Капитанская дочка
экранизация литературных произведений,
историческая драма
1958 год

Киностудия "Мосфильм"

Режиссёр: Владимир Каплуновский

Операторы: Эмиль Гулидов

Сценарий: Николай Коварский

Композитор: Тихон Хренников

Художник: Евгений Куманьков
Награды
Вторая премия на Всесоюзном
кинофестивале
в Киеве художнику фильма
Евгению Куманькову
Диплом III Международного кинофестиваля
в Ванкувере

Первая премия
«Золотой парус»
XII Международного кинофестиваля
в Локарно (Швейцария)
как самому
сенсационному фильму
1959 год
1960 год
1959 год
1960 год
1960 год
Диплом
IV Международного кинофестиваля
в Монреале (Канада)
Диплом
участия МКФ
в Стратфорде
Актёрский состав
Олег Стриженов
Ия Арепина
Вячеслав Шалевич
Алексей Швабрин
Емельян Пугачёв
Мария Миронова
Пётр Гринёв
Заслуженная артистка РСФСР (28.04.1973).
Народная артистка РСФСР (16.07.1985).

В 1952-1954 годах училась в Омском сельскохозяйственном институте.
Окончила Государственный институт театрального искусства (1958).
C 1958 года — актриса Академического театра имени Моссовета.

Мастер дубляжа и озвучивания.
Автор литературно-поэтической программы «Поэтессы серебряного века».
О жизни и творчестве актрисы снят документальный фильм "Валентина Талызина. Моей душе покоя нет..." (режиссёр Андрей Владимиров, Первый канал).

От брака с художником Леонидом Непомнящим дочь - актриса Ксения Хаирова.
Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1985).
Родился 4 марта 1946 года во Владимире. Учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии по классу профессора Г. А. Товстоногова, закончил обучение в 1967 году.
С 1987 по 1991 год был актёром Театра имени А. С. Пушкина («Александринка»). Артист Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»).
Советский и российский актёр театра и кино, народный артист РФ. Участник Великой Отечественной войны. Борис Новиков – актер театра и кино, прославившийся ролями в фильмах «Тихий Дон», «Тени исчезают в полдень», «Белые росы». Звание Народного артиста Российской Федерации Борис Кузьмич Новиков получил в середине 90-х годов.
Советская актриса кино и театра, наставник многих российских и советских звезд.
Родилась 16 июня 1944 года в Махачкале. Окончив школу, девушка с успехом выдержала экзамены в театральное училище имени Щукина, где после окончания обучения поступила в аспирантуру и начала преподавать.
Актриса запомнилась как наставница таких звезд кино, как Светлана Копылова, Сергей Маковецкий, Сергей Жигунов и других. Кроме того, кинематографистка стояла у истоков создания студии «Киноконтакт», а также стала первой в истории актрисой-кандидатом наук.
Пик популярности Яцкиной пришелся на 70–80-е годы прошлого века, однако снималась она вплоть до 2010-х. Среди ее наиболее ярких работ можно назвать «Уроки французского», «Женщины», «Люди и дельфины».
Актриса была замужем за коллегой по творческому цеху Леонидом Головня. Однако брак распался, зато принёс супругам сына.
Скончалась артистка 10 марта 2024 года после продолжительной болезни. Незадолго до смерти Яцкина приняла постриг.
Советский и российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1988). Ветеран Великой Отечественной войны.
Родился в Москве в семье военнослужащего. В июне 1941 года добровольцем ушёл на фронт, воевал на Западном фронте, но уже в ноябре был ранен. После лечения был демобилизован и уехал в Коми АССР, где устроился чертёжником на механический завод.
Затем поступил во ВГИК, в актёрскую мастерскую Василия Ванина. После окончания ВГИКа вошёл в труппу Театра-студии киноактёра. Дебютировал в кино в 1950 году.
Известен по роли Аркадия Аверина из фильма «В добрый час!» (1956). В дальнейшем повторил актёрскую судьбу своего героя из этого фильма — играл эпизодические роли в различных фильмах.
В 1995 году поступил в больницу с сердечным приступом. Скончался 7 сентября 1995 года в Москве.
Снялся в 1 проекте.
Снялся в 1 проекте.
Сергей Лукьянов
Сюжет




В это время мирная жизнь крепости нарушается восстанием под предводительством Пугачёва, который захватывает крепости в Оренбургской степи, дворян казнит, а казаков призывает в своё войско. Белогорская крепость захвачена, родители Маши погибают от рук бунтовщиков. Пугачёв сохраняет жизнь Гринёва, вспомнив о подаренном тулупе, и предлагает ему должность при своем войске. Петр Гринёв отказывается, ссылаясь на долг офицера и дворянина, чем вызывает невольное уважение Пугачёва, который отпускает его.
Гринёв уезжает в Оренбург и воюет против Пугачёва. Однажды он получает письмо от невесты и узнаёт, что Швабрин, ставший новым комендантом крепости, насильно принуждает её к замужеству. Не без помощи Пугачёва Гринёв освобождает Машу. После войны взятый в плен Швабрин клевещет на Гринёва, обвиняя его в пособничестве Пугачёву. Гринёва приговаривают к казни по обвинению в измене присяге и переходе на сторону Пугачева. Всегда послушная Мария Миронова взбунтовалась против обвинения и приговора, твёрдо решив спасти любимого человека. Ей удаётся доказать императрице невиновность своего жениха.
Дворянин Пётр Гринёв, отправляющийся на военную службу в гарнизон, встречается с Емельяном Пугачёвым, который в то время был никому не известным беглым казаком. Во время бурана Пугачёв соглашается проводить Петра с его слугой Савельичем до постоялого двора. За это Гринёв жалует своего проводника заячьим тулупом.
Место службы Гринёва оказывается небольшой пограничной крепостью. Атмосфера, царящая в Белогорской крепости, мало напоминает о военном назначении этого объекта. Гринёв проводит дни в литературных опытах. Постепенно он начинает чувствовать привязанность к дочери коменданта крепости Маше Мироновой. Одновременно с этим Пётр наживает себе врага в лице офицера Алексея Швабрина, который был тоже неравнодушен к капитанской дочери и позволял себе клеветнические высказывания о ней. Пётр получает ранение на дуэли со Швабриным. О поединке становится известно отцу Гринёва. Пётр просит у него благословения на брак с Машей, но получает резкий отказ….
Роман А.С. Пушкина
В 2026 году исполнится 190 лет со дня выхода в свет романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Ко времени издания «Капитанской дочки» Пушкиным были написаны практически все произведения, которые сегодня называют ключевыми в его творчестве. «Капитанская дочка» стала одной из последних, опубликованных при жизни автора.
Став новым историографом при императоре Николае I после смерти Н. М. Карамзина, А. С. Пушкин получил доступ к архивам. Погрузившись в науку, изначально поэт планировал написать о Петре Великом, однако в процессе изучения истории увлёкся фигурой Емельяна Пугачёва. Пушкин ездил на Урал, в Оренбургскую область, где началось крестьянское восстание, чтобы пообщаться с живыми свидетелями тех бурных событий и выслушать их рассказы. За счёт такого серьёзного погружения в историю Пушкин сумел добыть уникальные сведения, послужившие впоследствии базой для повести. Результатом поездки стали документальное произведение «История Пугачёвского бунта» и роман «Капитанская дочка».
Замысел романа складывался беспримерно долго. Первый набросок плана будущего произведения был сделан в конце лета 1832 года. Окончательная редакция «Капитанской дочки» была завершена и переписана 19 октября 1836 года — в день лицейской годовщины. «Капитанская дочка» была опубликована за месяц до гибели Пушкина в издаваемом им журнале «Современник» под видом записок покойного Петра Гринёва.
Несмотря на то, что по объёму книга больше напоминает повесть, «Капитанскую дочку» принято относить к жанру исторического романа. Однако содержание, форма и проблематика «Капитанской дочки» выводят её за пределы этого жанра. «Капитанская дочка» — это и роман-биография дворянина Петра Гринёва, оставившего свои воспоминания, и роман воспитания (становления личности и характера молодого человека), и семейная хроника Гринёвых, и даже роман-притча, так как судьбы героев по-своему обрисовывают смысл эпиграфа к роману: «Береги честь смолоду».
Роман был очень тепло принят как читателями, так и критиками. И те, и другие высоко оценили авторскую ностальгию по утраченной русской идиллии, а также образы смелых служилых людей и преданных им женщин, которые впоследствии стали каноническими. Высоко оценил «Капитанскую дочку» и Виссарион Белинский. Произведение привело в восторг Николая Гоголя, который считал его лучшим романом в русской литературе той поры.
Этот роман — самое популярное произведение Пушкина среди зарубежных читателей, которое переведено более чем на 50 языков. Уже в 1841 году, через пять лет после выхода книги в России, роман был издан в переводе на шведский язык. Интересно, что в переводе «Капитанская дочка» на японский язык называлась «Дневник бабочки, размышляющей о душе цветка» (1883 г.). «Капитанская дочка» — произведение, которое никогда не подвергалось жёсткой цензуре ни при каких политических обстоятельствах.
Титульный лист четвертого тома журнала за 1836 г.,
в котором впервые был опубликован роман «Капитанская дочка».
Произведение А. С. Пушкина посвящено сразу несколькими темам

  • Честь

    Мотивы взросления и чести, перехода от отрочества к взрослению стали одними из ключевых в произведении.

    Понятие чести и нравственные ориентиры движут не только Петром Гринёвым и его наставником, но и семьёй Мироновых, а также второстепенными персонажами - защитниками крепости. В произведении подчёркивается важность сохранять достоинство, держать клятву, быть верным.

  • Нравственный выбор и долг
    Эта сторона повествования связана с предыдущей темой, так как честь становится ориентиром для выбора, стоящего перед героями в сложной ситуации. Здесь можно сопоставить поведения Петра Гринёва и Алексея Швабрина при взятии крепости. Пётр остаётся верен нравственному долгу перед страной и семьёй.
  • Любовь
    Любовь, преданность, самоотверженность раскрываются через историю главных героев. При этом ситуации проявления любви симметричные: сначала Пётр Гринёв спас Марию Миронову, рискуя головой, а потом она дошла до самой императрицы, чтобы спасти любимого и вернуть его доброе имя.
  • Благодарность
    Пётр Гринёв искренне благодарен своим родителям, Мироновым и Савельичу. Это же чувство движет им, когда он отдаёт заячий тулуп Пугачёву за помощь во время бурана.
  • Смелость, сила духа
    Эти качества человека связаны и проявляются в ситуациях, сопряжённых с опасностью. И персонажей-примеров тому достаточно: Пётр и Мария, их родители, Савельич, защитники Белогорской крепости.
  • Нравственность, жизненные ценности
    Писатель превозносит гуманистические ценности: милосердие, миролюбие, доброту, любовь. В «Капитанской дочке» честь, чувство долга и отвага помогают героям победить хитрость и приспособленчество, пережить жестокость.
Экранизация
Советские кинематографисты не однажды обращались к сюжету романа.
В дозвуковой период в 1928 году экранизацию повести «Капитанская дочка» осуществил советский кинорежиссёр Юрий Тарич по сценарию Всеволода Шкловского (другое название – «Гвардии сержант»). Немая картина Юрия Тарича – один из самых ярких и талантливых примеров авангардизма 1920‑х годов. Создавая сценарий, Шкловский решил «подправить» произведение А.С. Пушкина, «революционизировать» классику.
Великолепно снятый фильм с операторской работой мирового уровня заставляет вспомнить об огромном вкладе отечественных кинематографистов в развитие кино как вида искусства. Фильм производства «Совкино» демонстрировал невиданные по тем временам возможности: смена локаций, прекрасные костюмы, эффектные декорации и серьёзная массовка. Причём в армию Пугачёва, как это было в истории, входят представители разных этносов.

В 1958 году режиссёр Владимир Каплуновский приступил к съёмке фильма «Капитанская дочка». Именно его экранизация впервые позволила увидеть то, какими могли быть Пётр Гринёв, юный отрок, и Емельян Пугачёв, восставший казак, объявивший себя императором Петром Фёдоровичем. Успеху фильма способствовал звёздный актёрский состав: Петра Гринёва сыграл очень популярный в то время актёр Олег Стриженов, Емельяна Пугачева — Сергей Лукьянов, Машу Миронову — Ия Арепина, Швабрина — Вячеслав Шалевич. Фильм снимался в период «хрущевской оттепели». В киноверсии 1958 года в центре – образ простого мужика, ставшего по ходу событий «народным царём» с великодушной и своенравной натурой.
Некоторые сцены сокращены авторами фильма, других просто нет. Встреча с императрицей в саду, ставшая для Маши знаменательной в её борьбе за жизнь и честь жениха, в фильме отсутствует – мы видим лишь руку Екатерины, протягивающую Марии помилование для Гринёва.
О сцене казни Пугачёва Пушкин практически ничего не рассказывает (разве что упоминает о том, что Гринёв сразу после своего освобождения стал свидетелем казни самозванца, и тот узнал его в толпе и кивнул ему), но в фильме мы видим сначала, как пленённого Пугачёва в клетке доставляют в столицу вместе с его товарищами, закованными в кандалы, а после – последнее слово Пугачёва, обращенное к народу на площади, и занесённый над ним топор…
Эта экранизация получила высшую премию Золотой парус на XXII МКФ в Локарно (Швейцария), фильм был отмечен дипломами кинофестивалей в Монреале и Ванкувере.
Безусловно, кинокартина не оставляет зрителя равнодушным! Прекрасны актёры, не сыгравшие, а прожившие образы пушкинских героев на экране. Чёрно-белая лента создаёт иллюзию документальности происходящих на экране событий. Этот фильм и по сей день считается лучшей киноинтерпретацией пушкинского произведения.

Через двадцать лет (1978) после премьеры фильма В. Каплуновского в свет вышла новая киноверсия под тем же названием — чёрно-белый телеспектакль, в котором главные роли сыграли Александр Абдулов (Гринёв), Елена Проклова (Маша), Леонид Филатов (Швабрин), Лев Дуров (слуга Гринёва). Сценарий спектакля максимально приближен к тексту повести. Режиссёру удалось воссоздать атмосферу времен Пугачёвского восстания. Музыку к постановке написал великий композитор Альфред Шнитке.

В 2000 году знаменитый режиссёр Александр Прошкин создаёт новую версию «Капитанской дочки». Он включает в сюжет и другое произведение А. С. Пушкина — «Историю Пугачёва». Получилось огромное эпическое полотно — «Русский бунт». Для съёмок фильма под Оренбургом художники-постановщики выстроили Белогорскую крепость в натуральную величину — с домами и церковью, хозяйственными постройками и плацем. Декорации и около 2 тысяч костюмов к фильму «Русский бунт» стали музейной ценностью в буквальном смысле слова. Построенная специально для съёмок картины Белогорская крепость преобразована в «Ландшафтно-этнографический музей жизни оренбургского казачества».
Съёмочная группа долго искала исполнителей ролей юных героев — Петра Гринёва и Марии Мироновой, — пока не обнаружила их в Польше. Петрушу Гринёва играет Матеуш Даменцки, Машу Миронову — Каролина Грушка. К моменту съёмок им было ровно столько лет, как и их героям: 16 — Матеушу, и 17 — Каролине.
А на роль Емельяна Пугачёва пригласили звезду российского кино — Владимира Машкова. Нельзя не упомянуть Сергея Маковецкого, сыгравшего роль Швабрина. Именно эта работа принесла ему приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Кинотавр».

Есть и ещё одна необычная экранизация «Капитанской дочки». Это анимационная лента режиссёра Екатерины Михайловой. Впервые мультфильм был показан в Суздале на 11-м Открытом российском фестивале анимационного кино в 2006 году. 26-минутный мультфильм был удостоен премии «Золотой орел» (2007 г.) в номинации «Лучший анимационный фильм».

Несколько раз роман экранизировали в Италии, Франции, Югославии. Возможно, следующие поколения вновь обратятся к роману «Капитанская дочка», чтобы показать своё видение российской истории, и мы увидим новую экранизацию знаменитого романа А. С. Пушкина. Этот фильм помогает лучше понять исторический контекст и моральные дилеммы, стоявшие перед героями.
Великолепная музыка композитора Тихона Хренникова как нельзя лучше передаёт атмосферу произведения, значимость для героев того или иного момента. Работать с произведениями великого поэта – сложная и ответственная задача для композитора. Важно прочувствовать материал, понять замысел автора, соответствовать ему и, в тоже время, «не заглушать звуками музыку слов».
Впервые Тихон Хренников обратился к творчеству великого поэта в 1931 году, ещё будучи студентом музыкального техникума: написал музыку к песне «Старый муж, грозный муж» из поэмы «Цыганы». Сам он к этой работе относился, как к ученической, вспоминая её с улыбкой. В 1935 году, на предпоследнем курсе Московской консерватории, будущий композитор сочинил музыку к трём стихотворениям Пушкина — «Зимняя дорога», «Я здесь, Инезилья» и «Не пой, красавица, при мне». Песня «Зимняя дорога» понравилась известному певцу Сергею Лемешеву, он включил её в свой репертуар и часто исполнял в концертах.

Музыка в фильме
Для фильма «Капитанская дочка» 1958 года композитором было создано много музыкального материала, который не весь вошёл в картину. Композитор ещё раз вернулся к этому произведению: в 1999 году в Омском Центральном детском музыкальном театре состоялась премьера балета «Капитанская дочка». Позже балет был поставлен в Нижнем Новгороде и Детском музыкальном театре Наталии Сац.
Актеры и роли
Олег Александрович Стриженов — советский и российский актёр театра и кино. Академик Национальной академии мировых искусств и наук России. Народный артист СССР.
Родился 10 августа 1929 года в Благовещенске на Дальнем Востоке в семье военных. Из-за службы отца семья Стриженова часто переезжала. Они жили в Тифлисе, Харькове, Ленинграде. С детства актер занимался спортом, освоил верховную езду. В 1935 году Стриженовы приехали в Москву. В начале Великой Отечественной войны отец и старшие братья Стриженова ушли на войну. Будущему артисту тогда не было и 12 лет, однако он работал наравне со взрослыми: служил в Научно-исследовательском кинофотоинституте помощником механика, участвовал в строительстве Павелецкого вокзала и ремонте железнодорожных путей. За это Стриженов получил медаль «За добрый и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны».
После войны Олег Стриженов поступил на бутафорское отделение Московского театрального художественно-технического колледжа, где буквально влюбился в театр и решил связать свою судьбу с театром.
В колледж Стриженов поступил по совету брата Глеба Стриженова, который ещё в 1930-х начал играть в спектаклях. В 1948 году они вместе подали документы в театральные институты. Глеба Стриженова приняли в Школу-студию МХАТ, а Олега Стриженова — в Театральное училище им. Б.В. Щукина. Олег Стриженов вспоминал: «Я шёл в театральное училище совершенно сознательно с известной целью — стать артистом. Притом с уверенностью, что со временем буду известен. Я фанатично любил театр. Не было ни одного спектакля на московской сцене, которого бы я не видел в те времена» . В период учёбы в «Щуке» ему приходилось играть самые разные роли, а в 1955 году на экраны страны вышел фильм «Овод», главную роль в котором исполнил молодой актёр.
В 1953 году Стриженов окончил театральное училище. По распределению он попал в Государственный русский драматический театр Эстонской ССР в Таллине (сейчас — Русский театр Эстонии). В Таллине Олег Стриженов сыграл один сезон. В 1954 году он переехал в Ленинград и устроился в Театр драмы им. А.С. Пушкина (сейчас — Александринский театр). Ещё через три года актёр вернулся в Москву и стал артистом Театра-студии киноактера. С 1966 по 1976 годы входил в труппу МХАта, хотя на этой сцене начал играть ещё с сезона 1963/1964-х годов.
В 1977 году вернулся и продолжает состояться по настоящее время в труппе Театра-студии киноактёра.
В кино Олег Стриженов начал сниматься ещё во время учёбы в театральном училище. В творчестве артиста более трёх десятков киноролей. К числу его лучших ролей относятся роли в таких кинофильмах, как «Овод» (1955), «Сорок Первый» (1956), «Белые ночи» (1959), «Его звали Роберт» (1968), «Неподсуден» (1969), «Звезда пленительного счастья» (1975). За «утонченность, улыбку, деликатность и талант» иностранные критики называли Стриженова «советским Жераром Филиппом».
В 1980-х Стриженов сыграл ещё в шести фильмах, среди которых «Господин Великий Новгород», «Юность Петра». За роль полковника Данилина в картине «Приступить к ликвидации» актёр получил награду от Министерства внутренних дел СССР.
В 1990-х Стриженов занялся живописью, написал книгу воспоминаний «Исповедь». В 1999 году от Гильдии актёров кино России он получил награду за «выдающийся вклад в профессию» .
В 2000-х у актёра появились новые роли. Стриженов снялся в фильме «Вместо меня» режиссёра Владимира Басова-младшего и сыграл главную роль в фильме Валерии Коноваловой «Пять звёзд».
В 2019 году Олег Стриженов отпраздновал свой 90-летний юбилей в кругу семьи. В наши дни актёр не снимается в кино, живёт уединённо и с прессой не общается.
Дочь Наталья - актриса, сын Александр - актёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер.
Врождённое обаяние, возвышенность, умение существовать в предложенных обстоятельствах, присущие Олегу Стриженову, мало кого оставляют равнодушным. На счету актера множество главных ролей в успешных советских картинах, ведь имея природное чутье и лидерские качества, он всегда привык быть первым и лучшим. Даже сейчас поклонники уверены, что равного ему в советском кино было не найти.
Олег Стриженов - Петр Гринeв
Ия Алексеевна Арепина — советская и российская актриса театра и кино. Звезда советского кино 1950-1960-х годов, одна из самых красивых женщин того времени, имени которой в начале ХХI века уже никто не помнит.
Ия Арепина родилась в многодетной крестьянской семье в Мордовии в 1930 году. Её детство было трудным и голодным: во время войны им приходилось питаться травой и лепёшками из картофельных очистков. Но даже в тяжёлые военные времена Ия мечтала о том, как станет киноактрисой и покорит сердца миллионов зрителей. Поэтому после школы она, не раздумывая, отправилась поступать в театральный институт.
На вступительных экзаменах во ВГИКе наивная провинциалка произвела настоящий фурор: толстые шерстяные носки, вязаная кофта, подпоясанная широким поясом, жирно подведённые чёрные брови. Один из членов приёмной комиссии не удержался и спросил, откуда у натуральной блондинки такие брови. Ия чуть не расплакалась: «Ну и что, у всех есть брови, а мне что, нельзя?». Преподаватели покатывались со смеху, но в институт девушку всё же приняли. Во ВГИКе её называли «непосредственность номер один». Над провинциалкой потешались все однокурсники.
«Я целый километр от института до общежития топала пешком, – вспоминала Ия Алексеевна, – не зная, что можно доехать на трамвае, а по дороге жевала батон, который называла «большая булка». Тем не менее ещё во время учёбы Арепина начала сниматься в кино, правда, это были роли второго плана.
Настоящий успех пришёл к актрисе, когда она сыграла главную роль в фильме «Капитанская дочка» (1958). До последних дней Ия Арепина гордилась тем, что стала единственной русской «капитанской дочкой». Она сыграла больше 20 ролей в кино, но у зрителей её имя ассоциировалось только с Машей Мироновой. По словам её партнера по съёмочной площадке Олега Стриженова, после «Капитанской дочки» в Ию Арепину «была влюблена вся Россия».
На рубеже 1950-1960-х годов Ия Арепина была востребованной и очень популярной актрисой. А в середине 1960-х она неожиданно исчезла с экранов. Одной из последних работ актрисы стала эпизодическая роль в фильме Шукшина «Калина красная», где она сыграла сестру главного героя.
В личной жизни Ия Арепина тоже пережила немало потрясений. Причиной неудач в личной жизни актриса считала то, что всегда была максималисткой и хотела, чтобы в отношениях была полная отдача.
В 1991 и 1992 годах актриса перенесла два инфаркта подряд, затем заболела астмой. Следующий сердечный приступ случился в 2003 году, и его она уже не смогла пережить. Похоронена в Москве на Николо-Архангельском кладбище.
Ия Арепина - Маша Миронова
Вячеслав Анатольевич Шалевич — советский и российский актёр, театральный режиссёр; народный артист РСФСР (1979), лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Родился 27 мая 1934 года в Москве. Детство прожил с матерью в районе Театра имени Е. Вахтангова. Когда будущему актёру исполнилось семь лет, началась Великая Отечественная война. Мать эвакуировали на Урал, а мальчик попал в детский дом в Саратове.
В 1958 году окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина и был принят в труппу Театра имени Е. Вахтангова.
Первой киноработой в творческой биографии Шалевича стал персонаж Алексея Швабрина из экранизации «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. На съёмки Вячеслав Анатольевич попал ещё будучи студентом последнего курса. Лента была хорошо принята зрителями и принесла известность актёру-дебютанту.
Вячеслав Шалевич - Швабрин
В фильмографии Вячеслава Анатольевича много картин на военную тематику. Самым известным стал телесериал «Семнадцать мгновений весны», где Шалевич сыграл главу ЦРУ США Аллена Даллеса. За актёрскую карьеру Шалевич дважды сыграл советских политических деятелей — в автобиографической ленте «Брежнев» перевоплотился в Алексея Косыгина, а в историческом сериале «Дело гастронома № 1» исполнил роль Леонида Брежнева.
С 1998 по 2011год возглавлял Московский драматический театр имени Рубена Симонова, одновременно играя роли в Театре имени Вахтангова.
Всего за долгие годы творческой деятельности актёр сыграл более 70 ролей в фильмах и телесериалах.
Актёр скончался 21 декабря 2016 года на 83-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Сергей Владимирович Лукьянов — советский актёр театра и кино; народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий второй степени.
Будущий актёр родился ещё во времена Российской империи, в 1910 году, в небольшом селе Нижнем Екатеринославской губернии. Родители мальчика были мелкими дворянами, но он их почти не помнил, так как ещё в раннем детстве оказался в приюте. Оттуда его забрали в многодетную шахтёрскую семью. От биологической матери Лукьянов унаследовал любовь к сцене, но долгое время даже не задумывался о том, чтобы пойти по творческому пути.
Учился в школе, затем окончил горнорудное училище и стал работать на шахте. Занимался в кружке театральной самодеятельности. Выступая на импровизированной сцене, Сергей понял, что актёрское ремесло — его призвание. В том же 1929-м Лукьянов поступил на учёбу в студию при Харьковском театре имени Тараса Шевченко. Молодой человек проучился там два года, параллельно играя на сцене местного Краснозаводского театра.
Сергей Лукьянов - Емельян Пугачев
Биография актёра Сергея Лукьянова — пример того, что если человеку суждено заниматься творчеством, то судьба направит его на этот путь. Он оказался на сцене случайно, ведь не мечтал стать актёром с детства и не воспитывался в творческой семье. Но талант исполнителя быстро покорил публику, что позволило ему реализоваться как на сцене театра, так и в кино. Спустя годы с именем знаменитости ассоциируются фильмы, которые пересматриваются любителями советского кино по несколько раз.
В начале 1940-х артиста приняли в труппу Театра имени Евгения Вахтангова. Сергей играл там 13 лет, затем перешёл в Академический театр имени Владимира Маяковского. Оттуда уже знаменитого актёра пригласили во МХАТ.В 1963 году Лукьянов вновь влился в труппу Вахтанговского театра, в котором служил до самой смерти.
В кино актёр дебютировал намного позже, чем на сцене. Первая лента «Поединок» с его участием появилась на экранах только в 1945 году, зато Лукьянов сразу предстал перед зрителями в главной роли. Но зрительская любовь и слава пришли к исполнителю только в 1950-м. Тогда на экраны вышла музыкальная лента «Кубанские казаки». Актёр гармонично вжился в образ, за что был второй раз удостоен Сталинской премии. Очередная грань таланта знаменитости раскрылась, когда на суд зрителей была представлена картина Иосифа Хейфица «Большая семья» по роману Всеволода Кочетова. Сергей Владимирович впечатлил критиков и зрителей, когда убедительно перевоплотился в главу семейства Матвея Журбина — почти 80-летнего старика, хотя самому ему было всего 43 года. Сотрудничество с режиссёром продолжилось на съёмочной площадке ленты «Дело Румянцева». В дальнейшем фильмография исполнителя пополнилась такими проектами, как «Капитанская дочка» и «Фома Гордеев». В 1964 году артист появился в своём последнем фильме «Они шли на Восток».
В последние годы Сергей Лукьянов страдал от проблем с сердцем. Однажды во время очередного собрания в театре Вахтангова у артиста случился инфаркт, который стал причиной его смерти. Это случилось в марте 1965 года. Любимец публики всего несколько месяцев не дожил до юбилея — 55 лет. Похоронен он на Новодевичьем кладбище.
Ирина ЗарубинаВасилиса Егоровна
Ирина Петровна Зарубина — советская актриса театра и кино. Народная артистка Таджикской ССР (1944), Народная артистка РСФСР (1951).
Ещё будучи актрисой театра Пролеткульта, Зарубина впервые сыграла в кино. Но слава к молодому актрисе пришла сразу после исполнения роли Варвары в фильме «Гроза». После этого были роли в фильмах: «Золотые огни» (1934), «Подруги» (1935), «Пётр I» (1937), «Враги» (1938), «Василиса Прекрасная» (1939), «Безумный день» (1956), «Разные судьбы» (1956), «Деревенский детектив» (1968) и др.
Галерея женских образов – лирических, поэтических, ярко комедийных, созданных Ириной Зарубиной, велика. Среди них особо стоит работа Зарубиной в экранизации «Капитанской дочки» (1958), где она сыграла роль комендантши Белогорской крепости Василисы Егоровны. Зарубина очень точно и безукоризненно попала в этот образ. В личном фонде актрисы сохранилась телеграмма режиссёра Владимира Павловича Каплуновского, в которой он телеграфировал актрисе: «...проба понравилась, единственный вы кандидат». Действительно, трудно было представить кого-либо в этой роли, кроме Ирины Петровны, «…настолько точно и безукоризненно было её попадание в этот образ».
К сожалению, эту талантливую актрису нечасто приглашали в кино, а если и приглашали, то не всегда утверждали на роль. Об этом можно судить из альбомов кинопроб, хранящихся в фонде киностудии «Ленфильм». Ленинградцы, петербуржцы знают и помнят Ирину Петровну, как актрису Ленинградского театра комедии, в котором она прослужила более 40 лет и сыграла огромное количество ролей.
Умерла 20 мая 1976 года. Похоронена на Комаровском кладбище Санкт-Петербурга. Могила является памятником культурно-исторического наследия.
Роли второго плана в фильме играют такие великолепные актёры, как Владимир Дорофеев, Ирина Зарубина и Анатолий Шишков, а в эпизодах блистают Георгий Милляр, Варвара Мясникова и Юрий Катин-Ярцев.
Владимир Дорофеевкапитан Иван Кузьмич Миронов
Владимир Андреевич Дорофеев — советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1954). Лауреат двух Сталинских премий третьей степени (1950 , 1951).
В известном жанре Дорофеев дебютировал ещё в 1936 году, в эпизодической роли в фильме «Последняя ночь», а к началу Великой Отечественной войны успел сняться в ряде известных фильмов. В 1947-1949 годах актёр работал по договорам на киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм», «Беларусьфильм».
В своей кинокарьере актёр сыграл роль деда Щукаря: в экранизации «Поднятой целины» 1939 года и двадцатью годами позже, в экранизации 1959-го.
В 1949 году актёр вернулся в театр и до 1964-го выступал на сцене Московского театра сатиры .
Скончался 2 июля 1974 года. Похоронен на Введенском кладбище.
Анатолий Шишков Савельич
Анатолий Григорьевич Шишко́в (1900-1982) — советский актёр и режиссёр, заслуженный артист РСФСР. В 1928 актер театра им. МГСПС (ныне им. Моссовета). В 1941-1945 — актёр фронтовой бригады и 1-го фронтового театра ВТО. Актёр МХАТа (1945–1960).
С кино Анатолий Григорьевич соприкоснулся дважды. В фильме «Капитанская дочка» довольно точно и достоверно воплотил образ заботливого сердобольного старика. Второе эпизодическое появление Шишкова на экране состоялось в фильме С. Герасимова «Люди и звери».
Параллельно с актёрской работой А. Шишков занялся педагогической деятельностью, которая впоследствии стала его основным призванием. Преподавать во ВГИКе с 1946 по 1974 годы. Умер 15 февраля 1982 года. Похоронен в Москве на Рогожском кладбище.
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru
  • kulturologia.ru