На роли главных героев Вараввы и Трофимова тоже пробовались многие - 42 актёра на Алексея и около 50 на Ивана. Настоящие мужчины, все блестящие актёры!
На роль Трофимова претендовали: Георгий Бурков, Николай Рыбников, Михаил Ножкин, Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин, Армен Джигарханян, Владимир Высоцкий, Юрий Назаров, Василий Шукшин, Анатолий Кузнецов… Во время обсуждения кандидатур актеров Борис Васильев настоял, чтобы Алексея Трофимова сыграл Георгий Юматов, с которым он был дружен. «Жора снялся в главной роли фильма «Очередной рейс», поставленного по моему первому, курсовому сценарию, — вспоминал писатель. — Мы сдружились, и в следующий мой фильм «Офицеры» он попал по моей наводке. Я сказал тогда режиссеру-дебютанту Владимиру Роговому: «Возьми Жору, не пожалеешь». Фронтовик, герой, красавец, талантливый самородок без актерского образования. К своим 44 годам, очень популярный Георгий Александрович считался человеком взрывным, который мог сорваться в любой момент. Его называли «норовистый иноходец». Но Васильев поручился за товарища и поэтому Юматова утвердили на роль, ставшую одной из лучших в его биографии. Однажды в Севастополе он почти уже «ушёл в себя», но срочно вызвали на съёмки его любимую супругу актрису Музу Крепкогорскую и даже придумали для неё крошечную роль (мама Маши Белкиной). И она с привычной сноровкой усмирила мужа. И Юматов блестяще сыграл роль офицера Трофимова.
Трудную задачу представлял собой грим Юматова. Для первой трети фильма 44-летнего актера нужно было омолодить на двадцать лет. Чтобы разгладить морщины, Георгию Александровичу заплетали волосы в косички и туго стягивали на затылке, а лицо замазывали яичным белком. Юматов очень терпеливо сносил «пытку омоложением». Очень важным было то, что Юматов был фронтовиком. В 16 лет он служил на торпедном катере «Отважный», был не один раз ранен, прошел всю Европу. Шрам на спине Трофимова, который увидела Люба - настоящий шрам Юматова от ранения.
Ивана Варавву жаждали сыграть тоже почти полсотни актеров — Олег Ефремов, Александр Лазарев, Александр Белявский, Валентин Гафт, Евгений Киндинов, Олег Янковский...Режиссеру больше всех понравился Ефремов, его утвердили на худсовете, но он сниматься не смог — был занят в другой картине. Роговой настолько пал духом, что во время полета в Ашхабад, где планировались натурные съемки, уговорил сниматься… пилота Леонида Козмерова. К сожалению (или к счастью?) Козмеров не прошел пробы: красавец-мужчина был начисто лишен актерских данных.
Тогда выбор пал на Василия Ланового, «сослуживца» Елены Добронравовой. Сегодня кажется, что иного Варравы и быть не могло. Между тем Лановой долго колебался и от роли Ивана отказывался трижды. Ему представлялось, что неинтересно и как-то по-книжному играть героя, всю жизнь безнадёжно влюблённого в жену друга. Но всё-таки согласился, когда Роговой предложил: «Играй романтика!» А вот это как раз было для Ланового - страстного романтика. «Я не мог понять своего героя, — рассказывал Василий Семенович. — Он отважный, красивый и всю жизнь влюблен в одну женщину, но ситуация сложилась так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Мне со всех сторон стали твердить: «Варавва — романтик, играй романтика!» И я согласился». Прототипом красноармейца Вараввы, которого блестяще сыграл Василий Лановой, стал дед кубанского поэта Ивана Вараввы. Про отважного предка поэт много рассказывал своему товарищу, писателю Борису Васильеву.
Василий Лановой так оценивал спустя годы свое участие в картине: «То, что мне удалось сыграть Ивана Варавву так, что тысячи юношей (а мне рассказывал об этом тогдашний министр обороны маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко) решили связать свою жизнь с армией, заслуга и режиссера Владимира Рогового. Он четко определил мою роль: «Василий, на тебе вся романтическая часть нашей трагической истории, ее свет, ее мечта. А реальность трагедии — на Юматове и Покровской». И хоть в театре и кино я был и реалистом, и комиком, и водевильным персонажем, играл героев и злодеев, но по складу души я, наверное, все-таки романтик. И по-прежнему верю в светлое начало в человеке. Поэтому, наверное, и произошло такое попадание! Я трижды отказывался от роли Ивана Варравы, но все-таки, в конце концов, согласился, и фильм стал для меня одним из самых дорогих».
У Георгия Юматова был давний конфликт с Василием Лановым. Когда-то он мечтал сняться в фильме «Павел Корчагин», но вместо него главную роль сыграл Лановой, и с тех пор у актёров были очень натянутые отношения. На съёмках «Офицеров» они помирились и потом вместе снимались в фильмах «Петровка, 38» и «Огарёва, 6».
Роль взрослого Егора Тро
фимова, который трагически погиб по сюжету фильма, принесла популярность актеру Александру Воеводину. Для Александра Воеводина роль сына Алексея Трофимова стала его дебютом в кино, но могла оказаться его последним появлением на экране. Во время съемок одной из сцен Александр чуть не сгорел заживо. По сценарию, в одной из сцен Алексей Трофимов горит в танке. Для натуральности режиссер спрыснул на лицо и костюм актера бензином. В процессе съемки ветер поменял направление — на Воеводина перекинулось пламя. К счастью, актер не пострадал. Его фильмография содержит больше сорока кинолент, в том числе несколько сезонов “Возвращения Мухтара”. Сегодня Александр Воеводин играет в театре. Актриса Наталья Рычагова исполнила роль Маши Белкиной, жены Егора Трофимова. В 1955 году режиссёр Илья Фрэз искал юных актёров для своего будущего фильма «Васёк Трубачёв и его товарищи». Проводились просмотры в московских школах, в том числе и в той школе, где училась Наташа. Она очень приглянулась Фрэзу, и он взял её на роль Нюры Синицыной. Рычагова начинает активно сниматься: «Тренер» И. Анненского, «Возвращение „Святого Луки“» А. Бобровского, «Переступи порог» Р. Викторова, «Про Клаву Иванову», «Смертный враг» Е. Матвеева. Но самой запоминающейся работой Натальи Рычаговой стала роль Маши Белкиной в фильме «Офицеры». Наталья Рычагова много занималась дублированием иностранных фильмов.
Съёмки художественного фильма «Офицеры» начались с работы над одной из самых последних сцен в картине, встречи постаревших друзей – генерал-лейтенанта Ивана Вараввы с генералом-майором Алексеем Трофимовым и его супругой Любой.
Вот только в роли Любы, которая «сидела на лавочке, как и положено офицерской жене», на съёмочную площадку вышла не Алина Покровская. На эту роль была утверждена другая актриса. Елена Добронравова. Она прошла пробы, и на неё были уже пошиты все костюмы. Месяц съёмок режиссёр и актриса спорили об их видении роли. В итоге – Добронравова покинула проект. Роговой тут же предлагает освободившееся место Ларисе Лужиной, которая, по его мнению, как никто попадает в образ жены офицера. Но Лариса Анатольевна в то время была в положении, и не стала рисковать ещё не родившимся ребенком. Она отказалась.
Начинать новые пробы времени уже не было. Режиссёр собрал всю съёмочную группу и предложил всем вместе выбрать актрису из числа тех, кто уже пробовался на роль Любы Трофимовой. Список фамилий из альбома фотопроб впечатляет - сёстры Вертинские, Людмила Гурченко, Людмила Чурсина, Валентина Шарыкина, Галина Яцкина, Евгения Козелькова, Ирина Печерникова, Руфина Нифонтова, Тамара Сёмина, Светлана Немоляева, Алла Евдокимова, Татьяна Лукьянова, Татьяна Конюхова, Елена Санько, Валентина Малявина ... Большинство было за Покровскую. В течение нескольких дней на Алину Станиславовну перешили все костюмы. И с первых съёмок всем стало понятно, что Покровская – это точное попадание. В фильме ей надо было прожить с 17 лет и до пожилого возраста. Юматов и Лановой встретили актрису с цветами и потом всегда ходили втроем, но поговаривали, что ситуация немного напоминала экранную. Актриса переживала, что сразу пришлось играть Любу в старости, так как съемки начали с последних кадров фильма.
«Работать было легко и радостно. Мы все влюбились в Бориса Васильева. Мне этот автор был особенно близок, потому что в то время в театре я параллельно репетировала роль Женьки в его пьесе «А зори здесь тихие…» Владимир Роговой очень прислушивался к Василию Лановому и Георгию Юматову. Они уже тогда были киношные асы, а он — практически дебютант. Отношения сложились замечательные, всем очень хотелось сделать сердечный фильм» - Алла Покровская.
А как она нежно и с какими чувствами передала свою любовь к Алексею в сцене на военном аэродроме, где ее ждет с букетом вечно влюбленный Иван! Как она спрашивает его, задыхаясь: «Что с Алексеем?»! И как плачет у него потом на груди, услышав, что беды нет… После этой сцены всё понятно об этом романтическом «треугольнике». Иван наконец-то всё понял. Всё поняли и зрители.
На бессловесную, но важную роль Ванечки, внука Трофимовых, в нескольких эпизодах требовался очень юный артист — годовалый ребенок. Съемочной группе не удалось договориться ни с одной мамой. 11-месячного Володю Селиванова нашли в доме малютки, где он оказался после того, как от него отказалась мать. Крошечный эпизод в «Офицерах» изменил его жизнь — мать увидела на экране своего брошенного ребёнка и забрала его домой. Чтобы мальчик не узнал, что полтора года был отказником, она уехала с ним в другой город и сменила фамилию.
Московский школьник Андрей Громов сыграл внука Любови и Алексея Трофимовых, Ванечку Трофимова, названного так в честь Ивана Вараввы. В кино он попал случайно. Когда Андрей Громов учился во втором классе, в школу пришли режиссеры фильма “Приключения желтого чемоданчика” и пригласили на кастинг нескольких мальчиков. Андрей Громов успешно прошел все пробы, снялся в фильме, после чего его пригласили в фильм “Валерка, Рэмка + …”. «В кино я попал благодаря своим ушам — это точно. Тогда снимался фильм “Приключения желтого чемоданчика”, и ассистенты режиссера Ильи Фрэза прочесывали московские школы в поисках главного героя. Меня вместе с несколькими мальчишками забрали с урока и попросили что-нибудь рассказать. Я прочитал басню — “Мартышка и очки”. А потом мы с мамой приехали на Киностудию имени Горького. В комнате сидели Фрэз и Роговой — и я с перепугу все забыл. Но меня все равно утвердили», – вспоминал Андрей Громов.
Настоящая слава пришла к нему после того, как он сыграл суворовца Ваню Трофимова в “Офицерах”. «В конце фильма есть эпизод с зоопарком. Этот эпизод снимали по отдельности. Сначала отсняли бегемота. А потом привезли тяжеленную чугунную решетку, около которой должны были стоять я и еще человек десять — пятнадцать массовки. Решетка ничем не была укреплена, ее держали своим весом посетители импровизированного зоопарка. Отсняли эпизод, выключили камеру, актеры отходят от решетки, и… Эта громадина начинает заваливаться на меня. Хорошо, я успел отскочить в последний момент, а иначе пришлось бы переписывать сценарий», – вспоминал Громов. Однако съемки наносили ущерб учебе парня, и он решил заняться образованием, отказавшись от карьеры в кино. Громов закончил МГИМО. Его жена Татьяна узнала о том, что муж играл в «Офицерах», лишь спустя пару лет после знакомства.
В фильме Иван Трофимов, повзрослев, продолжил семейную традицию и стал военным. Но он пошел не в танкисты, как его отец и дед, а в десантники. Сценарий фильма был подкорректирован по просьбе Василия Филипповича Маргелова, создателя советских ВДВ. Кадры учений ВДВ также были внесены по инициативе В. Ф. Маргелова.
В роли Георгия Петровича, командира эскадрона (комэска), бывшего царского офицера снимался Владимир Васильевич Дружников - советский и российский актёр, народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий.
За 50 лет работы в кино актёр снялся более чем в 40 фильмах в главных ролях и ролях первого плана, играл главные роли в пьесах классического и современного репертуара на сцене Театра Киноактёра и сценах многих театров страны. Обладая неповторимой индивидуальностью, мощным темпераментом, редким тембром голоса, большим талантом, он во всех ролях был органичным, убедительным и создал множество ярких, незабываемых образов в фильмах: «Без вины виноватые», «Каменный цветок», «Сказание о земле сибирской», «Офицеры», «Константин Заслонов», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Необыкновенное лето», «Первые радости», «Две жизни», «Дуэль» и другие. Фильм «Сказание о земле Сибирской» включён в знаменитую французскую Синематеку шедевров мирового кинематографа.
После триумфа «Офицеров» множество мальчишек по всей стране пошли в военные училища. После премьеры в 1971 году военные училища пережили настоящий бум - сотни вчерашних мальчишек, вдохновленных героями «Офицеров», решили связать свою жизнь с военной службой. Количество поданных заявлений о приёме в военные училища страны выросло в 20 раз. Фильм фактически определил судьбу и самого Василия Ланового, который в сознании миллионов зрителей воплотил образ настоящего офицера. Лановой стал во главе множества общественных организаций, связанных с защитой интересов военнослужащих, а также фактически оказался лицом самой массовой патриотической акции в России - «Бессмертный полк». Хочется верить, что потребность в таких историях не иссякнет у зрителей никогда.
На эстраде он выступал с большими поэтическими программами по произведениям Маяковского, Есенина, Цветаевой и Пастернака. На радио читал произведения Чехова, Бунина, Тютчева, Тургенева. Участвовал в радиопостановках «Хождение по мукам» Толстого и «Дон Карлос» Шиллера. Эти передачи вошли в записи Золотого фонда.
Владимир Дружников — признанный мастер дубляжа. Его бархатным голосом говорят с экрана Гойко Митич (серия фильмов об индейцах), Жан Маре (серия о Фантомасе), Юл Бриннер («Великолепная семёрка»), Грегори Пэк («Римские каникулы», «Золото Маккены»), Мэл Феррер («Война и мир»), Жак Бертье («Три мушкетёра»), Ричард Иган («300 спартанцев») и другие иностранные актёры.
Киноленты с участием Дружникова входили в число лидеров отечественного проката, становились лауреатами международных кинофестивалей. Они регулярно идут в кинотеатрах, показываются ведущими телевизионными каналами российского телевидения, востребованы зрителями разных поколений.
Умер 20 февраля 1994 года в Москве Похоронен на Троекуровском кладбище. В апреле 2017 года на доме 28 по 1-ой Тверской-Ямской улице была установлена мемориальная бронзовая доска в честь Владимира Дружникова, который жил здесь с 1955 по 1994 годы. Доску, автором которой является заслуженный художник России, главный художник Театра Вахтангова Максим Обрезков, открыл актёр Василий Лановой.