Гусарская баллада
музыкальный фильм, комедия
1962 год

Киностудия «Мосфильм»

Режиссёр: Эльдар Рязанов

Оператор: Леонид Крайненков

Сценарий: Александр Гладков, Эльдар Рязанов

Композитор: Тихон Хренников

Художники: Михаил Богданов, Геннадий Мясников
Актёрский состав
Шурочка Азарова
Лариса Голубкина
Игорь Ильинский
Кутузов
поручик Ржевский
Юрий Яковлев
Игорь Владимирович Ильинский родился 24 июля 1901 года в деревне Пирогово. В 1917 году поступил в театральную студию, руководимую Ф. Ф. Комиссаржевским и в этом же году, в связи с отменой советской властью восьмигодичного обучения завершил своё среднее образование в частной гимназии Флёровых.
Впервые выступил на профессиональной сцене 21 февраля 1918 года в театре имени В. Ф. Комиссаржевской. Затем служил в ряде московских театров. Пробуя свои силы в различных жанрах, Ильинский наибольших успехов добивался в комедийных ролях.
В 1936–1937 годах – актёр киностудии «Мосфильм». В 1938 году снялся в комедии «Волга-Волга». Был сорежиссёром некоторых кинофильмов, в которых снимался сам. С 1938 года – актёр Малого театра. С 1958 года занимался режиссурой в театре. В 1960–1962 годах преподавал в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре, а в 1977–1984 – в ГИТИС им. А. В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС) (с 1962 – профессор по кафедре мастерства актёра).
В эстрадном репертуаре Ильинского большое место занимают произведения Пушкина, Крылова, Щедрина, Чехова. Ильинский использовал в концертных выступлениях свою богатую мимику, выразительный жест, движение.
Умер актёр 13 января 1987 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Виктор Григорьевич Кольцов (настоящая фамилия – Кутаков) родился 23 ноября 1898 года. В 1928 году окончил Театральное училище при театре имени Е. Б. Вахтангова. Был принят в труппу театра имени Вахтангова, где прослужил до конца жизни. Актёру удавались роли комедийного плана, отмеченные тонким мором и обаянием с точно найденной характерностью образа.
В кино Виктор Кольцов снимался с 1938 года, в основном, небольшие роли представителей интеллигенции, аристократов, военных, руководящих работников. Среди лучших фильмов: «Белый пудель», «Дожди», «Золотой эшелон», «Солнце светит всем», «Гусарская баллада», «Операция «Трест», «Цветы запоздалые».
С 1936 года – педагог Театрального училища имени Б. В. Щукина, профессор.
Умер актёр 25 января 1978 года. Похоронен на Даниловском кладбище.
Лариса Ивановна Голубкина родилась 9 марта 1940 года в Москве. В 1955 году поступила в Московское музыкально-педагогическое училище на дирижёрско-хоровое отделение, которое окончила в 1959 году. Затем поступила в ГИТИС, на отделение музыкальной комедии.
Начала сниматься в кино ещё во время учёбы в ГИТИС – дебютом стала главная роль в комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Довольно запоминающиеся героини доставались актрисе и в дальнейшем. Она снялась в таких фильмах, как «Дайте жалобную книгу», «Сказка о царе Салтане», «Освобождение», «Масштабные ребята», «Трое в лодке, не считая собаки», «Живописная авантюра».
В 1964 году стала актрисой Центрального академического театра Советской Армии.
Параллельно с театральной деятельностью с 1960-х годов стала выступать на эстраде, исполняя старинные русские романсы и песни советских композиторов, в частности из репертуара Клавдии Шульженко . В 1999 году вместе с другими известными артистами приняла участие в проекте «Поют звёзды театра и кино», где выступила как исполнительница русских романсов. Итогом проекта стали концерты и музыкальный диск, выпущенный в США и продублированный «Радио МПС».
В качестве приглашённого артиста работает в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина.
Актриса является постоянным членом жюри Всероссийского конкурса актёрской песни имени Андрея Миронова (проходит с 1990 года).
Сейчас Голубкина предана сцене и продолжает продуктивно работать. В 2022 году она вернулась в спектакль «Заплатки» после перерыва из-за болезни. Рядом с ней близкие – дочь Мария Голубкина и внуки Иван и Анастасия.
Николай Крючков
Антоний Ходурский
Иван
граф Нурин
Николай Афанасьевич Крючков родился 6 января 1911 год в Москве. В 14 лет поступил в ФЗУ при «Трёхгорной мануфактуре», где учился на гравёра, там же начал выступать в художественной самодеятельности. В 1928–1930 годах учился в школе актёрского мастерства при Московском центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). Театральный дебют состоялся в 1927 году. С 1928 по 1934 год – актёр театра ТРАМ (ныне – театр «Ленком»). С 1931 по 1940 год – киностудии «Межрабпомфильм» (с 1936 – «Союздетфильм», с 1948 – киностудия имени М. Горького). Первую роль в кино сыграл в фильме Б. В. Барнета «Окраина». С началом Великой Отечественной войны хотел уйти на фронт, но в военкомате ему отказали. Выступал в составе концертных бригад на фронтах. В 1941–1945 годах – актёр киностудии «Мосфильм» и ЦОКС. В 1930–1940-е годы актёр переиграл всех главных героев того времени: пограничников («На границе») и шахтёров-стахановцев («Ночь в сентябре»), лётчиков («Брат героя») и танкистов («Трактористы», «Котовский», «Во имя Родины», «Парень из нашего города»). В 1950-е годы исполнял роли в основном в фильмах об историческом прошлом России («Максимка», «Море студёное»), гражданской войне («Тревожная молодость», «Поэт», «Сорок первый») и Великой Отечественной («Бессмертный гарнизон», «Баллада о солдате», «Далеко на Западе», «Золото», «Особо важное задание»). А в 1950–1970-х – он ветеран («Адрес нашего дома», «Когда наступает сентябрь», «Телеграмма», «Ленинградская симфония», «Мой друг дядя Ваня», «Горожане»). С приходом 1980-х актёр снимался гораздо реже («Цыганское счастье», «Дамское танго», «Верую в любовь», «Вспомним, товарищ!», «Сталинград»). Последние картины - «Царь Иван Грозный» и «Ангелы смерти», которые вышли в 1991 и 1993 годах. Один из самых снимаемых актёров советского кино, им сыграно более 120 ролей.
Умер 13 апреля 1994 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве
Антоний Марцельевич Ходурский родился 3 октября 1903 года в Батуми. После его рождения семья переехала сначала в Баку, а после смерти отца – в Одессу.
Там Антоний стал учиться в католической школе, но по причине трудного финансового положения учёбу пришлось бросить. Антоний начал подрабатывать где придётся. Увлёкшись театром, стал заниматься в театральной студии, откуда его в 1921 году взяли актёром в «Театр революционных исканий» («Теревиск»), где проработал до 1925 года. Затем был актёром Саратовского (1925–1927 и 1930–1933), Воронежского (1927– 1929), Пензенского (1929–1930) театров. В 1933 году переехал в Москву и был зачислен в труппу Центрального Театра Советской Армии. В кино Ходурский начал сниматься с 1940 года, где, как и в театре, чаще всего исполнял запоминающиеся характерные роли. Ходурский – обладатель яркого и редкого дарования, принадлежал к той плеяде актёров, для которых каждая роль – это новая человеческая индивидуальность, которую он должен познать и воссоздать в крупном и малом. Среди ролей в кино: инженер Добров («Будни»), Коломатьяно («Вихри враждебные»), Грассини («Овод»), актёр («Человек ниоткуда»). В комедии «Шофёр поневоле» Ходурский сыграл главную роль – Ивана Петровича Пастухова. Но самой яркой его работой стал уморительно манерный актёр Орлинский, гибнущий в бою с бандитами, в героико-приключенческой ленте «Огненные вёрсты».
Умер 23 февраля 1972 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Иван Кольцов
Азаров
Юрий Васильевич Яковлев родился 25 апреля 1928 года в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, семья перебрался в Уфу, где вместе с матерью Юрий работал в госпитале. За два года до окончания войны Яковлевы переехали обратно в Москву. Будущий актёр работал, учился в вечерней школе, увлекался иностранными языками, собираясь поступать в МГИМО. Однако в 1948 году решил подать документы во ВГИК. Приёмная комиссия сочла внешность абитуриента «некиногеничной». Тогда Яковлев поступил в Щукинское училище, которое окончил в 1952 году. После училища сразу же был принят в Театр Вахтангова, в котором прослужил 60 лет.
В 1953 году дебютировал в советско-албанском историческом фильме «Великий воин Албании Скандербег» Сергея Юткевича, удостоенном специальной премии на 7-м Каннском кинофестивале.
Первая крупная роль, после которой на актёра начали обращать внимание на улице, – князь Мышкин в фильме «Идиот» Ивана Пырьева. Эту же роль Юрий Яковлев с успехом играл и на театральной сцене. Огромную популярность актёру принесли комедийные роли – в основном, Иван Грозный/управдом Иван Бунша в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая и Ипполит в киноленте «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Эльдара Рязанова. В дальнейшем в фильмографии артиста появились ещё несколько культовых фильмов – это комедия «Идеальный муж», мелодрама «Карнавал», военная драма «Битва за Москву», трагикомедия «Кин-дза-дза!», приключенческий фильм «Гардемарины III».
Актёр также читал закадровый текст ко многим отечественным фильмам, дублировал зарубежные фильмы, озвучивал мультфильмы. Один из самых популярных актёров Советского Союза, исполнитель более ста пятидесяти ролей в театре и кино.
Все дети Юрия Яковлева пошли по стопам отца и выбрали актёрскую стезю. Алёна Яковлева состоит в труппе Театра сатиры, как и её дочь Мария Козакова. Антон Яковлев стал режиссёром.
Скончался Юрий Яковлев 30 ноября 2013 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Татьяна Шмыга
Жермон
Татьяна Ивановна Шмыга – солистка оперетты, выдающаяся актриса современного российского музыкального театра.
Родилась 31 декабря 1928 года в Москве. Родители любили театр, вечерами устраивали домашние балы. В детстве Шмыга мечтала стать юристом, однако позже начала брать уроки пения. В школе участвовала в художественной самодеятельности, пела в учебных постановках, а в свободное время ходила в Большой театр и слушала оперы. В 1947 году она поступила в Музыкально-театральное училище имени А.К. Глазунова. В 1951 году, на экзамене на четвёртом курсе, Шмыга сорвала голос. Его артистке помогла восстановить оперная певица и педагог Дора Белявская. В том же году Музыкально-театральное училище присоединили к ГИТИСу и преобразовали в факультет артистов театра музыкальной комедии. В 1953 году Шмыга с отличием завершила учёбу в ГИТИСе и впервые появилась на сцене Московского театра оперетты, где вскоре стала примой. Участие в постановках «Фиалка Монмартра», «Белая акация», «Поцелуй Чаниты», «Моя прекрасная леди» принесли популярность и любовь зрителей. Татьяна Ивановна была любимицей публики, блистала в постановках, много гастролировала и снималась в фильмах. В 1962 году впервые снялась в кино, в фильме «Гусарская баллада». Её, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актёрами и с интересным режиссёром.
На протяжении всего творческого пути актрисы, наряду с работой в театре, проходила её концертная и гастрольная деятельность. В 2001 году вышла книга её воспоминаний «Счастье мне улыбалось».
Скончалась Татьяна Шмыга 3 февраля 2011 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Сюжет


Боевое крещение героиня получает уже на следующий день. Шура уходит от преследования французов и, добравшись до расположения русских войск, вручает генералу пакет, полученный от раненого капитана. Тот, оценив удаль молодого кавалериста, предлагает «корнету Азарову» должность младшего адъютанта в штабе.
За время службы героиня обретает репутацию отважного бойца. За полгода никто, включая Ржевского, не заподозрил, что под фамилией Азаров скрывается девушка. Тайну Шуры раскрывает сосед Азаровых – граф Нурин, который, увидев её в штабе, сообщает фельдмаршалу Кутузову, что корнет – это барышня. Шурино признание приводит военачальника в гнев, и он отправляет девушку домой – «к мадамам, нянькам, тряпкам, куклам, танцам». Возмущение фельдмаршала сходит на нет с появлением генерала Балмашева, узнавшего в корнете безымянного героя, который ранее вызволил его из французского плена. Кутузов награждает Азарову Георгиевским крестом и разрешает носить чин корнета. В финале фильма Шура просит у бойцов партизанского отряда прощения за свой обман. Ржевский раскаивается в своём былом предубеждении относительно характера «заочной невесты». Герои объясняются в любви, и девушка соглашается связать с поручиком свою судьбу.
Действие фильма начинается летом 1812 года. В дом отставного майора Азарова прибывает с письмом гусарский поручик Ржевский. Племянница майора – семнадцатилетняя Александра – является «заочной невестой» Ржевского. Поручик, никогда не видевший свою суженую, представляет её слезливой и жеманной барышней. Он не знает, что Шурочка уверенно держится в седле, умеет фехтовать, метко стреляет. Первая встреча гусара с невестой происходит в тот момент, когда героиня выбегает на крыльцо в мундире корнета, приготовленном для бала-маскарада. Приняв девушку за младшего офицера, Ржевский откровенно рассказывает ей об обстоятельствах давнего обручения. Шура решает разыграть поручика и чуть позже, в момент официального знакомства с женихом, предстаёт перед ним в образе манерной девицы с густо напудренным лицом и пяльцами в руках.
Во время вечернего бала губернатор приносит известие о начале войны. Майор Азаров прекращает увеселительное мероприятие. Ржевский вместе с другими офицерами немедленно возвращается в полк. После отъезда гостей Шура решает втайне от дяди отправиться сражаться за Родину, а старый «суворовский солдат» Иван соглашается стать её ординарцем.

История создания фильма


7 сентября 1962 года в московском кинотеатре «Россия» состоялась премьера музыкальной комедии «Гусарская баллада». Прошедший 2022 год – юбилейный для фильма по нескольким датам: 210 лет со дня Бородинской битвы, 60 лет с момента премьеры, а в ноябре режиссёру фильма-праздника Эльдару Рязанову исполнилось бы 95 лет.
В основу «Гусарской баллады» легла пьеса Александра Гладкова «Давным-давно». Эта героическая комедия в стихах переведена на несколько языков и уже много лет с успехом идет на сценах различных театров. Сам автор признавался, что идея пьесы пришла к нему из детства.
Премьера пьесы Александра Гладкова «Давным-давно» состоялась 7 ноября 1941 года в осаждённом Ленинграде. Вскоре спектакль шёл на многих сценах страны, бригады артистов выезжали с ним на фронт. Эльдар Рязанов впервые увидел эту постановку в 1944 году в Театре Советской армии. А через 17 лет молодому режиссёру пришла в голову идея экранизировать пьесу. В Госкино воспротивились: снимать об Отечественной войне комедию – нонсенс! Он пытался доказать, что пьеса вызывает в зрителе гордость за наших предков, восхищение их подвигом, будит любовь к Отчизне. Однако призывы оставались тщетными. Добиться разрешения на постановку удалось лишь благодаря усилиям всевластного босса «Мосфильма» Ивана Пырьева. И картина получила «зелёный свет».
На момент начала съёмок прошло 150 лет с той войны, реальные события покрылись налётом легенд. И Рязанов решил в основу своего фильма положить именно эти легенды и украсить картину погонями, фехтовальными драками, батальными сценами, снятыми на натуре. В результате кинолента воспринималась многими зрителями как подлинная история кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Однако общего между этими двумя женщинами не так много – гусарский мундир, участие в Отечественной войне 1812 года да личное знакомство с Кутузовым.
История создания сценария «Гусарской баллады» весьма противоречива. Объём пьесы намного превышал хронометраж фильма, и Эльдар Рязанов, наметив, какие сцены убрать и что дописать, отправился к Александру Гладкову. Автор с удовольствием согласился поработать над сценарием и… исчез! Через пару месяцев режиссёр с трудом отыскал его в другом городе, но тот сказал, что всё ещё работает над сценарием. Эльдар Александрович подготовил несколько сцен-вставок, написанных в прозе. Оставив их автору, стал ждать готовый сценарий. Не дождался – Гладков опять пропал. Тем временем сроки поджимали: уходила зимняя натура. Наконец, махнув рукой на прячущегося автора, Рязанов сам переписал прозаические вставки в стихи, да так, что разницы в стиле не заметил никто. Это было первым поэтическим опытом режиссёра. Гладков изменения безропотно одобрил.
«Гусарская баллада» вышла на экран в день 150-летия Бородинской битвы – 7 сентября 1962 года. В течение года фильм посмотрели более 48 миллионов зрителей.

Актёры и роли

.

На подготовительном этапе кинопроизводства Эльдар Рязанов приступил к отбору актёров. На роль поручика Ржевского пробовались Вячеслав Тихонов, Александр Лазарев, Юрий Яковлев и Сергей Юрский. Кинопробы Юрского показались режиссёру наиболее убедительными, однако директор «Мосфильма» Владимир Сурин, как и Иван Пырьев, отклонили эту кандидатуру. Рязанов вынужден был согласиться с предложением Пырьева взять на роль Ржевского Юрия Яковлева – по словам руководителя творческого объединения, у него был подходящий типаж: «Красивый, высокий, темпераментный – настоящий гусар!»
«Яковлев был явным фаворитом, – вспоминал Рязанов. – Перед съёмками я спросил его, умеет ли он ездить на лошади. Он сделал жест, не оставляющий сомнений, что умеет. Но когда в первый съёмочный день к Яковлеву подвели лошадь, я понял, что он видит это животное в первый раз. Взгромождали его в седло человек семь-восемь». Исход первого же эпизода с участием Яковлева едва не стал летальным.
Громадная сложность возникла в подборе главной героини. Выбор актрисы на роль Шурочки Азаровой оказался непростым. Режиссёр выдвинул критерий: актриса должна быть хороша и в женском платье, и в мужском гусарском костюме, иметь низкий голос и непременно уметь петь, скакать на лошади, фехтовать. В героине должны были сочетаться гусарский задор и аристократическая женственность. В число актрис, приглашённых на пробы, входила, уже снимавшаяся у него Людмила Гурченко, но здесь помешало слишком стройное телосложение актрисы, никто бы не поверил в её мужские подвиги. Худсовет отклонил и кандидатуру Алисы Фрейндлих, хотя её пробу признали «очень яркой»; причиной отказа стал внешний облик претендентки – по словам режиссёра, «несмотря на гусарский костюм и грим, в актрисе было что-то предательски женское». По той же причине («слишком женственная фигура») оказалась исключена и кандидатура Светланы Немоляевой. Слишком женственная фигура подвела и красавицу Валентину Малявину. В конце концов, на роль утвердили… Татьяну Никулину. Жена знаменитого клоуна Юрия Никулина была прекрасной наездницей и отлично владела саблей. Но знаменитый муж наложил на съёмки вето, будучи не в силах расстаться с женой на такой длительный срок.
Рязанов был в панике. Положение спасла студентка ГИТИСа, никому не известная тогда Лариса Голубкина, имевшая спортивное сложение, у которой отсутствие творческого опыта компенсировалось обучаемостью и умением быстро схватывать режиссёрские идеи. Эльдар Рязанов был в восторге – волевые черты лица, мальчишеский задор, фигура подростка, низкий тембр голоса. К тому же, Голубкина прекрасно пела, ведь она обучалась на факультете музыкальной комедии.
«Предложение меня тогда просто вдохновило. Я неслась на «Мосфильм» как сумасшедшая. Мне казалось, что роль Шурочки полностью совпала с моим характером, с моим настроением. До меня на эту роль пробовалось много актрис, талантливых, превосходных, но меня выручила моя молодость и внешние данные. Шурочка – гусар-девица; когда на меня надели гусарский мундир, он сидел на мне будто влитой. Помню, меня заставляли целыми днями ходить в мужском костюме и вырабатывать мужскую походку. Я с удовольствием тренировалась в верховой езде, с радостью выходила на съёмочную площадку... А мой папа, не одобрявший мой профессиональный выбор, после выхода фильма «Гусарская баллада» изменил своё отношение к актёрской профессии, и стал гордиться своей дочерью», – вспоминала Лариса Голубкина.
«Я не наездник, да и сидеть с радикулитом в седле – задача не из лёгких… Я тогда много работал в театре, выпускал две премьеры, и меня отпускали на съёмку лишь на два-три часа. А в разгаре была очень холодная зима и вот очередная съёмка – с моим радикулитом меня вынимали из машины, сажали на лошадку. Знаменитый цирковой наездник Дуганов подбадривал: «Не волнуйтесь, Юрий Васильевич, это очень смирная лошадка! А та посмотрела на меня таким бешеным глазом! Ничего себе смирная лошадка… Ну, взяли меня в гусарском костюме и без предупреждения с ходу водрузили на эту лошадку и скомандовали: «В атаку, марш!» Я скачу и чувствую, что правой ногой в стремя не попадал. Значит, нет упора, нельзя удержаться в седле. Я начал тихонечко сползать и услышал сзади крика Дуганова: «Ты уж не падай, а то раздавят ненароком!» Я держусь, шашку отбросил, обнял шею лошади – мы несёмся неведомо куда. И вдруг она остановилась как вкопанная. А я, как мешок, слетел с неё. Это, наверное, осталось самое яркое воспоминание от съёмок…». Однако через несколько дней актёр уже уверенно держался в седле.
Вторая волна протестов, уже со стороны руководства «Мосфильма», возникла, когда на роль Кутузова была предложена кандидатура Игоря Ильинского: комик не может играть великого полководца! Рязанову удалось убедить руководителя студии, что в комедии Кутузова играть должен только комик, но, когда режиссёр приехал к Игорю Ильинскому – тот наотрез отказался от эпизодической роли. Пришлось Эльдару Рязанову снова уговаривать и убеждать… Рязанов стал вести двойную игру. Ильинского он обманывал, говоря, что вся студия только и мечтает увидеть его в роли Кутузова. На студии же уверял, что активно ищет актёра, и выражал сожаление, что подходящий кандидат ещё не найден. А потом и вовсе совершил самовольный поступок – снял с Ильинским эпизод, где Кутузов проезжает перед войсками. А когда необходимый для съёмок снег стаял, переснять сцену с другим исполнителем не представлялось возможным, режиссёр поставил студию перед свершившимся фактом. А потом актёр и сам увлёкся съёмками и уже не хотел отказываться от роли. И в итоге Кутузов получился таким, каким его представлял режиссёр, – живым и настоящим, лукавым и мудрым, добрым и обаятельным человеком.
В эпизодической роли французской актрисы Луизы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей «в снегах», снялась Татьяна Шмыга. Фактически, она сыграла саму себя – королеву сцены, которой поклоняются все мужчины. В фильме Татьяна исполнила романс «Меня позови, избранник мой милый...». Позже певица говорила, что в восторге от фильма, но своей ролью она осталась недовольна. Артистка считала, что у неё неудачный грим, некрасивая причёска и что она плохо спела. Татьяна Шмыга делилась: «Мне очень нравится фильм и не нравлюсь в нём я, хотя понимаю, что нельзя требовать многого от совсем неопытной киноактрисы». Тем не менее, после этой роли она стала знаменитой на всю страну.
Актёры Антоний Ходурский и Владимир Ширяев попали в «Гусарскую балладу» «вне конкурса». Ходурский играл графа Нурина в спектакле Театра Красной армии, и Рязанов, приглашая артиста, знал, что тому не придётся вживаться в роль. Ширяева, обладавшего экзотической внешностью, создатели ленты увидели в коридоре «Мосфильма» и предложили без проб воплотить на экране образ испанского лейтенанта Винсенто Сальгари.
Однако на этом сложности не закончились. Когда картина уже была готова и её отправили на «Мосфильм», на киностудию приехала Екатерина Фурцева и заявила режиссёру, что он оклеветал великого полководца, и что все сцены с Ильинским нужно срочно переснять, иначе фильм закроют. А о том, чтобы выпустить комедию на экраны в таком виде, и речи быть не может. При этом до годовщины со дня Бородинского сражения оставалось всего 10 дней, и Рязанов понимал, что зрители не увидят «Гусарской баллады» в запланированные сроки, а может быть, и вообще никогда.
Все решил случай. Новый фильм захотели посмотреть в редакции газеты «Известия», руководил которой зять Никиты Сергеевича Хрущёва Алексей Аджубей. После просмотра он вышел из зала, не сказав Рязанову ни слова. Но после этого в «Неделе», субботнем приложении «Известий», напечатали мини-рецензию, в которой журналистка благожелательно отозвалась о фильме в целом и об игре Ильинского в частности. И уже через день у кинотеатра «Россия» висели афиши о выходе нового фильма, а в день 150-й годовщины Бородинской битвы состоялась премьера, на которую Эльдар Рязанов уже и не рассчитывал! Так зять Хрущева решил судьбу фильма, ставшего классикой советского кинематографа и одним из самых любимых в народе кинохитов Эльдара Рязанова. В следующем, 1963 году, на Международном кинофестивале комедийных фильмов в Вене «Гусарская баллада» была удостоена диплома жюри. В 1963 году картина демонстрировалась в рамках недели советского кино в Дании и Исландии, в 1964-м – в Норвегии и на Кипре. В мае 1963 года журнал «Советский экран» обнародовал результаты опроса зрителей, согласно которому «Гусарская баллада» была – наряду с лентами «Девчата», «Человек-амфибия» и «Девять дней одного года» – включена в список лучших фильмов 1962 года.

Татьяна Шмыга
Виктор Кольцов
Владимир Ширяев
Антоний Ходурский
Игорь Ильинский
Лариса Голубкина
Юрий Яковлев
Съёмки
Режиссёр придавал большое значение природе, он хотел продемонстрировать красоты страны, чтобы было понятно, за какие земли люди готовы были умирать. Из воспоминаний Эльдара Рязанова: «Одним из героев моего фильма, вернее, героинь, должна была стать полная тонкого очарования русская природа. Я хотел, чтобы у зрителя возникало чувство: за такую прекрасную землю надо драться и умирать! Поэтому выбору натуры уделялось особенно тщательное внимание. Мы с оператором Леонидом Крайненковым и художниками не успокоились, пока не наткнулись на холмистые, с перелесками и открывающимися далями исконно русские пейзажи».
На подготовительном этапе создатели ленты занимались поисками местности, подпадающей под определение «русский пейзаж», а также усадьбы, где по сюжету живут отставной майор Азаров и его племянница Шура. Как вспоминал впоследствии Рязанов, поиски поместья были затяжными, потому что небольших «дворянских гнёзд» к середине XX века в Подмосковье почти не осталось. В конечном итоге выбор пал на усадьбу Удино, расположенную в Дмитровском районе Московской области. Она была основана в XVII столетии и в былые времена не раз меняла владельцев (в их число входили князь Иван Вяземский и московский военный губернатор Юрий Долгоруков). К 1960-м годам деревянный барский дом уже исчез, но сохранились небольшая Покровская церковь, заросший тиной пруд и липовые аллеи. Художники фильма Михаил Богданов и Геннадий Мясников создали внутри церкви интерьеры дома Азаровых, а в парке установили скульптуры и разбили клумбы. Пруд перед съёмками был вычищен.
Также в кадр попали: Никольская церковь в селе Подъячево, Николо-Пешношский монастырь в посёлке Луговой и дуб в усадьбе Ольгово.
Съёмки батальных сцен проводились в окрестностях посёлка Поповка, расположенного неподалёку от усадьбы Удино. Участники киногруппы размещались в доме отдыха «Берёзка», принадлежавшем издательству «Молодая гвардия». Часть эпизодов фильма снималась в усадьбе Валуево.
Из воспоминаний Эльдара Рязанова:
«Часть событий происходила в усадьбе небогатого помещика. Как ни странно, найти подходящую усадьбу оказалось делом довольно нелёгким. Сохранились дворцы крупных аристократов, князей, а небольших поместий нет, они варварски уничтожены в революционные и послереволюционные годы. После долгих поисков мы набрели на рощу вековых лип – первый признак старого дворянского гнезда. Но самого дома уже не существовало. Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший ряской пруд. Мы решили, что церковь перестроим в здание усадьбы, вековые липы станут нашим парком, пруд очистим, установим скульптуры, разобьём клумбы, посадим цветы, возведём ограды, и у нас получится красивое и изящное поместье майора Азарова, дяди героини. Художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников, с моей точки зрения, справились с этим на славу».
Вот, что говорил народный артист РСФСР Николай Крючков о месте натурных съёмок: «Нынешней зимой в деревне Поповка время отступило на 150 лет назад. Подмосковная земля вздрагивала под копытами боевых коней. В лесу, за околицей деревни, не затухал бой. Партизаны нападали на обоз французских мародеров, гнали прочь и добивали остатки разбитой наполеоновской армии. А когда скупое зимнее солнце скрывалось за соснами, усталые драгуны и гусары выезжали из леса и садились за общий обеденный стол в «Берёзках» – доме отдыха издательства «Молодая гвардия», приютившем нашу съёмочную группу. Время в деревне Поповка возвращалось на своё место – в 1962 год».
Работа над «Гусарской балладой» шла с отставанием от графика, поэтому, как признавался впоследствии Рязанов, обстановка в киногруппе была порой «нервозной, лихорадочной». Значительная часть действия картины происходит зимой, и режиссёр планировал максимально использовать «заснеженную натуру». Однако из-за проблем с написанием сценария съёмки начались со значительным опозданием. К работе приступили в марте, и сначала всё шло хорошо, но к середине месяца снег начал стремительно таять. Некоторые военные сцены удалось отснять в лесах, где мартовский снег таял медленнее, чем на открытой местности. Потом его стали привозить на грузовиках, и члены группы с помощью лопат «маскировали» проталины. Тем не менее полностью поймать «уходящую зиму» создатели ленты не сумели, и для эпизода ночной потасовки, происходящей возле усадьбы Азаровых, оператор Леонид Крайненков вместе с художниками Богдановым и Мясниковым «декорировали» двор ватой и опилками, перемешанными с мелом и нафталином, выполнявшими роль снега, а крышу покрасили в белый цвет. От такой «зимы» у некоторых актёров началась аллергия. Когда готовый материал показали руководителю «Мосфильма» Ивану Пырьеву, то он пришёл в ужас от вида партизан: «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи?» – возмущался Пырьев. Дело в том, что актёры на свежем воздухе прекрасно питались, отсыпались и весело гуляли после съёмок, так что выглядели очень довольными жизнью. Среди «партизан» был актёр Юрий Белов, который научился спать в седле в ожидании начала съёмок. Этому приёму он научил и остальных актёров.
«Перелески, луга, речки, печальные церквушки на холмах, снежные поля и жёлто-белый помещичий дом в старом парке, и мчащиеся кони, и обозы, и битвы, и гордый воинский строй перед фельдмаршалом — всё это было снято «натурно» в собственном смысле этого слова. Изображение, как бы минуя все художественные «опосредования» (и батальную живопись XIX века, и русскую миниатюру, и ритм мазурки) должно было возвратить зрителя к живой действительности 1812 года»
— Нея Зоркая
Изготовлением костюмов для героев занималась Ольга Кручинина. По её словам, основная сложность при работе в «Гусарской балладе» была связана с созданием аутентичных мундиров. К съёмочным группам в ту пору не прикрепляли консультантов по военной форме разных эпох. Не существовало тогда и мастерских, занимавшихся пошивом исторических костюмов с деталями, соответствующими тому или иному времени. Поэтому Кручинина сама искала информацию о том, какие материалы использовались в костюмах русской и французской армий 1812 года, как выглядели кисти на гусарских киверах, чем окрашивались перьевые пучки султанов. К примеру, для поиска образцов формы французской армии художнице пришлось выезжать на заброшенный склад в Голицыно, где лежали не рассортированные головные уборы и верхняя одежда пехотных и кавалерийских корпусов.
По оценке исследователя Александра Подмазо, мундиры в «Гусарской балладе» были изготовлены Кручининой «практически идеально». Тем не менее историки обнаружили в фильме неточности, связанные с ношением униформы.
Актёры, участвовавшие в фильме, обучались верховой езде и брали уроки фехтования, однако их опыт джигитовки, как и навыки ведения рукопашного боя, были незначительными. Поэтому во многих батальных и трюковых сценах артистов заменяли дублёры. Например, дублёром Ларисы Голубкиной был цирковой наездник Василий Роговой. В эпизоде спасения генерала Балмашева, взятого в плен французами, Шура Азарова забирается на дерево и прыгает сначала на крышу мчащейся кареты, а затем – на спину скачущей лошади. Все эти трюки, включая прыжок с пятиметровой высоты, совершил (после длительных репетиций и нескольких дублей) Василий Роговой.
Образ «коллективного гусара» в картине создали цирковые наездники из группы Михаила Туганова, который разрабатывал и ставил кавалерийские сцены. Основная проблема во время съёмок конных баталий была связана с тем, что цирковые
лошади, приученные работать на манеже, с трудом привыкали к скачкам по снегу. Чтобы не травмировать животных, перед эпизодами с конными каскадами дорогу сначала вычищали бульдозерами, устраняя рытвины и ухабы, а потом посыпали снегом. Из-за того, что лошадей пугали непрерывная стрельба и пиротехнические эффекты, даже тщательно продуманные сцены снимались с многочисленными дублями. В итоге во время съёмок ни животные, ни всадники не пострадали.
Для съёмок в «Гусарской балладе» была приглашена большая группа шпажистов, саблистов и рапиристов, которые участвовали в фехтовальных сценах как с французской, так и с русской стороны. Так, чемпион СССР по фехтованию на рапирах Владимир Балон не только снялся в небольшой роли адъютанта Кутузова, но и был задействован в массовке обеих армий. Поскольку лица, отвечавшие за технику безопасности, запретили использовать во время съёмок настоящее оружие, для актёров и каскадёров были изготовлены деревянные клинки. Однако бутафорские сабли и шашки вышли из строя ещё во время тренировок, и Рязанов, в обход инструкции, распорядился выдать участникам «мушкетёрских» эпизодов подлинное холодное оружие. Артистам, отрабатывавшим фехтовальные сцены на снегу и обледенелых пространствах, подошвы на обуви подбили гофрированной резиной – она снижала риск от непроизвольного падения.
Герои произведения (и в пьесе, и в сценарии) ведут диалоги в стихах, и эта театральная манера передачи мыслей и чувств предполагала проведение съёмок в бутафорских декорациях. Однако Рязанов, по его признанию, отнюдь не стремился создавать фильм-спектакль, ему хотелось, сохранив поэтическую интонацию, снять «именно фильм, динамичное зрелище» с максимальным использованием натурных сцен.
«Только энтузиазм, азартная, дружная атмосфера в творческой группе помогли нам осуществить необычайно трудные в условиях уходящей зимы съёмки с армией, кавалерией, пиротехникой, преодолеть сложности с транспортировкой лошадей, с переодеванием больших масс солдат, победить зимнее бездорожье и холод»
— Эльдар Рязанов
Осенью 1941 года находившийся в Свердловске композитор Тихон Хренников познакомился с художественным руководителем Театра Красной армии Алексеем Поповым. Труппа театра, жившая в это время на Урале, приступила к постановке пьесы «Давным-давно» (изначальное название – «Питомцы славы»), и Попов попросил Хренникова написать общую музыкальную тему и несколько песен для будущего спектакля. Композитор начал над этим работать и в 1942 году предложил театру пять произведений. Среди них – исполняемая Шурой Азаровой песня «Прелестница младая, прощаюсь я с тобой», колыбельная «Лунные поляны, ночь, как день, светла», лихие гусарские куплеты «Давным-давно» («Меня зовут юнцом безусым»), искромётная «Песенка Лепелетье» («Жил-был Анри Четвёртый») и романс Луизы Жермон «Меня позови, избранник мой милый». Произведения, которые в спектакле исполняли Любовь Добржанская и другие артисты, вскоре вышли за пределы постановки, зазвучали по радио, были включены в репертуар эстрадных певцов.
Эльдар Рязанов, приступая к работе над «Гусарской балладой», решил сохранить в фильме песни Тихона Хренникова – по словам режиссёра, они «придавали действию то бесшабашность и удаль, то переводили его в элегический лад». При написании сценария почти все песни были органично интегрированы в сюжет. «Когда надо было решить, какая музыка будет в фильме, я понял, что снимать будем под музыку Тихона Хренникова. Ведь если бы я снимал «Евгения Онегина», вряд ли бы я отменил музыку Чайковского и обратился к современному советскому композитору», — говорил Рязанов.
А дописывать Тихону Николаевичу приходилось много мотивов. Они должны были заполнять паузы между репликами, во время погони и т.д. Единственное музыкальное произведение, не вошедшее в сценарий, повествовало о разгульной жизни монарха, – в спектакле оно, исполняемое французскими офицерами, звучало в финальных сценах: «Жил-был Анри Четвёртый, / Он славный был король …». Рязанов не планировал использовать игривую песню-шансоньетку, потому что она, с точки зрения режиссёра, не соотносилась с заключительными эпизодами фильма. Но, уже во время съёмок режиссёр всё-таки изыскал возможность включить песню про Анри в ленту: первые куплеты произведения стали своеобразной иллюстрацией к кадрам, показывающим движение наполеоновских войск к Москве, а две последних строфы совместились со сценами отступления той же армии. В результате, по словам Рязанова, куплеты о жизни и смерти короля стали «своеобразным контрапунктом вполне правдоподобной картине тяжёлой ратной жизни». Весьма дорогостоящие эпизоды, демонстрирующие армейское наступление, не были изначально включены в производственный план, однако директор фильма «Гусарская баллада» Валентин Маслов сумел в обход календарного графика организовать съёмки с участием конницы, артиллерии, собрать пиротехнические средства и обозы. Эти сцены, как утверждал режиссёр, не только «спасли» песню Хренникова про короля Анри, но и в целом обогатили действие картины.
Песни главной героини Шуры Азаровой звучат в фильме в исполнении Ларисой Голубкиной. По воспоминаниям актрисы, Рязанов запретил ей петь оперным голосом, которому она обучалась на музыкальном факультете ГИТИСа, и настаивал на «актёрском» исполнении.

Музыкальная тема
Седло вместо колыбели, оружие вместо игрушек
Надежда Дурова родилась 17 сентября 1783 года в семье Андрея Васильевича Дурова. Мальчишеские повадки были у неё с детства. Причиной тому во многом была её мать. Надежда Ивановна, резкая и импульсивная женщина, страстно мечтала родить мальчика. Когда на свет появилась Надя, мать сразу её невзлюбила; как-то раз она, раздражённая плачем ребенка, даже выбросила его из окна кареты. Годовалую девочку подобрали проезжавшие мимо гусары.
В итоге отец решил отдать дочку на воспитание некоему гусару Астахову. До пяти лет Надежда росла среди военных, дыма орудий и ретивых коней – всё, что нужно для воспитания из мальчика доблестного вояки. Только вместо мальчика была девочка.
«Седло было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка – первыми детскими игрушками и забавами», – много лет спустя напишет Надежда в своих «Записках кавалерист-девицы».
Когда в 1789 году её отца перевели на место городничего в Сарапул, пятилетней Наде пришлось вернуться под крыло неласковой матери. Та пыталась приучить девочку к рукоделию и хозяйству, но у Нади всё валилось из рук – ей хотелось лишь скакать на коне да махать саблей.

Какой на самом деле была женщина-офицер, ставшая прототипом героини фильма "Гусарская баллада"
Фильм «Гусарская баллада» режиссёра Эльдара Рязанова до сих пор пересматривают целыми семьями.
История действительно знает реальную женщину, которая переоделась корнетом и отправилась воевать наравне с мужчинами, служила у Кутузова и даже встречалась с императором.
История Шуры Азаровой поразительно схожа с судьбой Надежды Андреевны Дуровой, известной как русская кавалерист-девица. И, хотя Гладков уверял, что она не была прототипом героини его пьесы, сходство Дуровой с образом Шурочки – налицо.
Предательское письмо и встреча с царем
Но счастье не оказалось безоблачным: очень скоро казаки стали подозревать неладное. Дело в том, что в казачьих войсках все обязаны были носить бороду, и Надежда своим видом привлекала всеобщее внимание. Кроме того, дворянам полагалось служить в регулярной армии. Поэтому Надежда присоединилась к Коннопольскому уланскому полку, куда её зачислили под именем Александра Васильевича Соколова.
За свою жизнь Надежда Дурова успела побывать во многих баталиях, и сослуживцы всегда отмечали её храбрость и благородство. Она принимала участие в сражениях при Гуттштадте, Гейльсберге, Фридланде, а в 1807 году находилась в Тильзите во время подписания Тильзитского мира между Наполеоном и Александром I.
Благодаря особенностям фигуры (по телосложению Дурова напоминала подростка, имела высокий для того времени рост) и успехам на службе кавалерист-девице удалось довольно долго водить за нос и сослуживцев, и начальство. Такие эпизоды, как участие в Отечественной войне и служба у Кутузова, показанные в «Гусарской балладе», тоже имели место в жизни Дуровой. Более того, однажды Надежда встретилась с самим императором! Это случилось после того, как её, наконец, раскрыли.
Когда ей исполнилось 18 лет, Надежду Дурову, как и Шурочку Азарову, решили выдать замуж. Надо ли говорить, что брак с судебным заседателем Василием Черновым счастливым не был и ничего хорошего, кроме ребёнка, не принес. Спустя год совместной жизни Надя сбежала от мужа назад в отчий дом, оставив ему заботы о сыне Ванечке. Мать Надежды была взбешена таким поведением дочери, но долго выносить попреки Надя не стала: в 1806 году она познакомилась с неким есаулом, переоделась в казачье платье и ускакала с ним на своем коне Алкиде, подаренном ей отцом ещё в детстве.
Некоторые исследователи считают, что Надежда влюбилась в молодого казака, но Алла Бегунова, несколько лет изучавшая биографию Дуровой, считает иначе.
«Он помог ей переодеться, он дал ей форму и помог присоединиться к Донскому полку», – утверждает писательница.
Сама Надежда в своих «Записках» так вспоминала жизнь среди казаков: «Теперь я казак в мундире с саблею; тяжёлая пика утомляет руку мою, не пришедшую ещё в полную силу. Вместо подруг меня окружают казаки, которых наречие, шутки, грубый голос и хохот трогают меня!». То, с какой теплотой она отзывается о своих боевых товарищах и как красочно описывает широкую донскую степь, говорит о том, что такая жизнь действительно делала Надежду Дурову счастливой.
Знакомство с Пушкиным и известность
Окончательно вышла в отставку Надежда лишь в 1816 году. Она получала неплохую пенсию, как отставной штабс-ротмистр, и до конца своих дней жила вместе со своим младшим братом Василием в Елабуге. Дополнительный доход Надежде также приносили издания её мемуаров. Немало поспособствовал этому как раз её брат: он был знаком с Пушкиным и однажды показал ему записки сестры. Знаменитый поэт, наслышанный о легендарной кавалерист-девице, тотчас изъявил желание с ней познакомиться и издать рукописи. В 1836 году журнал «Современник» опубликовал мемуары Дуровой, причём Пушкин раскрыл её инкогнито, из-за чего Дурова поначалу очень на него разозлилась. Но публикации принесли ей хороший доход и вдохновили на дальнейшее писательство. Помимо «Записок кавалерист-девицы» она издала несколько повестей и рассказов, а в 1840 году вышло собрание сочинений в четырёх томах.
Надежда Дурова прожила долгую жизнь. Её отношения с сыном так и не наладились. Впрочем, нельзя сказать, что судьбы сына совсем не волновала Дурову. Именно она хлопотала за него перед императором, чтобы тот определил Ивана на учёбу в приличное место. Тот исполнил обещание – Иван Чернов был зачислен в Императорский Военно-сиротский дом, откуда выпустился в 16 лет по состоянию здоровья. Он скончался в возрасте 52 лет, на 10 лет раньше своей матери.
Надежда Дурова умерла, когда ей было 82 года. Её похоронили на Троицком кладбище в Елабуге.
В 1993 году в елабужском доме, где жила Дурова, был создан музей её памяти. В нём представлены предметы XIX века, реконструкции военных костюмов и образцов оружия и архивные материалы. Экскурсоводы рассказывают посетителям о детстве, военной службе, литературной деятельности и жизни этой удивительной женщины, которая выбрала для себя нелёгкое мужское ремесло и до конца оставалась верна своим принципам и Отечеству.
Надежду отправили в Санкт-Петербург, и она предстала перед монархом. Тот хотел, было, наградить её и отправить назад, к мужу и сыну, но Надежда поразила его своим рвением служить Родине. Она умоляла самодержца оставить её в армии, и в конце концов он сдался. Александр лично произвёл девушку в корнеты и вручил ей солдатский Георгиевский крест за спасение раненого офицера. Кстати, такой эпизод в «Гусарской балладе» тоже был, только спасала Шурочка не простого офицера, а императорского адъютанта Балмашова, попавшего в плен к французам, и крестом её награждал не царь, а фельдмаршал Кутузов. Впрочем, встреча с Кутузовым у Дуровой также состоялась: она две недели служила у него адъютантом-посыльным.
Оставить службу Надежду вынудили проблемы со здоровьем: во время Бородинского сражения она получила контузию – ядро попало ей в ногу. Боли в ноге со временем стали невыносимы, и Кутузов отпустил девушку домой на лечение. Однако уже через год она вернулась в армию и приняла участие ещё в нескольких сражениях.
А виной тому – письмо, которое она написала отцу. Старик Дуров ничего не знал о судьбе дочери до тех пор, пока в 1807 году к нему не пришло послание. В нём Надежда просила прощения за боль, которую причинил родным её внезапный уход. Отец, конечно, потребовал её немедленного возвращения, но было ясно, что дочь ему не подчинится.
Тогда он написал самому Александру I: «По семейным обстоятельствам моя дочь, Чернова Надежда Андреевна, ушла из дома и оказалась в армии. Прошу вас, Ваше Императорское Величество, вернуть оную домой».
Дополнительные материалы
Проверь себя
Тест
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru