Советские кинематографисты не однажды обращались к сюжету романа.
В дозвуковой период в 1928 году экранизацию повести «Капитанская дочка» осуществил советский кинорежиссёр Юрий Тарич по сценарию Всеволода Шкловского (другое название – «Гвардии сержант»). Немая картина Юрия Тарича – один из самых ярких и талантливых примеров авангардизма 1920‑х годов. Создавая сценарий, Шкловский решил «подправить» произведение А.С. Пушкина, «революционизировать» классику.
Великолепно снятый фильм с операторской работой мирового уровня заставляет вспомнить об огромном вкладе отечественных кинематографистов в развитие кино как вида искусства. Фильм производства «Совкино» демонстрировал невиданные по тем временам возможности: смена локаций, прекрасные костюмы, эффектные декорации и серьёзная массовка. Причём в армию Пугачёва, как это было в истории, входят представители разных этносов.
В 1958 году режиссёр Владимир Каплуновский приступил к съёмке фильма «Капитанская дочка». Именно его экранизация впервые позволила увидеть то, какими могли быть Пётр Гринёв, юный отрок, и Емельян Пугачёв, восставший казак, объявивший себя императором Петром Фёдоровичем. Успеху фильма способствовал звёздный актёрский состав: Петра Гринёва сыграл очень популярный в то время актёр Олег Стриженов, Емельяна Пугачева — Сергей Лукьянов, Машу Миронову — Ия Арепина, Швабрина — Вячеслав Шалевич. Фильм снимался в период «хрущевской оттепели». В киноверсии 1958 года в центре – образ простого мужика, ставшего по ходу событий «народным царём» с великодушной и своенравной натурой.
Некоторые сцены сокращены авторами фильма, других просто нет. Встреча с императрицей в саду, ставшая для Маши знаменательной в её борьбе за жизнь и честь жениха, в фильме отсутствует – мы видим лишь руку Екатерины, протягивающую Марии помилование для Гринёва.
О сцене казни Пугачёва Пушкин практически ничего не рассказывает (разве что упоминает о том, что Гринёв сразу после своего освобождения стал свидетелем казни самозванца, и тот узнал его в толпе и кивнул ему), но в фильме мы видим сначала, как пленённого Пугачёва в клетке доставляют в столицу вместе с его товарищами, закованными в кандалы, а после – последнее слово Пугачёва, обращенное к народу на площади, и занесённый над ним топор…
Эта экранизация получила высшую премию Золотой парус на XXII МКФ в Локарно (Швейцария), фильм был отмечен дипломами кинофестивалей в Монреале и Ванкувере.
Безусловно, кинокартина не оставляет зрителя равнодушным! Прекрасны актёры, не сыгравшие, а прожившие образы пушкинских героев на экране. Чёрно-белая лента создаёт иллюзию документальности происходящих на экране событий. Этот фильм и по сей день считается лучшей киноинтерпретацией пушкинского произведения.
Через двадцать лет (1978) после премьеры фильма В. Каплуновского в свет вышла новая киноверсия под тем же названием — чёрно-белый телеспектакль, в котором главные роли сыграли Александр Абдулов (Гринёв), Елена Проклова (Маша), Леонид Филатов (Швабрин), Лев Дуров (слуга Гринёва). Сценарий спектакля максимально приближен к тексту повести. Режиссёру удалось воссоздать атмосферу времен Пугачёвского восстания. Музыку к постановке написал великий композитор Альфред Шнитке.
В 2000 году знаменитый режиссёр Александр Прошкин создаёт новую версию «Капитанской дочки». Он включает в сюжет и другое произведение А. С. Пушкина — «Историю Пугачёва». Получилось огромное эпическое полотно — «Русский бунт». Для съёмок фильма под Оренбургом художники-постановщики выстроили Белогорскую крепость в натуральную величину — с домами и церковью, хозяйственными постройками и плацем. Декорации и около 2 тысяч костюмов к фильму «Русский бунт» стали музейной ценностью в буквальном смысле слова. Построенная специально для съёмок картины Белогорская крепость преобразована в «Ландшафтно-этнографический музей жизни оренбургского казачества».
Съёмочная группа долго искала исполнителей ролей юных героев — Петра Гринёва и Марии Мироновой, — пока не обнаружила их в Польше. Петрушу Гринёва играет Матеуш Даменцки, Машу Миронову — Каролина Грушка. К моменту съёмок им было ровно столько лет, как и их героям: 16 — Матеушу, и 17 — Каролине.
А на роль Емельяна Пугачёва пригласили звезду российского кино — Владимира Машкова. Нельзя не упомянуть Сергея Маковецкого, сыгравшего роль Швабрина. Именно эта работа принесла ему приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Кинотавр».
Есть и ещё одна необычная экранизация «Капитанской дочки». Это анимационная лента режиссёра Екатерины Михайловой. Впервые мультфильм был показан в Суздале на 11-м Открытом российском фестивале анимационного кино в 2006 году. 26-минутный мультфильм был удостоен премии «Золотой орел» (2007 г.) в номинации «Лучший анимационный фильм».
Несколько раз роман экранизировали в Италии, Франции, Югославии. Возможно, следующие поколения вновь обратятся к роману «Капитанская дочка», чтобы показать своё видение российской истории, и мы увидим новую экранизацию знаменитого романа А. С. Пушкина. Этот фильм помогает лучше понять исторический контекст и моральные дилеммы, стоявшие перед героями.