Жизнь и творчество Евгения Шварца неразрывно связаны с историей отечественного кино.
Первое знакомство Евгения Шварца с кинематографом произошло в Майкопе в начале ХХ века. Город в своих воспоминаниях «Позвонки времени» он называл «…родиной своей души». «Всё, что было потом, – писал он, – развивало или приглушало то, что родилось в эти майкопские годы». Учеником 5 класса Майкопского Алексеевского реального училища Шварц бегал на сеансы электробиографа, так называли тогда в городе кино. По свидетельству Евгения Шварца к 1911 году в Майкопе было открыто четыре электробиографа.
Жизненный и творческий путь Евгения Шварца был нелёгким. В голодные 1920-е он переезжает из Ростова в Ленинград со своей театральной группой. Берётся за любую работу: пишет сказки, пьесы, сценарии… Работая в газете «Всероссийская кочегарка», сначала лишь обрабатывал письма читателей, потом стал превращать их в небольшие рассказы, которые читателям понравились. В Ленинграде с 1924 по 1925 год работал ответственным секретарём журнала «Ленинград», затем перешёл в издательство детской литературы «Радуга», одновременно работал в детском отделе Госиздата под руководством Самуила Маршака. С 1925 года Шварц стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», а первый его рассказ вышел отдельной книжкой. Позже появились и другие книги для детей.
21 сентября 1929 года Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца – «Ундервуд». Шварц работал много и плодотворно: сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах, сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра кукол Сергея Образцова, киносценарии. После упразднения редакции детской литературы «Чиж» работал преимущественно в драматическом и сценарном жанре. В 1930 году, будучи уже известным детским писателем, Евгений Шварц пришёл работать на Ленинградскую кинофабрику.
Когда в 1943 году Ленинградский театр Комедии был эвакуирован в Сталинабад (ныне – Душанбе), Шварц приехал туда и стал заведовать литературной частью этого театра. В мае 1944 года вместе с театром оказался в Москве, где в августе состоялась премьера «Дракона». Сразу после премьеры пьесу запретили, и при жизни автора она так и не была больше поставлена. Запрет был снят лишь в 1962 году.
После войны Шварц снова начал вести дневники, в которых наряду с заметками для пьес и событиями дня начинают появляться его воспоминания. Из этих записей составилась «Телефонная книга» – почти 200 портретов современников, созданных на основе воспоминаний.
О рождении замысла одной из лучших советских киносказок – «Золушки» – режиссёр фильма Надежда Кошеверова позже рассказывала: «Окончилась война... В Ленинград из Алма-Аты ...начали возвращаться ленфильмовцы. Первой, кого я увидела на студии, была одиноко сидящая Жеймо. «Золушка!» – так и пронеслось в голове. И в самом деле, маленькая, хрупкая, она казалась сошедшей со страниц сказки. Сценарий будущего фильма в рекордно короткий срок написал Евгений Шварц, а Николай Акимов подготовил эскизы декораций и костюмов». Авторский замысел был воплощён на экране великолепным актёрским ансамблем. Эраст Гарин сыграл в театре и кино немало превосходных ролей, но едва ли не лучшей стала его роль Короля в «Золушке»; гениальная Фаина Раневская неподражаема в роли Мачехи; Алексей Консовский создал образ влюблённого Принца; Василий Меркурьев – Лесничего; Варвара Мясникова – Фею; блестящий мастер эпизодических ролей Сергей Филиппов сыграл Капрала. В этом блестящем ансамбле Янина Жеймо занимает особое место. Ведь в сказке, как в игре, надо очень верить в «предлагаемые обстоятельства», надо жить ими всецело, верить в возможность невероятного – и только тогда она станет «настоящей». Этим даром обладал Евгений Шварц, создавая свои сказки, этим же даром – даром чутья стиля сказки – обладала и Янина Жеймо.
В апреле 1947 года съёмки фильма были закончены, а в мае он вышел на экраны и до сих пор не устарел. «Золушка» Шварца пользуется большим успехом у зрителей всех возрастов.
В апреле 1946 года к Евгению Шварцу в Ленинград приехал режиссёр Илья Фрез с предложением написать сценарий фильма о первоклассниках. Шварц согласился, и к началу 1947 года сценарий был готов. Роль учительницы с редкой точностью сыграла замечательная актриса Тамара Макарова. Илья Фрез сумел перенести на экран весь лиризм и мягкий юмор шварцевского сценария. Музыку к фильму написал Дмитрий Ковалевский. В марте 1948 года «Первоклассница» вышла на экраны страны.
Большим успехом в кино для Шварца стала работа над сценарием к кинофильму по роману Сервантеса «Дон Кихот». 10 сентября 1954 года он оставляет запись в своём дневнике: «...Вчера звонил Козинцев. Ему предлагают снимать «Дон Кихота». Он позвонил об этом мне, и мне вдруг захотелось написать сценарий на эту тему. Хожу теперь и мечтаю... Необходимо отступить от романа так, как отступило время. Ставить не «Дон Кихота», а легенду о «Дон Кихоте». Сделать так, чтобы, не отступая от романа, внешне не отступая, рассказать его заново».
Сценарий «Дон Кихота» Евгения Шварца – уникальное, оригинальное произведение, в нём нет ни одного слова, впрямую заимствованного у Сервантеса. Интерпретируя великого романиста, Шварц сумел остаться самим собой, сохранить писательскую индивидуальность, подчинить сценарий своему художественному замыслу. На главные роли были утверждены знаменитые артисты: Николай Черкасов – Дон-Кихот, Юрий Толубеев – Санчо Панса. Яркую, эмоциональную музыку к кинокартине написал композитор Кара Караев. Фильм снимали в Крыму, декорации испанской Ламанчи были построены в Коктебеле. В мае 1957 года «Дон-Кихот» с успехом прошёл на Каннском кинофестивале, а июле – в Локарно. Фильм хвалила зарубежная и советская пресса, весь успех достался Г. Козинцеву, Н. Черкасову и Ю. Толубееву. Евгений Львович не смог присутствовать на премьере «Дон-Кихота», он тяжело болел, а 1958 году писателя не стало.
После смерти Евгения Шварца его сказки продолжали быть востребованы кинематографом, потому что они говорили о жизни людей гораздо больше правды, чем многие современные произведения, написанные в жанре реализма. Этот феномен Алексей Герман, объяснил тем, что Евгений Шварц стал «...первооткрывателем жанра. Таким как Брехт, например. Жанра, сплавляющего лирику, глубокую и мощную, и сказочную сатиру. Аналоги западные – слабее».
В 1960 году Александр Роу, один из наиболее известных советских режиссёров, работавших в жанре сказки, выпустил в прокат фильм «Марья-искусница», снятый по сценарию Шварца. Он начал над ним работать ещё в 1945 году, но смог закончить только в 1954 году, уже после окончания войны. Е. Шварц писал А. Роу: «…кончил детскую пьесу «Царь Водокрут» на русском материале. Все хвалят. Все говорят, что это прямо кино… После «Золушки» западный материал мне несколько скучен». Учитывая замечания режиссёра, он сделал более семи вариантов сценария. Сказка Шварца пронизана поэзией, добрым юмором, фантастической романтикой. Она посвящена вечной теме борьбы добра со злом, раскрывает лучшие черты национального характера её героев, их народную мудрость.
В 1963 году Надежда Кошеверова опять обратилась к творчеству Евгения Шварца. В соавторстве с Михаилом Шапиро она поставила фильм «Каин XVIII», сценарий к которому написал Николай Эрдман по неопубликованным материалам писателя. Картина не выдержала испытание временем и мало кто её помнит несмотря на то, что в ней снимались известные артисты: Эраст Гарин, Михаил Жаров, Рина Зелёная, Александр Демьяненко, Михаил Глузский, Олег Даль.
В 1964 году на экраны страны вышел фильм «Сказка о потерянном времени», снятый по пьесе Шварца знаменитым режиссёром Александром Птушко. Сюжет фильма «Сказка о потерянном времени» как бы перекликается с первой кинематографической работой Евгения Шварца – «Разбудите Леночку». Четыре школьника попусту теряют время, которое собирают старые злые волшебники с целью вернуть себе молодость. Александр Птушко собрал прекрасный актёрский ансамбль. Главные роли в кинокартине сыграли Олег Анофриев, Людмила Шагалова, Сергей Мартинсон, Вера Алтайская. Фильм получился яркий, весёлый и поучительный.
Следующим фильмом, поставленным по сценарию Евгения Шварца, была «Снежная королева». Его снял на «Ленфильме» в 1967 году Геннадий Казанский. Пьесу «Снежная королева» по сказке Ганса-Христиана Андерсена Шварц написал ещё в 1938 году, а в начале 1941 года был готов сценарий для режиссёра Владимира Легошина. Работая в 1967 над сценарием для своего фильма, Г. Казанский использовал и пьесу, и киносценарий Е. Шварца. Кинокартина имела зрительский успех, в действие фильма была органично включена мультипликация. В «Снежной королеве» одну из своих первых ролей – отважной Герды – сыграла актриса Елена Проклова.
В 1972 году Надежда Кошеверова сняла свой третий фильм по пьесе Евгения Шварца – «Тень». Сценарий им был написан в 1957 году. Шварц отметил в заявке киностудии: «Сценарий построен на материале народных сказок о человеке, потерявшем тень, о человеке, потерявшем своё собственное изображение в зеркале, и т.д. На подобном материале построена, например, повесть Шамиссо, и сказка Андерсена, и моя собственная пьеса «Тень». В сценарии «Человек и тень» я пробую решить, развить эту тему на совсем новый лад. Главная задача –постановка ряда этических проблем. Сценарий будет посвящён теме – выбор жизненного пути молодым человеком». Сценарий был доработан Юлием Дунским и Валерием Фридом. Фильм «Тень» сейчас чаще вспоминают не как удачную экранизацию сказки Шварца, а как фильм, где одну из своих лучших ролей сыграл Олег Даль.
В 1978 году на телевизионные экраны страны вышел фильм режиссёра Московского театра им. Ленинского комсомола Марка Захарова «Обыкновенное чудо». До сих пор эта кинолента пользуется заслуженным успехом у зрителей.
У Евгения Шварца было необыкновенное знание человеческого мира. Это связано с глубочайшим знанием каждого из нас, и не важно, в каком времени мы живём, в каком возрасте и с каким жизненным багажом открываем для себя писателя.
В 1988 году Марк Захаров вновь обратился к творчеству Шварца – к пьесе «Дракон». По мнению режиссёра, в ней драматург подарил нам блистательный социальный прогноз: уничтожение внешней силы, подавляющей свободу народа, вовсе не гарантирует бурного рассвета демократии. Человеческое сознание, изуродованное долгими годами пресмыкательства и лжи, само по себе пропитывается ядом раболепия. Познавшим беду людям требуется долгая и мучительно трудная работа. Сценарий Марк Захаров написал в соавторстве с Григорием Гориным, единственным советским писателем, который продолжил шварцевские традиции в драматургии. К созданию фильма «Убить дракона» Захаров привлёк своих друзей-единомышленников: главного художника Ленкома Олега Шейниса, режиссёра Аркадия Хаита, композитора Геннадия Гладкова, поэта Юрия Кима. В главных ролях снялись любимые артисты режиссёра: Евгений Леонов, Владимир Тихонов, Олег Янковский, Александр Абдулов, Александр Збруев, Александра Захарова. Несмотря на звёздный состав создателей фильма, он не смог повторить успех «Обыкновенного чуда». Кинолента больше напоминает политический памфлет, снятый на злобу дня, чем философскую притчу о вечной борьбе добра со злом. В фильме нет атмосферы сказки Шварца, его лукаво иронической сатиры. «Убить дракона» Марка Захарова пока является последней в российском кинематографе экранизацией произведений Евгения Шварца.
Кинематограф был тогда ещё немым, и по просьбе режиссёра Н. Лебедева Шварц редактировал киносценарии и делал надписи к его фильмам: «Настоящие охотники» (1930), «Товарный № 717» (1931), «Детство большевика» (1932). Серьёзная писательская работа Шварца в кино началась в соавторстве с поэтом Николаем Олейником, с которым его связывали давние дружеские отношения. Совместно они написали сценарий, по которому режиссёр Антонина Кудрявцева сняла фильм из трёх частей под названием «Разбудите Леночку» (вышел на экраны страны в ноябре 1934 года). В главной роли – 12-летней школьницы – снялась Янина Жеймо. С этой картины началась дружба драматурга с прекрасной актрисой, лучшей ролью которой стала роль Золушки в киносказке Шварца. Картина пользовалась большим успехом и у маленьких зрителей, и у их родителей.
Почти не сохранилось сведений о замысле постановки другой картины по сценарию Евгения Шварца, который он написал по сказке К. И. Чуковского «Доктор Айболит» в 1939 году. Главные роли в нём сыграли знаменитые театральные артисты Максим Штраух и Пётр Галаджев.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война изменила всё. В начале войны Шварц хотел вступить в ополчение, но из-за болезни его не приняли. В блокадном Ленинграде Шварц выступал на призывных пунктах, писал антигитлеровские сценки и пьесы для радио. На крыше писательского дома на канале Грибоедова они с женой дежурили, гасили зажигательные бомбы. Его жена Екатерина Ивановна устроила санитарный пункт для помощи раненым.
С июля по декабрь 1941 года Шварц был комментатором ленинградского радиоцентра. В августе 1941 года в Ленинградском театре комедии состоялась премьера написанной Шварцем совместно с Михаилом Зощенко пьесы-памфлета «Под липами Берлина».
11 декабря 1941 года Шварц с женой были эвакуированы из Ленинграда в Киров. Писатель взял с собой пишущую машинку, а рукописи и дневники, которые вёл с юности, сжёг. В Кирове для Александра Роу он пишет сценарий сказки «Кот в сапогах». До июля 1943 года Шварц работал заведующим литературной частью областного драматического театра. Написал пьесы: «Одна ночь» о защитниках Ленинграда и «Далёкий край» об эвакуированных детях. Начал работать над пьесой «Дракон».