Обыкновенное чудо
мюзикл, романтическое фэнтези, комедийная драма
1978 год

Киностудия "Мосфильм"

Режиссёр: Марк Захаров

Сценарий: Марк Захаров (по пьесе Е.Шварца)

Оператор: Николай Немоляев

Композитор: Геннадий Гладков

Актёрский состав
Олег Янковский
Ирина Купченко
Александр Абдулов
Юноша-Медведь
Принцесса
Хозяйка, жена Волшебника
Заслуженная артистка РСФСР (28.04.1973).
Народная артистка РСФСР (16.07.1985).

В 1952-1954 годах училась в Омском сельскохозяйственном институте.
Окончила Государственный институт театрального искусства (1958).
C 1958 года — актриса Академического театра имени Моссовета.

Мастер дубляжа и озвучивания.
Автор литературно-поэтической программы «Поэтессы серебряного века».
О жизни и творчестве актрисы снят документальный фильм "Валентина Талызина. Моей душе покоя нет..." (режиссёр Андрей Владимиров, Первый канал).

От брака с художником Леонидом Непомнящим дочь - актриса Ксения Хаирова.
Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1985).
Родился 4 марта 1946 года во Владимире. Учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии по классу профессора Г. А. Товстоногова, закончил обучение в 1967 году.
С 1987 по 1991 год был актёром Театра имени А. С. Пушкина («Александринка»). Артист Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»).
Советский и российский актёр театра и кино, народный артист РФ. Участник Великой Отечественной войны. Борис Новиков – актер театра и кино, прославившийся ролями в фильмах «Тихий Дон», «Тени исчезают в полдень», «Белые росы». Звание Народного артиста Российской Федерации Борис Кузьмич Новиков получил в середине 90-х годов.
Советская актриса кино и театра, наставник многих российских и советских звезд.
Родилась 16 июня 1944 года в Махачкале. Окончив школу, девушка с успехом выдержала экзамены в театральное училище имени Щукина, где после окончания обучения поступила в аспирантуру и начала преподавать.
Актриса запомнилась как наставница таких звезд кино, как Светлана Копылова, Сергей Маковецкий, Сергей Жигунов и других. Кроме того, кинематографистка стояла у истоков создания студии «Киноконтакт», а также стала первой в истории актрисой-кандидатом наук.
Пик популярности Яцкиной пришелся на 70–80-е годы прошлого века, однако снималась она вплоть до 2010-х. Среди ее наиболее ярких работ можно назвать «Уроки французского», «Женщины», «Люди и дельфины».
Актриса была замужем за коллегой по творческому цеху Леонидом Головня. Однако брак распался, зато принёс супругам сына.
Скончалась артистка 10 марта 2024 года после продолжительной болезни. Незадолго до смерти Яцкина приняла постриг.
Советский и российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1988). Ветеран Великой Отечественной войны.
Родился в Москве в семье военнослужащего. В июне 1941 года добровольцем ушёл на фронт, воевал на Западном фронте, но уже в ноябре был ранен. После лечения был демобилизован и уехал в Коми АССР, где устроился чертёжником на механический завод.
Затем поступил во ВГИК, в актёрскую мастерскую Василия Ванина. После окончания ВГИКа вошёл в труппу Театра-студии киноактёра. Дебютировал в кино в 1950 году.
Известен по роли Аркадия Аверина из фильма «В добрый час!» (1956). В дальнейшем повторил актёрскую судьбу своего героя из этого фильма — играл эпизодические роли в различных фильмах.
В 1995 году поступил в больницу с сердечным приступом. Скончался 7 сентября 1995 года в Москве.
Снялся в 1 проекте.
Снялся в 1 проекте.
Евгения Симонова
Евгений Леонов
Андрей Миронов
Екатерина Васильева
Первая кавалерственная дама Эмилия
Трактирщик Эмиль
Министр - администратор
Король
Юрий Соломин
Хозяин, Волшебник
Сюжет




Главный герой фильма – Волшебник. Развлекая себя и жену, он выдумывает сказки, герои которых оживают и приходят в его дом, начиная жить собственной жизнью. Однако очередная сказка получилась не очень весёлой. Так всегда случается, когда задеты самые искренние чувства.
Когда-то много лет назад Волшебник придумал «сказку наоборот» – превратил медведя в человека и решил, что тот вернётся в исходное состояние, когда в него влюбится принцесса и поцелует его. И вот юноша — бывший медведь — возвращается к Волшебнику и встречает в его доме прекрасную девушку, которая ему очень понравилась. Конечно же, та оказывается Принцессой и влюбляется в него. Волшебник сделал так, чтобы король, проезжавший мимо с дочерью и свитой, свернул к его усадьбе. Медведь и принцесса встретились, и когда принцесса захотела поцеловать Медведя, он убежал, чтобы не превратиться в зверя на её глазах.
Принцесса, переодевшись в мужскую одежду, сбежала от отца, пообещав застрелить любого, кто последует за ней. В трактире «Эмилия» влюблённые встретились. Трактирщик и Эмилия решают помочь поссорившимся влюблённым.
Принцесса запирается в комнате на втором этаже трактира. Король приказывает кидать жребий, и жребий выпадает придворному министру-администратору. Он заходит к принцессе, вдруг раздаётся выстрел: опередив принцессу, администратор сам стреляет в неё, но промахивается. В гневе принцесса решает выйти замуж за «первого встречного» и называет администратора своим женихом. Король решает играть свадьбу. Отчаявшись, что его любовь уводят от него, Медведь собирается рассказать принцессе всё про поцелуй, превращающий его в животное. Расстроенная принцесса прощается с ним навсегда.
Появляется Волшебник и упрекает Медведя в трусости и малодушии. По мнению Волшебника, он не настолько сильно любит принцессу, чтобы пожертвовать ради неё своим обликом. Медведь заключает соглашение с честолюбивым Охотником: если когда-нибудь Медведь поцелует принцессу и превратится в животное, Охотник тут же убьёт его.
Проходит несколько лет. Страной правит министр-администратор. Король полностью устранился от дел и слышать не хочет ни о чём, что происходит вокруг. В доме Волшебника появляются Медведь и Охотник. Медведь целует принцессу, — но, к разочарованию Охотника, остаётся человеком. Волшебник объясняет этот парадокс «обыкновенным чудом». Герои сказок уходят из дома Волшебника, который оказывается всего лишь декорацией. Эта декорация сгорает, и Волшебник остаётся один.
Евгений Шварц: творчество
Жизнь и творчество Евгения Шварца неразрывно связаны с историей отечественного кино.
Первое знакомство Евгения Шварца с кинематографом произошло в Майкопе в начале ХХ века. Город в своих воспоминаниях «Позвонки времени» он называл «…родиной своей души». «Всё, что было потом, – писал он, – развивало или приглушало то, что родилось в эти майкопские годы». Учеником 5 класса Майкопского Алексеевского реального училища Шварц бегал на сеансы электробиографа, так называли тогда в городе кино. По свидетельству Евгения Шварца к 1911 году в Майкопе было открыто четыре электробиографа.
Жизненный и творческий путь Евгения Шварца был нелёгким. В голодные 1920-е он переезжает из Ростова в Ленинград со своей театральной группой. Берётся за любую работу: пишет сказки, пьесы, сценарии… Работая в газете «Всероссийская кочегарка», сначала лишь обрабатывал письма читателей, потом стал превращать их в небольшие рассказы, которые читателям понравились. В Ленинграде с 1924 по 1925 год работал ответственным секретарём журнала «Ленинград», затем перешёл в издательство детской литературы «Радуга», одновременно работал в детском отделе Госиздата под руководством Самуила Маршака. С 1925 года Шварц стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», а первый его рассказ вышел отдельной книжкой. Позже появились и другие книги для детей.
21 сентября 1929 года Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца – «Ундервуд». Шварц работал много и плодотворно: сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах, сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра кукол Сергея Образцова, киносценарии. После упразднения редакции детской литературы «Чиж» работал преимущественно в драматическом и сценарном жанре. В 1930 году, будучи уже известным детским писателем, Евгений Шварц пришёл работать на Ленинградскую кинофабрику.
Когда в 1943 году Ленинградский театр Комедии был эвакуирован в Сталинабад (ныне – Душанбе), Шварц приехал туда и стал заведовать литературной частью этого театра. В мае 1944 года вместе с театром оказался в Москве, где в августе состоялась премьера «Дракона». Сразу после премьеры пьесу запретили, и при жизни автора она так и не была больше поставлена. Запрет был снят лишь в 1962 году.
После войны Шварц снова начал вести дневники, в которых наряду с заметками для пьес и событиями дня начинают появляться его воспоминания. Из этих записей составилась «Телефонная книга» – почти 200 портретов современников, созданных на основе воспоминаний.
О рождении замысла одной из лучших советских киносказок – «Золушки» – режиссёр фильма Надежда Кошеверова позже рассказывала: «Окончилась война... В Ленинград из Алма-Аты ...начали возвращаться ленфильмовцы. Первой, кого я увидела на студии, была одиноко сидящая Жеймо. «Золушка!» – так и пронеслось в голове. И в самом деле, маленькая, хрупкая, она казалась сошедшей со страниц сказки. Сценарий будущего фильма в рекордно короткий срок написал Евгений Шварц, а Николай Акимов подготовил эскизы декораций и костюмов». Авторский замысел был воплощён на экране великолепным актёрским ансамблем. Эраст Гарин сыграл в театре и кино немало превосходных ролей, но едва ли не лучшей стала его роль Короля в «Золушке»; гениальная Фаина Раневская неподражаема в роли Мачехи; Алексей Консовский создал образ влюблённого Принца; Василий Меркурьев – Лесничего; Варвара Мясникова – Фею; блестящий мастер эпизодических ролей Сергей Филиппов сыграл Капрала. В этом блестящем ансамбле Янина Жеймо занимает особое место. Ведь в сказке, как в игре, надо очень верить в «предлагаемые обстоятельства», надо жить ими всецело, верить в возможность невероятного – и только тогда она станет «настоящей». Этим даром обладал Евгений Шварц, создавая свои сказки, этим же даром – даром чутья стиля сказки – обладала и Янина Жеймо.
В апреле 1947 года съёмки фильма были закончены, а в мае он вышел на экраны и до сих пор не устарел. «Золушка» Шварца пользуется большим успехом у зрителей всех возрастов.
В апреле 1946 года к Евгению Шварцу в Ленинград приехал режиссёр Илья Фрез с предложением написать сценарий фильма о первоклассниках. Шварц согласился, и к началу 1947 года сценарий был готов. Роль учительницы с редкой точностью сыграла замечательная актриса Тамара Макарова. Илья Фрез сумел перенести на экран весь лиризм и мягкий юмор шварцевского сценария. Музыку к фильму написал Дмитрий Ковалевский. В марте 1948 года «Первоклассница» вышла на экраны страны.
Большим успехом в кино для Шварца стала работа над сценарием к кинофильму по роману Сервантеса «Дон Кихот». 10 сентября 1954 года он оставляет запись в своём дневнике: «...Вчера звонил Козинцев. Ему предлагают снимать «Дон Кихота». Он позвонил об этом мне, и мне вдруг захотелось написать сценарий на эту тему. Хожу теперь и мечтаю... Необходимо отступить от романа так, как отступило время. Ставить не «Дон Кихота», а легенду о «Дон Кихоте». Сделать так, чтобы, не отступая от романа, внешне не отступая, рассказать его заново».
Сценарий «Дон Кихота» Евгения Шварца уникальное, оригинальное произведение, в нём нет ни одного слова, впрямую заимствованного у Сервантеса. Интерпретируя великого романиста, Шварц сумел остаться самим собой, сохранить писательскую индивидуальность, подчинить сценарий своему художественному замыслу. На главные роли были утверждены знаменитые артисты: Николай Черкасов – Дон-Кихот, Юрий Толубеев – Санчо Панса. Яркую, эмоциональную музыку к кинокартине написал композитор Кара Караев. Фильм снимали в Крыму, декорации испанской Ламанчи были построены в Коктебеле. В мае 1957 года «Дон-Кихот» с успехом прошёл на Каннском кинофестивале, а июле – в Локарно. Фильм хвалила зарубежная и советская пресса, весь успех достался Г. Козинцеву, Н. Черкасову и Ю. Толубееву. Евгений Львович не смог присутствовать на премьере «Дон-Кихота», он тяжело болел, а 1958 году писателя не стало.
После смерти Евгения Шварца его сказки продолжали быть востребованы кинематографом, потому что они говорили о жизни людей гораздо больше правды, чем многие современные произведения, написанные в жанре реализма. Этот феномен Алексей Герман, объяснил тем, что Евгений Шварц стал «...первооткрывателем жанра. Таким как Брехт, например. Жанра, сплавляющего лирику, глубокую и мощную, и сказочную сатиру. Аналоги западные – слабее».
В 1960 году Александр Роу, один из наиболее известных советских режиссёров, работавших в жанре сказки, выпустил в прокат фильм «Марья-искусница», снятый по сценарию Шварца. Он начал над ним работать ещё в 1945 году, но смог закончить только в 1954 году, уже после окончания войны. Е. Шварц писал А. Роу: «…кончил детскую пьесу «Царь Водокрут» на русском материале. Все хвалят. Все говорят, что это прямо кино… После «Золушки» западный материал мне несколько скучен». Учитывая замечания режиссёра, он сделал более семи вариантов сценария. Сказка Шварца пронизана поэзией, добрым юмором, фантастической романтикой. Она посвящена вечной теме борьбы добра со злом, раскрывает лучшие черты национального характера её героев, их народную мудрость.
В 1963 году Надежда Кошеверова опять обратилась к творчеству Евгения Шварца. В соавторстве с Михаилом Шапиро она поставила фильм «Каин XVIII», сценарий к которому написал Николай Эрдман по неопубликованным материалам писателя. Картина не выдержала испытание временем и мало кто её помнит несмотря на то, что в ней снимались известные артисты: Эраст Гарин, Михаил Жаров, Рина Зелёная, Александр Демьяненко, Михаил Глузский, Олег Даль.
В 1964 году на экраны страны вышел фильм «Сказка о потерянном времени», снятый по пьесе Шварца знаменитым режиссёром Александром Птушко. Сюжет фильма «Сказка о потерянном времени» как бы перекликается с первой кинематографической работой Евгения Шварца – «Разбудите Леночку». Четыре школьника попусту теряют время, которое собирают старые злые волшебники с целью вернуть себе молодость. Александр Птушко собрал прекрасный актёрский ансамбль. Главные роли в кинокартине сыграли Олег Анофриев, Людмила Шагалова, Сергей Мартинсон, Вера Алтайская. Фильм получился яркий, весёлый и поучительный.
Следующим фильмом, поставленным по сценарию Евгения Шварца, была «Снежная королева». Его снял на «Ленфильме» в 1967 году Геннадий Казанский. Пьесу «Снежная королева» по сказке Ганса-Христиана Андерсена Шварц написал ещё в 1938 году, а в начале 1941 года был готов сценарий для режиссёра Владимира Легошина. Работая в 1967 над сценарием для своего фильма, Г. Казанский использовал и пьесу, и киносценарий Е. Шварца. Кинокартина имела зрительский успех, в действие фильма была органично включена мультипликация. В «Снежной королеве» одну из своих первых ролей – отважной Герды – сыграла актриса Елена Проклова.
В 1972 году Надежда Кошеверова сняла свой третий фильм по пьесе Евгения Шварца – «Тень». Сценарий им был написан в 1957 году. Шварц отметил в заявке киностудии: «Сценарий построен на материале народных сказок о человеке, потерявшем тень, о человеке, потерявшем своё собственное изображение в зеркале, и т.д. На подобном материале построена, например, повесть Шамиссо, и сказка Андерсена, и моя собственная пьеса «Тень». В сценарии «Человек и тень» я пробую решить, развить эту тему на совсем новый лад. Главная задача постановка ряда этических проблем. Сценарий будет посвящён теме выбор жизненного пути молодым человеком». Сценарий был доработан Юлием Дунским и Валерием Фридом. Фильм «Тень» сейчас чаще вспоминают не как удачную экранизацию сказки Шварца, а как фильм, где одну из своих лучших ролей сыграл Олег Даль.
В 1978 году на телевизионные экраны страны вышел фильм режиссёра Московского театра им. Ленинского комсомола Марка Захарова «Обыкновенное чудо». До сих пор эта кинолента пользуется заслуженным успехом у зрителей.
У Евгения Шварца было необыкновенное знание человеческого мира. Это связано с глубочайшим знанием каждого из нас, и не важно, в каком времени мы живём, в каком возрасте и с каким жизненным багажом открываем для себя писателя.
В 1988 году Марк Захаров вновь обратился к творчеству Шварца – к пьесе «Дракон». По мнению режиссёра, в ней драматург подарил нам блистательный социальный прогноз: уничтожение внешней силы, подавляющей свободу народа, вовсе не гарантирует бурного рассвета демократии. Человеческое сознание, изуродованное долгими годами пресмыкательства и лжи, само по себе пропитывается ядом раболепия. Познавшим беду людям требуется долгая и мучительно трудная работа. Сценарий Марк Захаров написал в соавторстве с Григорием Гориным, единственным советским писателем, который продолжил шварцевские традиции в драматургии. К созданию фильма «Убить дракона» Захаров привлёк своих друзей-единомышленников: главного художника Ленкома Олега Шейниса, режиссёра Аркадия Хаита, композитора Геннадия Гладкова, поэта Юрия Кима. В главных ролях снялись любимые артисты режиссёра: Евгений Леонов, Владимир Тихонов, Олег Янковский, Александр Абдулов, Александр Збруев, Александра Захарова. Несмотря на звёздный состав создателей фильма, он не смог повторить успех «Обыкновенного чуда». Кинолента больше напоминает политический памфлет, снятый на злобу дня, чем философскую притчу о вечной борьбе добра со злом. В фильме нет атмосферы сказки Шварца, его лукаво иронической сатиры. «Убить дракона» Марка Захарова пока является последней в российском кинематографе экранизацией произведений Евгения Шварца.
Кинематограф был тогда ещё немым, и по просьбе режиссёра Н. Лебедева Шварц редактировал киносценарии и делал надписи к его фильмам: «Настоящие охотники» (1930), «Товарный № 717» (1931), «Детство большевика» (1932). Серьёзная писательская работа Шварца в кино началась в соавторстве с поэтом Николаем Олейником, с которым его связывали давние дружеские отношения. Совместно они написали сценарий, по которому режиссёр Антонина Кудрявцева сняла фильм из трёх частей под названием «Разбудите Леночку» (вышел на экраны страны в ноябре 1934 года). В главной роли – 12-летней школьницы – снялась Янина Жеймо. С этой картины началась дружба драматурга с прекрасной актрисой, лучшей ролью которой стала роль Золушки в киносказке Шварца. Картина пользовалась большим успехом и у маленьких зрителей, и у их родителей.
Почти не сохранилось сведений о замысле постановки другой картины по сценарию Евгения Шварца, который он написал по сказке К. И. Чуковского «Доктор Айболит» в 1939 году. Главные роли в нём сыграли знаменитые театральные артисты Максим Штраух и Пётр Галаджев.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война изменила всё. В начале войны Шварц хотел вступить в ополчение, но из-за болезни его не приняли. В блокадном Ленинграде Шварц выступал на призывных пунктах, писал антигитлеровские сценки и пьесы для радио. На крыше писательского дома на канале Грибоедова они с женой дежурили, гасили зажигательные бомбы. Его жена Екатерина Ивановна устроила санитарный пункт для помощи раненым.
С июля по декабрь 1941 года Шварц был комментатором ленинградского радиоцентра. В августе 1941 года в Ленинградском театре комедии состоялась премьера написанной Шварцем совместно с Михаилом Зощенко пьесы-памфлета «Под липами Берлина».
11 декабря 1941 года Шварц с женой были эвакуированы из Ленинграда в Киров. Писатель взял с собой пишущую машинку, а рукописи и дневники, которые вёл с юности, сжёг. В Кирове для Александра Роу он пишет сценарий сказки «Кот в сапогах». До июля 1943 года Шварц работал заведующим литературной частью областного драматического театра. Написал пьесы: «Одна ночь» о защитниках Ленинграда и «Далёкий край» об эвакуированных детях. Начал работать над пьесой «Дракон».
Г. Козинцев
«В железный век мечты о золотом веке безумны. Но, может быть, именно они и помогают победить железо... Время уже проверило жизненность его искусства. Случилось так, что сказки Шварца всё сильнее говорят о реальности, а многое из того, что когда-то принималось за реализм, сегодня выглядит глупыми сказочками»
О фильме
Евгений Шварц создавал одно из самых своих известных произведений целых 10 лет. Зарождалось «Обыкновенное чудо» в совсем не сказочных условиях – в послеблокадном Ленинграде 1944 года. А посвятил его драматург своей супруге Екатерине Ивановне – именно она была прототипом жены Волшебника, его поддержкой, опорой и отчасти совестью. Пьесу «Обыкновенное чудо» Евгений Шварц завершил в середине пятидесятых, и она стала одной из последних его работ. Писатель умер в 1958 году. Но он успел дать «Чуду» окончательное название (рабочим было «Медведь») — для первой театральной постановки в московском Театре-студии киноактёра — и увидеть пьесу напечатанной (книга вышла в 1956). А режиссёр того спектакля в школе-студии Эраст Гарин в 1964 году снял фильм по пьесе. Чёрно-белый фильм Гарина оказался весьма удачным. Роль Медведя в нём сыграл набирающий популярность Олег Видов, а Короля — сам режиссёр. Эту экранизацию можно упрекнуть разве что в некоторой старомодности: по интонациям и по поведению актёров в кадре она очень похожа на «Золушку» 1947 года, сценарий к которой тоже писал Шварц (и в которой Гарин, кстати, тоже играл Короля). Впрочем, подобный подход к экранизации сказок тогда был весьма распространён: вышедшая в том же 1964 «Сказка о потерянном времени» Александра Птушко сделана в похожей манере. Не было такого советского города, где бы в драматическом театре или местном ТЮЗе по этой пьесе не шёл спектакль. В 1970-е годы его играли в Театре сатиры, а в роли министра-администратора блистал Александр Ширвиндт.
Когда к Марку Захарову обратились с предложением снять эту новогоднюю сказку для телевидения, уже зарекомендовавший себя театральный режиссёр засомневался. И причин было несколько. Во-первых, киноверсия «Обыкновенного чуда» уже существовала. Во-вторых, и сам текст – с его жанровым своеобразием и композиционным полицентризмом (стоит только вспомнить количество героев!) – представлялся довольно сложным для интерпретации. От режиссёра требовалось совершить невозможное – создать новогоднюю сказку, в которой за иронией и комедийной лирикой следовало искреннее сопереживание героям, а затем и подлинный трагизм. С момента съёмок фильма-сказки Марка Захарова «Обыкновенное чудо» прошло уже более 45 лет, большинства актёров, к сожалению, уже нет в живых, но эта трогательная история по-прежнему актуальна и многих современных зрителей заставляет поверить в то, что чудеса иногда случаются. Интересный сюжет, многослойный, с тонким юмором текст, яркая, запоминающаяся игра актёров, прекрасная музыка, наконец, блистательная режиссура! Каждый жест, каждая улыбка исполнителей главных ролей настолько точно по­падают в эмоцию, что кажется, будто режиссёр Марк Захаров не просто репетировал, а творил особый мир персонажей. Всё это создаёт ощущение чуда. Обыкновенного чуда...
Эраст Гарин снимал сказку, а вот у Марка Захарова получилась притча. Захаров, как режиссёр театра, почувствовал эту необходимость и воплотил на экране не просто сценарий, а создал постановку. Получился замечательный парадокс: неприкрытая театральность картины заставляет намного сильнее поверить в сказку, чем любой реалистичный киноподход. Как это получилось?
Во-первых, атмосферу создают детали в кадре, простые, таинственные, сразу отсылающие зрителя к сказочным канонам: часы, зеркала, странные рисунки, загадочные листы. Во-вторых, театральности кадру добавляет взаимодействие со зрителем, практически интерактив: обращение актёров, диалог без слов, взгляды героев вроде бы в пустоту, а вроде бы и к аудитории, постоянный, зачастую негласный призыв представить сказку, подготовиться к волшебству, предположить, случится ли чудо? Финал и вовсе обезоруживает: дом Волшебника оказывается всего лишь декорацией, которая сгорает, символизируя конец сказки. Этот фильм – одно из ключевых произведений Марка Захарова. То, что он стал так популярен и любим зрителями – нисколько не удивительно. Скорее, это вполне закономерное следствие всех составляющих этого кино: самой истории, её композиции, визуального воплощения, актёрской игры. И очень большого, личного, эмоционального вложения сил режиссёра, которое заметно в каждом кадре – и потому картина получилась такой искренней и сказочной.
"Кинематографические увлечения" – называл Захаров свою работу на телевидении, где он создал такие всенародно любимые и незабываемые фильмы, как "Двенадцать стульев", "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен", "Формула любви", "Убить дракона", "Дом, который построил Свифт".
Музыка в фильме
"Те картины, которые я снял,
формировались прежде всего
под воздействием музыки.
Сначала сочинялась музыка,
а потом возникал образ фильма"
Для создания музыки он пригласил уже проверенных совместными работами Геннадия Гладкова и Юлия Кима, который был в опале и работал под псевдонимом Ю. Михайлов. Для фильма было написано шесть песен: «Песня Волшебника», «Куплеты Администратора», «Дуэт Эмилии и Трактирщика», «Баллада Администратора» и «Прощальная песня», но в картину вошло только пять — за бортом осталась «Песня охотника» в исполнении Михаила Боярского. Её можно было услышать только на пластинке, которая вышла после премьеры. В кадре, главные герои не поют. За кадром «Песню Волшебника» пел неизвестный тогда ещё Леонид Серебренников, на которого после выхода фильма сразу обратили внимание телевизионщики и кинематографисты. За Екатерину Васильеву пела Лариса Долина. Молодая, мало кому известная певица из Одессы тогда только пробивалась в Москве и с удовольствием откликнулась на предложение. Андрей Миронов в фильме пел сам. Мало кто обратил внимание, что на начальных титрах звучит слегка переделанная мелодия из фильмов о Джеймсе Бонде. Это было сделано по просьбе Марка Захарова, поклонника композитора Джона Барри.
Каждый из героев фильма появляется на экране под свою музыкальную тему, сочиненную Геннадием Гладковым. Музыка стала одним из «героев» картины и писалась совместно с Марком Анатольевичем. Режиссёр приходил к Геннадию Игоревичу домой, тот с утра готовил часть партитуры, и вместе они ­что-то поправляли, а иногда композитору приходилось импровизировать. Словом, соавторы изводили друг друга. Творческий процесс шёл мучительно. Гладков даже прятался от Захарова, притворялся больным, чтобы с ним не встречаться. Но режиссёр был настырен. Марк Анатольевич так решил: всё будем снимать под музыкальное сопровождение, во время съёмки постоянно должна звучать фонограмма. Он был уверен, что это дисциплинирует актёров и создаёт нужное настроение.
Композитор Геннадий Гладков признавался, что музыка к этому телевизионному фильму – самое его любимое произведение. После выхода фильма на экраны композитор переделал свою музыку в мюзикл, который потом поставили во многих театрах.
Приступив к режиссёрскому сценарию, Марк Захаров погружался в своеобразный транс с помощью кассеты с песнями Джо Дассена. Так лучше работалось. И, похоже, во многом именно замечательному французу мы обязаны тем, что у Захарова получился прекрасный музыкальный фильм. Ну и, конечно, команде единомышленников, в которой хочется особо отметить художника-постановщика Людмилу Кусакову и оператора Николая Немоляева.
Актёры и роли
Марк Захаров очень хотел снять в фильме хотя бы несколько своих, ленкомовских, актёров. Когда режиссёр приступил к съёмкам, он уже знал, кто должен исполнить главные роли. В образе Волшебника Марк Захаров видел только Олега Янковского. И его кандидатуру, и Евгения Леонова на роль Короля руководство «Мосфильма» тут же одобрило. Но когда начались съёмки, у Янковского случился сердечный приступ, и актёр оказался в реанимации. Режиссёр тут же помчался в больницу — успокоить актёра, что без него он не начнёт работу: «Мне нужны только Вы, мы будем ждать». И съёмки отложили. Янковский от этих слов поддержки воспрял духом и быстро пошёл на поправку. И для актёра это решение стало судьбоносным. Потом Янковский говорил, что если бы не Волшебник, то не было бы ни Мюнхгаузена, ни Свифта, ни Дракона.
Марк Анатольевич потом вспоминал, как Янковский, обладавший большим опытом работы в кино, помогал ему на съёмочной площадке. А ведь уже тогда было ясно, что режиссёрский почерк Захарова довольно самобытен: в его фильмах – симбиоз театра, телевидения, кинематографа. Работа с Янковским сподвигла его на множество экспериментов. Олег Иванович что-то постоянно придумывал и тактично предлагал режиссёру.
Чтобы добиться создания образа домашнего и уютного персонажа, актёр перемерил несметное число костюмов. Потом костюмеры надели на него видавшую жизнь вязаную кофту, под которой была рубашка с кружевами и водолазка. Бороду Янковский не отращивал — её буквально по волоску создавали гримёры. В этом образе он почти одновременно снимался в двух фильмах — в «Обыкновенном чуде» и мелодраме «Мой ласковый и нежный зверь».
После инфаркта снимался и Евгений Леонов, без которого режиссёр также не представлял этого фильма. Леонов разрывался между запланированной поездкой в Германию и съёмками в «Обыкновенном чуде». Он не мог отказать Захарову, но и отпуском за границей жертвовать тоже не хотел. Актёр поставил режиссёру условие — готов сниматься сколько угодно, но только десять дней. Роль Короля была довольно необычна для Евгения Леонова, привыкшего играть добросердечных персонажей. Король – личность весьма слабохарактерная: с одной стороны, непрестанно удивляется подлости своих придворных, а с другой – и сам всё время хочет совершить какую-нибудь гадость, списав ответственность за неё на негодных родственников. Но ведь этот Король – Евгений Леонов, а его невозможно не любить. Корону, кстати, он носил чужую – в соседнем павильоне снимали «31 июня», где средневекового монарха играл Владимир Зельдин.
Олег Янковский - Хозяин, Волшебник
Приходя на съёмку, Леонов часто не знал своей роли и учил её прямо перед входом в кадр или импровизировал с подсказок партнёров, предлагал свои версии тех или иных сцен. Он обычно предлагал: «Знаешь, Маркуша, я сделаю так, как ты просишь, а потом снимем один дубль, как вижу его я». В павильоне версия Марка Анатольевича выглядела интереснее, но на плёнке, в просмотровом зале то, что делал Евгений Павлович, часто оказывалось более точным и смешным. Захаров часто прислушивался к его советам, но однажды сделал по-своему и оказался прав. Леонов советовал ему вырезать эпизод, в котором Король машет рукой, приветствуя народ так, как это делали тогда члены Политбюро на трибуне Мавзолея. Однако именно в этой сцене цензура крамолы не усмотрела. Актёр сумел создать незабываемый тип тирана-обаяшки, сделав образ не только ироничным, но и трогательным.
Евгений Леонов - Король
На роль Медведя Захаров пригласил недавно поступившего в труппу «Ленкома» Александра Абдулова, которому на момент съёмок было всего 25 лет. Его кандидатура на худсовете вызвала сомнения – на тот момент он был начинающим актёром и ещё не заслужил всенародного признания. Конкуренция была очень серьёзной. Пробы прошли актёры Евгений Меньшов, Александр Воеводин, Валерий Шальных, Владимир Крашенинников, Александр Серский, Владимир Вихров, Юрий Шлыков, Александр Курепов, Игорь Костолевский и многие другие красавцы.
Последнему действительно часто доставались роли, на которые Абдулов тоже проходил пробы. Поэтому, когда Захаров его пригласил поучаствовать в кинопробах, актёр ответил: «С удовольствием, потому что пробуюсь всегда я, а снимается всё равно Костолевский». Эта фраза, как признается Захаров, добавила ему спортивного азарта. В итоге режиссёру удалось отстоять кандидатуру Абдулова и утвердить его на главную роль.
Александр Абдулов гордился этой работой и считал себя обязанным Марку Захарову. «Попасть мне, мальчишке, в такую компанию, в которой были Леонов, Янковский, Соломин, Купченко, Миронов, Симонова – дикое количество удивительных актёров, – это очень дорогого стоило! И то, что я не потонул в этом потоке, – их заслуга. Они меня, наверное, пожалели просто. А могли бы «растащить одеяло» в разные стороны, и я бы оказался на дне. Но эта команда помогала мне, и что-то у меня вышло... Это такой отдельный кинематограф, который изобрел Марк Захаров», – говорил актёр.
Во время съёмок Абдулов отказывался от помощи дублёров и многие опасные трюки выполнял самостоятельно. Но однажды это едва не обернулось трагедией. Актёр рассказывал: «Помните, есть в картине такой эпизод: мой герой на полном скаку влетает под каменную арку, цепляется за неё руками и подтягивается. Снимаем первый дубль. У меня получилось всё и сразу, за исключением одного существенного момента. Я пустил лошадь во весь опор, схватился за выступ арки и… не подумал о том, что ноги из стремян хорошо бы вытащить. Народ на площадке вдохнул и дружно ахнул. Лошадь на приличной скорости протащила меня, безнадежно застрявшего в стременах, волоком несколько десятков метров. После этого происшествия все были уверены, что теперь-то уж я сам попрошу дублёра. Но не на того напали – я сделал трюк! Потом я ещё не раз сталкивался с «лошадиными» сценами и снова работал без дублёра».
Александр Абдулов - Юноша-Медведь
Евгения Симонова - Принцесса
На роль Принцессы тоже проходили пробы несколько актрис, среди которых были Вера Глаголева, Марина Яковлева, Лариса Удовиченко, Евгения Глушенко. В кандидатуре Евгении Симоновой режиссёр сомневался, но все сомнения развеялись, когда он увидел актрису на съёмочной площадке. Всё решилось после проб, доказавших, что Симонова прекрасно фехтует. Правда, однажды съёмки из-за неё всё-таки пришлось приостановить – актриса органически не переносила оружия и никак не могла выстрелить из пистолета. После долгих уговоров она всё же нажала на курок, но при этом зажмурилась, что видно в кадре. Актёрский профессионализм поборол страх.
Во время съёмок Евгения Симонова едва не погибла. Финальную сцену снимали в песчаном карьере, на дне которого была огромная лужа. По сценарию с одной её стороны стояли Медведь и Принцесса, а с другой – съёмочная группа. Режиссёр Марк Захаров попросил актёров подойти ближе к краю. Евгения шагнула на мокрый песок и начала проваливаться: по колено, по пояс, по плечи… Абдулов тянул её на себя, но песок всё «заглатывал» Принцессу. К счастью, на съёмках дежурила пожарная команда – только благодаря ей актриса осталась жива. Евгения Симонова блестяще справилась со своей ролью, не подозревая о том, что это сыграет с ней злую шутку: после этого фильма многие режиссёры видели её исключительно в таком амплуа и не предлагали разноплановых ролей.
С Андреем Мироновым, сыгравшим роль Министра-администратора, вопросов в принципе быть не могло: во-первых, он был другом режиссёра, а во-вторых, уже успел сняться у Захарова в «12 стульях». Даже в злодейском амплуа Министра-администратора он, как всегда, был «человеком-театром». Министр-администратор, которого играет в сказке Андрей Миронов, совершенно покоряет зрителя своим изящным цинизмом, и, как ни странно, своей сказочной наглостью. Он лёгок, элегантен, умён, его ледяное сердце никогда не знало любви, и не узнает – потому что, хотя он и пытается жениться на Принцессе, но смотрит на неё, как на средство удовлетворения своих амбиций. Вместе с тем он полон обаяния, шварцевские фразы он произносит особенно – так, что они становятся афоризмами, песни поёт так, что они становятся шлягерами, существует на экране так, что забыть его невозможно. Министр-администратор – персонаж абсолютно вневременной, в каждый период времени ему можно придавать свои черты. Андрей Миронов добавляет ему шарма.
Андрей Миронов - Министр-администратор
Ирина Купченко - Хозяйка, жена Волшебника
А про Ирину Купченко, исполнившую роль жены Волшебника, Марк Захаров говорил так: «В нашей интерпретации Волшебник – это творец, Сочинитель с большой буквы. Значит, рядом с Петраркой должна быть Лаура, человек, который очень любит его, ради которой он сочиняет свои забавные истории. Нужна была волшебница. И она нашлась». Купченко создала самый реалистичный из образов в этой яркой гротесковой картине. Народная артистка России Ирина Купченко сыграла в кино более 70 ролей.
Роль Эмилии досталась актрисе Екатерина Васильевой, которая на момент выхода фильма в свет часто появлялась в эпизодах различных картин. В фильме у неё роль второго плана, но такой была её судьба в кино. Актриса сыграла много, но в основном в эпизодах. Впрочем, появление её на экране всегда гарантировало картине успех. Екатерина Васильева ушла со сцены в 1993 году. Тогда же она стала послушницей Толгского монастыря в Ярославской области. Позднее Васильева служила казначеем в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках в Москве. В 1996 году актриса вновь вернулась на съёмочную площадку (она сыграла королеву Екатерину Медичи в фильмах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро»), но при этом стала очень разборчивой в ролях. Чуть позже, в 1998 году, актриса сыграла в киноленте «Кто, если не мы». Затем последовали и другие работы: «Горе от ума» (2000), «Анна Каренина» (2007), «Приходи на меня посмотреть» (2000), «Простая истина» (2007), «Однажды будет любовь» (2008), «Васильевский остров» (2008), «Кромовъ» (2009), «Чёрная молния» (2009). Вернуться на большой экран ей посоветовал духовный наставник, священник Владимир Волгин, не давший Екатерине Сергеевне благословения на уход со сцены. Зритель обожает её талантливые комедийные роли и с удовольствием вспоминает великолепные кинокадры с её яркими, эмоциональными, экспрессивными героинями.
Актёрская игра в фильме заслуживает отдельного внимания - каждый персонаж оживает на экране благодаря таланту актёров. Весь ансамбль играет с упоением. Каждый персонаж интересный и работает на общую атмосферу фильма. Эмоциональная откровенность и глубина переживаний актёров заставляют зрителя сопереживать их героям.
Екатерина Васильева - Эмилия
Юрий Соломин - Эмиль
В роли хозяина гостиницы снялся Юрий Соломин. Его герой — трактирщик Эмиль — запомнился зрителям несмотря на то, что центральным персонажем он не являлся. Герой Соломина – на удивление добродетельный человек. Ему разбили сердце, он прожил жизнь в уединении и стал философом, самым чистым и добрым персонажем в этой пьесе. Он один из немногих персонажей фильма, кто осмеливается спорить с Волшебником.
Юрий Соломин снялся практически в 60 фильмах и сериалах и более 35 лет был бессменным художественным руководителем Государственного Академического Малого театра.
Съёмки
С момента съёмок фильма-сказки Марка Захарова «Обыкновенное чудо» прошло уже более 45 лет, большинства актёров, к сожалению, уже нет в живых, но эта трогательная история по-прежнему актуальна и многих современных зрителей заставляет поверить в то, что чудеса иногда случаются. Герои ходят меж зеркал, переходят через свет и тьму, оказываются в каких-то зарослях, вдруг загораются на столе бумаги – словом, все эти действия, подкреплённые музыкой, создают ощущение совершаемого на наших глазах волшебства. Хотя во время съёмок случалось немало совсем не сказочных происшествий, которые могли бы привести к драматическим последствиям.
Самым большим препятствием стал крайне ограниченный бюджет, в который всей команде нужно было уложиться точно по волшебству. «Обыкновенное чудо» сняли в рекордные сроки, всего за два месяца и пять дней. А если вычесть выходные, то уложились ещё быстрее.
Захаров принял решение снимать на студии. Практически все съёмки велись в павильоне, где художник Людмила Кусакова выстроила совершенно восхитительный мир — по сути, на экране оживали подчеркнуто театральные декорации, сотворенные из коряг и старинных предметов, найденных на свалках: огромный часовой механизм, летучий корабль… Изображение дракона — копия с гравюры Иоганна Цана 1702 года, которая называется «Излучающий глаз. Дракон, видимый под разными углами зрения» и иллюстрирует научный трактат по оптике.
Из интервью художника-постановщика «Обыкновенного чуда» Людмилы Кусаковой:
Сцена с лошадьми и финал, где герои уходят вдаль по белому песку, — снималась в натуральном песчаном карьере в подмосковном Лыткарино, где, кстати, позже снимали другой культовый советский фильм – «Курьер» Карена Шахназарова.
Захаров умышленно не даёт своим персонажам имён. Они не должны ни с кем ассоциироваться. Сказочный мир – выдумка, фантазия, в которую погружается зритель. Одним из ключевых аспектов фильма является его атмосфера. Каждая сцена пропитана особым настроением, которое заставляет задуматься о жизненных ценностях и важности момента. Камера ловко передаёт атмосферу каждой сцены, создавая у зрителя ощущение присутствия внутри картины.
«Обыкновенное чудо» — это кинокартина, которая оставляет зрителя с глубокими размышлениями и эмоциональными переживаниями. Фильм исследует тему человеческих отношений, одиночества, искренности и понимания. Режиссёр смог передать сложность человеческих чувств и эмоций через тонкие нюансы и внутренние конфликты персонажей.
"Сюжет сказки-притчи Шварца, её атмосфера давали возможность реализовывать самые необычные фантазии. Правда, мастера бутафорского цеха, работавшие на фильме, поначалу относились к моим завихрениям с большим скептицизмом, но потом всё-таки прониклись и даже сложные задания выполняли великолепно. Для интерьеров дома Хозяина-Волшебника я использовала многие вещи, в буквальном смысле выброшенные на помойку. Вот, например, если помните, там есть удивительный корабль с огромным стеклянным шаром вместо парусов. Этот шар (видимо, плафон от старой люстры) мне попался на глаза на свалке, а потом нашли какой-то полуразломанный макет парусника. Ну и возникла идея их объединить, создав некий летучий корабль. Коля Немоляев предложил во время съёмок шар наполнять клубами дыма — получился и вовсе удивительный эффект. Ещё один “мусорный персонаж” — часы в доме. Я их решила сделать вывернутыми наизнанку. Подобрали на свалке какие-то колесики, шестерёнки… Разложила их на полу, чтобы получилась видимость некоего огромного механизма, а рабочие потом всё это уже скрепили. Для витража захотелось нарисовать дракона. Этот мой эскиз, перенесённый на стекло, потом, в завершающем эпизоде, Хозяйка — Ирина Купченко — стирает тряпкой."
Цитаты из фильма

  • Как почётный святой, почётный великомученик, почётный Папа Римский… нашего королевства, приступаю к таинству обряда.

  • Три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны!
  • Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками. Приготовьте посуду, тарелки: я буду всё это бить. Уберите хлеб из овина: я подожгу овин.
  • По моему разумению, родители не должны вмешиваться в любовные дела детей.
  • Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец! Слава безумцам, которые живут так, будто они бессмертны!
  • Мне захотелось с тобой поговорить о любви… Но я же Волшебник!... <...> Вот я и взял, собрал людей, перетасовал их. И все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала.
  • Будете мешать, оставлю без обеда.
    Кстати, ко всем относится.
  • Чувствую смутно, случилось что-то неладное, а взглянуть в лицо действительности — нечем.
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru
  • kulturologia.ru