ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ
Комедия, фантастика
1973 год
Киностудия "Мосфильм"
Режиссёр: Леонид Гайдай
Операторы: Сергей Полуянов, Виталий Абрамов
Сценарий: Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, Михаил Булгаков
Композитор: Александр Зацепин

Актёрский состав
инженер-изобретатель Шурик
(Александр Сергеевич Тимофеев)
управдом Иван Васильевич Бунша /
царь Иван Васильевич Грозный
Александр Демьяненко
Юрий Яковлев
Леонид Куравлев
Жорж Милославский,
квартирный вор-рецидивист
Ульяна Андреевна, жена Бунши
Наталья Белогорцева-Крачковская
киноактриса Зина, жена Шурика
(Зинаида Михайловна Тимофеева),
Наталья Селезнёва
Феофан, дьяк посольского приказа
Савелий Крамаров
Юрий Васильевич Яковлев родился 25 апреля 1928 года в Москве. Будущий актёр работал, учился в вечерней школе, увлекался дипломатией и иностранными языками, собираясь поступать в МГИМО. Однако в 1948 году решил подать документы во ВГИК. Приёмная комиссия сочла внешность абитуриента «некиногеничной». Тогда Яковлев поступил в Щукинское училище, которое окончил в 1952 году. После училища сразу же поступил на службу в Театр Вахтангова.
В 1953 году дебютировал в советско-албанском историческом фильме «Великий воин Албании Скандербег»
Первая крупная роль — князь Мышкин в фильме «Идиот» Ивана Пырьева.
Огромную популярность Яковлеву принесли комедийные роли — в основном, Иван Грозный/управдом Иван Бунша в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая и Ипполит в киноленте «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Эльдара Рязанова.
Актёр также читал закадровый текст ко многим отечественным фильмам, дублировал зарубежные фильмы, озвучивал мультфильмы.
В последние годы актёр не снимался в кино.
Скончался 30 ноября 2013 года на 86 году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Леонид Куравлёв родился 8 октября 1936 года в Москве. В 1955 году он успешно сдал экзамены и стал студентом ВГИКа, который окончил в 1960 году.
В кино дебютировал студентом в фильмах «Сегодня увольнения не будет…», «Из Лебяжьего сообщают», «Мичман Панин».
Сотрудничество с режиссёром Леонидом Гайдаем в 1970-1980-х годах принесло Куравлёву всесоюзную известность. Среди лучших комедийных ролей актёра – его участие в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть» «Золотой телёнок», «Афоня». Любимая роль Куравлёва – шофёр Пашка Колокольников в фильме «Живёт такой парень», где актёр сыграл первую в своей жизни главную роль.
Леонид Куравлёв часто снимался и в драматических, и классических ролях многих знаковых фильмов советского времени. Например, «Семнадцать мгновений весны». В 2006 году Леонид Куравлёв был удостоен ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество», а в 2012 году награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Среди коллег Леонид Вячеславович давно прослыл закрытым человеком. После смерти жены актёр ведёт затворнический образ жизни и окончательно ушёл из искусства на пенсию.
Савелий Крамаров родился 13 октября 1934 года в Москве. Окончив школу, поступал в театральный институт, но не был принят из-за «некрасивой внешности». Савелий начал заниматься в театральной школе, рассылал свои резюме киностудиям. Успех пришёл к артисту после фильма «Неуловимые мстители». К 1970 году Крамаров стал одним из самых известных комедийных актёров страны, поступил в ГИТИС и непрерывно снимался в фильмах. Актёр сыграл в фильмах «Город мастеров», «Трембита», «Двенадцать стульев», «Джентльмены удачи», «Большая перемена», «Эта весёлая планета», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Мама» и других. Крамаров стал настоящей звездой советского кино.
В 1981 году Савелий Крамаров уехал в США, вступил в Гильдию киноактёров США. Актёр снимался в фильмах «Москва на Гудзоне», «Вооружён и опасен», «Красная жара» и других. В 1992 году актёр приехал в Россию как почётный гость кинофестиваля «Кинотавр». Второй раз в Россию он приезжал за год до смерти, в 1994 году. Скончался 6 июня 1995 года. Похоронен на мемориальном кладбище «Холмы Вечности» близ Сан-Франциско.
Наталья Селезнёва родилась 19 июня 1945 года в Москве. В 1953 году писательница Агния Барто настояла на том, чтобы именно Наталья играла в экранизации её книги «Алеша Птицын вырабатывает характер» (в титрах — Наташа Полинковская).
В 1961 году Селезнёва успешно прошла вступительные экзамены в театральное училище имени Щукина.
Успех пришёл в 1965 году с выходом фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
К числу выдающихся лент с её участием можно отнести и фильмы «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «По улице комод водили», «Берегите мужчин», «Я Вас любил…», «Приключения жёлтого чемоданчика», «Тема» и другие. Популярностью актриса обязана ещё и телевизионному «Кабачку «13 стульев», где она сыграла роль пани Катарины.
В 1996 году удостоена звания Народной артистки Российской Федерации. Наталья Селезнёва - заслуженный деятель культуры Польши.
В настоящее время Наталья Игоревна продолжает блистать на сцене Театра сатиры и сниматься в кино.
Наталья Крачковская родилась 24 ноября 1938 года в Москве в актёрской семье. Девичья фамилия - Белогорцева, одно время носила фамилию Белогорцева-Крачковская.
После окончания школы поступила во ВГИК и начала учиться, но попала под машину и временно потеряла зрение. Врачи запретили ей учиться. Но Наталья всё же начала сниматься.
За более чем 50 лет кинокарьеры Крачковская снялась в 90 с лишним фильмах. Наиболее известные картины с её участием — «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Эта весёлая планета» и «Не может быть!».
80-е годы - самые счастливые в карьере актрисы: гастроли, съёмки. Да и в 90-е годы, когда кинематограф переживал тяжёлое время, Крачковская не осталась без работы. Она снималась в фильмах Аллы Суриковой, Леонида Гайдая, Михаила Кокшенова. Играла в антрепризных спектаклях.
Актриса умерла в 2016 году, похоронена на Троекуровском кладбище.
Александр Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске (ныне – Екатеринбург). Окончив школу, приехал в Москву учиться на актёра. По окончании ГИТИСа играл на сцене театра имени Маяковского, а потом переехал в Ленинград, где жил и работал до конца своих дней.
В кино актёр дебютировал в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер». Актёр семь лет играл в кино честных и справедливых героев в фильмах, которые принесли ему некоторую известность в стране.
После комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Александр Демьяненко стал комедийным актёром. Все три фильма Гайдая с участием Демьяненко — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию» — вошли в «золотой фонд» советского комедийного кино.
Демьяненко выступал в самых неожиданных образах и даже играл моноспектакли. Актёр много работал в театре, озвучивал анимационные фильмы, был одним из ведущих актёров дубляжа.
Скончался 22 августа 1999 года. Похоронен в Санкт-Петербурге..
шведский посол
Сергей Филиппов
зубной врач Антон Семёнович Шпак,
сосед Шурика
Владимир Этуш
кинорежиссёр Карп Савельевич Якин
Михаил Пуговкин
Михаил Пуговкин родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки Ярославской области. После окончания школы увлёкся театром. В 1940 году его пригласили в труппу Московского театра драмы. В 1941 году состоялся дебют актёра в картине «Дело Артамоновых».
Началась Великая Отечественная война, и Пуговкин ушёл добровольцем в ополчение.
В августе 1942 года был тяжело ранен и комиссован. Вскоре актёр вернулся на сцену. В 1944 году поступил в Школу-студию при МХАТ, а в 1947 году окончил её.
В 1950-е годы артист много снимался, «звёздными» для него стали роли в фильмах «Солдат Иван Бровкин» и «Дело «пёстрых».
Наиболее яркие острохарактерные комедийные роли актёр сыграл в фильмах: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото-82», сказках Александра Роу.
Снимался актёр и в киножурналах «Фитиль» и «Ералаш».
Умер Михаил Пуговкин 25 июля 2008 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
В 1997 году именем Михаила Пуговкина названа одна из малых планет Солнечной системы.
Владимир Этуш родился 6 мая 1922 года в Москве. В 1940 году был зачислен вольнослушателем в Театральное училище имени Бориса Щукина.
В июне 1941 года Владимир Этуш добровольцем ушёл на фронт. В 1943 году под Запорожьем тяжело ранен и был комиссован. В 1944 году вернулся на 4-й курс Театрального училища. В 1945 году был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова. С 1976 года профессор, а с 1987 года – ректор Театрального училища имени Бориса Щукина.

В фильмографии народного артиста картины: «Кавказская пленница», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Председатель», «Старая, старая сказка», «Миссия в Кабуле», «Тень», «Цирк зажигает огни», «31 июня», «Приключения Буратино», «Классик», «Три мушкетёра» и другие.
Владимир Абрамович Этуш — полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат Вахтанговской премии «Человек театра», имеет множество наград и званий за вклад в развитие отечественной культуры и за высочайшее актёрское мастерство.
Владимир Абрамович Этуш ушёл из жизни 9 марта 2019 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сергей Николаевич Филиппов родился в 1912 году в Саратове. В школе учился очень плохо, прослыл хулиганом и был отчислен.
Сергей Филиппов начал сниматься в кино в 1937 году. Дебютировал в фильме «Падение Кимас-озера».
За недолгое экранное время актёр умел создать незабываемых гротескных персонажей: «Карнавальная ночь» (лектор), «Укротительница тигров» (Казимир Алмазов), «Иван Васильевич меняет профессию» (шведский посол), «Собачье сердце» (богатый старик-клиент профессора Преображенского), «Музыкальная история» (начальник клуба).
Филиппов во всех фильмах исполнял опасные трюки самостоятельно без дублёров. Он был мастером как больших и сложных ролей, так и эпизодов.
В 1965 году Филиппову удалили опухоль мозга, но он продолжал сниматься. После фильма «12 стульев», в котором актёр сыграл Кису Воробьянинова, Филиппов уже не мог свободно ходить по улице - прохожие его узнавали, просили автограф.
Скончался актёр 19 апреля 1990 года. Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга.
В Пятигорске и Чебоксарах стоят памятники Сергею Филиппову в роли Кисы Воробьянинова.
Предисловие

"Это я удачно зашёл", "Не приставай к царю!",

"Вот что крест животворящий делает!",

"Всё, что нажил непосильным трудом, всё погибло!",

"Паки, паки... Иже херувимы!"…

Эти и другие фразы давно вошли в золотой фонд цитат из отечественного кино. Но о том, что придумали их не авторы фильма «Иван Васильевич меняет профессию», знают не все. Пьесы Михаила Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич» стали основой знаменитой киноленты.
Комедия «Блаженство» – это история о том, как инженер по имени Евгений Рейн создаёт машину времени. Сначала Рейн переносит в Москву 1930-х Ивана Грозного, а затем сам попадает в Москву XXII века, именуемую «Блаженством». Причём компанию ему составляют секретарь домоуправления Святослав Бунша-Корецкий и вор-домушник Юрий Милославский. Завязка истории в «Блаженстве» близка к той, которую мы знаем по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». В пьесе много забавных фраз, несущих на себе отпечаток времени.
Булгаков переписывал «Блаженство» несколько раз, пьеса так и не появилась на театральной сцене. Спустя год на её основе была написана другая – «Иван Васильевич». В ней действуют все знакомые нам лица – от инженера Тимофеева, которого здесь зовут не Шурик, а Кока – то есть Николай, до режиссёра Якина и Марфы Васильевны. Действие «Ивана Васильевича» происходит всё в тех же 1930-х годах. Никакого светлого будущего в ней нет – только настоящее и времена Ивана Грозного, как и в фильме Гайдая.
Пьеса «Иван Васильевич» так и не была поставлена при жизни Булгакова – несмотря на хэппи-энд и более яркий мотив сна в финале. Об экранизации произведения Булгакова Леонид Гайдай думал ещё в 1960-е годы, но тогда его планы не осуществились. В начале 1970-х он снова вернулся к этой идее после того, как увидел постановку булгаковской пьесы «Иван Васильевич» на сцене Театра киноактёра.
Сценарий писали у режиссёра дома – сценарист Владлен Бахнов оказался соседом Гайдая по площадке. Все эпизоды, которые цензуре могли показаться сомнительными, изначально старались убирать. В сценарии Леонида Гайдая и писателя Владлена Бахнова история стала более музыкальной, жулик Милославский – более привлекательным, а придуманные сценаристами гэги не помешали бережно сохранить лучшие булгаковские словечки, органично вплетённые в современный контекст.
Когда завершились съёмки, после окончательного монтажа режиссёр показал черновой вариант картины дирекции «Мосфильма». И случилось то, чего он так опасался: многие эпизоды настоятельно порекомендовали вырезать, особенно те, в которых встречались двусмысленные фразы.
Спустя месяц фильм ещё раз показали в урезанном и «причёсанном» варианте, и на этот раз чиновники дали добро. В 1973 году «Иван Васильевич…» стал лидером советского кинопроката. И в наши дни гениальная комедия остаётся популярной и не теряет своей актуальности.
Фильм-праздник, фильм-фейерверк,
фильм-антидепрессант
Действие фильма "Иван Васильевич меняет профессию" начинается в Москве в начале 1970-х годов.
Фильм рассказывает об инженере-изобретателе Александре Тимофееве, создавшем машину времени, которая открывает двери в XVI век — во времена Ивана Грозного. В результате чего царь оказывается в советской Москве, а его тёзка — управдом Иван Бунша вместе с квартирным вором-рецидивистом Жоржем Милославским — в палатах царя.

Александру Тимофееву пригрезился странный цветной сон (возможно, какой-то исторический фильм, показанный по телевизору, что-то подсказал его воображению). Будто ловил он чёрную кошку по квартире и устроил короткое замыкание во всём многоквартирном доме. Затем Шурик увидел, как он решил рискнуть и увеличить напряжение в своей машине времени. И вдруг стали происходить чудеса: после взрыва не только «растворилась» стена в соседнюю квартиру Шпака, но и открылся коридор в XVI век — прямо в палаты царя Ивана Грозного.

В это же время в квартиру Шпака незаконно проник домушник Жора Милославский (Леонид Куравлёв), а к Шурику с претензиями от имени жильцов ворвался управдом Бунша (Юрий Яковлев). И так случилось, что в общей кутерьме Милославский и Бунша отправились в прошлое, а царь Иван Грозный (Юрий Яковлев) оказался в современной Москве. Суеты добавил ещё и уход от Шурика его любимой жены Зины (Наталья Селезнёва) к кинорежиссёру Якину (Михаил Пуговкин).
«Чёрные перчатки»
Существует усечённая короткометражная версия фильма под названием «Чёрные перчатки», стилизованная под немое кино. Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм плёнкой, и в советское время её можно было купить для домашнего просмотра.
Главным героем этого 12-минутного фильма становится Жорж Милославский, «чёрные перчатки» которого появляются в кадре накануне очередного совершаемого им преступления.
В короткометражную версию вошли фрагменты, вырезанные из театральной версии фильма, в том числе дубли не попавшие в театральную версию. Финальная сцена с Милославским — герой, переодевшись в санитара, помогает довести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи». Милиция начинает преследовать его и на этом сюжетная линия с персонажем в полнометражном фильме заканчивается, поэтому зрителю его дальнейшая судьба неизвестна.
В короткометражной ленте финальная сцена есть. Жорж плывёт на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек. Когда же транспорт выплывает из-под тёмного моста, по бокам от Жоржа сидят уже два милиционера.
Кинопробы
Первый вариант сценария Гайдай писал под Юрия Никулина, который, прочитав его, наотрез отказался сниматься. По официальной версии, Никулина не отпустил на съёмки «Союзгосцирк», по другой — он сам отказался от роли, решив, что фильм всё равно не выпустят в прокат из-за цензуры. После отказа Никулина на роль царя/управдома пробовались восемь актёров. Худсовет "зарубил" кандидатуру Евгения Евстигнеева, так как пробы известного актёра не понравились чиновникам. Георгия Вицина не взяли, потому что он ассоциировался со знаменитой троицей комических антигероев. А актёр Евгений Лебедев, по мнению режиссёра, был прекрасным царём, но неубедителен как управдом. После долгих поисков на главную роль взяли Яковлева, который на первых же кинопробах смог блестяще "раздвоиться" на величественного царя и жалкого Буншу.
С утверждением Яковлева на обе роли возникла проблема с исполнителем роли Жоржа Милославского. По задумке режиссёра, играть его должен был Андрей Миронов, но у Юрия Яковлева дуэт с ним не сложился. Худсовет решил, что актёр на фоне Яковлева смотрится слишком уж "артистичным и излишне утонченным". Кто знает, если бы звёзды расположились иначе, в роли проходимца Милославского мы могли увидеть Вячеслава Невинного, или Георгия Буркова, или Сергея Никоненко, или Георгия Юматова… Все они пробовались, но выбор пал на Леонида Куравлёва.


На роль Зины, жены Тимофеева, пробовались три знаменитые актрисы, три Натальи — Гвоздикова, Гундарева, Селезнёва. Худсовет боялся, что за последней слишком укрепился образ "хорошей девочки Лиды" из "Операции "Ы", но Гайдай настоял, и утвердили именно Селезнёву.
Гундаревой ещё предложили попробоваться на царицу Марфу Васильевну, но в итоге и на эту роль тоже не утвердили.

Сергей Филиппов Гайдая боготворил. Именно этот режиссёр подарил комику единственную в его жизни большую роль – Кисы Воробьянинова. Гайдай звал его во все свои фильмы. Для речи посла Леонид Иович сам писал смешной и нелепый текст.
С утверждением Пуговкина на роль Якина возникли проблемы – протестовали известные режиссёры. Как так? Пуговкин, играющий дураков, и вдруг – режиссёр?! На худсовете за актёра заступился Г. Чухрай: «Товарищи режиссёры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются…»
Игру Нины Масловой посчитали "более выразительной". Одновременно актриса играла Коровянскую в фильме «Большая перемена». Съёмки двух картин пересеклись интересным образом: декорации лестничной площадки в доме Шурика и Шпака использовал и режиссёр А. Коренев в «Большой перемене».
Идея отождествления инженера Тимофеева с Шуриком не была очевидной и возникла не сразу. На роль, например, претендовал Олег Видов, но Гайдай решил снимать Александра Демьяненко. В честь него персонаж, звавшийся у Булгакова Николаем Ивановичем, был переименован в Александра Сергеевича (Шурика).
Съёмки
Немаловажную роль в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» сыграли не только актёры, но и места съёмок.

Съёмки фильма начались в мае 1972 года. Внимательный зритель заметит, что не только «царь ненастоящий», но и Кремль не тот. Путешественники перенеслись не только во времени, но и в пространстве — и значительно! Внешние сцены (погоня за демонами, отправление войска на войну, палаты Ивана Грозного) снимались в Ростовском кремле, а не Московском. Здесь же колокола вызванивали мелодию песни «Чижик-Пыжик».

Съёмки в Ростове продлились ровно неделю — до 2 сентября, после чего группа вернулась в Москву.
«Часть съёмок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались ещё раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда мы окончили съёмку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в одежды, подаренные «Мосфильмом».
вспоминал Леонид Гайдай
Московская часть действия фильма происходит в характерном зигзагообразном доме из розового «московского» кирпича. Дом этот находится на Новокузнецкой улице, примерно посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая» (дом 17/19). На момент съёмок дом был суперсовременным - девятиэтажным, только что построенным в стиле конструктивизма, о котором, безусловно, ничего не слышали в средневековой Москве с её дворцами и храмами. Всё это должно было создать дополнительный контраст двух эпох. Здесь до середины сентября тоже снималась «натура»: проезды по улицам города «Скорой помощи» и милицейской «Волги»; панорама города с высоты птичьего полёта (когда царь восторженно произносит: «Лепота!»); звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и подруги Якина; проезд Якина по городу (тот самый автомобиль, который снимался и в «Бриллиантовой руке»); пробежка Шурика по радиомагазинам; Шурик и Бунша во дворе дома; погоня у подъезда.
17 сентября натурные съёмки были завершены, и группа в течение почти двух недель находилась в вынужденном простое — ждала, когда будут готовы павильонные декорации. Эта работа требовала от декораторов дополнительных усилий, поскольку им предстояло воздвигнуть в одном павильоне целый комплекс, в который должно было войти сразу 16 объектов — 10 «современных» и 6 «палат Ивана Грозного».

Вот лишь некоторые из этих объектов: квартиры Шурика и Шпака, лестничная площадка (кстати, её в эти же дни использовали для съёмок ещё одной кинокомедии — «Большая перемена»), стоматологический кабинет, площадка подъезда на первом этаже, лифт (в нём должен был застрять Иван Грозный), царская зала, трапезная, зал для приёмов и т. д. Весь этот комплекс разместился на площади в 1428 квадратных метров.
Машину времени для съёмок в фильме создал художник, скульптор по дереву и карикатурист Владислав Почечуев. Первоначальный вариант машины времени, изготовленный специальным бюро, оказался невыразительным макетом стандартной ЭВМ.
Почечуев сам придумал модель, набросал эскиз и при помощи конструктора, слесаря и стеклодува за несколько дней сотворил новую машину времени, вызывающую у зрителей ощущение чуда. Почечуев получил премию в размере 40 рублей, а в справке из бухгалтерии было написано: «Деньги выданы за изобретение машины времени».
Исторические наряды для съёмок помогала подбирать знаменитая мосфильмовская художница Лидия Наумова. Она в своё время была художником по костюмам на картине Эйзенштейна «Иван Грозный». Оттуда и перешла половина одеяний.
С остальными работали новомодные модельеры. Наталью Селезнёву одевал сам Слава Зайцев, молодой, но уже популярный дизайнер. Его идеи пленяли сердца советских женщин. Зайцевские модели из нового фильма зрительницы зарисовывали в тетрадки прямо с экрана в кинотеатрах. Как, впрочем, и обстановку богато обставленной квартиры зубного врача Антона Семеновича Шпака.
Культовую сцену: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат» – Крачковская вспоминала с ужасом. «Конечно, наголо меня не стригли, но на голове надето было два парика. Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребёнка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Всё это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала».
Многие эпизоды рождались прямо во время съёмок и были импровизацией режиссёра или актёров. Гайдай придумал эпизод, когда царь сел на магнитофон, нажал на кнопку, и, услышав Высоцкого, прослезился, а когда героиня Натальи Кустинской целовала Якина, режиссёр закричал: «Сплюнь!». Многие фразы рождались на площадке. Этуш придумал: «Закусывать надо!», а Куравлев продолжил фразу: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе» своим словами: «Если, конечно, они у вас есть».
12 апреля фильм «Иван Васильевич меняет профессию» был сдан генеральной дирекции «Мосфильма». Оценив картину положительно, дирекция потребовала внести в него некоторые поправки. В частности, надо было сократить следующие эпизоды: погоню за Жоржем Милославским (в фильме осталось только её начало — когда Жорж удирает от милиции, облачившись во врачебный халат), пребывание царя в квартире Тимофеева (изъяли эпизод, где Иван Грозный жарит на кухне котлеты), забавы Жоржа в царских палатах, разговор в телефонной будке, улицы Москвы и другие. В целом из фильма вырезали 177 метров плёнки. Фильм был отснят за 71 съёмочный день.
«За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?» – резонно задаётся вопросом самозванец Бунша. Сцена царского пира в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» дорого обошлась самому Леониду Гайдаю. После начала съёмок режиссёр захотел, чтобы все яства, появляющиеся на столах, были настоящими, а не бутафорскими. Но такая статья расходов не была заложена в бюджет! Тогда Гайдай решил платить за всё сам. Банкет с чёрной и красной икрой, жареными поросятами и дефицитным осетром обошёлся ему в 200 рублей. Самое печальное, что полностью готовую сцену пришлось переснимать, когда на столе заметили забытую кем-то бутылку «Боржоми»...
Музыка в кинофильме
Добавили яркости фильму зажигательные мелодии Александра Зацепина
  • «С любовью встретиться»
    Первоначально песню Александра Зацепина на слова Леонида Дербенёва для кинофильма записала София Ротару. Однако этот вариант песни не подошёл для комедийного жанра фильма. Кроме того, песня была записана в низкой тональности и голос Ротару не гармонировал с высоким голосом Натальи Селезнёвой. В результате песню перезаписали. В окончательный вариант фильма вошло исполнение Нины Бродской. Видеоклип к песне снимался в Ялте.

  • «Кап-кап-кап»
    Войско поёт песню «Кап-кап-кап» («Маруся молчит и слёзы льёт»). Её исполнили Борис Кузнецов и Лев Полосин. Помогал им хор Московского военного округа. Лев Полосин и Борис Кузнецов — советский дуэт артистов Москонцерта. Москонцерт был образован ещё в 1931 году, его артисты выступают до сих пор. Полосин и Кузнецов — тенор и баритон. В их репертуаре было более шестисот популярных советских песен.

  • «Разговор со счастьем»
    Самая любимая всеми песня — «Разговор со счастьем». Её исполняет Валерий Золотухин («Счастье вдруг в тишине…»). Слова ко всем этим песням написал Леонид Дербенёв - поэт-песенник и переводчик.
  • «Вариация на цыганские темы»
    Песню «Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная…» исполнил Владимир Высоцкий, записав её специально для фильма. Впоследствии она называлась «Вариация на цыганские темы».

Интерактивный кроссворд

«Герои фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Людмила Шимкус
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • cinema.mosfilm.ru
  • kulturologia.ru