Художник: Василий Комарденков
«В нашем фильме в сценах с ней нет ни одного механически снятого холодного куска. Всё это сделано методом вызова в ребёнке-актёре так называемого родственного чувства. <…> этот метод ограждает малыша-актёра от кривляний и даёт возможность создавать с детьми настоящие актёрские сцены»
Татьяна Лукашевич, режиссёр
Фильм «Подкидыш» в контексте кино о детях 1930-х годов
«В фильмах 1930-х—1950-х годов вы редко увидите детей, находящихся в нормальном для себя состоянии — игре. Экранные ребятишки: а) борются с вредителями всех мастей (от шпионов до грызунов); б) заседают, то есть проводят сборы, собрания, голосования и митинги; в) трудятся или, в лучшем случае, предаются какому-нибудь развлечению, как правило, не свойственному реальным детям, но зато могущему перерасти в профессию, например — куроводству».
Валерия Притуленко, журналист
Сценарий, дополненный реальностью
История создания фильма
Начав работать над сценарием, Рина Зелёная и Агния Барто решили, что роли взрослых героев «Подкидыша» будут исполнять их любимые артисты. Образы Ляли и холостяка Евгения Семёновича создавались с учётом актёрской органики Фаины Раневской и Ростислава Плятта. Режиссёра Татьяну Лукашевич устроили эти кандидатуры. Согласие артистов также было получено. Плятт, почти не имевший опыта работы в кино, сразу выразил готовность поучаствовать в съёмках. Раневская впоследствии признавалась, что в 1930-х годах её отношения с кинематографом складывались непросто. Тем не менее актриса приняла приглашение сценаристов и режиссёра «Подкидыша» – по уточнению Рины Зелёной, исключительно «из дружеских женских чувств».
Роль Мули создатели картины предложили исполнить Петру Репнину. После «Подкидыша» Репнин снимался в основном в эпизодах. Например, актёр сыграл главврача психиатрической больницы в «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая.
Наибольшие сложности на подготовительном этапе были связаны с поисками актрисы на роль Наташи Мухиной.
В одних случаях родители наотрез отказывались отпускать детей на съёмки; в других ситуациях выяснялось, что выбранные на роль девочки не могут себя вести естественно перед кинокамерами.
И только в процессе съёмок выяснилось, что характер девочки не имел ничего общего с её ангельской внешностью!
Москва для героини «Подкидыша», отправившейся в первое самостоятельное путешествие, – это пространство, которое девочка воспринимает как территорию для игр и приключений. Большой мир, возникший перед Наташей за порогом её дома, полон открытий – девочке одинаково интересны и вышагивающий по бульвару бульдог, и продаваемые на улице воздушные шары. Город в кинокартине представляет собой комфортную и безопасную для ребёнка среду – в нём живут доброжелательные милиционеры, приветливые дворники, ответственные воспитатели.
Как рассказывала впоследствии Татьяна Лукашевич, при подготовке к первому съёмочному дню её ассистенты принесли на площадку у Чистых прудов необходимый реквизит – разложили на скамейках игрушки, расставили заводные автомобили и велосипеды. Территорию, прилегавшую к месту съёмок, перекрыла милиция. Взрослые и юные артисты, приглашённые для участия в массовых сценах, час за часом ждали команду «Мотор!». Однако «ни один полезный метр не был снят в этот день».
Комическая супружеская пара Ляли и Мули была придумана специально для Фаины Раневской и Петра Репнина. Она – идущая напролом сильная женщина с зонтиком, он – печальный добряк в фуражке, прячущийся от напора жены за газетой.
Беспокойную Лялю, которая изводит упрёками терпеливого Мулю, Раневская сыграла с «буффонной откровенностью» и утрированным комизмом. Демонстрируя характер властной дамы, командующей мужем-подкаблучником и одновременно изображающей из себя «томное и нежное создание», актриса, по мнению публициста Игоря Смолина, заставила работать на придуманный ею образ каждую деталь портрета – от соломенной шляпы до необъятного ситцевого зонта. Бижутерия, в которой снималась Раневская, принадлежала, по словам Вероники Лебедевой, её матери, постоянно находившейся на площадке. В один из дней Фаина Георгиевна, услышав от Лебедевой-старшей комплимент по поводу внешности, ответила: «Спасибо, очень приятно. Только дайте мне свои бусы, я буду сниматься в них».
Крылатые фразы