Петр Первый
киноэпопея, исторический, биография
1937-1938

Киностудия: "Ленфильм"

Режиссёр: Владимир Петров

Оператор: Вячеслав Горданов, Владимир Яковлев

Сценарий: Алексей Толстой, Владимир Петров, Николай Лещенко

Композитор: Владимир Щербачев

Художники: Николай Суворов, Владимир Калягин
Награды
Актёрский состав
Петр I Великий
Николай Симонов
Николай Черкасов
царевич Алексей Петрович
Екатерина I
Алла Тарасова
Николай Константинович Черкасов – выдающийся советский актёр театра и кино, народный артист СССР.
Родился 27 июля 1903 года в Петербурге. В 1919 году закончил Петроградскую трудовую школу и подал заявление в Военно-медицинскую академию. Но в душе он сомневался в своём выборе. В итоге Черкасов поступил в студию мимистов. Проучившись там всего лишь несколько недель, 16-летний Николай был зачислен мимистом в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета. С 1920 года начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета.
Осенью 1923 года Николай становится студентом Института сценических искусств. Затем Черкасова зачисляют в Ленинградский ТЮЗ, где в числе прочих он получает главную роль в спектакле «Дон Кихот».
Кинодебют Черкасова состоялся в 1927 году в фильме «Поэт и царь». Дальнейшее развитие советского кинематографа приносит Черкасову всё больше ролей в фильмах: «Его превосходительство», «Мой сын», «Луна слева», «Горячие денёчки», «Дети капитана Гранта», «Пётр Первый», «Депутат Балтики», «Александр Невский», «Иван Грозный», «Дон Кихот» и других. С ними приходит и народное признание.
Умер Николай Черкасов 14 сентября 1966 года. Похоронен актёр в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
27 июля 1970 года имя Н.К. Черкасова было присвоено одной из улиц в Ленинграде.
Михаил Иванович Жаров – советский актер и режиссер, народный артист СССР.
Родился в Москве 27 октября 1899 года (по другим данным и по официальным документам – 1900 года) в рабочей семье. Семья Жаровых жила очень бедно, поэтому Михаилу пришлось очень рано начать работать. В 1913 году отец устроил его учеником наборщика в типографию, где работал сам. С 1915 года работал администратором и помощником режиссёра в труппе Оперного театра Зимина, где Михаилу впервые начали доверять роли статистов.
В 1918 году Жаров поступил в студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного союза рабочих организации). С 1918 по 1938 год играл на сценах многих театров, а с 1938 года и до конца жизни служил в Малом театре, где наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова.
В кино Михаил Жаров дебютировал в 1915 году в крохотной, практически незаметной роли опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный».
Жарова считали непревзойдённым мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орёл», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки»).
В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. В 1944 году актёр был награжден «За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин».
Всего Михаил Жаров сыграл более чем в 60-ти фильмах: «Путёвка в жизнь», «Пётр Первый», «Выборгская сторона», «Медведь», «Ошибка инженера Кочина», «Степан Разин», «Человек в футляре», «Анна на шее», «Во имя Родины», «Иван Грозный», «Беспокойное хозяйство», «За тех, кто в море», «Счастливый рейс», «Девушка с гитарой», «Анискин и Фантомас».
Как кинорежиссёр Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство», «Анискин и Фантомас» (совместно с В.А. Рапопортом), «И снова Анискин» (совместно с В.И. Ивановым).
Михаил Иванович ушёл из жизни 15 декабря 1981 года. Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище в Москве.
Алла Константиновна Тарасова – советская, российская актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР. Лауреат пяти Сталинских премий.
Алла Тарасова родилась 6 февраля 1898 года в Киеве в семье профессора медицинского факультета Киевского университета. Училась в Киево-Печерской женской гимназии. С 1914 года жила в Москве, училась в частной Школе драматического искусства. С 1916 года играла в спектаклях Московского Художественного театра. Во время Гражданской войны с 1919 по 1922 годы гастролировала с «Качаловской группой». С 1923 года гастролировала с труппой театра за границей. Слава пришла к ней в 18 лет, когда она сыграла в спектакле по пьесе З. Н. Гиппиус «Зелёное кольцо».
В 1925 году актриса поступила в труппу МХАТа, в котором прослужила до конца своей жизни.
В кино Алла Тарасова дебютировала в драматической ленте немецкого режиссёра Роберта Вине «Раскольников» в 1923 году.
Большим успехом пользовались киноработы артистки – Катерина в «Грозе», Екатерина I в «Петре Первом», Кручинина в «Без вины виноватых» (в 1963 году Тарасова повторила этот образ на сцене), Настя в картине «На дне», главная роль в фильме «Анна Каренина».
С 1951 по 1955 год – директор МХАТа. С 1970 по 1973 год – председатель Совета старейшин МХАТа.
В последние годы актриса посвящала себя работе с молодёжью, педагогической деятельности. С 1967 года – педагог в Школе-студии МХАТ.
Алла Тарасова умерла 5 апреля 1973 года в Москве. Похоронена на Введенском кладбище.
В Москве на доме 5/7 по улице Немировича-Данченко (ныне – Глинищевский переулок), где жила Алла Тарасова, установлена мемориальная доска. Её именем названа одна из улиц Киева и Театральный музей в школе № 9 города Дмитров Московской области. Имя «Алла Тарасова» в 1977–1998 годах носил один из теплоходов Мурманского пароходства.
Николай Константинович Симонов – советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат трёх Сталинских премий и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского, кавалер трёх орденов Ленина.
Родился 4 декабря 1901 года в Самаре в семье управляющего мукомольной фирмой. Биография актёра с детства была связана с искусством и литературой.
Окончив шесть классов гимназии, в 1918 году Николай поступил на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы, затем в 1919– 1922 годах учился на факультете живописи Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. В 1922 году поступил сразу на второй курс Петроградского института сценических искусств. В 1924 году был приглашён в труппу Ленинградского государственного театра драмы (Александринский театр). Однако сразу прийти в театр актёру не удалось – его на один год призвали в армию. В 1931 году покинул Ленинград и возглавил Самарский краевой драматический театр (Самарский театр драмы имени М. Горького).
В 1934 году вернулся в Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина, который больше уже не покидал.
В кинематографе дебютировал в 1924 году. После своей «звёздной» роли Петра I Николай Симонов работал в кино ещё более тридцати лет. В том числе сыграл священника в «Оводе» и доктора Сальватора в «Человеке-амфибии». Умер Николай Симонов в Ленинграде в 1973 году. Похоронен на Волковском кладбище.
Михаил Жаров
светлейший князь А.Д. Меншиков
История создания


85 ЛЕТ НАЗАД, 31 АВГУСТА 1937 ГОДА, ВЫШЕЛ НА ЭКРАНЫ СОВЕТСКИЙ ДВУХСЕРИЙНЫЙ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ «ПЕТР ПЕРВЫЙ»

«Петр Первый» — советский двухсерийный историко-биографический фильм, снятый на киностудии «Ленфильм» режиссёром Владимиром Петровым, посвящённый жизни и государственной деятельности преобразователя России XVIII века царя Петра I, начиная от Нарвской битвы 1700 года и заканчивая принятием Петром Великим титула императора в 1721 году.
Сам кинофильм начинается в 1700 году с момента приезда царя Петра и его правой руки А.Д. Меншикова в Новгород Великий после Нарвского сражения. В фильме отображён также конфликт между царём и его сыном Алексеем. Большое значение в картине имеет личностное и политическое противостояние Петра и его сына, царевича Алексея. Особенно интересна сцена их объяснения в конце первой серии. Петр, обращаясь к сыну, не разделяющему его идеалов и политических методов, говорит: «За Отечество я живота своего не щадил, людей не щадил. Воистину, сколько уж лет в крови и поту умываемся… Сын мой, родной ты мой, что я дурно делал, что людей мучил? Ну, виноват, прости. Широко было задумано — жалеть было некогда». Тем самым через историческую аллюзию в фильме происходило объяснение современной социально-политической ситуации в стране: чрезвычайного напряжения сил народа, больших жертв в условиях индустриализации и коллективизации.
Во второй серии «Петра Первого» больший акцент будет делаться на обороне страны, сложной истории взаимоотношении российского государства с европейскими государствами.
События в длинном двухсерийном фильме повествуют о историческом пути развития России под руководством царя Петра. Картина строится вокруг Северной войны (двадцатилетней войны) России со Швецией. После поражения в битве под Нарвой российский государь вознамеривается одолеть противника во что бы то ни стало, не жалея никаких сил и средств.
Пётр Первый – величайшая фигура в истории России. Во все времена потомки отдавали должное его вкладу в преобразование и развитие государства. Однако в первые годы советской власти Пётр Первый, как и другие монархи, подвергался забвению. Ситуация стала меняться лишь в 1930-е годы, когда в стране начались государственные реформы, не всегда популярные в народе. Необходимо было поменять общественное мнение, объяснить, что это необходимо для того, чтобы поднять страну, разрушенную тяжелейшей Гражданской войной. Для этого были призваны и деятели искусства – писатели, режиссёры. Тогда же «вспомнили» и о великом царе-реформаторе, разрушившем вековые устои, выигравшем Северную войну и провозгласившем Российскую империю. В этом плане личность Петра Первого отлично вписывалась в концепцию политики молодого Советского государства. Потому создание фильма о нём стало вполне закономерным…
В 1929 году за написание пьесы о Петре Первом взялся Алексей Толстой. Она получила название «На дыбе», позже частично была переработана в пьесу «Пётр I». Тогда же началась работа писателя над романом «Пётр Первый». В 1934 году были опубликованы первые две книги, которые читатели приняли с восторгом. К сожалению, роман так и остался незаконченным из-за смерти писателя, что не помешало ему прочно войти в канон советской литературы. Произведение «красного графа» Алексея Толстого охватывает период становления царя Петра и завершается взятием Нарвы в 1704 году. А фильм с этого события только начинается. Алексей Толстой полностью контролировал съёмки. Можно сказать, вместо того, чтобы создавать продолжение своей исторической эпопеи, писатель полностью отдался роману с кино.
«Мы работали над сценарием с Владимиром Михайловичем Петровым больше года, – рассказал Алексей Толстой ленфильмовской многотиражной газете «Кадр». – Работа – большая и трудная. Драматургия и киносценарий качественно одно и то же искусство, воплощаемое разными средствами. Опыт моей работы с Петровым дает мне смелость указать путь работы писателя в кино. Это путь сочетания писателя с режиссером, а их обоих с произведением». После выхода романа о Петре Первом назрела необходимость съёмок полнометражного художественного фильма. Режиссёром был назначен Владимир Михайлович Петров, который вошёл в историю отечественного кино фильмами: «Гроза» (1934), «Кутузов» (1944), «Без вины виноватые» (1945) – получивший Сталинскую премию в 1946 году, «Ревизор» (1952), «Поединок» (1957), «Накануне» (1959). Но главным фильмом его жизни, без сомнения, стал «Пётр Первый».
Работа закипела – и почти сразу остановилась.
«Наиболее принципиальные и ожесточённые споры рождались вокруг самого образа Петра, – вспоминал Толстой. – Множество всевозможных штатных «теоретиков» от кино обрушили на нас самые разноречивые требования. Вихляющийся, истеричный Пётр, которого нам навязывали, никак не совпадал с нашими замыслами. От нас требовали, чтобы мы показали конечную неудачу, провал всей преобразовательной деятельности Петра».

Конец спорам положило личное вмешательство Сталина, который одобрил концепцию фильма. После чего работы над картиной возобновились с удвоенной энергией. Поначалу предполагалось снять не две, а три серии фильма и привлечь в том числе и иностранных актёров. Затем от этих планов отказались.
Постановка имела приоритетное государственное значение, поэтому проблем с финансированием не было.
К созданию фильма подошли со всей тщательностью – было пошито огромное количество исторической одежды и обуви, подбирался соответствующий реквизит, создавались дорогие декорации. Словом, было предпринято всё для воссоздания эпохи конца XVII – начала XVIII века.
Соответствующую атмосферу фильма подчеркнула и величественная музыка, написанная композитором Владимиром Щербачёвым. Запоминающийся, в хорошем смысле пафосный саундтрек, безусловно, украсил картину.
Режиссёр собрал великолепный актёрский ансамбль. На роль Петра Первого был утверждён Николай Симонов, имевший богатый опыт в кино (роли в картинах «Кастусь Калиновский», «Катерина Измайлова», «Капитанская дочка», «Чапаев», «Человек-амфибия» и другие). По результатам проб актёр Николай Симонов оказался только пятнадцатым по счету кандидатом. Историки-консультанты говорили, что он меньше всего похож на Петра I, изображённого на 25-ти известных портретах. Алексей Николаевич же, как только увидел пробу Симонова, воскликнул: «Вот это Пётр! Не правда, ли? Ну, конечно, он!.. Утверждаю!..» Он настоял на выборе именно Симонова, произнеся историческую фразу: «Зато теперь все будут считать, что Пётр был именно таким!». И с той поры царя-реформатора мы представляем себе не иначе как в облике Николая Константиновича Симонова.
Рост царя – более двух метров, Симонова – 1,82 метра. Над внешностью императора в фильме пришлось основательно поработать. Симонову немного подбрили волосы, увеличив лоб. Сделали парик, воспроизводивший характерную петровскую причёску. Наклеили усы, тоже стремясь сделать их похожими, густые щетинистые брови. Для того чтобы на экране получить одутловатость щёк, очень характерную для Петра, Симонов снимался немного небритым. А в сапоги актёру, который на целых 22 сантиметра не дотягивал до петровского роста, пришлось вставлять специальные деревянные танкетки.
В исполнении Симонова первый российский император получился невероятно ярким. Пётр заражал своим азартом и жизнелюбием, неукротимой энергией и стремлением к познанию нового. На съёмочной площадке актёр так вживался в образ, что его даже боялись коллеги, в особенности в сценах, где Пётр впадал в агрессию. Михаил Жаров, например, вспоминал, что упросил Владимира Петрова снимать сцену, в которой Пётр бьёт Меншикова, покадрово: отдельно замах, отдельно кулак у лица, отдельно падение. Потому что увидел, как Симонов, готовясь к работе, шевелит накладными усами – «нагоняет темперамент» – и побоялся, что раздухарившийся актёр его попросту убьёт.
Актёру и режиссёру удалось создать незабываемый исторический портрет великого государственного деятеля, чьи стремления и помыслы были направлены не на свою выгоду, а ради славы и величия России. Несомненно, царь Пётр стал не только вершиной творчества Николая Симонова, но лучшим, «каноническим» экранным воплощением этого исторического деятеля. Игру Симонова все единогласно признали блестящей, а сам он получил за роль первого русского императора Сталинскую премию. Советский театровед, критик и педагог Сергей Цимбал в 1973 году написал, что Симонову удалось создать на удивление яркий и достоверный образ царя-плотника – не безусловного героя, не анекдотичного дебошира, а настоящего человека со своими мыслями, целями и страстями.
Под стать Петру Первому столь же блестяще выглядели и другие главные герои – невероятно обаятельный Меншиков в исполнении Михаила Жарова. Несмотря на огромное количество сыгранных ролей, Михаил Иванович Жаров по сей день остаётся «Алексашкой Меншиковым» – обаятельным пройдохой из самой гущи народа, ставшим преданным слугой и другом Петра.
На пробах Михаил Жаров вышел в пышном мольеровском парике. Из-под буклей и завитушек глядело очень русское, чуть растерянное лицо с округлым носом и широким подбородком. Актёр смотрелся нелепо, и его чуть не забраковали. Но тут вмешался Алексей Толстой. Изрядно посмеявшись над Жаровым, писатель сказал, что это предметный урок: «Вот что получается с русской головой, если на неё напялить французский парик!» Само зрелище назвал великолепным и вступил по поводу Жарова в перепалку с членами худсовета. Последние, по словам Владимира Петрова, в итоге капитулировали, а Жарова Толстой взял под опеку.
Простая и величественная, любящая и страдающая (что далеко не соответствовало историческим реалиям!) — такую Екатерину представила звезда и легенда МХАТа Алла Константиновна Тарасова (06.02.1898—05.04.1973). В кино она снималась, увы, немного, но ее Катерина в «Грозе» (1934), Кручинина в фильме «Без вины виноватые» (1945), Анна Каренина в одноименной экранизации 1953 года стали классикой кино.
Образ не понимающего и не принимающего отца царевича Алексея был создан Николаем Черкасовым. Последний особенно интересен тем, что буквально в то же время Черкасов создал абсолютно противоположный образ князя Александра Ярославовича в исторической ленте «Александр Невский». Остаётся только восхищаться многогранностью таланта актёра.
Первая серия фильма «Пётр Первый» была поставлена в 1937 году и тогда же вышла в свет. Спустя год завершились съёмки второй серии, а её премьера состоялась в 1939 году. Зрители увидели по-настоящему дорогой, качественный байопик с интересным сюжетом, прекрасными актёрскими работами, захватывающими батальными сценами, невиданной доселе в советском кино массовкой. Всё это обеспечило киноленте огромный успех. «Пётр Первый» стал одним из лидеров проката 1937 года. Кроме того, он был хорошо принят за рубежом, где отмечался размах исторической картины, делающей честь советскому кинематографу.
«Петр Первый» — фильм, положивший начало циклу исторических картин, поставленных на фоне разворачивающейся международной борьбы с фашизмом. Он был призван нести позитивную национальную идею о сильной личности, объединяющей народ против внешнего и внутреннего врага. Образ Петра — царя-реформатора (как затем и князя-освободителя Александра Невского и борца с боярским противостоянием Ивана Грозного) — весьма прозрачно ассоциировался с вождем народов, высоко оценившим эти фильмы. Слова Петра как нельзя лучше выражали кредо Сталина: «Суров я был с вами, дети мои, не для себя я был суров, но дорога мне была Россия! Моими и вашими трудами увенчали мы наше отечество славой… Не напрасны были наши труды, и поколениям нашим надлежит славу и богатство отечества беречь и множить».
Первая серия фильма «Петр Первый» была поставлена в 1937 году и тогда же вышла в свет. Спустя год завершились съёмки второй серии, а её премьера состоялась в 1939 году. Зрители увидели по-настоящему дорогой, качественный байопик с интересным сюжетом, прекрасными актёрскими работами, захватывающими батальными сценами, невиданной доселе в советском кино массовкой. Всё это обеспечило киноленте огромный успех. После выхода фильма на широкий экран, он стал несомненным лидером советского проката того времени. Публика старания творческий группы оценила высоко: во время показа первой серии эпопеи залы в кинотеатрах были переполнены. «Петр Первый» – первый советский фильм, который посмотрел президент США Теодор Рузвельт. Приняли фильм Петрова и зарубежные критики, главным образом, бурные аплодисменты звучали из Соединенных Штатов и Франции. Отмечая широкий размах искусно сотканного известной ленинградской киностудией «Ленфильм» исторического полотна, многие зарубежные издания окрестили представленную картину фреской, делающей большую честь всему советскому кинематографу.
В 60-е годы фильм Владимира Попова был восстановлен на киностудии «Мосфильм». Тогда была сильно сокращена вторая серия, — несколько сцен было вообще вырезано. Кроме того, большое количество сцен в обеих сериях было переозвучено, текстовые вставки частично убраны, частично заменены закадровым текстом, титры полностью перемонтированы.
Получив вторую жизнь, он сумел пройти испытание временем, войти в Золотой фонд отечественного кинематографа и спустя десятилетия продолжает вызывать интерес у зрителей.
If a building becomes architecture, then it is art
Русский император Пётр I (1672–1725) прожил сложную и бурную жизнь, наполненную делами и событиями, иногда страшными и кровавыми, иногда величественными. Он сыграл огромную роль в отечественной истории. Его считают величайшим преобразователем.
Ещё при жизни Петра I назвали Великим – и за высокий рост, и за богатырскую силу, и за его великие дела. Почти всё его царствование прошло в войнах: Азовские походы (1695–1696 гг.), Северная война (1700–1721 гг.), войны с Турцией и Персией.
Стараниями Петра I жизнь страны пошла по новому пути, Россия стала могущественной державой. Петром были проведены административная, церковная, социальная реформы, изменена судебная система. За период его царствования было издано более 3000 законодательных актов, заметно изменивших жизнь страны.
Для подъёма промышленного производства и развития торговых связей Пётр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. При Петре начинается развитие геологоразведки. Только на Урале при Петре было построено не менее 27 металлургических заводов; в Москве, Туле, Санкт-Петербурге основывались пороховые заводы, лесопильни, стекольные мануфактуры; в Астрахани, Самаре, Красноярске налаживалось производство серы, селитры, создавались парусные, полотняные и суконные мануфактуры. Это позволило начать постепенный отказ от импорта.
Пётр I реформировал армию. Ввёл обязательную военную службу для дворянства уже с 15 лет. Развил военный флот, которого практически не было до его прихода к власти. Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Существовавший сложный церковнославянский шрифт Пётр I заменил гражданским шрифтом, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Интерес царя к анатомии лёг в основу создания Кунсткамеры – первого музея, открытого для посетителей в 1727 году.
В период с 1700 по 1721 годы в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге. Петром I создана Академия наук, при которой был учреждён первый российский университет, а при нём первая гимназия.
По инициативе царя в Москве в 1699 году начала издаваться первая российская газета «Ведомости». Вскоре после этого был основан театр. Введены обязательные коллективные увеселения – ассамблеи. Впервые была проведена полная перепись населения.
В первый день 1700 года Россия перешла на новое летоисчисление. Был введён новый календарь с началом года 1 января, а не 1 сентября и летоисчислением от рождества Христова, а не от сотворения мира.
22 октября 1721 года Петру I присвоен титул Императора Всероссийского, Отца Отечества и Великого (при его жизни этот титул за ним признали только Пруссия, Дания и Швеция). Россия стала называться Российской империей, а царь — императором.
Сохранилось описание внешности Петра I, сделанное одним из его современников: «Царь Пётр Алексеевич был высокого роста, скорее худощавый, чем полный, волосы у него густые, короткие, тёмно-каштановые, глаза большие, чёрные, с длинными ресницами, рот хорошей формы, но нижняя губа немного испорчена, лицо смуглое, с хорошими чертами, выражение лица прекрасное, с первого взгляда внушающее уважение. При его большом росте – два метра четыре сантиметра – ноги казались очень тонкими, голова его часто нервно дёргалась».
Пётр обладал большой физической силой. Был скор на наказание, принуждение и расправу. И в то же время отличался отходчивостью, рассудительностью и доброжелательностью, разумной требовательностью, обладал чувством юмора. Вставал царь рано утром – в пять часов. В одиннадцать обедал. Любил редьку, солёные огурцы, кашу, студень, ветчину и квас. Требовал, чтобы пища всегда была обжигающе горячей.
Умер Пётр в расцвете сил. Он простудился, помогая спасать моряков с потерпевшего крушение корабля, заболел и скончался, даже не успев назначить наследника.
До сих пор ученые ломают копья на страницах научных изданий, а литераторы и кинематографисты, соответственно своему предназначению, пишут книги и снимают фильмы, пытаясь постичь противоречивую и сложную натуру первого российского императора. Образ Петра I получил яркое воплощение в литературе, скульптуре, театре, живописи и кино. Его облик был запечатлен художниками Александром Бенуа, Евгением Лансере, Василием Суриковым, Валентином Серовым. Жизнь и деятельность самодержца описаны в повестях и романах: «Петр Первый» (А. Н. Толстого), «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого» (А. С. Пушкина), «Петр и Алексей» (Д. С. Мережковского) и др.
Не раз использовался образ Петра и в кинематографе. Были сняты фильмы: «Пётр Великий» («Жизнь и смерть Петра Великого», 1910), «Царевич Алексей» (1918), «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970), «Табачный капитан» (1972), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), «Юность Петра» (1980), «В начале славных дел» (1980), «Россия молодая» (1982), «Дмитрий Кантемир», «Царевич Алексей» (1997), «Тайны дворцовых переворотов. Завещание императора» (2000), «Пётр Первый. Завещание» (2011), «Медный всадник России» (2019), «Тобол» (2019),«Петр I: Последний царь и первый император» (2022) и другие.

В.И. Суриков
"Утро стрелецкой казни"
Е.Е. Лансере
"Полтавская битва. Царь Петр на позициях артиллерии"
В.А. Серов
"Петр I на псовой охоте"
А.Н. Бенуа
"Петр на прогулке в Летнем саду"
Николай Симонов
"Петр Первый"
Владлен Давыдов
"Табачный капитан"
Алексей Петренко
"Сказ про то, как царь Петр арапа женил"
Дмитрий Золотухин
"Юность Петра", "В начале славных дел", "Россия молодая"
Александр Лазарев (старший)
"Демидовы"
Николай Караченцов
"Тайны дворцовых переворотов. Завещание императора"
Александр Балуев
"Петр Первый. Завещание"
Дмитрий Дюжев
"Тобол"
Исторический портрет

Съёмки

.

Работы велись на студии «Ленфильм». Сам Алексей Толстой писал, что она была «одной из лучших, если не единственной, где творческая и производственная жизнь била ключом». «Пётр Первый» должен был стать для неё самой большой, сложной и дорогой картиной. Михаил Жаров вспоминал, что во время первого визита к режиссёру Владимиру Петрову застал того сидящим в окружении портретов самого императора, «ни один из которых не был похож на другой, за исключением одного - усов». А вокруг…
«Вокруг кабинета режиссёра расположились комнаты группы, - писал актёр в мемуарах. - Количество комнат и состав группы говорили, что такой картины по масштабу работы и размаху организации на студии ещё не было. Комнаты были заполнены всевозможными книгами, рисунками, эскизами художников, подлинными вещами петровской эпохи и орденами, взятыми из музея. Оружие валялось на столах, у стены стояли мушкеты. Со всего снимали образцы для передачи в пошивочные, гримёрные и бутафорские цехи. Всё требовалось для картины в сотнях и тысячах штук».
С размахом подошли и к декорациям. Под Ленинградом, в Озерках, - тогда они ещё считались загородным районом - построили целый город из декораций: в натуральную величину крепостные ворота, стены и башню города Нарвы, а в батальных сценах принимали участие десятки «драгунских соединений», по которым вела огонь почти настоящая пушечная артиллерия - правда, конечно, бутафорскими ядрами.
«Передо мной открывался фантастический вид на Неву, Петропавловскую крепость и дальше на Крестовский остров, - писал Жаров. - В этом районе Ленинград неповторим: утром он как нежный акварельный рисунок - все тона голубовато-розовые, днём они совсем другие - новые, яркие краски и резкие светотени ломают линии строений, придавая им причудливые ракурсы. А красавица Нева как-то особенно мощно и мятежно катит свои волны. Вечером это вновь тихий, прозрачный, романтический, нереальной красоты град».
В.М. Петров
9 ИЮНЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА I. ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЯРКИХ ВОПЛОЩЕНИЙ ОБРАЗА ЦАРЯ-РЕФОРМАТОРА СТАЛА КИНОЭПОПЕЯ «ЛЕНФИЛЬМА» РЕЖИССЁРА ВЛАДИМИРА ПЕТРОВА «ПЁТР ПЕРВЫЙ».

Для батальных сцен нужно было набрать большую массовку. Разместили в газетах объявление. К воротам «Ленфильма» явилось около десяти тысяч человек, из которых отобрали полторы тысячи наиболее характерных, «типичных» для петровской эпохи. Для съёмок заложили пиротехнические фугасы, соединенные проводами с пультом. В нужный момент пиротехник нажимал кнопку, и взлетали очень эффектные дымовые фонтаны. Места зарытых фугасов отмечали белыми камнями, чтобы участники массовки случайно на них не встали. А на некоторые фугасы положили манекены, которые при взрыве взлетали на воздух. Сами актёры учились ездить на лошадях и фехтовать. С холма Пётр-Симонов смотрел в подзорную трубу, приобретённую за 300 рублей в комиссионном магазине. На ленинградских предприятиях было заказано 1400 треуголок, 200 гренадёрских шапок, 1300 туфель, 1000 штыков, 60 тысяч пуговиц…
За съёмками фильма наблюдали тысячи ленинградцев. Появление Карла XII, которого исполнял актёр агиттеатра Эдгар Гаррик, встречали свистом…
А кое-кто входил в образ и более экзотическими способами. Жарову - Меншикову, например, Алексей Толстой посоветовал переночевать разок в Путевом дворце Петра в Летнем саду, чтобы «прочувствовать аромат петровской эпохи». И не просто переночевать, а в полном костюме. Жаров согласился. Во дворец его отвезли прямо со съёмок, поселили в одной из комнат, выдали тулуп, нехитрый ужин. Позже к Жарову должен был присоединиться ещё и Симонов, но его то ли не предупредили, то ли ещё что-то случилось, но во дворце он так и не появился. А вот на самого Жарова ночёвка в государевых палатах произвела огромное впечатление.
Натурные съёмки проходили также в Херсоне, а в Ростовском кремле снимались две короткие сцены фильма — приезд царевича Алексея с отрядом солдат-преображенцев и колокольный набат, созывающий бояр на «всешутейший собор».
10 апреля 1938 года начались съёмки второй серии картины, посвящённой второй половине царствования Петра - тому периоду, когда «в искушеньях долгой кары перетерпев судеб удары, окрепла Русь». Она открывается Полтавским боем.
Батальные сцены на этот раз снимались на Одесской киностудии. В Одессе киноэкспедицию встретил палящий зной, настоящее солнечное пекло. Съёмочная группа работала неутомимо и самоотверженно, так как сроки поджимали. В июле на юг отправили 28 вагонов с грузом: костюмы, обувь, ружья и пушки для петровской и шведской армий, киноаппаратура, пиротехника, несколько ящиков с гримом — бородами, усами, париками. Из Эрмитажа взяли на время подлинные царские кареты. Часть территории кинофабрики превратили в Троицкую площадь Петербурга — здесь снимали финал картины. Неподалёку приспособили для съёмок большое поле, где должна была развернуться Полтавская баталия. Спустя год съёмки завершились.
Удивительно, что в довоенное время удалось создать такую монументальную картину, довольно подробно воссоздающую атмосферу петровского времени, быт, масштабные военные баталии на суше и на море.
Военные сражения действительно поражают своей эпичностью, массовостью и правдоподобием. На экране мы одновременно видим сотни, если не тысячи, людей, принимающих участие в больших сражениях – невероятный размах для фильма, созданного в 1930-е годы. Весьма правдоподобно показаны и штурмы крепостей, и морские пушечные бои с абордажами. В ленте есть сцена, где Николай Симонов в роли Петра открывает ставни в здании и всех знатных бояр и иностранных гостей чуть ли не сдувает сильным сквозняком. И тут было сказано: «Пётр открыл окно в Европу».
«Пётр Первый» считается одним из главных шедевров «Ленфильма». На киностудии до сих пор хранятся многие предметы реквизита, костюмы и мебель, которые использовали в картине. В одном из залов выставочного пространства киноцентра «Ленфильм» расположилась выставка «Имперский Петербург», где можно увидеть эти раритеты вместе с предметами из фильмов «Царская охота», «Бедный, бедный Павел» и многими другими.
Экранизация романа Алексея Толстого получилась настолько непревзойдённой и гениальной, что фильм с успехом выдержал испытание временем.

Лучшие цитаты Петра Первого

  • Русский тот, кто Россию любит и ей служит
    1
  • Не держись Устава, яко слепой стенки
    2
  • Правда, что зело жесток, сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен
    3
  • Есть желание, – тысяча способов; нет желания, – тысяча поводов!

    4
  • Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была
    5
  • Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному

    6
  • Несчастья бояться – счастья не видать
    7
  • Надлежит законы и указы писать явно, чтоб их не перетолковать
    8
  • Кто жесток, тот не герой
    9
  • Правды в людях мало, а коварства много. Под них такие же подкопы чинят, как и под фортецию
    10
  • Говори кратко, проси мало, уходи борзо!
    11
  • Подчиненный перед лицом, начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство

    12
Дополнительная информация
Информация для учителя
Окрыленный славой, международным признанием своей предшествующей картины - "Грозы", режиссер Владимир Михайлович Петров в 1933 году приступает к работе над новым произведением - киноэпопеей "Петр Первый", две серии которой поочередно - в 1937 и в 1939 годах - вышли на экран.
Автор сценария Алексей Толстой не мог определиться в отношении к своему герою, пребывал некоторое время в ожесточенной полемике с самим собой. В пьесе "На дыбе" (1928), отдавая должное прогрессивным реформам царя, А. Толстой осуждал его действия с морально-этической точки зрения. Однако во второй и третьей редакциях пьесы, названной "Петр I", а потом и в сценарии фильма концепция выстроилась иначе: сценарий отчетливо апологетичен по отношению к личности Петра и его деятельности.
Литературный сценарий, казалось, не отрицал определения, какое дал Пушкин в "Истории Петра": "Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого помещика". Но все же авторы фильма в трактовке образа Петра сделали упор на первую часть пушкинского суждения о деяниях Петра - "для вечности". Противопоставление Петра народу в картине сошло на нет. Не жестокие петровские указы, а злодеи бояре, кровопийцы заводчики, казнокрады чиновники - причина народных бед. Такова была концепция фильма.
Одна из драматургических линий экранной эпопеи - история беглого холопа Федьки, на собственной шкуре испытавшего все несправедливости бесчеловечного угнетения. Разоренный, битый барином, изведавший тяготы солдатчины, чуть не погибший в демидовских рудниках, Федька бежит на вольный Дон. Тем не менее, став атаманом вольницы, Федька не пошел против царя. Боярина, сторонника царевича Алексея, пытающегося подбить беглых людей на бунт против Петра, атаман отдает на растерзание возмущенной толпе.
Еще до съемок вокруг сценария фильма завязались споры. В статье "Петр I" в кино" (1937) А. Толстой писал: "Множество... штатных теоретиков от кино обрушили на нас самые разноречивые требования. Вихляющийся, истеричный Петр, которого нам навязывали, никак не совпадал с нашими замыслами... Мы далеки от мысли возродить тривиальный хрестоматийный образ "венценосного плотника", но мы не хотим в нашей картине умалять значение личности человека, возвысившегося над своей эпохой..." Вмешательство Сталина, положило конец полемике. Встретившись с авторами, он одобрил концепцию картины.
Иначе и быть не могло. Фильм Петрова - в исторических одеждах, конечно, - воспевал вождя, укрепляющего государство и армию, борющегося с реакцией, любимого народом. Конечно, подобная трактовка вступала в противоречие с традиционной установкой революционеров, включая Ленина, на воспитание в массах ненависти к самодержавию. Но зато она вполне соответствовала укреплению единоличной власти Сталина в стране.
Перед авторами фильма стояла задача повернуть к зрителю Петра I - одну из самых противоречивых фигур русской истории - только светлым ликом.
И они вполне успешно справились с этой задачей. Петр в фильме суров, но справедлив. "Широко было задумано, жалеть было некогда", - ключевое суждение экранного царя, и его не случайно впоследствии приписывали Сталину.
Реакция, с которой борется Петр на экране, предстает в двух ипостасях. Реакция внутренняя: духовенство - по фильму мракобесы и "свиные рыла", а также бояре - сторонники царевича Алексея, заговорщики, противники реформ. Реакция внешняя - иностранные государства, боящиеся как черт ладана укрепления России. Внутренний враг смыкается с внешним: возникает тема шпионажа, предательства государственных интересов. Царевич бежит в Италию, где при поддержке иноземцев вынашивает планы вторжения в Россию вражеских войск.
И все же этот вполне соответствовавший 1937-1939 годам идеологический пласт исторического фильма далеко не исчерпывает его содержание, оказывается неспособным умалить его художественную ценность.
Масштаб задуманной исторической эпопеи был грандиозен. Поначалу предполагалось сделать даже не две, а три серии фильма - совместно с французами, с участием иностранных актеров. Но, не совладав со все возрастающими препятствиями, авторы отказались от планов совместной постановки и соответственно от первой серии "Юность Петра".
Тем не менее работа кипела - на лето 1935 года намечались первые съемки картины. По макетам художника Николая Суворова строились дом Меншикова, монастырь, улицы города. В Озерках под Ленинградом была возведена "шведская крепость" (сорок вагонов леса пошло на ее строительство). На судоремонтном заводе в Херсоне шла работа над воссозданием петровской флотилии. Несколько десятков современных кораблей и парусников умелые плотники превратили в эскадру XVIII века.
Основательность в воссоздании архитектуры, быта, костюмов Петровской эпохи принесла свои плоды: впечатление подлинности интерьеров и атмосферы действия сразу поднимает в зрительском восприятии фильм над теми лентами, где господствуют грубо размалеванные задники, декорационная труха.
Поиски актера на роль Петра оказались мучительными. Петр на экране должен был покорять своей мощью. "Перед нами возникла волнующая проблема: воплотить в образах <...>
черты национального характера", - писал Петров в статье "Идеи и образы "Петра I". Знаменитый к тому времени актер Николай Симонов был пятнадцатым в списке кандидатов на роль. Сделали кинопробу - и вот он, Петр! Правда, консультантов фильма одолевали сомнения: актер внешне не походил ни на одно из 25 известных изображений царя. Но А. Толстой произнес пророческие слова: если Симонов сыграет Петра, то запомнят именно его, - это и будет двадцать шестой и наиболее известный портрет великого реформатора.
Симонову чуть подбрили волосы, увеличив тем самым лоб, сделали парик, повторяющий петровскую прическу, приклеили усы. Для того чтобы актер "дорос" до гигантской фигуры своего героя (как известно, рост Петра был 204 сантиметра), Симонова обули в сапоги на высоких каблуках с подложенными внутрь пробками. При работе над пластическим рисунком роли актеру более всего помогли пушкинские строки: "...Из шатра толпой любимцев окружен выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза..."

Симоновский Петр во всем своем облике запечатлел ощущение свободы. Он - воплощенная мужицкая энергия, богатырская сила, неукротимый темперамент. Царь всегда в движении - в эпизоде встречи царя с боярской думой Петр не восседает, а, как непоседливый мальчишка, крутится на троне. Всегда - в трудах, в мирных или ратных, будь то работа в кузнице, у токарного станка или на поле брани. Незабываемы крупные планы Симонова: сияющие счастьем или горящие яростью глаза, белозубая улыбка, раскатистый смех. Перед съемками сцены, в которой Петр, поймавший Меншикова на казнокрадстве, пудовыми кулачищами "учит" своего любимца, Михаил Жаров, исполнитель роли "светлейшего", начал нервничать. И, улучив минутку, жалобно прошептал режиссеру Петрову: "Не нравится мне сегодня что-то Симонов, уж слишком старательно готовится он к нашей сцене... Убьет! Ей-богу, убьет!" Режиссер внял мольбам Жарова, снял эпизод монтажно, по кусочкам, чтобы ассистенты успевали подставлять подушечку под симоновские тумаки.
В. Петрова справедливо называют "актерским" режиссером. Собрав в фильме великолепных актеров - Николая Симонова, Николая Черкасова, Аллу Тарасову, Михаила Тарханова и многих других, - Петров не допускает актерского "разнобоя" (а такое могло случиться, ведь каждый из них сам по себе - "звезда"), выстраивает ансамбль. Наполняет центральную драматическую линию фильма - взаимоотношения Петра и его сына, царевича Алексея (замкнутый круг любви-ненависти) - тончайшими психологическими нюансами.
По замыслу авторов столкновение Петра и Алексея - прежде всего смертельная схватка политических программ. Петр - символ рождающейся в муках новой России ("И драться научимся, и работать научимся!"). Алексей - олицетворение отсталой боярской Руси. Образ Алексея в фильме сильно расходился с его историческим прототипом. В действительности царевич был отнюдь не глуп, по словам А. С. Пушкина, сам Петр "уважал его ум", к тому же Алексей был "обожаем народом, который видел в нем восстановителя старины", а также почитаем православным духовенством, претерпевшим гонения и унижения от Петра.
В фильме Алексей - злобное и "немощное головой" ничтожество, государственный преступник ("В Москве буду жить, тихо, мирно с колокольным звоном. Корабли сожгу, армии распущу. Меншиков, собака, сдохнет на колу!"). Длинное, постное лицо, жидкие, сальные волосы, тонкие кривые ноги. В пластике - вкрадчивая вороватость. В глазах - вечный испуг, нерешительность, единственное желание - зарыться с головой под одеяло под бок своей пышнотелой любовницы Ефросиньи.
Но все же исполнитель роли, Николай Черкасов, сумел наделить Алексея куда более сложной, противоречивой, даже трагической натурой. Гневливо, ужасно, как у отца-властелина, блеснут глаза царевича в монастыре, куда Петр, вопреки воле Алексея, пошлет его снимать с церквей колокола - медь необходима была царю для отливки пушек.
...Вот уже качнулся, под плач толпы двинулся колокол с собора, крупный план бледного от ужаса перед свершившимся святотатством царевича, снятого сквозь решетку (предзнаменование?) церковной ограды, снова колокол, со стоном ударяющийся о землю.
На ассамблее в доме "светлейшего" Петр, уже увлекшийся Екатериной, приказывает всем танцевать. Все убыстряющийся вихрь танца передан все более короткими повторяющимися общими планами, перемежающимися крупными планами смеющихся Петра и Екатерины - в них смысл происходящего.
Выходит, из спальни царя Екатерина (Алла Тарасова). Теперь уже - царица. Склоняются перед ней вельможи, иностранные послы, бывший возлюбленный Меншиков. Лишь царевич недвижим. И вдруг сотрясает палаты его резкий, истерический крик: "Сука-а-а!" А в мимике перекошенного лица за считанные секунды читаем водоворот чувств: обида за брошенную Петром мать, ненависть в монастырской келье воспитанного человека ко всей этой "жизни во хмелю", греховной суете.
Симонов и Черкасов сыграли не только смертельную политическую вражду: в сердцах Петра и Алексея (дали понять актеры) затаенно, невысказанно живет глубокая любовь друг к другу, которая-то и приносится в жертву государственным интересам. "Все дела мои прахом развеешь..." - с горечью говорит Петр Алексею.
До высокого трагизма поднимаются Симонов и Черкасов в сцене, происходящей в пыточной камере. В последние минуты перед казнью Алексей бросается к Петру, как маленький мальчик, которого обидели злые люди. Прижимается к отцу. Тихо, жалобно стонет, чуя, что пробил последний час. Словно окаменевший от нестерпимой душевной муки, Петр отходит от царевича, глухо произносит: "Кончайте..."
В отличие от романа А. Толстого, в фильме на первый план выходит военная тема. Петр-воин - одна из главных характеристик царя-реформатора в этой картине. Что соответствовало исторической правде: за 35 лет царствования Петра едва ли наберется два мирных года. Петр на экране - прежде всего народный полководец, создатель регулярной русской армии. Режиссер вместе с операторами Вячеславом Гордановым и Владимиром Яковлевым блестяще поставили и сняли батальные сцены на суше и на море. Меншикова мы увидим во главе отряда кавалерии в эпизоде Полтавской битвы - храбреца, не боящегося ни черта, ни дьявола, смеющегося в лицо смерти. В сюжетной линии Меншикова, в прошлом - лоточника, выходца из народных низов, воплощена идея поддержки Петровых дел лучшими представителями народа.
Роль Меншикова в исполнении Михаила Жарова - одна из лучших в фильме Петрова. Кадр светлеет, когда в нем появляется хитрован Меншиков. В герое Жарова соединялось несоединимое: безграничная преданность Петру, живой ум, необыкновенная личная отвага и природное лукавство простолюдина, страсть к роскоши, взяточничество, казнокрадство. А уж о любви к прекрасному полу - говорить нечего. Надо видеть, каким кошачьим блудливым взглядом окидывает "светлейший" княжон Буйносовых. Заприметив же в другой раз в палатке рядом с Шереметевым Екатерину, просто идет напролом.
Возможно, сегодня страстные монологи Петра, обращенные во второй серии фильма к русским воинам, могут показаться излишне прямолинейными, чрезмерно патетичными. Но в их исполнении нет ни единой фальшивой ноты. Сколько искренности, сколько гордости за свой народ звучит в голосе Петра: "Вы, имея любовь к отечеству, не щадили живота своего и на тысячи смертей устремлялись безбоязненно! Воины России, храбрые дела ваши никогда не забудут потомки!"
И дух захватывало у внимающих Петру зрителей тех лет, многим из которых суждено было скоро стать воинами великой, народной, священной Отечественной войны.

М. Кузнецова// Российский иллюзион. М.: Материк, 2003.
Проверь себя
Тест
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru
  • myhistorypark.ru