В 1940-1941 годы были сняты музыкальные комедии "Светлый путь" Григория Александрова (о деревенской девушке, ставшей ткачихой) и "Свинарка и пастух" Ивана Пырьева. Местом действия была ВСХВ - Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве, которую мы сегодня знаем под названием ВДНХ.
Среди кинолент, рассказывающих о Великой Отечественной войне, большую популярность приобрёл фильм И. Пырьева "В шесть часов вечера после войны", снятый в 1944 году. Сцена прощания героев на фоне Кремля вошла в число лучших съёмочных композиций отечественного кинематографа.
После войны самым популярным жанром оставалась комедия: в фильме "Весна" 1947 года Александров изобразил шествие девушек по центру столицы на фоне весенней уборки города.
В фильме Михаила Калатозова "Верные друзья" 1954 года послевоенный город предстал перед зрителями в высотных зданиях и кварталах новостроек. С особой силой зазвучала тема красоты столицы, набережных и самой Москвы-реки.
Потрясающий кадр набережной Москвы-реки был показан в начале фильма Калатозова "Летят журавли", вышедшего на экраны в 1957 году. В кадр попадают Спасская башня, Спиридоньевский переулок, Болотная площадь. Зритель наблюдает, как проходит свидание молодых людей (Крымский мост), как собираются добровольцы на фронт (Армянский переулок), создаётся бомбоубежище (Александровский сад), встречает героев Белорусский вокзал.
Шедевром стал фильм Эльдара Рязанова "Девушка без адреса", снятый в 1957 году. В нём рассказывается о девушке, которая приезжает в Москву и пробует себя в разных профессиях. Какая там Москва, да ещё с высоты! В начале фильма герои прибывают на солнечную площадь трёх вокзалов. Далее мы видим просторную Тверскую (тогда — улица Горького), Новокузнецкую, Большой Каретный, Старую площадь, Кузнецкий Мост и другие излюбленные улочки, переулки и площади Москвы.
В начале-середине 1960-х годов на экране появляется серия социальных комедий. Наиболее показательными из них стали "Черёмушки" Г. Рапапорта и "Дайте жалобную книгу" Э. Рязанова. В 1964 году вышел фильм Г. Данелии "Я шагаю по Москве", наполненный любовью молодёжи к Москве. Герой прогуливается по главной московской площади, заходит в ГУМ, бродит по Чистым прудам, рассматривает Котельническую и Озерковскую набережные с их величественными зданиями, а в конце фильма садится в вагон на станции метро «Университет», отправившись... навстречу своему будущему (станций метро «Проспект Вернадского» и «Юго-Западная» в то время ещё не было).
В 1966 году вышла трагикомедия Э. Рязанова "Берегись автомобиля". Традиционно режиссёр не называет конкретных городов, но зритель узнает Смоленскую набережную, Киевский метромост и Садовое кольцо. В фильме можно увидеть многие улицы Белокаменной, здания и учреждения, которых в современной Москве уже найти невозможно.
Фильм Т. Лиозновой «Три тополя на Плющихе» снимали в Хамовниках, в доме № 5 на Ростовской набережной.В 6-м Ростовском переулке специально для фильма выстроили декорацию кафе «Три тополя».Картина начинается с великолепной панорамы утреннего города, затем в кадре появляется причал прогулочных корабликов около Парка Горького, на фоне которого видно Фрунзенскую набережную и Крымский мост. Ещё один замечательный утренний пейзаж — площадь Дзержинского (Лубянка). Зритель видит «Детский мир», а на дальнем плане — строительство гостиницы «Интурист» и нового корпуса здания Совета Министров СССР.