Королевство кривых зеркал
фильм-сказка, приключения
1963 год

Киностудия имени М. Горького

Режиссёр: Александр Роу

Операторы: Василий Дульцев, Леонид Акимов

Сценарий: Виталий Губарев, Лев Аркадьев

Композитор: Аркадий Филиппенко

Художники: Арсений Клопотовский, Александр Вагичев
Актёрский состав
Оля
Оля Юркина
Андрей Файт
Андрей Стапран
Гурд
главнейший министр Нушрок
тетушка Аксал
Тамара Носова
Анатолий Кубацкий
Аркадий Цинман
король Йагупоп
наиглавнейший министр Абаж
Таня Юркина
Яло
Лидия Вертинская
Анидаг
Стапран Андрей Освальдович родился 26 декабря 1947 года в Москве.
Помимо сказки «Королевство кривых зеркал» снялся в фильме Александра Роу «Морозко».
Окончил режиссёрский факультет ВГИКа.
Андрей Стапран - режиссёр-постановщик научно-популярного кино. Член Гильдии кинорежиссеров России. Руководитель киностудии «Эко-фильм».
Тамара Макаровна Носова - киноактриса, народная артистка России.
Родилась в Москве 21 ноября 1927 года. Когда Тамаре было полтора года, умерла её мать. Отец, не имея возможности содержать семью, отдал всех трёх детей в детский дом. Тамаре повезло, очень скоро её удочерили. В приёмной семье девочка стала любимицей. Отличница в учёбе, член совета отряда, активистка - Тамара старалась добиваться успеха во всех начинаниях. Интерес к актёрскому мастерству также возник у неё в школьные годы. Школу Тамара окончила в 1945 году, будучи в эвакуации в Подмосковье.
В 1950 году окончила ВГИК. Сам Сергей Герасимов утвердил начинающую артистку на первую роль. Студентка сыграла Валентину Филатову в «Молодой гвардии». Последующая карьера Тамары складывалась так, как пророчили преподаватели: её приглашали в основном на комедийные и сатирические роли: «Карнавальная ночь», «Она вас любит!», «Гость с Кубани», «Женитьба Бальзаминова», «Здравствуйте, я ваша тётя!», «Свадьба в Малиновке» и другие. Тамара Носова - одна из самых известных комических актрис отечественного кино 50—60-х годов XX века.
Тамара Носова прекрасно владела английским языком, читала книги Чарльза Диккенса в оригинале. Последние годы актриса жила в затворничестве. Умерла 25 марта 2007 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
Лидия Владимировна Вертинская - киноактриса и художник-живописец.
Родилась 14 апреля 1923 года в городе Харбин, на нынешнем северо-востоке Китая. Происходила из грузинской семьи. Её дед и бабушка (по отцу) осели в Китае, оставаясь российскими подданными. Получив основное образование, девушка прошла курсы стенографии и в 1940 году, когда ей было 17 лет, устроилась секретарем в пароходную компанию.
В 1940 году в Шанхае Лидия познакомилась со знаменитым артистом Александром Вертинским. Бракосочетание актёров состоялось 26 апреля 1942 года в Кафедральном соборе Шанхая. Вертинского с начала войны не оставляла мысль о возвращении на родину. Он неоднократно подавал прошение о разрешении вернуться в СССР. Лишь в ноябре 1943 года, получив положительный ответ, Лидия с мужем, трёхмесячной дочкой Марианной и матерью вернулись в Россию.
Лидия поступила в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова на факультет живописи, который окончила в 1955 году. Она не планировала делать кинокарьеру, но кто-то рассказал о ней кинорежиссёру Александру Птушко, искавшему молодую актрису на роль птицы Феникс для фильма-сказки «Садко». Нужна была актриса с нестандартной, оригинальной красотой. Сразу же после пробы режиссёр утвердил Вертинскую на эту роль, ставшую её дебютом в кино. Всего в 1950—1960 годы Лидия сыграла в пяти фильмах, благодаря которым зрители запомнили её как талантливую и яркую актрису. В возрасте 34 лет Вертинская овдовела. На жизнь семьи ей пришлось зарабатывать продажей эстампов и пейзажей. Основной тематикой творчества художницы была природа. Её пейзажи и натюрморты неоднократно участвовали в различных выставках. В дальнейшем Вертинская работала на полиграфическом комбинате. Её стараниям вышла в свет книга воспоминаний мужа — «Дорогой длинною». А сама она - автор книги «Синяя птица любви».
Дочери Вертинских - Марианна и Анастасия - стали актрисами.
Лидия Вертинская скончалась 31 декабря 2013 года. Похоронена актриса на Новодевичьем кладбище рядом с могилой мужа.
Андрей Андреевич Файт (в документах - Фейт) — советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР.
Родился в Нижнем Новгороде 29 августа 1903 года. Происходит из немецкого купеческого рода, переселившегося в Россию в 1812 году. В 1905 году семья эмигрировала во Францию и поселилась в русской колонии под Парижем. Здесь Андрей учился в лицее. Позже мать Андрея вместе с детьми вернулась в Москву, а потом к ним присоединился и отец.
Андрей Файт начинал с Камерного кружка свободного искусства, называвшегося «Ке-Ке-Си». Все пять организаторов кружка писали стихи, рисовали картины, были актёрами, а Андрей был единственным, кто писал музыку.
В 1927 году Андрей окончил Государственный институт кинематографии, работал в Театре-студии киноактёра. В кино снимался с 1924 года (фильм «Особняк Голубиных») до конца жизни. Запомнился как «главный злодей советского кино», непревзойдённый исполнитель ролей разнообразных антагонистов: от заграничных шпионов и вражеских офицеров до злых колдунов («Конец Сатурна», «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», «Бриллиантовая рука», «Белый клык», «Огонь, вода и…медные трубы», «Волшебная лампа Аладдина», «Приваловские миллионы», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и другие). До преклонных лет находился в прекрасной физической форме и многие трюковые сцены исполнял сам.
Умер Андрей Файт 16 января 1976 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Аркадий Михайлович Цинман (настоящее имя Арон Израилевич Цинман) - советский актёр театра и кино.
Родился 1 марта 1909 года в Риге. Во время Первой мировой войны семья эвакуировалась на Украину. С тринадцати лет занимался в любительских драмкружках. В 1926-1929 годах работал киномехаником в кинотеатре, затем старшим техником Ленинградского театра имени Кирова, в 1931 году - техник-электрик Большого театра.
В 1936 году окончил театральную студию при МХАТ. Играл в театрах Москвы: с 1936 года - артист МХАТ-2; с 1937-го - артист Государственного монгольского театра; с 1938-го - театра Сатиры; с 1942-го - Московского театра миниатюр; с 1946 по 1978 год - актёр Театра-студии киноактёра.
В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Иркутске. Наибольшую известность Цинману принесло участие в фильмах-сказках Александра Роу, в которых он создал незабываемую галерею сказочных персонажей: Советник, Придворный библиотекарь и Белый мудрец («Огонь, вода и…медные трубы»), пират–барон де ля Свин («Варвара-краса, длинная коса», главный разбойник («Золотые рога»). Также он работал на дубляже, участвовал в концертных программах.
В 1978 году ушёл на заслуженный отдых.
Умер 19 июня 1985 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Анатолий Львович Кубацкий - актёр театра и кино, один из самых «сказочных» актёров отечественного кино.
Родился 1 ноября 1908 года в Москве. С юных лет увлёкся театром, хотя отец был против его актёрской карьеры. В 1929 году окончил Театр-студию под руководством Юрия Завадского.
В 1931-1942 годах — артист Всесоюзного радио, в 1942-1957 — актёр театра имени Владимира Маяковского, в 1957-1959 — актёр Театра-студии киноактёра, в 1959-1973 — киностудии имени М. Горького.
Мастер эпизода, один из самых популярных актёров советской киносказки. Кубацкий обладал колоритной внешностью и запоминающимся голосом. В кино впервые снялся в 1928 году. Исполнял роли во многих фильмах Александра Роу. Создал целую галерею персонажей: разбойников, королей, колдунов и чудаковатых стариков. Самые заметные роли — Король Йагупоп 77-й («Королевство кривых зеркал») и Водокрут 13-й («Марья-искусница»). Также много работал на озвучивании мультфильмов и дубляже иностранных фильмов.
В 65 лет Кубацкий вышел на пенсию и почти перестал сниматься в кино. Последние годы (с 1995 по 2001) провёл в Доме ветеранов кино, куда перебрался добровольно.
Скончался 29 декабря 2001 года в Москве. Похоронен в семейной могиле на Пятницком кладбище.
Ольга и Татьяна Юкины — актрисы, сёстры-близнецы. Родились 23 октября 1953 года в Москве, в семье фабричных рабочих Геннадия и Марии Юкиных. Вначале сёстры учились в школе № 499 на Таганке, но в 1962 году семья переехала в Кузьминки, где сёстры поступили в школу № 337. Друзья и одноклассники отмечали, что внешне Ольга и Татьяна почти зеркально идентичные. В то же время характеры у сестёр разные: Ольга была старательной и сдержанной, Татьяна же - более задиристая и активная.
В 9 лет Юкины победили на конкурсе чтецов стихотворений в местном Доме культуры, организованном для близнецов и двойняшек. Их фотографии каким-то образом попали к режиссёру Александру Роу, который и пригласил их на пробы детского приключенческого фильма «Королевство кривых зеркал». Во избежание путаницы с именами Роу утвердил Ольгу именно на роль Оли, хотя по характеру ей больше подходила роль Яло. Спустя год девочки ещё раз снялись у Александра Роу в фильме «Морозко», но уже в эпизоде.
После окончания школы Ольга попыталась поступить в театральный институт, а Татьяна — в технический, но обе срезались на вступительных экзаменах. Сёстры поступили в машиностроительный техникум, но по специальности никогда не работали. Сначала Юкины устроились работать в «Интурист», где обе отвечали за отправку групп советских туристов за рубеж, а после распада СССР работали в районном военкомате.
Ольга перенесла два инсульта и скончалась 29 января 2005 года на 52-м году жизни. Татьяна очень тяжело перенесла смерть сестры, у неё ухудшилось здоровье. В декабре 2010 года она уволилась с работы. Скончалась Татьяна 31 марта 2011 года на 58-м году жизни. Похоронены сёстры в семейной могиле на Покровском кладбище в Москве.
60 лет назад на экраны вышла сказка «Королевство кривых зеркал» режиссёра Александра Роу. Фильмы советского киносказочника надолго пережили своего создателя и уже много десятилетий востребованы детьми. Роу первым начал использовать в кино спецэффекты, показывая чудеса задолго до компьютерной графики. Сегодня они уже не так сильно удивляют современных искушённых зрителей. Но сказки доброго киноволшебника Роу оставляют в сердцах новых зрителей необыкновенный заряд добра, душевности, юмора и моральной чистоты.
Сюжет
Королевство кривых зеркал – сказочный мир зазеркалья, где даже имена героев – их зеркальные отражения. Власть узурпировала группа алчных богачей: Король Йагупоп (Попугай) LXXVII, наиглавнейший министр Абаж (Жаба) и главнейший министр Нушрок (Коршун). Каждый из министров и дочь Нушрока, красавица Анидаг (Гадина), предпочли бы царствовать самолично. К своей цели они способны идти по головам. Сговорившись с Абажем, Анидаг соглашается отравить своего отца. Нушрок же пытается отравить Абажа, а тот, в свою очередь, – Анидаг.
По их приказу в стране изготавливаются лишь кривые зеркала, глядя в которые уродливые люди кажутся красивыми, а красивые, наоборот, – уродливыми; молодые становятся старыми, а старые – молодыми; голодные и измождённые выглядят цветущими и упитанными, а сытые и дородные – стройными и худощавыми.
Единственное зеркало, отражающее реальность, остаётся в тронном зале короля. Зеркальщики королевства изготавливают не только кривые, но и обычные зеркала. Правда, делают их тайно. Юного Гурда (Друга), отказывающегося делать кривые зеркала, приговаривают к смертной казни, в ожидании которой он заточён в Башню смерти.
Главная героиня фильма, третьеклассница-пионерка Оля, вечно не слушается свою бабушку, привирает, капризничает и ленится. Бабушка, сетуя на внучку, приговаривает: «Эх, внученька, внученька! Если б ты могла посмотреть на себя со стороны!»
Погнавшись за убежавшим через волшебное зеркало котом Барсиком, Оля попадает в Королевство кривых зеркал, где сталкивается со своим отражением – девочкой по имени Яло. Разыскивая кота и его отражение, девочки становятся свидетелями ареста зеркальщика Гурда и решают вызволить мальчика из Башни смерти. Для этого им надо завладеть Королевским ключом – символом королевской власти. Ключ существует в двух экземплярах: один – у короля, другой – у наиглавнейшего министра Абажа.
В критической ситуации Оля становится более ответственной и требовательной к себе, а Яло воплощает все её недостатки: рассеянность, лень, чрезмерную любовь к сладкому, неаккуратность и боязливость. Проникнув во дворец с помощью кухарки тётушки Аксал (Ласка), девочки, переодевшись в пажей и выдав себя за мальчиков, похищают Ключ. Угнав королевскую карету, они едут выручать Гурда, но возле Башни смерти Яло обнаруживает, что Ключ пропал. Оля решает достать второй Ключ, однако на пути к Абажу их встречает Анидаг и заманивает в за́мок Нушрока, расположенный на высокой отвесной скале над морем.
Оля убегает из замка, прыгнув через окно в море, а побоявшуюся прыгнуть Яло бросают в подвал замка, где она случайно находит подземный ход, по которому добирается до жилища Абажа. Из-за потайной двери она наблюдает за ссорой Абажа с Нушроком и Анидаг. Воспользовавшись удобным моментом, Яло завладевает ключом.
После головокружительной погони, в которой им помогает Бар (Раб) – кучер Анидаг, девочки освобождают Гурда. Оказывается, Яло не теряла второй ключ, а просто по рассеянности не нашла его у себя в карманах. Оля, Яло и Гурд, находясь на Башне смерти, поют пионерскую отрядную песню «Флажок», и услышав её, Йагупоп становится попугаем, Нушрок превращается в коршуна (и Бар убивает его камнем), Анидаг – в змею, а Абаж – в жабу.
Оля снова оказывается дома, перед зеркалом. «Посмотрев на себя со стороны» (то есть пообщавшись со своим отражением), она исправляется, чем бесконечно удивляет и радует свою бабушку.

О фильме

.

«Королевство кривых зеркал» – советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на киностудии имени М. Горького в 1963 году. Фильм «Королевство кривых зеркал» сняли по мотивам одноимённой повести детского писателя Виталия Губарева. Прочитав повесть, советский киносказочник Александр Роу понял, что это находка для детского кинематографа, и творческая группа приступила к сценарию.
Главные роли должны были играть близнецы. Съёмочная группа перепробовала более 300 пар, прежде чем нашли двух девочек, учениц 3-го класса московской школы № 499 – Олю и Таню Юкиных. После окончания съёмок они переехали в Кузьминки и пошли в 337-ю школу. Девочки попались на глаза режиссёру совершено случайно, когда он уже отчаялся найти своих героинь. Роу увидел отснятые материалы конкурса близнецов. И эти две третьеклассницы совершенно очаровали его. Юные актрисы не могли скрыть своего восторга и беспрекословно выполняли все требования режиссёра. Чтобы во время съёмок не возникало путаницы, Оле дали роль её тёзки, а Тане – Яло. На самом деле в жизни они были полной противоположностью своих героинь: рассудительная, спокойная и сдержанная Оля сыграла капризную, ленивую и непослушную героиню, а задиристой непоседе Тане досталось её отражение Яло.
За съёмки в сказке сестры Юкины получили по 80 рублей, но больше, чем деньгам, девочки радовались возможности провести целое лето в Крыму.
После выхода «Королевства кривых зеркал» Оля и Таня стали настоящими звёздами для своих ровесников: в школе им не давали прохода, а на киностудию приходили мешки писем для них. Но роли Оли и Яло стали их единственной заметной работой в кино. Позднее они обратились к Александру Роу с просьбой сняться в какой-нибудь новой картине режиссёра, и киносказочник подарил им в фильме «Морозко» эпизодические роли девочек, собирающих грибы.
Хотя Оля и Таня в короткие сроки стали кумирами всех детей Советского Союза, жизнь они прожили самую обычную, работали в «Интуристе» и творчеством больше не занимались.
Мать Андрея Стапрана трудилась на киностудии имени М. Горького. Однажды мальчик пришёл к ней на работу, в коридоре его заметил ассистент режиссёра и пригласил на пробы. Андрей сыграл зеркальщика Гурда (Друга), но актёром тоже не стал – сделал карьеру режиссёра-постановщика научно-популярного кино.
Роу был известен чудесной способностью ладить с самыми разными людьми, поэтому на съёмках никогда не возникало проблем и конфликтов с исполнителями. Состав взрослых актёров определился сразу. Как и в нескольких других сказках Александра Роу, одновременно три роли – церемониймейстера, королевы-матери и королевского извозчика исполнил любимый актёр режиссёра – Георгий Милляр. Актёра называли «самой знаменитой Бабой-Ягой Советского Союза». Милляр нередко исполнял по несколько ролей в одном фильме Роу – всего в 16-ти его сказках он перевоплотился в 30 персонажей!
Да и во всех остальных ролях снялись хорошо знакомые Роу актёры, которые появлялись во всех его постановках.
Имя и внешность короля в фильме изменили. В книге его звали Топсед (Деспот), и описывался он как низенький человечек с приплюснутой головой. В экранизации же правителя зовут Йагупоп (Попугай), и выглядит он куда более симпатично. Сыграл короля Анатолий Кубацкий – актёр с колоритной внешностью и незабываемым голосом. Его называли одним из самых «сказочных» актёров советского кино – на экранах он создал целую галерею образов королей, разбойников и чудаковатых стариков. В картине присутствует персонаж Асырк (Крыса), которого нет в произведении Губарева. Сыграла её актриса Вера Алтайская.
Сказку, по которой был снят фильм, автор произведения Виталий Губарев посвятил своей любимой жене Тамаре Носовой. Она сыграла одну из главных ролей в фильме – тётушку Аксал (Ласку).
Очень колоритным получился образ злодея-министра Нушрока (Коршуна), которого исполнил Андрей Файт, тоже снимавшийся в нескольких фильмах Роу. Не одно детское сердечко сжималось, когда на экране появлялся этот прекрасно-страшный лик – Магрибинец из «Волшебной лампы Аладдина» или Нушрок из «Королевства кривых зеркал».
Исполнителю роли Нушрока Андрею Файту пришлось непросто. Постоянные бешеные скачки верхом по неровной местности, прыжки с огромных каменных глыб – всё это было бы сложно и для молодого человека, а Файту на момент съёмок было уже 60 лет. Впоследствии он не раз говорил о том, что помогла ему только прекрасная спортивная подготовка, полученная ещё в институте. «Скакал иногда по крутым, каменистым, не совсем безопасным тропам. Но падал на всём скаку через голову лошади не я. Это делал дублёр. И мне отнюдь не стыдно. Трюкач рискует во много раз меньше и делает он своё дело точнее и лучше. А техника съёмки сейчас на таком уровне, что зритель никогда не заметит подмены».
Ещё один отрицательный персонаж – Анидаг (Гадина) – достался Лидии Вертинской, актрисе с холодной, изысканной красотой. За свою недолгую 11-летнюю кинокарьеру она сыграла всего в пяти фильмах, четыре из которых были сказками. Роль в «Королевстве кривых зеркал» стала её последней работой в кино.
Членом «сказочной команды» режиссёра был и Аркадий Цинман, сыгравший настоящего, зловещего негодяя – зеленокожего министра Абажа (Жабу), достойного конкурента главного министра Нушрока.
Главнейшего церемониймейстера воплотил на экране Павел Павленко («Вас вызывает Таймыр», «Золотой телёнок»), незабываемого дядюшку Бара (Раба) – Иван Кузнецов («Семеро смелых», «Верные друзья»), королевского обер-повара – Александр Хвыля («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Золотые рога»), бабушку Оли – Татьяна Барышева («Первоклассница», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»).
Помимо лошадей и осликов, задействованных в фильме, в съёмках также принимали участие четвероногие и пернатые артисты. Коршуна Нушрока сыграл дрессированный беркут по кличке Карлуша, с которым работали дрессировщики Георгий Алексеев и Георгий Белихин. А в роли вальяжного королевского кота выступил опытный кот Карабас, успешно снявшийся до этого в фильме Роу «Новые похождения Кота в сапогах».

Съёмки
Роу с необыкновенным увлечением работал над фильмом. Его занимала работа с Олей и Таней Юкиными, ему нравились роли, которые играли его любимые артисты – Тамара Носова и Анатолий Кубацкий, Георгий Милляр и Лидия Вертинская, Александр Хвыля и Вера Алтайская. Сказка поднимала многие актуальные воспитательные проблемы, была пронизана современными идеями, но все в ней решалось в плане юмористическом, без назидания, в занимательной форме.
В книге события происходят зимой. Роу ради сочной натуры перенёс действие на летние месяцы. Съёмки фильма «Королевство кривых зеркал» проходили летом 1962 года в Крыму – в Ялте, Симеизе, в районе скалы Красный Камень в Гурзуфской долине. Также в проекте задействовали павильон Ялтинской киностудии, расположенный на Поликуровском холме, и дорогу в Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство.
В картине отсутствуют даже простейшие элементы компьютерной графики. Помимо прямых натурных съёмок использовалось много комбинированных: домакетки, дорисовки, перспективные совмещения. Александр Роу всегда мастерски использовал технику комбинированных съёмок, соединяя натуру и декорации. Невероятно правдоподобные виды сказочного мира воплощала в жизнь команда художников-оформителей и декораторов, возглавляемая Арсением Клопотовским, ставшим постоянным членом съёмочной группы Роу.
Художники Арсений Клопотовский (с ним Роу сделал не один фильм) и Александр Вагичев создавали все декорации для фильма на редкость изобретательно. Как и в прежних сказках Роу, здесь подлинная природа (в данном случае природа Крыма) сочетается с декорациями. И страшная башня Смерти, и весь комплекс волшебного города Королевства кривых зеркал сделаны со вкусом и хорошей выдумкой. Это то фантастическое царство, которого ещё не было на экране, оно таинственно и в то же время вполне реально. Поскольку все фильмы режиссёра окупались с лихвой, денег не жалели. Однажды даже покрасили скалу в оранжевый цвет! Специально для этого из Москвы вызвали бригаду промышленных альпинистов. После съёмок краска сохранялась ещё 30 лет.
В этой работе Роу особенно широко использует приём «осовременивания» сказочного материала. Королевские указы оглашаются через громкоговоритель, продукты привозятся на фургоне, напоминающем машины конца XX века. В диалогах встречается масса слов эпохи 1960-х годов. Стражники не пускают Олю и Яло в замок, а голос за кадром вещает: «Дети до шестнадцати лет не допускаются!». Яло уверяет, что больше всего на свете она любит «газировку и мороженое» ...
Основные события фильма – борьба за правду и освобождение узника – дают возможность зрителям-детям через сопоставление поведения Оли и Яло со своими поступками задуматься о многих жизненных ценностях. Проблематика фильма чрезвычайно серьёзна, хотя и доступна детскому пониманию. И это серьёзное социальное содержание поднимает фильм от просто увлекательного зрелища до истинно значительного произведения искусства.
Фильм вышел на экраны 28 августа 1963 года и мгновенно завоевал любовь как маленьких зрителей, так и их родителей. Две очаровательные, весёлые и непосредственные девчушки, рассказывающие с экрана вроде бы прописные истины, надолго стали символом мужества, оптимизма и находчивости.

Дополнительные материалы
Информация для учителя
М. Казючиц
История о приключениях школьницы Оли и ее верной спутницы Яло в Королевстве кривых зеркал и его обитателях: благородных Гурде и Баре, доброй Аксал, глупом короле Йагупопе, вероломном Нушроке, Абаже и Анидаг – прекрасно известна не одному поколению отечественных зрителей. «Королевство кривых зеркал» (1963) создал Александр Роу – признанный мэтр детского фильма, режиссер-сказочник. В ряду его творческих достижений к моменту работы над кинокартиной были «Василиса Прекрасная», «Конек-Горбунок», «Кащей Бессмертный», «Новые похождения Кота в сапогах», «Марья-искусница» и др.
Небольшая повесть писателя Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал», написанная в 1951 году, легла в основу созданного им сценария одноименного фильма. Уже в подготовительный период вести о новой оригинальной киносказке стали разлетаться по Москве. Режиссер искал исполнительниц заглавной роли. На Киностудии имени М. Горького начались кинопробы претенденток – девочек-близняшек 8-12 лет. «Наплыв кандидаток превзошел все ожидания: за неделю на нашей киностудии побывало 300 пар – 600 очаровательных юных москвичек: сероглазых, кареглазых, синеоких, блондинок, брюнеток, шатенок», – вспоминал режиссер. Выбор пал на учениц первого класса 449-й московской школы Ольгу и Татьяну Юкиных. Удивительное сходство девочек нередко приводило к конфузам на площадке, когда участники группы путали юных актрис.
Образ королевства в зазеркалье должен был поразить воображение юного зрителя. Эту сложную задачу с успехом решили художники- постановщики Арсений Клопотовский и Александр Вагичев . Все интерьеры фильма – истинные, в отличие от кривых зеркал, отражения характеров своих владельцев. Крикливо раскрашенный зал королевского дворца Йагупопа, сумрачный со зловещим подземельем замок Нушрока и его дочери Анидаг, башня смерти с узником Гурдом. Под стать сложным декорациям была найдена и натура для съемок, которые проходили в необычных и труднодоступных местах Южного берега Крыма. Во многом сказался опыт предшествующего приключенческого фильма «Тайна горного озера» (1954), в котором режиссер мастерски сочетает павильонные съемки с величественными горными ландшафтами. Горы, каменные пустыни, море – все соединяется в причудливую мозаику волшебного мира.



Появление современных детских героев в фильмах-сказках Роу во многом связано с его работой над созданием документальных фильмов о детях «День чудесных впечатлений» и «Артек» в первой половине 1950-х гг. Ценный опыт постановки игрового фильма-сказки на современном материале Роу приобрел еще в 1950-х, выпустив экранизацию пьесы Сергея Михалкова «Новые похождения Кота в сапогах» (1957). Он творчески переосмысливает хорошо известный прием, который позволял сохранить меру условности сказки-метафоры и убедительность волшебного мира. Люба, главная героиня фильма, как и Оля в «Королевстве кривых зеркал», засыпает и оказывается в совершенно новой реальности, близкой и в то же время вовсе незнакомой.
Работая многие годы над фильмами-сказками, Роу прекрасно понимал особенности своей целевой аудитории. В повести Губарева внимание режиссера привлекла возможность взглянуть на себя со стороны и самостоятельно воспитать себя. Маленький зритель, следя за увлекательным сюжетом фильма «Королевство кривых зеркал», постигал непростой мир общественного бытия, его ценности и идеалы. Мир сказки поляризован: обитатели дворца и его окрестностей благоденствуют за счет каторжного труда зеркальщиков, денно и нощно выдувающих кривые зеркала, которые искажают действительность. Главный лейтмотив фильма – поиски и освобождение юного Гурда, – позволяет девочкам побывать во всех уголках королевства, увидеть его изнанку, а равно и его обитателей. В тоже время это дает прекрасную возможность оправдать массу погонь, трюков, смелое смешение жанров. Взрослый зритель, разумеется, заметит в подобной разработке сюжета идеологическую программу того времени, но на этой основе Роу смог выстроить историю об общечеловеческих ценностях и предоставить юным героиням возможность выбрать свой путь. Песенка веселых и свободных победителей в финале кинокартины разносится над королевством, возвращая истинный облик его обитателям и укрепляя веру в победу добра у зрителей.


Сайт Культура.РФ https://www.culture.ru/


Проверь себя
Кроссворд
Хронологическая линейка
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru