режиссёром Тамарой Лисициан. Уже был написан сценарий, произведена раскадровка и подобраны актёры. Однако во время подготовительного периода съёмок, несмотря на обещания со стороны руководства запустить фильм, картина была «отдана» Птушко. «Сказка о потерянном времени» — единственный фильм Александра Птушко, снятый на современном материале — повести известного драматурга и писателя Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени». В этой работе Птушко продолжил традицию сочетания художественного фильма и анимации, которую сам же изобрёл в "Новом Гулливере".
Евгений Львович Шварц - русский советский прозаик, сценарист и поэт, драматург, журналист. С детства Евгений Шварц не любил сказок с плохим концом, болезненно переживал трагические моменты в книгах и старался пропускать эти «опасные места». В своих произведениях он старательно избегал безысходности, даже в драме «Одна ночь» о блокадном Ленинграде он даёт зрителям надежду.
Шварц - создатель оригинальной массовой драматургии, организованной по принципу лирической поэзии. Произведения Шварца по праву принадлежат к классике советской литературы. Ещё при жизни писателя назвали одним из лучших драматургов века, а в последствии его имя стало символом детства, добра и любви. Знаменитый писатель известен не только своими удивительными сказками и пьесами, но и прекрасным изложением сказок мировых классиков.
По сценариям Шварца сняты фильмы: «Золушка» Надежды Кошеверовой, «Дон Кихот» Григория Козинцева, «Марья-искусница» Александра Роу и другие не менее замечательные картины. В последний период жизни Шварц написал несколько пьес, среди них «Обыкновенное чудо». В марте 1956 года Главное управление по делам искусств Министерства культуры РСФСР утвердило Е.Шварца членом худсовета Ленинградского театра комедии. Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. В Майкопе на здании реального училища (ныне 5-я гимназия), где учился драматург установлена мемориальная доска. В 2021 году гимназии присвоено имя Евгения Львовича Шварца. В Майкопе имя писателя присвоено пешеходной аллее, а в Санкт-Петербурге его именем названа улица — аллея Евгения Шварца.
«Сказка о потерянном времени» пользуется успехом у детей уже долгие годы. В этом произведении показана история нескольких нерадивых учеников и учениц, которые попали в переделку из-за собственной лени и пустым занятиям. Смогут ли ребята вернуть упущенное время, кто будет им препятствовать, найдутся ли у них помощники? В сказке можно найти ответы о том, как важно ценить каждый миг, ответственно подходить к своим обязанностям и быть настоящим другом.
Сказки Евгения Шварца для детей и взрослых не только повествуют о фантастических и чудесных событиях, но и несут глубокий философский подтекст. Благодаря такому особому сочетанию реального и волшебного произведения Шварца не только читаются на одном дыхании, но и заставляют задуматься о важных вещах.
Сценарий и тексты песен к фильму написал не менее знаменитый автор — Владимир Лифшиц. Он известен главным образом как автор стихотворений для детей. Работал литконсультантом в ленинградском журнале «Звезда». В 1941 году пошёл в народное ополчение, участник Великой Отечественной войны. Выпустил около 30 книг стихов. Лифшиц - автор текстов песен ко многим известным советским кинофильмам, в том числе «Девушка без адреса», «Карнавальная ночь», «Сказка о потерянном времени» и другим. Его искренние, душевные стихи трогают нас до слёз, дарят тепло, вселяют надежду.
Картина вышла в прокат пятьдесят лет назад и до сих пор считается одной из лучших киносказок для детей. «Сказка о потерянном времени» — история о том, как важно ценить каждый час своей жизни.
Владимир Лифшиц
Евгений Шварц

Герои и роли

.


Фильм "Сказка о потерянном времени" собрал настоящих мэтров советского кино,
талантливую игру которых оценили зрители нескольких поколений.

Школьники-старички
Вместе с Петей Зубовым злые волшебники отобрали молодость у Васи Зайцева, Маруси Поспеловой и Нади Соколовой. Маленького Петю сыграл Гриша Плоткин, а взрослого Петра после колдовства — замечательный актер Олег Анофриев. «Сказка о потерянном времени» была для каждого из школьников настоящим подарком, потому что они искренне верили во всё происходящее с ними. Васю-ребёнка сыграл Миша Кулаев, а взрослого — прекрасный комедийный актёр Савелий Крамаров. Марусю-школьницу воплотила Вера Волкова, а после заклинания — Людмила Шагалова, известная по одной из историй в гайдаевской комедии «Не может быть!». Маленькую Надю сыграла Лида Константинова, а взрослую — лучшая черепаха Тортилла Советского Союза Рина Зелёная.
Помимо Вицина в фильме участвовал ещё один актёр из знаменитой троицы «Трус, Балбес и Бывалый». Неподражаемый Евгений Моргунов появился в эпизодической роли владельца «москвича».
Есть ли отличия фильма и произведения? Да. В кинокартине действие происходит в тёплое время, ближе к лету, а в книге - зимой. Разница и в повороте часов, что в целом особо не нарушает целостность и мысль сказки. У Шварца ребята, чтобы обрести прежний детский вид, должны прокрутить стрелку часов на 77 кругов назад, а в фильме достаточно всего трёх оборотов. В оригинале и в киноленте отличаются имена и отчества героев.
В этом фильме снялся пёс Дружок, который затем играл и в фильме «Морозко».
Вот такой получилась «Сказка о потерянном времени». Актёры старались играть так, чтобы история надолго осталась в памяти зрителей. И это им удалось.
Сказка вышла в 1964 году. На тот момент Грише Плоткину было 10 лет. Это была для него первая роль в кино. Юный актёр сыграл озорного пятиклассника Петю Зубова. На момент съёмок фильма Гриша был учеником элитной английской спецшколы. Взять мальчика в кино было решено из-за его внешнего сходства с Борисом Новиковым, который должен был сыграть постаревшего Петра Зубова. Но вскоре из-за тяжёлой болезни взрослого актёра режиссёр принял решение искать другую кандидатуру. Фильм «Сказка о потерянном времени» стал потрясающим дебютом для Плоткина, впоследствии он сыграл ещё в нескольких фильмах: «От семи до двенадцати», «ЧП в пятом «Б», «Королевская регата». После окончания школы мальчик решил поступить во ВГИК, но несмотря на свой актёрский багаж, рекомендательные письма и блестящую роль Пети Зубова, Грише поступить не удалось.
Будучи 18-летним юношей он вместе с родителями переехал жить в Израиль, а затем на постоянное место жительства в Лос-Анджелес. В 2020 году Григорию исполнилось 65 лет, он всё также проживает в Америке. Ходят слухи, что актёр снимается в Голливуде. После того, как он с семьёй эмигрировал, Григорий был один раз на Родине в 2000 году. С друзьями из России он поддерживает общение, они приезжают к актёру в гости.
«С одной стороны, конечно, хотелось бы перевести те самые волшебные стрелки часов назад, в молодость. Но, с другой стороны, жизненный опыт и багаж, накопленные десятилетиями, тоже неизмеримы. Уже не говоря о том, что мы с женой вместе 30 лет и у нас пятеро прекрасных детей. Счастье быть их отцом и другом я бы не променял ни на какие годы возврата назад», – вырезка из колонки Григория Плоткина, опубликована в журнале «Русский пионер №58».
Гриша Плоткин - Петя Зубов (школьник)
Замечательный актёр Олег Анофриев воплотил в жизнь престарелого Петю Зубова. Стоит отметить, что сыграть третьеклассника в обличии старичка у него получилось просто великолепно. После "Сказки о потерянном времени" Олег сыграл ещё в огромном множестве фильмов, поэтому проблем с кино у него никогда не было. Олег Анофриев известен зрителю не только по своей актёрской игре – он исполнил множество песен для художественных картин, сказок, мультфильмов, которые знает каждый советский человек. Среди них – «Есть только миг», «Не вешать нос», «Ничего на свете лучше нету», «Я на солнышке лежу», «Спят усталые игрушки».
Начиная с 1990-х годов Олег Анофриев перестал сниматься в кино и переехал из Москвы в подмосковную деревню. А уже в 1992 году состоялся его дебют как кинорежиссёра. Он поставил фильм «Быть влюблённым» с Галиной Польских, Александром Лазаревым и Светланой Немоляевой. Чуть позже Олег Анофриев получил работу телеведущего нескольких передач, а в 2004 году ему было присвоено звание народного артиста России.
К сожалению, на протяжении всей жизни Анофриев страдал от ишемической болезни сердца. В 35 лет он перенес инфаркт, а в 2007 году ему была сделана операция аортокоронарного шунтирования. Актёр скончался 28 марта 2018 года на 88-м году жизни.
Олег Анофриев - Петя Зубов (взрослый)
Людмила Шагалова получила свою популярность благодаря роли Вали Борц в фильме «Молодая Гвардия», а в 1964 году она сыграла матушку чиновника в комедии «Женитьба Бальзаминова». В кино актриса дебютировала ещё в возрасте 14 лет – в фильме «Семиклассники».
Людмила Шагалова сыграла в большом количестве фильмов комедийного и драматического жанров, а роль Елены Аркадьевны в лирической комедии 1987 года «Где находится нофелет?» стала одной из последних. В 2000 году актрисе сделали операцию на глаза, после которой она ослепла и перестала выходить на улицу.
Людмила Шагалова умерла в 2012 году, спустя год после смерти своего супруга.
Людмила Шагалова - Маруся (взрослая)
Вера Волкова - Маруся (школьница)
Единственная роль в кино.
Самой заметной в плане актёрства из детей, мелькнувших в «Сказке о потерянном времени», стала Лидия Константинова. Лидия дебютировала в сказочно-комедийной истории «Сказка о потерянном времени» в 1964 году, где сыграла девочку по имени Надя. Родилась будущая звезда советского кино 29 октября 1950 года. В отличии от остальных гениальных детей-актёров Лидия решила идти дальше и окончила в 1977 году театральное училище имени Щукина.
Карьера актрисы театра и кино у неё была успешной, талантливая актриса снялась в огромном количестве фильмов: «С весельем и отвагой» (1973), «Миг удачи» (1977), «Точка отсчёта» (1979) «Две строчки мелким шрифтом» и других. Сыграла не одну главную роль в театре имени Евгения Вахтангова. А в 2007 году актриса получила награду «Золотая подвеска» на театральном фестивале «Мария» за роль Марины Цветаевой в спектакле «Между воскресеньем и субботой».
Рина Зелёная - Надя (взрослая)
Лида Константинова - Надя (школьница)
Рина Зелёная (настоящее имя - Екатерина) начинала свою карьеру на эстраде в качестве профессиональной певицы, но затем полностью посвятила себя театральной карьере. Актриса исполняла частушки и довольно эксцентричные роли в пародийных пьесах, выступала на радио, где декламировала стихотворения и рассказы для детей, была мастером имитации детской речи.
Актриса снималась в первой звуковой картине в истории отечественного кино «Путёвка в жизнь». А особенно запоминающаяся её роль - домработница в фильме «Подкидыш». В 1960-1970-х годах Рина Зелёная часто появлялась в детских сказках, одной из них и стала «Сказка о потерянном времени». Актриса снималась в известных фильмах («Весна», «Светлый путь». «Приключения Буратино»), писала сценарии, рассказы в соавторстве с Агнией Барто («Пёстрые рассказы», 1958). Последней ролью актрисы стала миссис Хадсон в сериале о Шерлоке Холмсе.
Своим уникальным запоминающимся голосом она озвучила множество мультфильмов.
В последние годы жизни у Рины Зелёной развился астигматизм, который лишил её зрения. Она также тяжело передвигалась из-за сломанного бедра. Но причиной смерти стал рак, который начал развиваться ещё в середине 1960-х годов. Рина Зелёная умерла 1 апреля 1991 года на 90-м году жизни.
В возрасте 16 лет Савелий Крамаров остался полной сиротой, он неважно учился, а вместо уроков посещал кинотеатр, куда его бесплатно пропускала соседка по коммунальной квартире. Именно это и повлияло на его дальнейшую судьбу. После окончания школы Савелий пытался поступить в театральный институт, куда его не приняли. А в 1954 году во время обучения в Московском лесотехническом институте он поступил в Центральный Дом работников искусств, в театральную студию «Первый шаг».
Первым фильмом, в котором снялся Савелий Крамаров, стала картина «Ребята с нашего двора», а после киноленты «Друг мой, Колька!» актёр получил признание. Огромный успех ему принесла роль в фильме «Неуловимые мстители». А к началу 1970-х годов Крамаров снялся более чем в 30-ти фильмах. Особенно популярной стала роль Косого в фильме «Джентльмены удачи». В 1972 году Савелий Крамаров наконец смог поступить в ГИТИС на актёрский факультет, а спустя два года получил звание «Заслуженный артист РСФСР».
Однако круг общения актёра и дядя, эмигрировавший в Израиль, поставили точку на его карьере. Тогда Крамаров решил тоже переехать в Израиль, но его не выпустили из СССР – ведь он снялся в большом количестве фильмов, которые в случае его эмиграции должны были изъять из проката. Чуть позже Савелий Крамаров принял решение написать письмо президенту США Рональду Рейгану, в котором пожаловался на свою судьбу. В итоге актёра выпустили из страны, он поехал в Израиль, но в Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, организовавший ему гастроли в Европе, Америке, Австралии, Японии и Израиле. В 1982 году Крамаров переехал в США, где снялся в фильмах «Космическая одиссея 2010», «Оступившийся парень», «Москва на Гудзоне». В течение следующих 10 лет он сыграл ещё в девяти фильмах.
Савелий Крамаров был очень суеверным человеком и боялся заболеть раком. К сожалению, его опасения сбылись. Актёр прошёл курс химиотерапии, который отрицательно сказался на его организме. 6 июня 1995 года на 61-м году жизни Крамаров скончался от повторного инсульта.
Савелий Крамаров - Вася (взрослый)
Михаил Кулаев - Вася (школьник)
Единственная роль в кино.
Злые волшебники
Фильм «Сказка о потерянном времени» учит тому, что не стоит тратить время зря, чтобы его не потерять.
Кто же сыграл злых волшебников, отнявших молодость у обычных советских школьников?
Прокофия Прокофьевича воплотил Сергей Мартинсон - выдающийся эксцентрик, мастер пантомимы, буффонады и гротеска. В облике школьника — Женя Соколов, которого режиссёр выбрал, посчитав, что мальчик идеально подходит на роль злобного колдуна.
Андрея Андреевича сыграл любимый миллионами Григорий Вицин, а школьником был Серёжа Карпоносов.
Анну Ивановну в облике волшебницы исполнила Ирина Мурзаева — та самая весёлая бабулька из «Женатого холостяка», известная не только по своим ролям в кино, но и по своим персонажам из «Ералаша», а в облике школьницы — Зина Кукушкина.
Авдотью Петровну, четвёртую из злых колдунов, сыграла Валентина Телегина, известная по своим ролям в фильмах «Кубанские казаки», «Матрос Чижик», «Дело было в Пенькове», а «омолодившуюся» колдунью сыграла Таня Донценко.

Сергей Мартинсон - Прокофий Прокофьевич
Евгений Соколов - Прокофий Прокофьевич после омоложения
До роли Прокофия Прокофьевича Сергей Мартинсон уже успел сыграть в полсотни фильмов и был состоявшимся актером. Он родился в семье русской дворянки и шведского барона, поэтому с самого детства посещал ведущие театры, занимался музыкой, французским и немецким языком.
Окончив Институт сценических искусств в 1923 году, Сергей Мартинсон начал выступать в эстрадных театрах Петрограда, трижды становился ведущим актером труппы Театра Мейерхольда. Много работал в мультипликации и, хотя сам себя комиком не считал, за пределами Советского Союза его называли русским Чарли Чаплином. Мартинсон всегда был востребованным актером и всегда был задействован в каком-либо проекте.
В своем последнем фильме "И жизнь, и слезы, и любовь" он сыграл незадолго до смерти. Помимо киноактерской деятельности он играл в театре, а также озвучивал мультфильмы. На его счету около 50 мультфильмов, в озвучке которых он принимал участие.
Сергей Мартинсон умер 2 сентября 1984 года в возрасте 85 лет.
Начинающий, актер гениально сыграл помолодевшего злодея Прокофия Прокофьевича. Родился Евгений Соколов в 1950 году 25 сентября в Москве, в семье служащих. Женя успешно закончил московский институт имени Мориса Тореза и получил специальность переводчик немецкого языка, который начал учить еще, находясь в армии служа в Германии.
«Всё началось с того, что в "Вечерней Москве" было опубликовано объявление о том, что на фильм "Сказка о потерянном времени" требуются мальчики и девочки в возрасте 12 лет. Мне как раз было 12. В то время я увлекался поэзией и читал стихи, как говорится, с выражением. Сейчас понимаю, что это было ужасно»
На пробах Женя Соколов произвёл благоприятное впечатление. Режиссёр утвердил его на роль злого волшебника. Многие отмечали, что с этой ролью мальчик справился блестяще. Но актёром он так и не стал. Уже 40 лет Евгений Соколов живёт в Канаде и это время не считает для себя потерянным. Он работает на радио и преподаёт журналистику. Встреча с Птушко стала для него подарком судьбы и самым ярким воспоминанием детства.
«У нас был, как вы знаете, совершенно звёздный состав. Кое с кем я подружился, как с Риной Зелёной и Олегом Анофриевым. Он даже давал мне контрамарки на свои спектакли. А как-то раз мы были в Ялте. В коридоре подходит ко мне Евгений Александрович Моргунов: "Жень, у тебя рубль есть?" – "Нет!" – "А у мамы твоей есть?" – "У мамы, наверное, есть". Он подошёл к маме, занял у неё рубль, а потом отдал»
«Я живу около Монреаля. Однажды раздаётся звонок. За дверью стоит мужчина с мальчиком и говорит по-французски с русским акцентом: "Здесь живут русские?" Я отвечаю: "Да, я русский". – "А здесь живёт человек, который в кино снимался?" – "Да, это я". То есть он как-то нашёл мой адрес и пришёл сыну показать. Люди любят этот фильм, любят до сих пор»
Сергей Карпоносов - Андрей Андреевич после омоложения
Георгий Вицин - Андрей Андреевич
О таком актёре, как Георгий Вицин, знал весь Советский Союз. Широкую известность актёру принёс образ Труса, воплощённый им в комедиях Леонида Гайдая («Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»). Вообще актёру часто приходилось играть персонажей-пьяниц, и в этих ролях он был очень убедителен, так как обладал специфическими голосом и внешностью. В реальной жизни актёр не пил и не курил, вёл здоровый образ жизни, увлекался дыхательной гимнастикой йогов, не ел мяса и никогда не позволял себе крайности.
Вицин также обладал талантом к декламации и много работал над озвучиванием мультфильмов. До преклонных лет актёр выглядел очень молодо. В тридцать семь лет он сыграл восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок», в сорок шесть — двадцатипятилетнего Мишу Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»), в пятьдесят девять — принца Кукимора (по сюжету ему 20—30 лет) в фильме «Пастух Янка». При этом талант позволял ему играть и возрастные роли. Например, в тридцать восемь лет актёр изобразил деда Мусия в картине «Максим Перепелица». Сам актёр признавался, что ему больше нравится играть комедийных героев.
«Я мог бы и вызвать слёзы, я даже знаю, какой материал взять, но мне это больно, скучно. Не то что скучно, а это неестественно… Вот так бередить в себе какие-то глубокие личные… переживания – потому что нельзя врать. Значит, надо копаться в своём собственном багаже. А это мне не хочется, это трудно. И потом, я считаю, что горя у всех людей много – ну что стараться их вызывать на переживания. А юмор — это естественная потребность человека. Человек всегда любит посмеяться», – говорил Георгий Вицин.
Вицин жил жизнью простого и скромного советского человека и этим вызывал уважение со стороны окружающих. Несмотря на здоровый образ жизни, у Вицина были проблемы со здоровьем. Он скончался 22 октября 2001 года на 85-м году жизни.
Сергей Карпоносов кастинг для съёмки в сказке проходил вместе с братом Геннадием. Геннадий Карпоносов, как известно, стал олимпийским чемпионом, а Сергей после съёмок ещё раз пробовался у Птушко в «Сказку о царе Салтане», но не сложилось. Карпоносов закончил Плехановский институт, начальствовал на различных участках, в кино больше не снимался.
Ирина Мурзаева - Анна Ивановна
Зина Кукушкина - Анна Ивановна после омоложения
Актриса Ирина Мурзаева - блистательная комедиантка, которой постоянно доставались роли второго и третьего плана, часть из которых в титрах были обозначены даже без имени, просто «бабушка», «старушка». Специфическая внешность не позволила ей воплотить образы драматических героинь, но помогла оставить фамилию в истории советской комедии. Настоящий профессионал, верный друг и чуткая актриса, Ирина Мурзаева запомнилась зрителям и коллегам по цеху как человек широкой души.
Ирина Мурзаева родилась в 1906 году. Семье часто приходилось переезжать, пока Мурзаевы окончательно не осели в Москве. В юном возрасте Ирина пошла заниматься в драматический кружок. Именно там она поняла, чем хочет заниматься в будущем. В скором времени девушка поступила в театральный техникум. Окончив училище, Мурзаева отправилась на работу в Свердловскую область. В 1927 году Ирина Мурзаева поступила в Свердловский ТЮЗ, а в 1937 году уже играла на сцене Московского ТРАМа (впоследствии театра им. Ленинского комсомола).
Первую свою роль в кино Ирина Мурзаева получила в 1941 году. Она дружила с Валентиной Серовой, которую тогда позвали на пробы в картину «Сердца четырёх». Мурзаева сыграла специалиста по маникюру Тамару Спиридоновну, образ которой прославил исполнительницу на весь Советский Союз. Благодаря своей неожиданной славе актриса сыграла в лучших комедиях тех времен: «12 стульев», «Анна на шее», «Вечерах на хуторе близ Диканьки», «Огонь, вода и… медные трубы», «Опекун», «Женатый холостяк» и многих других. Несмотря на высокую занятость, Мурзаева не переставала выступать в театре вплоть до 1955 года.
Она играла, преподавала и работала режиссёром в Ленкоме. Она воплотила в кадре множество отличающихся друг от друга характеров. Часто режиссёры просили Мурзаеву просто побыть в кадре, чтобы расположить публику. Одного её появления хватало для возникновения улыбки на лицах зрителей.
Ирина Мурзаева умерла тихо и незаметно для отечественного кинематографа, привыкшего чествовать память своих звёзд. Она скончалась 3 января 1988 года.
Свою жизнь с кинематографом не связала.
Татьяна Донценко - Авдотья Петровна после омоложения
Валентина Телегина - Авдотья Петровна
Жизнь Валентины Телегиной была неразрывно связана с кинематографом и театром, хотя её путь нельзя назвать лёгким и простым. Родилась Валентина в 1915 году в Новочеркасске. С детства она мечтала стать актрисой. По окончании школы отправилась в Ленинград поступать в Институт сценических искусств на актёрский факультет. Целеустремлённую девушку заметили и приняли сразу на второй курс Института сценического искусства.
Донская казачка Валентина Телегина ещё с самого начала своей карьеры зарекомендовала себя как исполнительница ролей простой русской женщины, русской матери. Такой актриса была и в жизни. Во время Великой Отечественной войны Валентина улетела на остров Эзель, оказавшись в глубоком тылу врага. В паузах между концертами она вместе с другими артистами Балтфлота помогала санитарам, возила продукты и готовила еду для солдат. А когда актёрскую труппу было решено эвакуировать с острова, Валентина отказалась, отдав своё место раненому офицеру.
После войны Валентина Телегина не отступала от своего амплуа, играя привычные для себя роли. Актриса признавалась, что не любила играть отрицательных персонажей, но иногда приходилось это делать, тем не менее она прекрасно справлялась со всеми поставленными задачами. Многие свои роли она пропускала через себя. Её всегда снимали практически без грима, ведь она играла простых русских женщин с довольно сложной судьбой. Все её персонажи имели открытую душу и естественность, в этом плане Телегиной не приходилось играть, она и сама была такой. Несмотря на эпизодические роли, Телегина полностью перевоплощалась в свою героиню, будь то тётя Паша в картине «Завтрак на траве», мать Митяя в «Живите в радости» или бабушка Валя в фильме «Капля в море». Кроме этого, она сыграла в таких фильмах, как «Поезд идёт на восток», «Кубанские казаки», «Путешествие в молодость», «Дом, в котором я живу» и многих других.
Валентина Телегина скончалась 4 октября 1979 года. Причиной смерти стала астма и диабет, которые давали большую нагрузку на сердце.
Это её единственная роль в кино.
Съёмки
Съёмки фильма проходили в Москве. Внимательные зрители могут рассмотреть
в кадрах улицу Садовую-Самотечную, Комсомольский проспект, Берсеневскую набережную и другие.
Волшебный лес и избушка волшебников были сняты в павильонах киностудии.
Петя идёт в школу. Когда главный герой пересекает Садовую-Самотечную улицу, на дальнем плане видны дома № 9 и № 12, а на переднем плане справа - дом № 13 (в настоящее время перестроенный).
Машина с волшебниками приезжает в город. При этом мы видим на заднем плане дом № 33, а слева дом № 31 по Комсомольскому проспекту.
Злые волшебники расходятся «на дело», чтобы зарядиться «тёмной энергией», делая другим людям пакости. Позади них проход между домами № 29 и № 31 по Комсомольскому проспекту.
Мелкие пакости волшебники начинают творить в сквере у бассейна «Москва». В кадре на заднем плане «Дом на набережной» (Берсеневская набережная, дом 2).
Кадр, когда от продавца улетают воздушные шарики. На заднем плане справа дом Перцовой — дом № 1 по Соймоновскому проезду.
Петя продолжает терять драгоценное время. Он появляется то с мальчишками на самокатах возле проходной «Мосфильма», то на крыше гаража. При этом слева в кадре дом № 45, строение 1 по Комсомольскому проспекту, а на заднем плане дом № 50 по Фрунзенской набережной. Опять около «Мосфильма». На заднем плане видны дома № 12 и № 14 по Мосфильмовской улице.
На Москве-реке у Большого Устьинского моста. В левой части кадра виден Малый Устьинский мост через Яузу.

Превращение произошло, но Петя остался третьеклассником. На следующем кадре он подрисовывает усы девушке на афише кинотеатра «Россия». На заднем плане видно здание издательства «Известия».
Наконец, Петя доходит до школы, в роли которой выступает здание Московского дворца пионеров.
Дальше главный герой пытается продавать фрукты у универмага «Москва» на Ленинском проспекте. Собирается сбрить бороду в парикмахерской на Ленинском проспекте, но вместо этого берёт фуражку и жезл у бреющегося милиционера и идёт регулировать движение на улицу Доватора. Слева виден торец гостиницы «Юность», на заднем плане дом № 14 по улице Доватора.
На следующем кадре виден фасад гостиницы «Юность». Далее - наземный вестибюль станции метро «Спортивная» и дом № 35 по Хамовническому валу.
Расстроенный тем, что ничего не умеет, Петя идёт на Котельническую набережную, где встречает продавщицу пирожков. В кадре - дома № 4/22 Б и № 4/22 А по Космодамианской набережной.
Герой узнаёт, что кроме него заколдованы ещё две девочки и мальчик. Петя находит Марусю Морозову, и они бегут искать остальных. Мы видим героев на Смоленской улице у магазина «Руслан» (Смоленская улица, дом № 3).
Второго превращённого мальчика ребята находят у кинотеатра «Россия». На заднем плане дом № 19 по Тверской улице. Все в сборе, поэтому надо бежать и снимать злые чары. В кадрах - вид с балкона кинотеатра «Россия» на Страстной бульвар и вид на Пушкинскую площадь. На последнем кадре на заднем плане видны дома № 16 и № 17 по Тверской улице. В виртуозно смонтированной панораме погони волшебников за узнавшими страшный секрет детьми тротуары центра Москвы под ногами героев плавно сменяются проспектом Нахимова, снятым в Севастополе. Съёмки также проводились в Крыму, в Стрелецкой бухте.



Волшебный мир для Птушко был гораздо интереснее реального, поэтому во всех своих фильмах в первую очередь он работал над визуальными эффектами и трюками.
Специально для этого фильма режиссёр изобрёл механическую кукушку, которая играет важную роль в развитии сюжета. Сам её сконструировал и собственноручно сделал. Для него это было очень важно.
Сцену, в которой у героя Георгия Вицина отрастают волосы, снимали с помощью парика, который также был придуман и сделан Александром Птушко. Парик представлял собой ткань, через которую были продеты волосы и собраны в хвостик на затылке актёра.
Когда тянули за хвостик, волосы втягивались и исчезали, герой "лысел". Затем при монтаже эту сцену вмонтировали в обратной перемотке, и получилось, что волосы отрастают.
И на какие только ухищрения не шли режиссёры и художники-постановщики того времени для съёмок необычных моментов со спецэффектами (тогда это называли комбинированной съёмкой), ведь никакой компьютерной графики тогда не было. Кстати, в фильме впервые были применены некоторые приёмы съёмки, которые до сих пор используют в голливудских блокбастерах. Например, когда камера "облетает" вокруг героя.
Птушко занимался резьбой по дереву и коллекционировал различные пни, ветки и коряги. Часть его коллекции можно увидеть в сцене в заколдованном лесу.
Особое место в фильме занимает пёс - очаровательный, умнейший! Это самый преданный друг Пети. Такой не подведёт, с этим псом можно "идти в разведку ". Смешно сказать - родная мама не узнала сына, а пёс узнал! И обрадовался, и стал помогать любимому хозяину.
Премьера картины состоялась 27 августа 1964 года. Фильм пришёлся по душе зрителям не только из-за спецэффектов, но и из-за хорошей морали сказки, динамичного сценария и, конечно же, отличной игры актёров. И вот уже более полувека он занимает прочную позицию в списке всеми любимых советских сказок.
Говорят, в своё время Птушко получил от Уолта Диснея письмо с приглашением возглавить одну из студий. Но он отказался, променяв Голливуд на любимый "Мосфильм". Кто знает, ждал ли там Птушко такой же успех, и помнили бы его фильмы полвека спустя.

Цитаты о времени

  • Время проходит, но сказанное слово остаётся.
    Л. Толстой

  • Время — это лишь последовательность наших мыслей.
    Н. Карамзин

  • Неумение беречь своё и чужое время — это настоящее бескультурье.
    Н. Крупская

  • Время не ждёт и не прощает ни одного потерянного мгновения.
    Н. Гарин-Михайловский
  • Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым Вы наполняете его.
    Самуил Маршак
  • Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай.
    А.П. Чехов

  • Одно дело переводить стрелки часов, другое - время.
    Л.С. Сухоруков

  • Счастливые часов не наблюдают.
    А.С Грибоедов
  • Жизнь знает не время, а дела и события.
    А.С Грин
  • Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя — и оно не может быть мыслимо иначе.
    Л.Н. Толстой
  • Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.
    Т. Манн
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
     Я. Коменский

  • Хорошее употребление времени делает время ещё более драгоценным.
    Ж. Ж. Руссо
  • Время идёт для разных лиц различно.
    У. Шекспир

  • Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится.
    Я. Корчак
  • Человек, решивший растратить хотя бы один час своего времени, ещё не дорос до того, чтобы понимать всю ценность жизни.
    Ч. Дарвин
Проверь себя
Пословицы и поговорки о времени
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Людмила Шимкус
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru