ОФИЦЕРЫ
драма, военный
1971 год

Киностудия имени М. Горького

Режиссёр: Владимир Роговой

Оператор: Михаил Кириллов

Сценарий: Кирилл Рапопорт, Борис Васильев

Композитор: Рафаил Хозак

Текст песен: Евгений Агранович

Художники: Михаил Фишгойт
Награды
The best ideas come as jokes. Make your thinking as funny as possible.


1972
приз и диплом кинофестиваля трудящихся, проходившего в городах Чехословакии

Василий Лановой признан лучшим актёром года согласно опросу журнала «Советский экран»
Актёрский состав
Георгий Юматов
Алина Покровская
Иван Варавва
Александр Михайлович Воеводин - советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист Российской Федерации.
Александр Воеводин родился 21 сентября 1950 года в Москве. В детства был творческой натурой. Несмотря на тяжелое послевоенное время, решил стать актером.
В 1966 году поступил в Школу-студию МХАТ. В 1971 году окончил Школу-студию МХАТ и стал актёром Московского театра Сатиры.
Первую роль Александр Воеводин получил еще будучи студентом. Одну из самых ярких ролей за карьеру Воеводин сыграл на последнем курсе института. Как и всем выпускникам, Александру было запрещено участвовать в съемках любых кинокартин. Но образ юного Егора Трофимова из киноленты «Офицеры» настолько очаровал юношу, что он пренебрег правилами МХАТа.
Снялся в полутора десятках кинофильмов, среди которых такие картины, как: «Горячий снег», «Дети Ванюшина», известная театральная работа — Керубино в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». В 2004—2018 годах снимался в фильмах «Хозяйка гостиницы», «Хозяйка “Белых ночей”», «Станица», «Журов», сериале «Возвращение Мухтара», «Склифосовский. Реанимация» и др.
Актер, чья карьера началась с большого успешного проекта, постепенно начал отходить от кинематографа, уделяя больше внимания службе в театре и озвучке иностранных кинолент.
Сейчас актер редко появляется на публике и в кадре. Однако в 2020 году Александр Воеводин появился в 4-м и 5-м сезонах сериала «Ищейка». А в 2021-м был занят на съемках 6-го сезона.
Андрей Юрьевич Громов - советский киноактёр, советский и российский дипломат.
Родился 16 июня 1959 года в Москве. Во время учебы в школе мальчик увлекался многими занятиями.
Андрей Громов учился во втором классе, когда он был отобран на Киностудии имени Горького режиссёром Ильёй Фрэзом дублёром для исполнения главной роли в детском фильме «Приключения жёлтого чемоданчика». После съёмок в «Приключениях…» его сразу пригласили на съёмки другого детского телефильма «Валерка, Рэмка +…» про любовный треугольник. Третьим и последним фильмом для юного актёра стала знаменитая картина «Офицеры», в которой роль Вани Трофимова писали специально под Андрея. После Андрею Громову предлагали другие роли, но он решил, что актёрская карьера не для него.
После окончания школы Андрей Громов окончил факультет международных экономических отношений МГИМО в 1986 году. По специальности — экономист-международник, кандидат экономических наук, находится на дипломатической работе. С 1996 года служит в МИД РФ.
В 2005—2012 годах работал старшим советником Постоянного представительства РФ при ООН в Нью-Йорке. В 2014—2015 годах был главным советником Департамента МИДа по работе с соотечественниками. В 2015—2017 годах служил советником-посланником Посольства России на Кипре. С 2018 года — Генеральный консул Российской Федерации в Русе (Болгария.
У него есть двое детей и жена, с которой они любят пересматривать три киноленты с участием Громова.
Андрей Громов
Иван Трофимов,
внук Любы И Алексея
Александр Воеводин
Георгий Трофимов,
сын Алексея и Любы
Георгий Александрович Юматов - советский и российский киноактер, народный артист РСФСР, участник Великой Отечественной войны.
Родился 11 марта 1926 года в Москве.
Незадолго до начала войны Юматов поступил в Военно-морскую школу, учился на юнгу. В январе 1942 года 15-летний Георгий принимал участие в боевых действиях в Крыму в составе Евпаторийского десанта. Принимал участие во взятии Будапешта, Бухареста. Отличился в боях за Вену, при штурме Имперского моста. За время войны несколько раз был ранен и контужен, дважды тонул, обморозил руки. За участие в боях Юматов получил ордена и медали.
Летом 1945 года Георгий Юматов вернулся в Москву с фронта. Сначала он планировал и дальше служить в армии, однако вскоре узнал, что участников Великой Отечественной войны без вступительных экзаменов берут в любые вузы. Тогда он поступил на актерское отделение киношколы при киностудии "Мосфильм".
С 1945 года Юматов — актёр киностудии «Мосфильм» и актёр Театра-студии киноактёра. Настоящая слава и любовь зрителей пришла к Георгию Юматову в 1950-е годы, после фильмов «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Герои Шипки», «Педагогическая поэма», «Разные судьбы», «Они были первыми», «Жестокость».
Георгий Юматов увлекался охотой и рыбалкой, часто ходил в походы. Другим хобби актера были автомобили. Больше всего на свете актер любил жизнь и собак.
6 марта 1994 года Георгий Юматов застрелил дворника, вместе с которым хоронил свою собаку. Актера должны были осудить на срок до 10 лет. Его адвокат доказал, что Юматов оборонялся. Сначала артиста выпустили под подписку о невыезде, а затем амнистировали как фронтовика.
После этого Юматову почти перестали давать роли даже в эпизодах. А от некоторых предложений актер отказывался сам из-за плохого здоровья. 4 октября 1997 года Георгий Юматов умер. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.

Василий Лановой
Люба Трофимова
Василий Семенович Лановой - советский и российский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец), общественный деятель, театральный педагог, Герой Труда Российской Федерации , народный артист СССР , лауреат Ленинской премии.
Василий Семёнович Лановой родился 16 января 1934 года в Москве. Сын украинских крестьян из села Стримба Кодымского района Одесской области. В 1931—1932 годах семья, спасаясь от голода, переехали в Москву. Войну 7-летний Вася встретил в родном родительском селе Стрымба у бабушки с дедушкой, куда приехал в гости из Москвы 22 июня 1941 года. Когда село было захвачено румынами, солдат ради забавы пустил две автоматные очереди над головой Василия, после чего он стал сильно заикаться.
Окончил школу с золотой медалью. В 1953 году поступил на факультет журналистики МГУ, но проучился там всего полгода. Затем поступил в Театральное училище имени Б. Щукина. Ещё во время учёбы в 1954 году снялся в своём первом фильме «Аттестат зрелости», а в 1956 году сыграл главную роль в фильме «Павел Корчагин». В 1957 году окончил Театральное училище имени Б. Щукина. С 1957 по 2021 годы — артист Государственного академического театра имени Е. Вахтангова. Одновременно снимался во множестве фильмов: «Павел Корчагин» , «Алые паруса», «Война и мир» , «Офицеры» , «Семнадцать мгновений весны», «Анна и Командор», «Дни Турбиных»и других. Тема героизма, борьбы, осознанного мужества, жизни на пределе возможности, стала одной из ведущих в творчестве Василия Ланового.
Признанный мастер художественного слова. В 1983 году написал книгу «Счастливые встречи», а в 2004 году — книгу «Летят за днями дни».
С 1985 года преподавал на кафедре сценической речи в Театральном институте имени Б. Щукина. Был профессором и заведующим этой кафедрой . Председатель попечительского совета патриотической акции «Бессмертный полк».
Последний раз Василий Лановой вышел на сцену театра Вахтангова 24 декабря 2020 года . 2 января 2021 года актёр был госпитализирован с пневмонией. Василий Лановой скончался 28 января на 88-м году жизни от коронавируса. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.
Наталья Рычагова
Наталья Сергеевна Рычагова родилась 3 мая 1945 года в Москве.
Её отец был известным художником-пейзажистом. В 1955 году режиссёр Илья Фрэз искал юных актёров для своего будущего фильма "Васёк Трубачёв и его товарищи". Проводились просмотры в московских школах. Она очень приглянулась Фрэзу, и он взял её на роль Нюры Синицыной.
После «Трубачёва» Наташа проснулась знаменитой. Мама отвела дочь в Городской Дом пионеров, в театральную студию. . Именно там у неё и родилось желание стать актрисой.
Поступила во ВГИК и начала сниматься в кино уже со второго курса. В 1968 году Рычагова начинает активно сниматься. Фильм выходит за фильмом. Роли были самые разные — и главные, и второстепенные: молодая учительница в «Тренере», Зоя в «Возвращении «Святого Луки», Надя Воеводина в фильме «Переступи порог» , Клава Иванова в фильме «Про Клаву Иванову», Дуняша в «Смертном враге», Маша Белкина в знаменитом фильме «Офицеры», «Это мы не проходили»
В 70-е годы роли становились всё меньше, и фильмы были уже не такими запоминающимися. Со временем предложения сниматься и вовсе прекратились.
В последний раз Рычагова появилась на большом экране в 1993 году в фильме «Завтрак с видом на Эльбрус».
После смерти дочери и мужа Наталья Сергеевна последние годы «жила внуком». Изредка Рычагову приглашали на телевидение озвучивать сериалы.
Ушла из жизни в 2011 году. Похоронена на Кузьминском кладбище.
Маша Белкина,
жена Георгия
Алексей Трофимов
Покровская Алина Станиславовна - советская и российская актриса театра и кино, член Союза театральных деятелей России, Народная артистка РСФСР.
Родилась 29 февраля 1940 года в Донецке, в семье певицы Александры Андреевны Коваленко. В 1946 году, оказавшись с матерью на гастролях в Прибалтике, шестилетняя Алина впервые вышла на сцену, сыграв девочку в танцевальной композиции "Встреча". После войны семья переехала в Москву. После школы поступила сразу в два театральных вуза - Школу-студию МХАТ и Высшее Театральное училище им. М.С. Щепкина, но выбрала последнее, которое окончила в 1962 году.
После института выбрала Театр Советской (ныне Российской) Армии, где работает уже более сорока лет.
Кинематограф не обошел вниманием актрису. В кино Алина Станиславовна стала сниматься с 1964 года. Первыми картинами с ее участием стали «Государственный преступник» и «Урок литературы». И пусть в её биографии было немного ролей в кино, но почти все они были заметными. Самой впечатляющей киноработой стала роль Любы Трофимовой в фильме Владимира Рогового "Офицеры". Алину Станиславовну, глядя на ее фото, поклонники называли русской Гретой Гарбо и Симоной Синьоре. Больше трех десятилетий этот фильм олицетворяет мужество, доблесть и красоту профессии военного, а образ Любы - воплощение идеальной офицерской жены. Ее часто приглашают на концерты, посвященные Дню защитника Отечества — актриса поет песни и читает стихи, например, «Балладу о матери».
В 2022 году Алина Станиславовна удостоилась почести стать лауреатом премии «Золотая маска», тем самым был по достоинству оценен ее вклад в развитие театрального искусства. К моменту награждения в послужном списке Покровской собралось 50 ролей.
История создания фильма

«Значение фильма «Офицеры» в том, что он оставил для подрастающего поколения светлую страницу из нашего прошлого. Будущее Российской Армии, как и государства, – в её духовном возрождении. Только при этом условии мы достигнем уровня мощной боевой славы. Душа Армии выковывается на протяжении многих веков. Мы говорим о той стороне дела, которая касается качества офицеров, так достоверно отраженных актёрами Василием Лановым и Георгием Юматовым».



Владимир Путин, Президент Российской Федерации

«Есть такая профессия - Родину защищать» - эта цитата из фильма «Офицеры» давно стала крылатой, а сам фильм - символом служения Отечеству.
26 июля 1971 года на экраны вышел художественный фильм «Офицеры». В 1971 году это был День Военно-Морского Флота.
Этот фильм о судьбе двух друзей, пронесших свою дружбу через годы Гражданской, Великой Отечественной войн. Офицеры - Алексей Трофимов и Иван Варавва, для которых честь, любовь, дружба - не громкие слова, а суть их жизни.
Инициатором создания фильма был тогдашний министр обороны СССР Андрей Антонович Гречко. Слова «Есть такая профессия — Родину защищать» были сказаны именно им. Когда маршал с женой увидел фильм, то узнал в Любе Трофимовой свою супругу: «Половина моих орденов - её»
Гречко приказал малоизвестному на тот момент режиссеру Владимиру Роговому, кинодраматургу Кириллу Рапопорту и известному советскому писателю Борису Васильеву, чьи произведения, в том числе и о Великой Отечественной войне, неоднократно экранизировались, написать сценарий об офицерских женах.
За основу сценария Борис Васильев взял свою пьесу «Танкисты», которую запрещали еще в 1954-м. Теперь он переработал ее, чтобы получились две серии фильма. Но и тут вмешались потусторонние силы. «Наверху» было велено сократить сценарий до одной части. Васильев резать по живому отказался и попросил друга.
К концу 60-х Васильев и Рапопорт были ветеранами не только войны, но и кинематографа. Сценарии писали с 1957 г., причем дебютом стала работа о воспитании советских воинов, называвшаяся не иначе как «Сержанты». Следующим, по идее, должен был появиться фильм «Прапорщики», но не случилось — «Сержанты» оказались «проходной» картиной, и бывшие танкисты начали разрабатывать другие темы — приключенческую («След в океане», 1965) и спортивную («Королевская регата», 1967, Юрия Чулюкина). Лишь в 1968 г. они вернулись к событиям войны, создав сценарий к фильму «На пути в Берлин». Замысел «Офицеров» родился два года спустя и стал лучшим в их творческой биографии.
Показ фильма прошел сначала на июльской премьере в кинотеатре «Россия» в полупустом зале. Время было неудачным, многие жители городов уехали в отпуск, в кино не ходили, поэтому показ не вызвал ажиотажа. Гречко убедил, чтобы понравившийся ему фильм показали Л.И.Брежневу.
Генсек пришел в полный восторг и фильму устроили повторную премьеру уже осенью. Был аншлаг. Для миллионов зрителей с тех пор появились новые кумиры - артисты Алина Покровская, Георгий Юматов и Василий Лановой. С тех пор ни один концерт, посвященный войне, не проходил без песни «От героев былых времен».
Более правильного художественного произведения о защитниках Отечества не найти на российских просторах.
Картина стала лидером проката, заняв в 1971 году первое место по посещаемости: «Офицеров» посмотрели 53,4 миллиона зрителей. В том же году читателями журнала «Советский экран» лента «Офицеры» была названа фильмом года, а Василий Лановой — лучшим актером года.
Фильм «Офицеры» в 1972 году был отмечен призом и дипломом Кинофестиваля трудящихся Чехословакии.
Занимает по посещаемости 31-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката
К сорокалетию выхода ленты «Офицеры» на экран, отмечавшемуся в 2011 году, компания «Формула цвета», осуществившая колоризацию таких знаменитых произведений отечественного кинематографа, как «Подкидыш», «Три тополя на Плющихе», «В бой идут одни старики», «Волга-Волга», «Веселые ребята», выпустила цветную версию фильма. Премьерный показ цветных «Офицеров» состоялся 23 февраля 2011 года, в День защитника Отечества на Первом канале.
Картина знаменита до сих пор: в 2016 году был проведен концерт в честь 45-летия фильма, на котором звучали военные песни, а актеры, исполнители главных ролей, выступали с воспоминаниями. В Генеральной прокуратуре РФ на торжественном вечере, посвященном юбилею ленты, Воеводину, Покровской и Лановому вручили знаки отличия «За верность закону».
В 2021 году исполнилось 50 лет всенародно любимому фильму «Офицеры». Воспоминаниями о съемках актриса Алина Покровская поделилась в интервью в документальном фильме «Алина Покровская. Мои офицеры».
«От героев былых времён не осталось порой имён. Те, кто приняли смертный бой, стали просто землёй, травой… Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых. Этот вечный огонь, нам завещанный одним, мы в груди храним».
Эти строчки известны каждому. Песня, прославляющая воинский подвиг и святость памяти о героях, была создана специально для художественного фильма «Офицеры» – фильма, ставшего гимном профессии Родину защищать.


Его можно смотреть только стоя
Сюжет


Действие этого фильма охватывает довольно большой период — с двадцатых по 70-е годы.
Это фильм не про войну - про людей. Про двух друзей, Алексея Трофимова и Ивана Варавву, прошедших через войны, несущих всю жизнь трудную и опасную военную службу. Про мужчин, верных дружбе, любви, долгу, чести, своей стране. В центре внимания авторов жизнь всего одной семьи — Алексея Трофимова, в первых кадрах фильма юного курсанта, а в конце — убеленного сединами генерала, жены его Любаши, их сына Георгия и, наконец, внука Ивана.
Познакомились Иван и Алексей в 1920-е годы в Средней Азии, где сражались с бандами басмачей. Продолжив воевать в Испании, на китайской границе и на фронтах Великой Отечественной, оба офицера с честью прошли все испытания, выпавшие на их долю, и ни при каких обстоятельствах не забывали, что их профессия — защищать Родину.
У героев есть еще одна особенность, роднящая их друг с другом. Все они военнослужащие. И военнослужащие не просто по необходимости, по стечению обстоятельств, но и по призванию, которому они верны до конца и которое, как эстафету, передают своим детям и внукам.



Именно профессия героев и является, по замыслу авторов, драматургическим стержнем фильма. Она, эта профессия, формирует характеры, взгляды, мировоззрение, определяет логику движения сюжета, сосредотачивая внимание авторов на тех узловых моментах жизни героев, когда особенно ярко и очевидно проявляется их призвание, их еще с детских лет усвоенная привычка считать себя воинами Советской Армии, их гордость за свою профессию — профессию защитников Родины.
Фильм — о любви к Родине, к жизни… И, конечно, к женщине. Герои — боевые товарищи — несмотря на все превратности судьбы, хранят верность дружбе, долгу, офицерской чести. Им пришлось пройти сквозь множество испытаний, сквозь сражения гражданской и Отечественной, но они остались такими, как в юности.

Актёры и роли

.

Александр Воеводин
Володя Селиванов
Василий Лановой
Алина Покровская
Наталья Рычагова
Андрей Громов
На роли главных героев Вараввы и Трофимова тоже пробовались многие - 42 актёра на Алексея и около 50 на Ивана. Настоящие мужчины, все блестящие актёры!
На роль Трофимова претендовали: Георгий Бурков, Николай Рыбников, Михаил Ножкин, Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин, Армен Джигарханян, Владимир Высоцкий, Юрий Назаров, Василий Шукшин, Анатолий КузнецовВо время обсуждения кандидатур актеров Борис Васильев настоял, чтобы Алексея Трофимова сыграл Георгий Юматов, с которым он был дружен. «Жора снялся в главной роли фильма «Очередной рейс», поставленного по моему первому, курсовому сценарию, — вспоминал писатель. — Мы сдружились, и в следующий мой фильм «Офицеры» он попал по моей наводке. Я сказал тогда режиссеру-дебютанту Владимиру Роговому: «Возьми Жору, не пожалеешь». Фронтовик, герой, красавец, талантливый самородок без актерского образования. К своим 44 годам, очень популярный Георгий Александрович считался человеком взрывным, который мог сорваться в любой момент. Его называли «норовистый иноходец». Но Васильев поручился за товарища и поэтому Юматова утвердили на роль, ставшую одной из лучших в его биографии. Однажды в Сева­стополе он почти уже «ушёл в себя», но срочно вызвали на съёмки его любимую супругу актрису Музу Крепкогорскую и даже придумали для неё крошечную роль (мама Маши Белкиной). И она с привычной сноровкой усмирила мужа. И Юматов блестяще сыграл роль офицера Трофимова.
Трудную задачу представлял собой грим Юматова. Для первой трети фильма 44-летнего актера нужно было омолодить на двадцать лет. Чтобы разгладить морщины, Георгию Александровичу заплетали волосы в косички и туго стягивали на затылке, а лицо замазывали яичным белком. Юматов очень терпеливо сносил «пытку омоложением». Очень важным было то, что Юматов был фронтовиком. В 16 лет он служил на торпедном катере «Отважный», был не один раз ранен, прошел всю Европу. Шрам на спине Трофимова, который увидела Люба - настоящий шрам Юматова от ранения.
Ивана Варавву жаждали сыграть тоже почти полсотни актеров — Олег Ефремов, Александр Лазарев, Александр Белявский, Валентин Гафт, Евгений Киндинов, Олег Янковский...Режиссеру больше всех понравился Ефремов, его утвердили на худсовете, но он сниматься не смог — был занят в другой картине. Роговой настолько пал духом, что во время полета в Ашхабад, где планировались натурные съемки, уговорил сниматься… пилота Леонида Козмерова. К сожалению (или к счастью?) Козмеров не прошел пробы: красавец-мужчина был начисто лишен актерских данных.
Тогда выбор пал на Василия Ланового, «сослуживца» Елены Добронравовой. Сегодня кажется, что иного Варравы и быть не могло. Между тем Лановой долго колебался и от роли Ивана отказывался трижды. Ему представлялось, что неинтересно и как-то по-книжному играть героя, всю жизнь безнадёжно влюблённого в жену друга. Но всё-таки согласился, когда Роговой предложил: «Играй романтика!» А вот это как раз было для Ланового - страст­ного романтика. «Я не мог понять своего героя, — рассказывал Василий Семенович. — Он отважный, красивый и всю жизнь влюблен в одну женщину, но ситуация сложилась так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Мне со всех сторон стали твердить: «Варавва — романтик, играй романтика!» И я согласился». Прототипом красноармейца Вараввы, которого блестяще сыграл Василий Лановой, стал дед кубанского поэта Ивана Вараввы. Про отважного предка поэт много рассказывал своему товарищу, писателю Борису Васильеву.
Василий Лановой так оценивал спустя годы свое участие в картине: «То, что мне удалось сыграть Ивана Варавву так, что тысячи юношей (а мне рассказывал об этом тогдашний министр обороны маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко) решили связать свою жизнь с армией, заслуга и режиссера Владимира Рогового. Он четко определил мою роль: «Василий, на тебе вся романтическая часть нашей трагической истории, ее свет, ее мечта. А реальность трагедии — на Юматове и Покровской». И хоть в театре и кино я был и реалистом, и комиком, и водевильным персонажем, играл героев и злодеев, но по складу души я, наверное, все-таки романтик. И по-прежнему верю в светлое начало в человеке. Поэтому, наверное, и произошло такое попадание! Я трижды отказывался от роли Ивана Варравы, но все-таки, в конце концов, согласился, и фильм стал для меня одним из самых дорогих».
У Георгия Юматова был давний конфликт с Василием Лановым. Когда-то он мечтал сняться в фильме «Павел Корчагин», но вместо него главную роль сыграл Лановой, и с тех пор у актёров были очень натянутые отношения. На съёмках «Офицеров» они помирились и потом вместе снимались в фильмах «Петровка, 38» и «Огарёва, 6».
Роль взрослого Егора Трофимова, который трагически погиб по сюжету фильма, принесла популярность актеру Александру Воеводину. Для Александра Воеводина роль сына Алексея Трофимова стала его дебютом в кино, но могла оказаться его последним появлением на экране. Во время съемок одной из сцен Александр чуть не сгорел заживо. По сценарию, в одной из сцен Алексей Трофимов горит в танке. Для натуральности режиссер спрыснул на лицо и костюм актера бензином. В процессе съемки ветер поменял направление — на Воеводина перекинулось пламя. К счастью, актер не пострадал.
Его фильмография содержит больше сорока кинолент, в том числе несколько сезонов “Возвращения Мухтара”. Сегодня Александр Воеводин играет в театре.
Актриса Наталья Рычагова исполнила роль Маши Белкиной, жены Егора Трофимова. В 1955 году режиссёр Илья Фрэз искал юных актёров для своего будущего фильма «Васёк Трубачёв и его товарищи». Проводились просмотры в московских школах, в том числе и в той школе, где училась Наташа. Она очень приглянулась Фрэзу, и он взял её на роль Нюры Синицыной. Рычагова начинает активно сниматься: «Тренер» И. Анненского, «Возвращение „Святого Луки“» А. Бобровского, «Переступи порог» Р. Викторова, «Про Клаву Иванову», «Смертный враг» Е. Матвеева. Но самой запоминающейся работой Натальи Рычаговой стала роль Маши Белкиной в фильме «Офицеры». Наталья Рычагова много занималась дублированием иностранных фильмов.
Георгий Юматов
Съёмки художественного фильма «Офицеры» начались с работы над одной из самых последних сцен в картине, встречи постаревших друзей – генерал-лейтенанта Ивана Вараввы с генералом-майором Алексеем Трофимовым и его супругой Любой.
Вот только в роли Любы, которая «сидела на лавочке, как и положено офицерской жене», на съёмочную площадку вышла не Алина Покровская. На эту роль была утверждена другая актриса. Елена Добронравова. Она прошла пробы, и на неё были уже пошиты все костюмы. Месяц съёмок режиссёр и актриса спорили об их видении роли. В итоге – Добронравова покинула проект. Роговой тут же предлагает освободившееся место Ларисе Лужиной, которая, по его мнению, как никто попадает в образ жены офицера. Но Лариса Анатольевна в то время была в положении, и не стала рисковать ещё не родившимся ребенком. Она отказалась.
Начинать новые пробы времени уже не было. Режиссёр собрал всю съёмочную группу и предложил всем вместе выбрать актрису из числа тех, кто уже пробовался на роль Любы Трофимовой. Список фамилий из альбома фотопроб впечатляет - сёстры Вертинские, Людмила Гурченко, Людмила Чурсина, Валентина Шарыкина, Галина Яцкина, Евгения Козелькова, Ирина Печерникова, Руфина Нифонтова, Тамара Сёмина, Светлана Немоляева, Алла Евдокимова, Татьяна Лукьянова, Татьяна Конюхова, Елена Санько, Валентина Малявина ... Большинство было за Покровскую. В течение нескольких дней на Алину Станиславовну перешили все костюмы. И с первых съёмок всем стало понятно, что Покровская – это точное попадание. В фильме ей надо было прожить с 17 лет и до пожилого возраста. Юматов и Лановой встретили актрису с цветами и потом всегда ходили втроем, но поговаривали, что ситуация немного напоминала экранную. Актриса переживала, что сразу пришлось играть Любу в старости, так как съемки начали с последних кадров фильма.
«Работать было легко и радостно. Мы все влюбились в Бориса Васильева. Мне этот автор был особенно близок, потому что в то время в театре я параллельно репетировала роль Женьки в его пьесе «А зори здесь тихие…» Владимир Роговой очень прислушивался к Василию Лановому и Георгию Юматову. Они уже тогда были киношные асы, а он — практически дебютант. Отношения сложились замечательные, всем очень хотелось сделать сердечный фильм» - Алла Покровская.
А как она нежно и с какими чувствами передала свою любовь к Алексею в сцене на военном аэродроме, где ее ждет с букетом вечно влюбленный Иван! Как она спрашивает его, задыхаясь: «Что с Алексеем?»! И как плачет у него потом на груди, услышав, что беды нет… После этой сцены всё понятно об этом романтическом «треугольнике». Иван наконец-то всё понял. Всё поняли и зрители.

На бессловесную, но важную роль Ванечки, внука Трофимовых, в нескольких эпизодах требовался очень юный артист — годовалый ребенок. Съемочной группе не удалось договориться ни с одной мамой. 11-месячного Володю Селиванова нашли в доме малютки, где он оказался после того, как от него отказалась мать. Крошечный эпизод в «Офицерах» изменил его жизнь — мать увидела на экране своего брошенного ребёнка и забрала его домой. Чтобы мальчик не узнал, что полтора года был отказником, она уехала с ним в другой город и сменила фамилию.
Московский школьник Андрей Громов сыграл внука Любови и Алексея Трофимовых, Ванечку Трофимова, названного так в честь Ивана Вараввы. В кино он попал случайно. Когда Андрей Громов учился во втором классе, в школу пришли режиссеры фильма “Приключения желтого чемоданчика” и пригласили на кастинг нескольких мальчиков. Андрей Громов успешно прошел все пробы, снялся в фильме, после чего его пригласили в фильм “Валерка, Рэмка + …”. «В кино я попал благодаря своим ушам — это точно. Тогда снимался фильм “Приключения желтого чемоданчика”, и ассистенты режиссера Ильи Фрэза прочесывали московские школы в поисках главного героя. Меня вместе с несколькими мальчишками забрали с урока и попросили что-нибудь рассказать. Я прочитал басню — “Мартышка и очки”. А потом мы с мамой приехали на Киностудию имени Горького. В комнате сидели Фрэз и Роговой — и я с перепугу все забыл. Но меня все равно утвердили», – вспоминал Андрей Громов.
Настоящая слава пришла к нему после того, как он сыграл суворовца Ваню Трофимова в “Офицерах”. «В конце фильма есть эпизод с зоопарком. Этот эпизод снимали по отдельности. Сначала отсняли бегемота. А потом привезли тяжеленную чугунную решетку, около которой должны были стоять я и еще человек десять — пятнадцать массовки. Решетка ничем не была укреплена, ее держали своим весом посетители импровизированного зоопарка. Отсняли эпизод, выключили камеру, актеры отходят от решетки, и… Эта громадина начинает заваливаться на меня. Хорошо, я успел отскочить в последний момент, а иначе пришлось бы переписывать сценарий», – вспоминал Громов. Однако съемки наносили ущерб учебе парня, и он решил заняться образованием, отказавшись от карьеры в кино. Громов закончил МГИМО. Его жена Татьяна узнала о том, что муж играл в «Офицерах», лишь спустя пару лет после знакомства.
В фильме Иван Трофимов, повзрослев, продолжил семейную традицию и стал военным. Но он пошел не в танкисты, как его отец и дед, а в десантники. Сценарий фильма был подкорректирован по просьбе Василия Филипповича Маргелова, создателя советских ВДВ. Кадры учений ВДВ также были внесены по инициативе В. Ф. Маргелова.
Владимир Дружников
В роли Георгия Петровича, командира эскадрона (комэска), бывшего царского офицера снимался Владимир Васильевич Дружников - советский и российский актёр, народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий.
За 50 лет работы в кино актёр снялся более чем в 40 фильмах в главных ролях и ролях первого плана, играл главные роли в пьесах классического и современного репертуара на сцене Театра Киноактёра и сценах многих театров страны. Обладая неповторимой индивидуальностью, мощным темпераментом, редким тембром голоса, большим талантом, он во всех ролях был органичным, убедительным и создал множество ярких, незабываемых образов в фильмах: «Без вины виноватые», «Каменный цветок», «Сказание о земле сибирской», «Офицеры», «Константин Заслонов», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Необыкновенное лето», «Первые радости», «Две жизни», «Дуэль» и другие. Фильм «Сказание о земле Сибирской» включён в знаменитую французскую Синематеку шедевров мирового кинематографа.

После триумфа «Офицеров» множество мальчишек по всей стране пошли в военные училища. После премьеры в 1971 году военные училища пережили настоящий бум - сотни вчерашних мальчишек, вдохновленных героями «Офицеров», решили связать свою жизнь с военной службой. Количество поданных заявлений о приёме в военные училища страны выросло в 20 раз. Фильм фактически определил судьбу и самого Василия Ланового, который в сознании миллионов зрителей воплотил образ настоящего офицера. Лановой стал во главе множества общественных организаций, связанных с защитой интересов военнослужащих, а также фактически оказался лицом самой массовой патриотической акции в России - «Бессмертный полк». Хочется верить, что потребность в таких историях не иссякнет у зрителей никогда.
На эстраде он выступал с большими поэтическими программами по произведениям Маяковского, Есенина, Цветаевой и Пастернака. На радио читал произведения Чехова, Бунина, Тютчева, Тургенева. Участвовал в радиопостановках «Хождение по мукам» Толстого и «Дон Карлос» Шиллера. Эти передачи вошли в записи Золотого фонда.
Владимир Дружников — признанный мастер дубляжа. Его бархатным голосом говорят с экрана Гойко Митич (серия фильмов об индейцах), Жан Маре (серия о Фантомасе), Юл Бриннер («Великолепная семёрка»), Грегори Пэк («Римские каникулы», «Золото Маккены»), Мэл Феррер («Война и мир»), Жак Бертье («Три мушкетёра»), Ричард Иган («300 спартанцев») и другие иностранные актёры.
Киноленты с участием Дружникова входили в число лидеров отечественного проката, становились лауреатами международных кинофестивалей. Они регулярно идут в кинотеатрах, показываются ведущими телевизионными каналами российского телевидения, востребованы зрителями разных поколений.
Умер 20 февраля 1994 года в Москве Похоронен на Троекуровском кладбище. В апреле 2017 года на доме 28 по 1-ой Тверской-Ямской улице была установлена мемориальная бронзовая доска в честь Владимира Дружникова, который жил здесь с 1955 по 1994 годы. Доску, автором которой является заслуженный художник России, главный художник Театра Вахтангова Максим Обрезков, открыл актёр Василий Лановой.
Съёмки
Один из ключевых эпизодов — в Суворовском училище — снимали в школе №1518 (тогда №284) на проспекте Мира, 87. Этот адрес предложил исполнитель главной роли Георгий Юматов: в 1943 году он был курсантом Московской объединённой школы ВМФ, которая здесь размещалась. Летом 1943 года будущий актёр не раз драил ту же самую лестницу. В первый раз шестнадцатилетний Юматов появился в школьном здании на 1-й Мещанской в мае 1943 года. Балясины на лестнице, где снимали эпизоды фильма, поменяли во время ремонта, а ступени — те самые, которые драил сначала курсант-сигнальщик Юматов, потом суворовец Трофимов. Перила тоже исторические.
Затем съемочная группа отправилась в Рузу. Там в конце августа снимался эпизод «китайская переправа». Для пущей достоверности в сцене заняли настоящих китайцев — двести человек, предоставленных торгпредством КНР. Надвигалась осень; ночью, когда шли съемки, вода в озере стала ледяной. Однако дисциплинированные китайцы безропотно отрабатывали дубль за дублем.
8 мая 1970 г. началась работа над «Офицерами», картиной, в отечественном кинематографе уникальной. Фильм снимался по всему тогда Советскому Союзу.
Съемки пришлось начать с конца, эпизода, когда Варавва знакомится с внуком Трофимовых — суворовцем Ваней. Дело в том, что в этой роли был занят московский школьник Андрей Громов, а его нужно было освободить до начала учебного года. Для многих студентов химического факультета МГУ, приятным открытием стало появление Ивана Вараввы – боевого офицера (героя Ланового) в стенах их любимого университета. Это здание идеально отображает оформление зданий и сооружений сталинской эпохи: лепнина, оригинальное освещение, натуральное дерево и красивый камень в облицовке. Он идеально вписался в роль фасада военного ведомства. «Испанский» эпизод снимался в самом центре Москвы, около Кремля, в помещениях Теплых торговых рядов (угол Богоявленского переулка и Ильинки) и около них. К сожалению, часть этих сооружений к настоящему моменту утрачена. Внутри Теплых рядов снимали сцену на танке.
.

В феврале начались съемки эпизодов войны с басмачами. Среднеазиатские эпизоды снимали в окрестностях Ашхабада в Туркмении.
Глубинка (Голубинка) на горе Душак, хребте Копетдаг в Туркменистане — живописное ущелье с родниками и высокими стенами. Популярно среди ашхабадских горных туристов и альпинистов. У устья его стены не самые высокие, но уже здесь авторы фильма «Офицеры» нашли прекрасную натуру для съемки. В устье ущелья Глубинка снималась одна из ярких экшен-сцен фильма. Именно тут и была засада на участников конной погони за Любой Трофимовой и ее спасителями, и кадры, где командир Алексея Трофимова прикрывает собой Любу от выстрела, Варавва и Алексей пытаются уйти от погони.
Кадры фильма и нынешние фото этих мест так и просят поставить их рядом для сравнения.

Через несколько дней едва не погиб второй режиссер Владимир Златоустовский. Впоследствии он вспоминал: «Басмача-предателя играл ашхабадский художник, панически боявшийся высоты. А по роли ему надо было подстреленным падать со скалы. Мы с ним примерно одного роста, и я решил «упасть» за него. Туркмены внизу натянули брезент, я повернулся к ним спиной, шагнул вниз… и промахнулся! Рухнул прямо им на руки. Горе-страховшики испугались и бросили меня вместе с брезентом. Очнулся — «Скорая», врачи, сотрясение мозга»…
Несчастье подстерегло и оператора Михаила Кириллова. Чтобы снять рельсы под мчащимся поездом, ему пришлось привязать себя под вагоном. Но от тряски веревка развязалась, и оператор рухнул на рельсы. От гибели его спасло лишь то, что поезд в тот момент замедлил ход. Оператор попал в больницу, съемки остановились. Он уговаривал режиссера найти замену, но Роговой посчитал это предательством. На несколько недель Кириллова заменил его сын Андрей — в то время он заканчивал ВГИК и вскоре снял один из самых оригинальных советских фильмов для детей — научно-фантастический «Москва–Кассиопея».
Рискованный прыжок с поезда, который совершил Варавва, чтобы нарвать цветов для только что родившей Егора Любы, был снят на железнодорожной петле возле Инкермана (Севастополь). Прыгал, правда, не Варавва — трюк исполнил каскадер. Но по крышам вагонов бегал Василий Лановой лично.
На станции Инкерман-1 даже почтовый ящик висит на том самом месте! Сохранился и кабинет начальника станции, откуда герои фильма «похищают» фельдшера. Пока Алексей воевал, его сын Егор с матерью жили в Севастополе, на улице Айвазовского. В Севастополе находилась улица, где юный сын героев ухаживал за одноклассницей и становился жертвой нападения хулиганов-драчунов. Символично, что начало Великой Отечественной герои тоже встречают в Севастополе – городе, первым вступившем в войну, на чьи мирно спящие улицы в 3:13 ночи 22 июня нацистская Германия обрушила свой подлый удар.

«Я считаю, что в Севастополе были сняты одни из главных эпизодов этого фильма – это молодое поколение, это Егор и Маша. В фильме показана помимо того, что мы все считаем, что фильм, он, конечно, посвящён Армии, но здесь ещё очень большой эпизод и пласт человеческой, юношеской любви – этих чистых отношений, когда они учились в одной школе, бегали в школу вместе, потом ушли на фронт и, конечно, погибли… То есть меняются события, меняются времена, эпохи, но молодёжь остаётся прежней. И мы сегодня достаточно много ездим – и с Василием Семёновичем мы проехали очень много городов – были встречи. И молодое поколение – оно тоже прежнее, что и в фильме: так же защищает свою страну. И события, локальные боевые действия, которые проходят в России и за её пределами, нам показывают те же подвиги молодого поколения» - Татьяна Андреева, исполнительный директор Межрегионального общественного фонда «Армия и культура».

Слова знаменитой песни «Вечный огонь», которую все знают по строчке «От героев былых времен…», написал поэт Евгений Агранович. Он тоже был фронтовиком — ушёл добровольцем, за доблесть получил медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и орден Отечественной войны I степени. На киностудии хотели заказать стихи кому-нибудь из молодых авторов, но режиссёр убедил директора, что писать песню к такому фильму должен тот, кто знает войну не по рассказам. Исполнил песню Владимир Златоустовский, тот самый второй режиссёр, который получил на съёмках сотрясение мозга… Он говорил, что эта песня не для голоса, на ней надо душу рвать, поэтому профессиональных певцов решили не приглашать.
В конце марта съемочная группа вернулась в Москву и начался монтаж фильма. Премьера была приурочена к Дню Победы, поэтому времени оставалось мало, но торопиться не пришлось — основная работа по монтажу и озвучиванию прошла параллельно со съемками. 9 апреля 1971 г. картина была представлена худсовету киностудии и принята практически без поправок.
У первых зрителей «Офицеров» давно появились правнуки, а у ровесников фильма — внуки. А значения своего лента все не теряет, и ее продолжают смотреть…
Алина Покровская вспоминает: «Я приезжала в Туркмению на два-три дня. Садилась после спектакля в самолет и мгновенно засыпала. Дозаправка в Красноводске — и из заснеженной Москвы попадаешь в зеленый рай. Возвращаешься со съемок в гостиницу, напоенную изумительными запахами. Жора Юматов кричит: «Тебе шашлык заказывать?» Жора и Вася скакали не хуже заправских джигитов, а вместо меня режиссер хотел снимать дублершу. Но у меня были на этот счет свои планы. Возвращаясь в Москву, я каждое утро — к семи часам — ездила на закрытый манеж ипподрома. Инструктор подводил коня, здоровенного, как шкаф, и я забиралась на него по лесенке. Страху натерпелась! И вот через пару дней конь подвез меня к большому зеркалу, что всегда есть на манеже, обернулся и посмотрел на меня таким красноречивым взглядом, что я со смеху чуть не выпала из седла. Но лошадей бояться перестала».
Столь неожиданная смелость едва не стоила актрисе жизни. На съемках ей дали отнюдь не философски настроенного коня-джентльмена, а скакуна горячих кровей. Сцену погони басмачей за героями фильма снимали рядом со рвом, мимо которого и должны были проскакать актеры. Однако Адлер — так звали коня Покровской — решил прокатить наездницу с ветерком и пошел на обгон скакунов Юматова и Ланового. Первым это заметил Юматов и бросился наперерез Адлеру. Вскоре подоспел Лановой. Они догнали лихача-камикадзе и спасли Покровскую от неминуемого падения в ров.
Все дело в том, что места съемок по самой идее фильма значения не имели. Лента ведь должна была рассказать некую общую историю — о чести, службе и женской верности. Такая история должна была быть возможной где угодно, по всему необъятному СССР! Это были обычные улицы, простые станции, дороги и пейзажи. Такие, среди которых люди живут, а при необходимости — защищают их до последнего патрона и последнего вздоха.
Памятники
9 декабря 2013 года в Москве рядом с комплексом зданий Минобороны России на Фрунзенской набережной, открыт памятник героям фильма «Офицеры». Открытие приурочили ко Дню Героев Отечества. Памятник был создан скульпторами Студии военных художников имени М.Б.Грекова.
Композиция воспроизводит одну из сцен фильма — встречу после долгой разлуки двух боевых товарищей (Вараввы и Трофимова), Любы Трофимовой и внука Трофимовых. В церемонии открытии приняли участие министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу и актёры — народный артист СССР Василий Лановой и народная артистка РСФСР Алина Покровская, которые в «Офицерах» исполнили роли Ивана Вараввы и Любови Трофимовой. На скамейку возле двух героев можно присесть и сфотографироваться, а руки присевшей героини никогда не пустуют — в них часто можно застать красные гвоздики.
Аналогичный памятник открыт 22 февраля 2022 года у входа в Екатеринбургское суворовское военное училище. В торжественной церемонии приняли участие полномочный представитель Президента РФ по УрФО Владимир Якушев, губернатор Евгений Куйвашев, и. о. командующего войсками ЦВО Рустам Миннекаев, глава Екатеринбурга Алексей Орлов.
«Для многих поколений жизнь военнослужащих начиналась именно с этого фильма, ставшего символом беззаветного служения Отчизне. Я уверен, что эта композиция для стоящих сегодня здесь суворовцев станет символом преданности нашей родине — великой России, важнейшим нравственным ориентиром и примером мужества и стойкости» — отметил Рустам Минникаев.
Ещё один памятник героям фильма установлен в сентябре 2018 года в Главном управлении кадров Минобороны России. Это скульптурная композиция «Офицеры», которая состоит из фигур командира взвода Алексея Трофимова (Георгий Юматов) и командира эскадрона Георгия Петровича (Владимир Дружников). Скульптуры установлены в нише, в верхней части которой помещена знаменитая цитата из фильма — слова комэска, обращённые к взводному: «А вот профессию надо не по приказу выбирать, а по призванию. Родину защищать! Есть такая профессия».
Проверь себя
Ваши фото после просмотра фильма "Офицеры":
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru