Неуловимые мстители
Историческое приключенческое кино
1966 год

Киностудия: "Мосфильм"

Режиссёр: Эдмонд Кеосаян

Оператор: Олег Добронравов

Сценарий: Сергей Ермолинский, Эдмонд Кеосаян

Композитор: Борис Мокроусов

Художник: Виталий Гладников

Награды
Актёрский состав
Даниил (Данька) Щусь
Яшка-цыган
Виктор Косых
Василий Васильев
Валентина Курдюкова
Ксения (Ксанка) Щусь
Семён Михайлович Будённый
Савелий Крамаров
артист Буба Касторский
Владимир Трещалов
Валерий Михайлович
(Валерка) Мещеряков
Михаил Метёлкин
Василий Васильев родился на одной из стоянок табора цыган 1 января 1950 года. Семья была большая: четырнадцать детей, родители, бабушки, дедушки и другие многочисленные родственники. Вместе с табором маленький Вася объездил многочисленные российские города и сёла. Он прекрасно скакал на лошади, пел и играл на гитаре. В 1953 году вышел указ Сталина, согласно которому все российские цыгане должны были вести осёдлый образ жизни. В 1956 году пришлось осесть и родителям Василия. С четырнадцатью детьми они поселились в городе Вязники Владимирской области. С девятого класса Василий стал совмещать учёбу в школе с работой на ткацкой фабрике. Уже тогда он был очень талантлив: вёл в школе танцевальный и хоровой кружки. Однако об актёрской судьбе мальчик не помышлял. После школы он хотел стать трактористом.
В кино Василий попал благодаря своему дальнему родственнику Юрию Цурило, студенту Щукинского училища. После съёмок в трилогии о «Неуловимых» Василий Васильев в кино больше не снимался, хотя предложений получал немало.
Приняв приглашение театра «Ромэн», проработал в его труппе два года. Одновременно окончил студию драматического актёра при театре (1971). Покинув «Ромэн", ушёл в Ленконцерт, под покровительством которого изъездил всю страну. Исполнял под гитару цыганские романсы, бардовские песни и песни собственного сочинения.
В 1990-е годы обосновался в Твери, где стал заведовать культурным центром.
Родилась в 1952 году в обычной советской семье. Папа был строителем, мама работала билетёром в кинотеатре «Слава».
Валентина в детстве занималась художественной гимнастикой, и к четырнадцати годам уже была кандидатом в мастера спорта.
Как-то в спортзал «Крылья Советов» пришёл ассистент режиссёра и её пригласили на пробы к фильму Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители». Режиссёр искал девочку на роль Ксанки Щусь – сестры Даньки, которого должен был сыграть Виктор Косых. Удивительно, но Валентина оказалась необыкновенно похожа на Витю, и утверждение на роль произошло практически сразу. Немаловажным фактором сыграло и то, что девочка в избытке обладала всеми необходимыми для роли качествами: была очень спортивна, контактна и, главное, похожа на мальчишку.
Вслед за первым фильмом, имевшим у зрителей огромный успех, последовало продолжение – «Новые приключения неуловимых», «Корона Российской империи, или Снова Неуловимые». К этому времени вся четвёрка ребят, исполнявших главные роли стали кумирами подростков.
В 1970 году поступила в цирковое училище, но проучилась недолго. Во время гастролей познакомилась с молодым певцом Борисом Сандуленко, за которого вскоре вышла замуж.
Валентина Курдюкова - мастер спорта. В 1990-е годы бывшей актрисе длительное время пришлось работать буфетчицей в редакции одной из центральных российских газет. В настоящее время - домохозяйка.
Родился 6 марта 1952 года в семье генерала-майора Метёлкина Михаила Васильевича, начинавшего свою военную карьеру в кавалерийских войсках (служил под командованием С.М. Будённого).
В 1969 году Михаил Метелкин поступил на экономический факультет ВГИКа (ныне продюсерское отделение), совмещая учёбу со съёмками в фильмах «Корона Российской империи», «Когда наступает сентябрь», «На пути к Ленину». С 1973 по 1974 годы служил в качестве фотокорреспондента в штабе Московского военного округа. С 1974 года работал редактором Главной редакции телеинформации Агентства печати "Новости".
В 1979 году поступил во ВГИК на второй курс режиссёрского факультета в Мастерскую А.Б.Столпера и Ю.Н.Озерова. Снял короткометражные художественные фильмы: «Компаньон» (в главной роли Д.Банионис), «Неоконченный портрет» (в главных ролях Г.Тараторкин и И.Муравьева). В 1982 году принят в штат киностудии «Мосфильм» на должность кинорежиссёра. В 1984 году снял дебютный фильм «Заморозки имеют место» (в главных ролях С.Любшин, В.Проскурин, В Титова). С 1985 по 1989 год снимал рекламу, документальные фильмы, вёл мастер-классы по монтажу.
В начале 1990-х, в связи с затянувшимся кризисом кинопроизводства, ушёл в бизнес, не связанный с кино. Бывшего актёра часто приглашают сниматься в кино и телепрограммах, но из-за нехватки времени он отказывается.
Во время отдыха любит путешествовать по миру, а в Москве свободное время посвящает конному спорту, используя навыки, приобретённые на съёмках «Неуловимых мстителей»
Борис Михайлович Сичкин - советский и американский киноактёр, танцор и хореограф, композитор, мемуарист, мастер разговорного жанра.
Борис Моисеевич Сичкин родился 15 августа 1922 года в Киеве. Старший брат обучил Борю танцам, и выступления он, по собственным воспоминаниям, начал на Еврейском базаре перед собиравшимися там уголовниками. После побега из дома был исключён из школы. В 1937—1941 годах учился в Киевском хореографическом училище, одновременно танцевал в Ансамбле народного танца УССР. С 15 июня 1941 года в составе Ансамбля песни и пляски КВО. Участник Великой Отечественной войны. В 1941—1946 годах — во фронтовом ансамбле, в 1947—1948 годах — солист Ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, в 1948—1966 годах — артист Москонцерта. Балетмейстер многих эстрадных номеров и программ. Славу ему принесла роль куплетиста Бубы Касторского в фильмах про неуловимых мстителей.
В 1979 уехал в США. Член редколлегии нью-йоркской газеты на русском языке «Русский базар». В 1994 году впервые после эмиграции приехал в Россию. Снялся в нескольких фильмах.
Умер 21 марта 2002 года от инфаркта в своей квартире в Нью-Йорке. Вскоре по желанию жены останки Бориса Сичкина были извлечены из могилы и кремированы, а урна с прахом перевезена в Москву и 6 лет хранилась у друзей семьи Сичкиных. Лишь 18 апреля 2008 года прах был захоронен. Прощание прошло в Доме кино, а затем урна с прахом была помещена в колумбарий Ваганьковского кладбища.
Ефим Захарович Копелян - советский актёр театра и кино, один из ведущих актёров Большого драматического театра в Ленинграде. Народный артист СССР . Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.
Родился 12 марта 1912 года в Речице (ныне — Гомельская область, Белоруссия). В 1928 году окончил школу. В 1928—1929 годах работал художником при Речицком кинотеатре. В 1929 году приехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и некоторое время работал токарем на заводе «Красный Путиловец», а затем поступил в Институт пролетарского изобразительного искусства (ныне Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина) на архитектурный факультет. Во время учёбы участвовал в массовках в спектаклях Большого драматического театра и, в конце концов, оставив институт, в 1931 году поступил в студию при театре. По окончании студии в 1935 году был принят в труппу театра, в котором работал до конца жизни. С приходом в 1956 году Г. А. Товстоногова на пост главного режиссёра стал одним из ведущих актёров БДТ. В годы войны был актёром фронтового Театра народного ополчения.
Одновременно много снимался в кино, исполнил множество ярких характерных ролей в фильмах «Неуловимые мстители», «Интервенция», «Даурия», «Вечный зов», «Соломенная шляпка». Одна из наиболее известных работ — авторский текст в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Принимал участие в дубляже иностранных фильмов на киностудии «Ленфильм», также озвучил роль агента в фильме «Полосатый рейс».
Одновременно много работал на телевидении. Пробовал себя в режиссуре, поставил несколько спектаклей на Ленинградском телевидении.
Умер 6 марта 1975 года на 63-м году жизни. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Виктор Иванович Косых (при рождении Виктор Николаевич Волков) — советский и российский актёр театра и кино. Родился 27 января 1950 года в городе Алапаевск Свердловской области. Его мать работала в школе учительницей физики. Когда мальчик лишился отца, его усыновил известный актёр Иван Косых. Впоследствии Виктор сменил фамилию и отчество, став Виктором Ивановичем Косых.
В кино с 13 лет, первая роль — пионер Костя Иночкин в фильме Э. Г. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», затем главная роль в фильме А. Митты "Звонят, откройте дверь!», одна из главных ролей в кино-трилогии Эдмонда Кеосаяна о приключениях «Неуловимых» — Данька Щусь.
Учился в Московском погранучилище, затем — на актёрском факультете ВГИКа (мастерская С. Ф. Бондарчука). Мастер спорта по самбо и конкуру.
В фильмографии Виктора Косых более полусотни картин. «Трактир на Пятницкой», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Фронт за линией фронта», «Пограничный пёс Алый», «Сказка, рассказанная ночью», «Диверсант», «МУР». И пусть ни одна из этих работ не превзошла по популярности его Костю Иночкина и Даньку Щуся, нельзя говорить о том, что Виктор был "актёром одной роли". У него всегда был и остаётся свой зритель.
В годы перестройки актёр ездил с творческими вечерами по стране, рассказывая о своих работах. В последние годы жизни актёр почти не снимался, работал в театре «Темп» при Союзе театральных деятелей.
Скончался в 2011 году на 62-м году жизни. Похоронен на Хованском кладбище рядом с отчимом И. С. Косых и бабушкой.
Борис Сичкин
Лев Свердлин
Лев Наумович Свердлин - советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог, народный артист СССР, Лауреат трёх Сталинских премий.
Лев Свердлин родился 3 ноября 1901 года в Астрахани. Рано осиротев, с десяти лет работал мальчиком в магазине готового платья, учеником сапожника, портного, столяра, киномеханика, в крендельном магазине и цирке. В 1919—1922 годах служил в РККА.
С 1922 года учился в ГИТИСе в Москве, затем перевёлся в Государственную экспериментальную театральную мастерскую (ГЭКТЕМАС) под руководством Вс. Э. Мейерхольда, где учился до 1926 года. С 1926 года — актёр Государственного театра им. Вс. Мейерхольда (ГосТИМ). Работал здесь до закрытия театра в 1938 году. Сыграл в двадцати спектаклях Вс. Э. Мейерхольда. В 1938—1941 годах — актёр Театра им. Е. Б. Вахтангова, в 1941—1943 годах — Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, в 1943—1969 годах — Московского театра драмы (с 1954 года — имени В. В. Маяковского).
С 1924 года снимался в кино. Участвовал также в дубляже фильмов и озвучивании мультфильмов, работал на радио. В 1924—1931 годах преподавал в Узбекской государственной драматической студии при Узбекском институте имени И. В. Сталина в Москве, с 1962 года — художественный руководитель актёрского курса во ВГИКе (с сентября 1965 года — и. о. профессора кафедры актёрского мастерства), с 1963-го — в ГИТИСе.
Скончался 29 августа 1969 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Савелий Крамаров родился 13 октября 1934 года в Москве. Окончив школу, поступал в театральный институт, но не был принят из-за «некрасивой внешности». Савелий начал заниматься в театральной школе, рассылал свои резюме киностудиям. Успех пришёл к артисту после фильма «Неуловимые мстители». К 1970 году Крамаров стал одним из самых известных комедийных актёров страны, поступил в ГИТИС и непрерывно снимался в фильмах. Актёр сыграл в фильмах «Город мастеров», «Трембита», «Двенадцать стульев», «Джентльмены удачи», «Большая перемена», «Эта весёлая планета», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Мама» и других. Крамаров стал настоящей звездой советского кино.
В 1981 году Савелий Крамаров уехал в Америку, вступил в Гильдию киноактёров США. Актёр снимался в фильмах «Москва на Гудзоне», «Вооружён и опасен», «Красная жара» и других. В 1992 году Крамаров приехал в Россию как почётный гость кинофестиваля «Кинотавр». Второй раз в Россию он приезжал за год до смерти, в 1994 году. Скончался актёр 6 июня 1995 года. Похоронен на мемориальном кладбище «Холмы Вечности» близ Сан-Франциско.
Владимир Леонидович Трещалов - советский и российский актёр театра и кино. Родился 25 сентября 1937 года в Москве. Учился в Суриковском художественном училище на народно-прикладном отделении (филигрань по серебру). В 1956-м году был призван в армию, окончил пограничное училище, но попал под сокращение Вооружённых сил. Одно время работал техником на телетайпном оборудовании в управлении гражданского флота. Начал сниматься в кино с 1960 года («Битва в пути»), одновременно учился в школе-студии МХАТ. Получил популярность в 1960-е годы как исполнитель ролей в фильме "Штрафной удар" (1963, Игорь Королёв).
Всесоюзную известность актёру принесла роль Лютого в нашумевшем вестерне Эдмона Кеосаяна «Неуловимые мстители». После выхода фильма в прокат у красавца-злодея появилась масса поклонниц.
Окончил Государственный театральный институт имени А. В. Луначарского.
Близкий друг В. С. Высоцкого в ранний период. В 1970-е годы неудачно пошутил с тогдашним начальником актёрского отдела "Мосфильма" и был вынужден некоторое время оставаться вне актёрской профессии, работая водителем троллейбуса. В конце 1970-х годов снова стал сниматься в кино в небольших ролях. Служил в разных театрах — с 1974 года в Первом Московском областном театре, с 1987 года — в Московском драматическом театре «Сфера», с 1993 года — в Ставропольском театре драмы.
Скончался от инфаркта 15 декабря 1998 года в Москве. Похоронен на Бутовском кладбище Москвы.
Ефим Копелян
атаман Сидор Лютый
атаман Гнат Бурнаш
"бурнаш" Илюха Верехов
Советский вестерн
" Мне захотелось сделать картину, на которую бы тоже выстраивалась очередь… Вестерн как ни один жанр способен заразить аудиторию идеями. Ведь если зритель полюбит героев картины, то он примет на веру всё. Любовь к Родине, долг, верность — на экране это не отвлечённые понятия, а живые примеры, которым страстно хочется подражать…"
Эдмонд Кеосаян, режиссёр


Красные дьяволята

29 апреля 2022 года исполняется ровно 55 лет со дня премьеры

легендарного революционного истерна Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители»

Существует легенда, что своему созданию кинокартина обязана некому начальнику киностудии "Мосфильм", которому пришла в голову идея снять отечественный «вестерн» на волне популярности американского хита "Великолепная семёрка".

Режиссёр Эдмонд Кеосаян взял за основу повесть Павла Бляхина под названием "Красные дьяволята". В произведении автор стремился распространить социалистическую идеологию и романтизировать борьбу за власть. Повесть была настолько распространена, что по ней ставили пьесы в театрах юного зрителя по всей стране. Павел Бляхин написал повесть в 1921 году и уже в 1923 году Иваном Перестиани был снят одноимённый художественный фильм "Красные дьяволята". После невероятного успеха фильма в прокате и книга стала очень популярной у читателей.

Как говорят источники, для того времени это был "суперфильм". Зрители буквально брали штурмом кинотеатры, чтобы увидеть, как подростки сражаются с бандами белых, так как Гражданская война отгремела буквально год назад.

Советские зрители, особенно молодёжь и дети, встретили фильм с восторгом и немедленно отозвались сотнями писем на имя командарма Первой Конной армии С.М. Будённого с просьбами принять их добровольцами, как "красных дьяволят". Многие просили товарища Буденного сообщить им и точные адреса этой тройки. В некоторых клубах появились группы "красных дьяволят"

Газеты называли фильм "чудом советской кинематографии". А критики утверждали, что этим фильмом наша страна утёрла нос Западу.

В 1943 году фильм "Красные дьяволята" получил музыкальную озвучку и вновь был выпущен в кинотеатры. Целью показа было поднятие духа советских граждан, на которых опять выпало тяжёлое испытание.

Если сравнивать этот фильм с "Неуловимыми мстителями", то определенное сходство присутствует. Можно провести некоторые аналогии:

В "Дьяволятах" только три подростка - брат и сестра Миша и Дуняша, а также Том Джексон (уличный акробат). В "Мстителях" это Данька и Ксанка, а также Яшка-цыган. Атаман Махно, который был изначально, у Кеосаяна превратился в Бурнаша. И там, и там в конце присутствует Семен Будённый.Чepнокoжего акробата в фильме сыграл Кадор Бен-Салим - акробат, боксёр, иллюзионист в одном лице. Между прочим, Кадор сыграл аж в восьми советских фильмах. Дуняшу сыграла София Жозеффи - после выхода на экраны "Красных дьяволят" она воспринималась зрителями как муза революции. 

"Красные дьяволята", с одной стороны, историчны: писатель был участником Гражданской войны, руководил губернским ревкомом в Одессе и лично встречал юных добровольцев в рядах Красной Армии. То есть тот период времени знал со всеми вытекающими и всей подноготной. Как вспоминал Бляхин, книгу он написал в вагоне-теплушке по пути из Костромы в Баку в 1921 году, когда ещё не отгремели до конца бои и "не раз приходилось по тревоге хвататься за оружие и выскакивать из вагона". Но с другой стороны, повесть не претендует на достоверность: автор сам признаёт, что в ней "есть элементы некоторой фантастики и преувеличений", его главной целью было передать героизм молодёжи.

История создания фильма



Эдмонд Кеосаян с Сергеем Ермолинским написали сценарий фильма под рабочим названием «Знак четырёх». Сценаристы изменили оригинальный сюжет: в литературном источнике ребятам противостоит батька Махно, в киноленте его заменили на атамана Гната Бурнаша. Главных персонажей в книге было трое, а в фильме появился четвёртый — гимназист Валерка Мещеряков. Вместо китайца Ю-ю из книги Бляхина в сценарий ввели Яшку-цыгана. Сценарий под названием «Новые приключения красных дьяволят» после нескольких доработок был рекомендован для запуска в режиссёрскую разработку. Название «Неуловимые мстители» появилось значительно позже — уже на съёмочной площадке. Долго выбирали между двумя вариантами: «Неуловимые из Гуляй-Поля» и «Мстители из Гуляй-Поля», пока Косых и Метёлкин не предложили просто объединить эти названия.
Эдмонд Кеосаян
Когда началась работа над картиной «Неуловимые мстители», имя Эдмонда Кеосаяна было уже хорошо знакомо публике как в нашей стране, так и за рубежом. Его дебютная кинолента «Лестница», снятая ещё в студенческие годы, завоевала гран-при на кинофестивале в Монте-Карло, а короткометражка «Три часа дороги» одержала победу в своей номинации на фестивале телефильмов в Канне. Широкую же известность режиссёру принесла комедия «Стряпуха». После просмотра нескольких десятков американских вестернов, он первым из советских кинорежиссёров сумел извлечь из увиденного те зёрна, которые прекрасно прижились на нашей почве. Решив освоить новый для себя жанр, который позже критики назовут «истерном» по аналогии с «вестерном», Кеосаян ставил перед собой цель снять картину историко-героической направленности, которая смогла бы привлечь в кинотеатры большое количество зрителей. Изначально Эдмонд Кеосаян задумал снимать фильм о приключениях четырёх друзей как сказку для своего старшего сына Давида, которому тогда было 6 лет.
Юные герои этого фильма стали настоящей легендой. Их подвиги наводят ужас на бандитов, бесчинствующих на юге Украины в годы гражданской войны. «Неуловимые мстители» не раз подвергаются смертельной опасности, но благодаря своей смелости и изобретательности неизменно одерживают победу в неравном поединке. Участие юных бойцов за советскую власть в Гражданской войне – факт вполне исторический. Достаточно вспомнить Аркадия Гайдара, в 17 лет командовавшего полком и боровшегося как раз с бандитизмом. Но массовой вооружённой поддержки большевикам ни подростки, ни цыгане не оказывали – в самом сценарии очень хорошо видна идеологическая задача фильма. Кино снимали к 50-летию Октябрьской революции, реальную историческую правду о которой в учебниках не писали – тогда бы пришлось рассказывать школьникам, например, о том, кто такой Троцкий и что он занимал важнейший пост председателя Реввоенсовета. Поэтому фантазию создателей фильма особо не сдерживали. «Красиво не соврать – историю не рассказать», – устами сыгранного Львом Свердлиным Будённого напоминает фильм. Семён Михайлович, собственно, единственный реальный исторический персонаж во всём фильме.
Поэтому сами мстители – образ однозначно собирательный, но им после просмотра фильма хочется подражать, именно этого и добивались идеологи. А режиссёр Кеосаян привнёс в сюжет много своего, придал картине черты голливудского вестерна – фильм изобилует погонями, перестрелками, трюками, нашлось место даже атаке на поезд.
Фильм Кеосаяна смотрят до сих пор ещё и потому, что в нём интересно показаны отрицательные герои. Если в повести Бляхина банда Махно выглядит однозначно отвратительно (грабежи, пьянство, жестокость, неуравновешенность), то в кино 1960-х образы неоднородны. Причем в роли главного антагониста выступает не атаман Бурнаш – он тоже жесток, но часто играет комичную роль: ездит на автомобиле, запряжённом лошадьми, произносит нелепые высокопарные речи, до последнего остаётся беспечен в отношении выдающего себя за казачка Даньки.
Куда более сложен образ Сидора Лютого, талантливо сыгранного Владимиром Трещаловым. Даже в немых сценах он, молодой, красивый, проницательный мужчина, резко выделяется среди своих недалёких и отвратительных подручных. Такие люди действительно воевали против красных в Гражданскую.
Данька, Ксанка, Валерка, Яшка-цыган и оригинальный куплетист Буба Касторский моментально нашли путь к сердцам зрителей и, что ещё более удивительно, даже сегодня способны впечатлить юных зрителей историей о стране, которой они вовсе не застали. То же можно сказать и о замечательных песнях Бориса Мокроусова на стихи Роберта Рождественского, которые из аккомпанемента истории времён Гражданской войны давным-давно превратились в вечные хиты. Кеосаян со своей задачей справился – картина вышла яркой, динамичной, лёгкой, воодушевляющей и при этом не вызвала вал писем возмущённых зрителей старшего поколения, которые в 1967 году ещё хорошо помнили, как выглядела настоящая Гражданская война.
Премьера фильма «Неуловимые мстители» состоялась 29 апреля 1967 года. Это был триумф. Говорят, когда «неуловимые» после окончания сеанса вышли на сцену, толпа восторженных зрителей подняла их на руки. Успех фильма был колоссальным: «Неуловимые» оказались первым российским «вестерном» и в год премьеры стали лидерами проката, собрав 54,5 миллионов зрителей. На нём выросло целое поколение.
Успех фильма был такой, что Госкино заказало продолжение фильма. На одной из творческих встреч Кеосаян обрадовал зрителей: он заявил, что начал подготовку к съёмкам второй части приключений неуловимых мстителей. Через год вышли «Новые приключения неуловимых», а в 1970-м на больших экранах появился фильм «Корона Российской империи, или Снова неуловимые».
Но это уже другая история…
Герои и роли
Съёмки
Съёмки фильма проходили весной и летом 1966 года. Эдмонд Кеосаян решил начать работу в студиях «Мосфильма». И вот 6 мая 1966 года в 3-м павильоне «Мосфильма» началась работа. 23 мая Кеосаян снял эпизод с Крамаровым – молодым «бурнашом». Это был тот знаменитый вопль: «Нечистая!» в исполнении героя Крамарова, когда он обнаруживал побег Даньки. За месяц здесь сняли основные сцены: в сельском домике, у колокольни и бани.
7 июня состоялась последняя павильонная съёмка в Москве, а 14-го числа группа отправилась в путь, который занял двое суток. Команда фильма выехала в «каховскую экспедицию» – в Херсонскую область, в окрестности Новой Каховки и Берислава, где начались натурные съёмки.
18 июня начались съемки погони за каретой, когда мстители с пригорка засекли рыдван, в котором ехал Гриня, сын боевого друга батьки Бурнаша. Для съёмок нужны были игровые лошади, которые обучены выполнять команды каскадёров, но найти их было сложно. В Подмосковье свирепствовал в то время ящур, часть обученных животных в столице пострадала, многие уже были заняты на съёмках эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». Лошадей позже арендовали у московского спортивного общества «Урожай».
20 июня в распоряжение группы прибыл кавалерийский полк. В этот день сняли знаменитый эпизод, в котором бурнаши стерегут Даньку, а Крамаров рассказывает о своём приключении на кладбище: «А вдоль дороги мёртвые с косами стоят. И тишина…» В августе начали работать над погоней за поездом. К слову, поскольку нужна была массовая погоня бурнашей, вместе с ними скакали исполнители неуловимых – на экране их лица всё равно разглядеть было невозможно. И это очень веселило молодых актёров. Вот что рассказывал о съёмках Михаил Метёлкин: «Дублёры у нас в принципе были, но они в основном играли «бурнашей». Но и их не хватало. Поэтому мы тоже часто переодевались в бандитские наряды и скакали. Потом занятно было видеть на экране, как мы воевали «сами с собой».
Все эпизоды с поездом снимали на железнодорожной ветке, которая ведёт от винзавода. Валя Курдюмова, которой очень запомнились огромные виноградники, вспоминала: «В свободное время мы ходили в Каховку, где была железнодорожная ветка от винодельческого завода. На ней снимались все эпизоды с поездом. Там были огромные виноградники, где мы играли в войну… Обстановка на съёмках была наполнена радостью. Все взахлеб наслаждались чувством лихости от того, что скачешь на лошади, стреляешь… У нас был необыкновенный, будённовской породы, жеребец золотисто-рыжего цвета. И когда Витька с пистолетом соскакивал с лошади и восторженно восклицал: «Я на Дефиксе!» – это было ощущение чего-то счастливого, солнечного, праздничного…» В первый день осени часть группы отправилась под Берислав, где два дня на железнодорожной ветке снимали лагерь и вагон Будённого. Над продолжением работали опять в Новой Каховке. Виктор Косых вспоминает: «Без лишней скромности скажу, что «Неуловимые мстители» оказались первой советской картиной, где все трюки делали сами актёры. Исполнители главных ролей уже тогда были спортсменами. Я, к слову сказать, мастер спорта по конному спорту и по борьбе самбо. Но синяков и шишек мы на съёмках набили, конечно, много. Например, эпизод, когда атаман Лютый сбегает из трактира, а Данька бросается за ним в погоню. Всё это должно было быть сыграно очень динамично. И вот очередной дубль. Мы стоим на крыше, звучит команда: «Пошли!» Прыгает Лютый – всё хорошо. Прыгаю я, и в это время конь отходит в сторону. Так что сигаю мимо седла... Ещё дубль. Мы опять бежим по крыше. На сей раз непонятно почему, но уже обе лошади стремительно срываются с места. Мы об этом, естественно, не догадываемся. Лютый прыгает на землю, а я.… ему на плечи. Хорошо, что Лютый – актёр Владимир Трещалов обладал богатым чувством юмора. С криком «И-го-го!» он проскакал со мной на плечах своеобразный «круг почёта» …
Однако эпизод-то снимать надо. Стали думать, как сделать, чтобы лошади не слышали нашего топота по крыше. И Кеосаян придумал. Он обратился к собравшимся ребятишкам, чтобы они громко закричали и тем самым заглушили наш топот. Один раз лошадей обмануть удалось. Стали снимать дубль, лошади пугались уже крика. Схитрили по-другому: намешали в бочке сахарный сироп и намазали им стенки сарая. Только после этого дубль сняли...
Или другой эпизод – когда я останавливаю бешено мчавшихся лошадей. Я тогда неудачно выскочил на дорогу, и лошади взяли в сторону. Оглоблей меня сбило с ног, и вся тачанка проехала по мне. Трудно в это сейчас поверить даже мне самому, но тогда я самостоятельно встал на ноги. Ни перелома, все зубы на месте...»


Всего для картины поставили 43 трюка. Руководили подготовкой профессиональные каскадёры – Пётр Тимофеев и Олег Роге. Они же снимались в сложных сценах: прыгали с вагона на вагон во время движения, «падали» с крыши поезда и со скачущих лошадей. К спортивной подготовке своих актёров Кеосаян предъявлял большие требования. Четвёрку молодых актёров почти три месяца усиленно тренировали: их натаскивали в самбо, верховой езде, плавании, прыжках в воду и даже хождению по канату. Кеосаян им постоянно повторял, что если в те годы такие же пацаны могли это делать, значит, и они должны это делать не хуже их... Валя тоже не хотела отставать от своих товарищей по цеху, ей пришлось много плавать и нырять. В результате у девочки заболели уши, и Валя попала в больницу. Режиссёр позже признал, что необдуманно рисковал жизнями актёров, с которыми могло случиться всё, что угодно.
Один из самых опасных эпизодов – когда поезд прорывается через горящий мост – снимали уже в конце работы над фильмом. Мост построили специально для съёмок, и Кеосаян опасался, что декорация сгорит и рухнет быстрее, чем проедет состав с «неуловимыми». Режиссёр распорядился построить рядом такую же конструкцию, поджечь её и проверить, как долго будет гореть. Проверили – вроде должны успеть... Всех участников съёмки одели в огнеупорные костюмы, которые оказались не слишком-то надежными. Кеосаян понимал, чем и кем рискует, и решил, что обязан быть рядом с ребятами. Так что машиниста этого адского поезда сыграл сам режиссёр... Обошлось без жертв.
Во время съёмок фильма исполнителю роли Валерки, Мише Метёлкину, исполнилось 18 лет, и его должны были призвать в армию. Чтобы доснять фильм, Кеосаян заставил Мишу поступить в вуз и получить отсрочку. Метёлкин подал документы в первый попавшийся институт на экономический факультет, хотя ничего не понимал в математике и экономике. На вступительных экзаменах он написал первые пришедшие в голову цифры, режиссёр договорился в деканате, и Метёлкина зачислили студентом. Сразу после съёмок Миша забрал документы и пошёл служить в армию.
Все сцены сняли за полгода. Картину смонтировали и озвучили к декабрю 1966-го. 29 декабря Главное управление художественной кинематографии вынесло вердикт: «По мнению коллегии, авторам фильма в целом удалось справиться с задачей. Ключевые эпизоды картины решены динамично, изобретательно, в соответствии с духом избранного авторами жанра. Образы многих основных персонажей, в первую очередь Яшки, Даньки и Валерки, получились в картине достаточно выразительными и живыми».
Началось триумфальное шествие картины по Советскому Союзу (только за первые два месяца фильм посмотрели около 30 миллионов зрителей, а всего за год он собрал более 54,5 миллионов зрителей). В огромной стране не было подростка, который не посмотрел бы «Неуловимых» хотя бы пять раз. Но были и такие, кто смотрел фильм по нескольку десятков раз. Например, Вите Косых тогда пришло письмо от девочки, которая писала, что к 50-летию Октябрьской революции (ноябрь 1967 года) она посмотрела картину ровно 50 раз, то есть в среднем по 10 раз в месяц...
Да, в каком-нибудь Голливуде все непосредственные участники создания подобного шедевра мгновенно стали бы миллионерами. Но Советский Союз был далеко не Америкой. Вся четвёрка «мстителей», конечно, заработала фантастическую популярность, однако в денежном исчислении если и разбогатела, то ненамного. "Неуловимым" подарили 9 томов собрания сочинений Конан Дойла (по тем временам – огромный дефицит). Правда, Васильев попросил выдать ему премию деньгами, поскольку хотел купить новую гитару. Валя Курдюкова купила на заработанные деньги маме стиральную машину «Рига», а себе магнитофон «Яуза».
Музыка трилогии
Роберт Рождественский
Борис Мокроусов
Ян Френкель
В 1968 году по многочисленным просьбам зрителей было снято продолжение популярной в СССР картины «Неуловимые мстители» - «Новые приключения неуловимых». А в 1971 году в прокат вышел последний фильм трилогии о неуловимых мстителях – «Корона Российской империи, или Снова неуловимые».
Режиссёр у всего цикла о неуловимых мстителях был один - Эдмонд Кеосаян. А вот над песнями в трёх кинокартинах поработали разные люди.
В первом фильме Кеосаян привлёк двух маститых авторов - поэта Роберта Рождественского и композитора Бориса Мокроусова, написавшего такие всенародные хиты, как «Хвастать, милая, не стану…», «Одинокая гармонь», «Когда весна придёт, не знаю…», «Вологда» … В первую очередь, режиссёру нужна была заглавная песня, для которой он придумал впечатляющие кадры четырёх всадников на фоне алеющего восходящего солнца. На удивление, Мокроусов сочинил её очень быстро - буквально за один вечер и практически на глазах Кеосаяна. Возвращаясь от композитора, режиссёр уже напевал известные строчки:
Инна Гофф
Суровую и пафосную заглавную песню оттеняли другие - более весёлые - композиции: «Одесские куплеты Бубы Касторского» и разудалая «Песня Яшки-цыгана». Дело в том, что команда «Неуловимых» сознательно задумывалась как разношёрстная, призванная подчеркнуть равенство полов и советский интернационализм - задолго до пресловутой западной «толерантности» и «феминизма». В ней обязательно присутствовала девочка и парень нерусской национальности. Правда, национальность эта от версии к версии менялась. В книге героем был китаец, в немом фильме — негритёнок, а в экранизации 1966 года – цыган:




Кстати, если заглавную песню за кадром исполнил профессиональный певец Владимир Трошин, то эту спел сам исполнитель роли Яшки - Василий Васильев.
После всесоюзного успеха «Неуловимых мстителей» Кеосаян тут же взялся за продолжение. Тексты песен в фильме «Новые приключения неуловимых» сочинял всё тот же Роберт Рождественский, а вот Борис Мокроусов поучаствовать в работе не смог — он тяжело заболел и в марте 1968 года умер. Его заменил не менее известный композитор — Ян Френкель. Френкель сразу настоял на том, чтобы «Песня неуловимых мстителей» осталась прежней — мол, «лучше я не напишу».
Зато во второй части Ян Френкель отметился двумя роскошными песнями. Первая - это, безусловно, «Погоня», которую за кадром исполнял Иосиф Кобзон.
Если снова над миром грянет гром,
Небо вспыхнет огнём,
Вы нам только шепните,
Мы на помощь придём…
Знал я и Бога, и черта,
Был я и чёртом, и Богом,
Спрячь за высоким забором девчонку,
Выкраду вместе с забором…

Усталость забыта, колышется чад,
И снова копыта, как сердце, стучат.
И нет нам покоя, гори, но живи.
Погоня, погоня, погоня, погоня
В горячей крови …
Ещё более интересная история у второго хита из «Новых приключений неуловимых». Когда Ян Френкель решил, что работа над саундтреком закончена, и стал собираться в отпуск на море, режиссёру в срочном порядке понадобилась ещё одна - русская патриотическая - песня для белогвардейского поручика Перова. К счастью, Френкелю не пришлось откладывать отпуск - в его закромах уже была такая песня под названием «Русское поле». Мелодию он придумал уже давно, а текст попросил сочинить знакомую поэтессу Инну Гофф. Хотя поэты не очень любят «подтекстовывать» музыку, Инна Анатольевна согласилась и тоже извлекла из закромов набросок старого стихотворения, написанного ещё во времена студенчества. Символом Родины в нём выступало бескрайнее русское поле, а строчка «Я твой тонкий колосок» была вдохновлена крестьянкой, которая не без гордости вспоминала, что мать родила её прямо во время полевых работ.
Хотя на экране песню пел белогвардейский офицер, это не помешало «Русскому полю» войти в «золотой фонд» советской патриотической лирики. В фильме прозвучало всего два куплета, которые исполнил под гитару сам актёр Владимир Ивашов, играющий Перова. Однако вскоре профессиональный певец Юрий Гуляев записал полную и оркестрованную версию, с которой выступил в 1971 году на телефестивале «Песня года».
Поле, русское поле…
Светит луна или падает снег, —
Счастьем и болью связан с тобою.
Нет, не забыть тебя сердцем вовек.
Русское поле, русское поле…
Для третьего фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» Ян Френкель всё-таки сочинит новую заглавную композицию — «Веку не солги» («Глухо спит война…»), но хитом она не стала. В фильме песня звучит в исполнении Владимира Трошина.
В фильме звучат и другие песни Яна Френкеля: «Повисла в окне луна-уголёк» (исполнитель роли Яшки-цыгана Василий Васильев);
романс поручика Перова «Над окошком – месяц…» на слова Сергея Есенина в исполнении Владимира Ивашова; песни «Ой, зачем меня назвали Верою…» и «Увозил меня полковник» исполнила Людмила Гурченко, сыгравшая шансонетку из ресторана Аграфену Заволжскую.. Сам композитор сыграл в этом фильме гарсона Луи-Леонида, бывшего скрипача из ресторана «Паласъ».

Судьба "неуловимых"
Закончив экономический факультет ВГИКа, в кино не остался, предпочтя работу на телевидении: в Главной редакции отдела информации АПН он работал директором документальных картин. Эти фильмы рассказывали о жизни в СССР и предназначались в основном для просмотра за рубежом. Однако вскоре этот отдел был расформирован, а всех его сотрудников приписали к Гостелерадио. Работа на новом месте показалась Метёлкину малоинтересной, и он решил вновь вернуться в кино, тем более что известный режиссёр Александр Столпер давно предлагал ему идти в режиссуру. Сдав за 20 дней экстерном разницу в 30 экзаменов, Метёлкин был зачислен на второй курс режиссёрского факультета ВГИКа. Его режиссёрским дебютом стал фильм «Заморозки имели место», в котором снималась целая плеяда звёзд: Станислав Любшин, Валентина Титова, Виктор Проскурин, а также великий шахматист Анатолий Карпов. После распада Советского Союза Метёлкин начал заниматься бизнесом. На все приглашения сняться в кино он отвечал отказом. В профессию Михаил Михайлович так и не вернулся.
Михаил Метёлкин (Валерка Мещеряков)
Из всех «неуловимых» стал самым известным.
Актёр снялся ещё во многих фильмах, но образ Даньки преследовал его всю жизнь. Артист так и не сыграл роль, которая смогла бы затмить его работу в кинофильме Кеосаяна. В последние годы Виктор Косых довольно часто появлялся на экранах телевизоров, раздавал интервью в газетах... В годы перестройки актёр ездил с творческими вечерами по стране, рассказывая о своих работах. В последние годы жизни актёр почти не снимался, работал в театре «Темп» при Союзе театральных деятелей.
И пусть ни одна из его последующих работ не превзошла по популярности его Костю Иночкина и Даньку Щуся, говорить о том, что Виктор был "актёром одной роли" - нельзя. У него всегда был и остаётся свой зритель.
Виктор Косых (Данька Щусь)
Оказалась единственной из всей четвёрки, кто не связал свою жизнь с искусством. В 1970 году она поступила в цирковое училище, но проучилась недолго. Во время гастролей познакомилась с молодым цыганским певцом Борисом Сандуленко (когда-то его называли «советским Робертино Лоретти»), за которого вскоре вышла замуж. В составе популярного вокально-инструментального ансамбля «Поющие сердца» музыкант много гастролировал по стране. В кино Курдюкову не звали, да и профессиональный спорт тоже пришлось бросить. В 1990-х годах страна распалась. Начался кризис. В то время семье пришлось несладко. Борису было трудно обеспечивать семью. На помощь пришла Валентина. Бывшая актриса бралась за любую работу. Долгое время она трудилась буфетчицей в редакции одного из российских изданий. Больше в кино она не снималась. С представителями СМИ не общается, предпочитая публичности спокойную скромную жизнь.
Валентина Курдюкова (Ксанка Щусь)
Уже после съёмок первой картины получил предложение играть в цыганском театре «Ромэн». Там он закончил и студию драматического актёра. Однако в труппе театра он продержался недолго: всего два года. Одновременно окончил студию драматического актера при театре "Ромэн" (1971).
Затем ушёл в самостоятельное плавание: стал разъезжать с гастролями по стране. На концертах Васильев исполнял под гитару песни из фильма, который принёс ему славу, а также некоторые цыганские и авторские композиции. В 1990-е годы Васильев обосновался в Твери, где стал заведовать городским культурным центром.
Василий Васильев (Яшка-цыган)

Крылатые фразы

  • Неужто ты думаешь, Щусёнок, что у Сидора Лютого душа не болит за каждую сироту-сиротинушку? Болит! Только время нынче такое — не обойтись нам без сирот.
  • – А глянул в стороны: и - и - и, гроб с покойничком летает над крестами, а вдоль дороги мёртвые с косами стоят и - тишина!
  • А ты что думала, дурья твоя башка? Задаром твоя свобода завоевывается?
  • А казачок-то засланный!
  • Ку-ку, Гриня!
  • Ты, может, сказать чего хочешь? Или попросить об чём?
  • Спрячь за высоким забором девчонку. Выкраду вместе с забором.
  • Последняя гастроль артиста - солиста императорского театра драмы и комедии.
Дополнительная информация
Информация для учителя
М . Казючиц
Кинокартину Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители», законченную в 1966 году, ждал невиданный зрительский успех. В прокате за 1967 год фильм собрал 54,5 миллионов зрителей. Публика была единодушна. Мнения критики разделились. С одной стороны, фильмы, «ради которых… мальчишки будут выстаивать длинные очереди за билетами», без сомнения, нужны. Новый для 1960-х годов широкоформатный кинематограф также был идеальным средством демонстрации приключенческой киноленты с перестрелками и погонями. С другой стороны, фильм нередко упрекали в «цитатности», заимствовании приёмов из западных боевиков, наподобие «Великолепной семёрки» Джона Стёрджеса, шедших тогда на отечественных экранах.
Несмотря на указание под заглавным титром: «По мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята»», сюжет литературной основы трактовался очень свободно. В повести главными действующими героями были Миша, Дуняша и китаец Ю-ю (Иван Перестиани в одноимённом фильме 1923 года заменил Ю-ю чернокожим Томом Джаксоном, как говорили тогда, из-за обострения отношений между Россией и Китаем). У Кеосаяна Миша и Дуняша трансформируются в Даньку (Витя Косых) и Ксанку Щусь (Валя Курдюкова), место «интернационального друга» занимает Яшка-цыган (Вася Васильев) и к неуловимой тройке присоединяется Валерка Мещеряков (Миша Метёлкин). В ходе съёмок от героя Махно было решено отказаться, и место главного антагониста поделили атаманы Гнат Бурнаш (Ефим Капелян) и Лютый (Владимир Трещалов). В то же время историческая связь остаётся вполне конкретной. Переодетый казачком Данька в конце прочитанного указа «батьки» называет дату: «…Год 1920-й, месяц май», – разгар Гражданской войны.
В отличие от фильма Перестиани герои киноленты Кеосаяна совершенно самостоятельны. Если Миша и Дуняша мечтали попасть к Будённому, то о «великолепной четвёрке», в одиночку освободившей деревню Збруевку, Будённый (Лев Свердлин) сам узнаёт от адъютантов. Встретятся герои с командармом только в финале. Мстители больше не читают Купера и Войнич. Вместо этого они штудируют книгу о приёмах самообороны и проводят практические занятия.
Создатели кинокартины сужают и место действия. Взамен всей Украины, как у Бляхина и Перестиани, появляется деревня Збруевка и окрестные сёла. Сюжет становится действенно более насыщенным, а утратив некоторые исторические вехи и авторитетные фигуры романистов и командарма, получает большую свободу для создания увлекательного зрелища.

Режиссёр, к началу съёмок фильма известный отечественному зрителю как создатель кинолент «Где ты теперь, Максим?» (1964) и «Стряпуха» (1965), рассказывал о замысле: «Картина «Неуловимые мстители», задуманная мною, тогда представлялась как полулегенда, полупритча, полусказка. Хотелось сделать романтическую киноигру… Ведь все мальчишки во все времена мечтают быть лихими, смелыми, ловкими, отчаянными. Им нужен свой романтический герой, своя романтическая легенда…».
Свободное соединение одновременно разных стилевых традиций, эклектизм художественных приёмов дали возможность режиссёру создать национальный приключенческий фильм. На прозрачность жанровых границ критики указывали и в фильме «Красные дьяволята». Работа Кеосаяна, конечно, следовала в русле советского историко-приключенческого фильма. По-прежнему сильны были традиции и трюковой кинокомедии. Отдельные приёмы, использованные в фильме, пришли из далеких 1920-х в неизменном виде. Например, проваливающиеся в погреб шинка бандиты.
Комедия положений также заняла своё место в кинокартине. Достаточно вспомнить ситуацию, в которой оказался герой Савелия Крамарова: «Глянул в стороны: гроб с покойничком летает над крестами. А вдоль дороги мёртвые с косами стоять, – и тишина…».
Музыкальным номерам также отдано достаточно место. Помимо куплетиста Бубы (Борис Сичкин), которому, само собой разумеется, полагается петь, за гитару берётся и Яшка-цыган, а в лагере Будённого гармонист поёт проникновенную песню. Наконец, осуждаемое советской критикой западное влияние явственно просматривается в изобилии погонь, перестрелок, зрелищных сцен, а также предметов, которые в равной мере мог использовать и красноармеец, и американский ковбой. Яшка владеет кнутом и пистолетом не хуже любого персонажа вестернов. Герои устремляются в погоню за каретой, везущей казацкого отрока с заветным письмом. Сцена обобщённо воспроизводит многочисленные образы летящих по дорогам Дикого Запада дилижансов, преследуемых индейцами или бандитами. Решающий поединок между атаманом Лютым и Данькой происходит, когда один скачет на коне, другой оказывается в идущем на полном ходу составе. А кульминацией «железнодорожной темы» станет знаменитый проезд локомотива по горящему мосту.
К сожалению, фильм не стал началом традиции «отечественного вестерна», столь ожидаемого критиками. Сказалась как общая инертность системы кинопроизводства того времени, так и определённые традиции национальной экранной культуры.
Проверь себя
Тест
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Людмила Шимкус
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru