Два капитана
военный, приключенческий фильм
1955 год

Киностудия: "Ленфильм"

Режиссёр: Владимир Венгеров

Оператор: Аполлинарий Дудко

Сценарий: Вениамин Каверин, Евгений Габрилович

Композитор: Олег Каравайчук

Художники: Давид Виницкий

Награды

1956 год

Международный кинофестиваль фильмов для детей и молодёжи в Белграде (Югославия)


Диплом за режиссуру Владимиру Венгерову

Актёрский состав
Саня Григорьев
Александр Михайлов
Ольга Заботкина
Евгений Лебедев
Ромашов
Катя Татаринова
Валя Жуков
Анатолий Адоскин
Ольга Леонидовна Заботкина - советская балерина и актриса, заслуженная артистка РСФСР.
Ольга Заботкина родилась 18 января 1936 года в Ленинграде. В 1953 году окончила Ленинградское хореографическое училище.
С 1953 по 1977 год работала в труппе Ленинградского театра имени Кирова солисткой. Была яркой характерной танцовщицей ленинградской сцены. Классическая строгость формы сочеталась в искусстве балерины с тонким чувством стиля национального танца.
В 19 лет Ольга Заботкина дебютировала в кино, и первая же роль принесла ей всесоюзную славу. Она сыграла Катю Татаринову в экранизации романа Вениамина Каверина «Два капитана». После этого успеха Заботкина начала получать новые предложения от режиссёров. Она сыграла главные женские роли в фильмах «Дон Сезар де Базан», «Черёмушки», «Неоконченная повесть» и фильме-балете «Спящая красавица». При этом продолжала солировать в театре.
В 1980 году вышла замуж за поэта-пародиста Александра Иванова. Когда Иванов стал телеведущим передачи «Вокруг смеха», Заботкиной пришлось оставить сцену, переехать в Москву и стать секретарём мужа.
Умерла Ольга Заботкина в 2001 году. Ей было всего 65 лет. Её прах захоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Евгений Алексеевич Лебедев - советский и российский актёр театра и кино, педагог, народный артист СССР, лауреат нескольких премий: Ленинской, Сталинской (первой степени) и Государственной премии СССР.
Евгений Лебедев родился 15 января 1917 года в Балакове, в семье священника. С 1927 года Евгений воспитывался у деда в Самаре, учился в средней школе № 13 имени В. Чапаева, затем в ФЗУ при заводе «Кинап», участвовал в заводской художественной самодеятельности. В 1932 году поступил в театр ТРАМ в Самаре. В 1934 году переехал в Москву, учился в театральной студии при Театре Красной армии. Одновременно с учёбой работал разнорабочим. В 1936—1937 годах учился в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского (ныне – ГИТИС), а потом в училище Камерного театра, которое окончил в 1940 году. В годы Великой Отечественной войны вместе с группой артистов театра Лебедев выступал с концертами в воинских подразделениях и госпиталях. С 1949 года работал в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола.
В 1958-1966 и 1973-1974 годах преподавал актёрское мастерство в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, ныне — Российский государственный институт сценических искусств.
Умер Евгений Лебедев 9 июня 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Анатолий Михайлович Адоскин - советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации.
Анатолий Михайлович Адоскин родился 23 ноября 1927 года в Москве. В 1948 году окончил студию при Театре имени Моссовета под руководством Юрия Завадского. По окончании был приглашён в труппу театра. Дебютом Анатолия Адоскина в кино стала роль Вали Жукова в фильме «Два капитана» (1955). В его фильмографии более 60-ти ролей, самыми известными из которых стали роли в фильмах «Девчата», «Два капитана», «Братья Карамазовы», «Человек ниоткуда», «Семь стариков и одна девушка». В 1961 году перешёл в труппу театра «Современник». В 1965 году был приглашён в театр имени Ленинского комсомола, а в 1968 году вернулся в Театр имени Моссовета. Много лет преподавал в Школе-студии МХАТ. На телевидении и радио выступал с авторскими передачами, посвященными творчеству русских поэтов и писателей. В 2002 году был выдвинут на соискание национальной премии в области кинематографа "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль второго плана" за работу в картине А. Кончаловского "Дом дураков". Его последней работой в кино стала роль «главного сатирика страны» в сериале «Кураж».
Умер Анатолий Адоскин в 2019 году, похоронен на Донском кладбище Москвы.
Александр Александрович Михайлов - советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии третьей степени.
Александр Михайлов родился 14 сентября 1922 года. В школе Александр был настоящим активистом. С детства он мечтал стать актёром и, окончив школу, без труда поступил во ВГИК. Вот только отучиться в институте он успел всего лишь год - началась война. После войны Михайлов решил продолжить обучение. В 1948 году окончил Школу-студию МХАТ. С 1948 по 1953 год работал актёром Центрального детского театра, а в 1953 году перешёл во МХАТ. При разделе МХАТа остался в труппе Татьяны Дорониной и играл там до 1990 года. Сниматься начал с 1941 года, дебютировав в боевых киносборниках. Широкая известность к нему пришла в 1955 году после роли Сани Григорьева в первой экранизации романа Вениамина Каверина «Два капитана» режиссёром Владимиром Венгеровым. Актёр проснулся знаменитым. Казалось бы, после такого взлёта Михайлова ждала головокружительная карьера. Но в последующем десятилетии он всего дважды (не считая телепостановок) появился на большом экране. Александр Михайлов полностью сосредоточился на театре. На сцене актёр был настоящим мастером перевоплощения. Работал на телевидении ведущим ряда детских передач.
Умер 14 марта 1992 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Инна Кондратьева
Мария Васильевна, мать Кати
Инна Михайловна Кондратьева - советская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР. Инна Кондратьева родилась в Грозном в семье служащего. В 1947 году окончила Ленинградский театральный институт и в том же году была принята в труппу Ленинградского Нового театра (с 1953 года — Театр им. Ленсовета). К середине 1950-х годов Кондратьева стала одной из ведущих актрис труппы. В 1958 году актриса была приглашена в Большой драматический театр им. Горького и вскоре стала женой его художественного руководителя — Георгия Товстоногова. В 1962 году брак распался. Покинув БДТ, Кондратьева переехала в Москву и в 1963 году стала актрисой Театра им. М. Н. Ермоловой.
В кино дебютировала в 1949 году в роли подпольщицы Галины Понащик в фильме Александра Файнциммера «Константин Заслонов». Известность актрисе принесли роли в таких фильмах, как «Два капитана» и «Балтийское небо» Владимира Венгерова, «Дикая собака динго» Юлия Карасика.
В 1982 году из-за тяжёлой болезни покинула сцену. Умерла Инна Кондратьева 18 июля 1985 года, похоронена на Востряковском кладбище.
Леонид Павлович Галлис - советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР.
Леонид Павлович Галлис родился 29 декабря 1911 года в городе Бердянске Запорожской области. В 1935 окончил училище при Государственном экспериментальном театре имени B.Э. Мейерхольда. В том же году был принят в состав этого театра. С 1938 года и до конца дней служил на сцене театра им. Ермоловой, в котором сыграл много разных интересных ролей. Леонид Галлис был не только ведущим актёром, но и одним из самых талантливых в театре.
Кинокарьера Галлиса началась в 1947 году с главной роли в военной мелодраме Юлия Райзмана «Поезд идёт на Восток». Он снялся в таких картинах, как «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Аттестат зрелости», «Дом вдовца», «Цена», «Сюжет для небольшого рассказа», «Гранатовый браслет», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Три сестры», «Прощайте, голуби!», «Пока жив человек», «Испытание верности», «Координаты неизвестны» и других.
Ушёл из жизни 19 августа 1977 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Леонид Галлис
Николай Антонович Татаринов, заведующий школой
"Здесь добро и зло отличимы в героях сразу же, с их первого появления, немедленно. Добро и зло изображены ярким цветом. И в этом нет ничего худого. В картине есть и юношеские мечты, и первая любовь - всё то истинно прекрасное в жизни, что мы так редко видели до сих пор на экране. И вот всё это появляется, возникает, волнует до глубины души, и я уверен, что зритель с восторгом поверит, что мечты должны сбываться, а первая любовь должна стать единственной на всю жизнь".

Григорий Козинцев о фильме «Два капитана»



О фильме
«Два капитана» — экранизация одноимённого романа Вениамина Каверина, снятая известным советским кинорежиссёром Владимиром Венгеровым (к/ф «Кортик», «Порожний рейс», «Вторая весна», «Обрыв»). Главный герой киноповести Саша Григорьев - в исполнении Александра Михайлова (к/ф «Повесть о настоящем человеке», «Испытание верности», «Так победим!») - с детства задался целью: став полярным лётчиком, найти без вести пропавшую в Арктике полярную экспедицию капитана Татаринова.
Киноповесть «Два капитана» необычайно трогательная и увлекательная. История о человеке, который умеет ставить перед собой цели и достигать их, мечтать и воплощать свои мечты в жизнь. Вера Сани Григорьева в любовь и торжество справедливости, его желание помочь семье капитана Татаринова вызывают у зрителя сопереживание и искренние эмоции. Фильм по праву относится к классике и шедеврам отечественного кинематографа. Идея и проблемы, затронутые в фильме, актуальны и в наше время, несмотря на более полувековой возраст этой картины. Сюжет интригующий и запоминающийся, а финальная развязка неожиданная.
Стоит отметить, что большинство актёров киноповести были малоизвестны. Но образы главных героев получились яркими, искренними и стали образцом подражания для советской молодёжи. В фильме «Два капитана» состоялся дебют ныне знаменитого российского актёра Анатолия Адоскина (к/ф «Девчата», «Братья Карамазовы», «Живой труп»), в картине также сыграли такие советские знаменитости, как Евгений Лебедев (к/ф «Приключения жёлтого чемоданчика», «Эскадрон гусар летучих», сериал «Ермоловы»), Борис Аракелов (к/ф «Кортик», «Максим Перепелица», «Мятежная застава») и другие известные актёры.
Кинофильм - настоящий хит того времени. Его посмотрели около 32 миллионов зрителей всех возрастов. Картина «Два капитана» признана миллионами зрителей одной из самых удачных экранизаций советского периода.
Существует более поздняя версия «Двух капитанов» режиссёра Евгения Карелова, снятая в 1976 году. В 1974 году Евгений Карелов, известный по фильмам «Служили два товарища» и «Семь стариков и одна девушка», взялся за работу над шестисерийной экранизацией романа. Съёмки продолжались два года, благодаря значительному хронометражу фильм достаточно полно воспроизводит сюжет книги.

В 2001 году по мотивам книги был поставлен мюзикл «Норд-Ост», история которого в 2002 году была прервана терактом.

Сюжет
Эта романтическая клятва, данная в детстве Саней Григорьевым, долгие годы вела его к осуществлению заветной мечты: стать полярным лётчиком и отыскать следы пропавшей арктической экспедиции капитана Татаринова.
Саня Григорьев вылавливает из реки сумку утонувшего почтальона. Письма намокли, и адреса на конвертах нельзя было разобрать, поэтому эти послания стали для главного героя картины увлекательным чтением. Одно из писем, написанное каким-то моряком, так поразило его, что он запомнил его наизусть. Мечтая стать путешественником, Саня бежит из дома, собираясь отправиться в дальние края, но оседает в Петрограде и становится беспризорником.
На улицах Петрограда Саню подбирает и устраивает в школу-коммуну учитель Иван Павлович Кораблёв. Заведующим школы является Николай Антонович Татаринов. Саня подружился с Катей Татариновой — дочерью погибшего капитана Ивана Львовича Татаринова, двоюродного брата заведующего школой. Саня выясняет, что именно письмо Ивана Львовича он нашёл в сумке почтальона. Также он выясняет, что именно Николай Антонович сыграл решающую роль в том, что экспедиция капитана Татаринова погибла. Узнав об этом, Мария Васильевна, вдова Ивана Львовича, а ныне жена Николая Антоновича, выпивает яд. Николай Антонович обвиняет Саню в клевете и смерти Марии Васильевны. Саня ставит своей целью найти экспедицию капитана Татаринова и доказать свою правоту.
Окончив школу, Саня становится полярным лётчиком и женится на Кате. Когда начинается Великая Отечественная война, он уходит на фронт. Однажды судьба забрасывает его на подбитом самолёте к месту последней стоянки экспедиции капитана Татаринова. Впоследствии об истории, открытиях и гибели экспедиции, а также о том, кто виноват в этой гибели, на открытой лекции рассказывает некий советский профессор, а Саня Григорьев продолжает защищать страну и находит пропавшую во время блокады Катю. Действие «Двух капитанов» начинается накануне революции 1917 года, а заканчивается в те же дни и месяцы, когда писались последние главы романа (1944 год). Таким образом, перед нашими глазами разворачивается не только история жизни Сани Григорь­ева, но и история страны, тоже проходящей стадии своего становления. Каверин пытается показать, как после хаоса начала 1920-х и героических трудовых порывов начала 1930-х к концу войны страна начи­­нает уверенно двигаться к светлому будущему, строить которое пред­стоит Григорь­еву, Кате, их близким друзьям и другим безымянным героям с та­ким же запа­сом воли и терпения.
Герой «Двух капитанов» Саня Григорьев всю жизнь посвятил восстановлению доброго имени капитана Татаринова - замечательного путешественника, имя которого не осталось ни на одной географической карте из-за подлости, недоброжелательства и отсутствия желания признавать его открытия. В романе автор поднимает и решает целый ряд важных морально–нравственных проблем: что есть истина и ложь, мужество и бесчестие, героизм и долг. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» — вот кредо двух капитанов — Ивана Татаринова и Александра Григорьева, никогда не встречавшихся, но во многом похожих.
Роман «Два капитана», законченный в середине 1940-х годов, пользовался огромной популярностью у читателей.
«Два капитана» - не просто роман русского советского классика Вениамина Каверина, это уже для нескольких поколений нашей страны символ отваги, чести, верности, рыцарского самопожертвования во имя заветной цели, во имя дружбы и любви.

"Бороться и искать, найти и не сдаваться!"
Вениамин Александрович Каверин (настоящая фамилия Зильбер) - известный прозаик, автор рассказов и сказок, повестей, романов, среди которых наибольшей популярностью у читателей пользуются романы "Два капитана" (1944), "Открытая книга" (1949-1956), "Перед зеркалом" (1970), "Наука расставания" (1985), автобиографическая трилогия "Освещённые окна" (1976). О своём псевдониме писатель говорил, что "фамилию Каверин взял, имея в виду друга Пушкина, лихого гусара. Мне импонировало его мужество и смелость". Писатель прожил большую, интересную, деятельную жизнь, в которой отразились все драматичные и яркие события нашей истории.
О романе В. А. Каверина "Два капитана"
Вениамин Александрович Каверин родился в Пскове, в семье военного музыканта. В 1912 году Каверин поступил в знаменитую Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. Здесь учились писатель, сценарист, переводчик, литературовед и критик Юрий Тынянов, создатель знаменитых математических таблиц Владимир Брадис и автор учебника по физике Исаак Кикоин.
Затем в 1923 году Вениамин Зильбер окончил Ленинградский институт живых восточных языков (отделение арабистики), а в 1924 году - историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета. В 1929 году защитил диссертацию.
Первый рассказ под псевдонимом «Каверин» был опубликован в 1922 году. Ранние рассказы были написаны на фантастические сюжеты. В начале 1920-х годов писатель входил в литературную группу «Серапионовы братья».
Его обращение к реальной жизни отразилось в романах. Например, роман «Исполнение желаний» и роман-трилогия «Открытая книга» посвящены изображению творческого труда, научным поискам советской интеллигенции. Наибольшую известность приобрёл приключенческий роман «Два капитана». Литературные произведения «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы.
«Два капитана» - одно из самых ярких произведений русской приключенческой литературы XX века. Эта история о любви и верности, мужестве и целеустремлённости уже многие годы не оставляет равнодушным ни взрослого, ни юного читателя.
Фазиль Искандер назвал «Двух капитанов» В. А. Каверина «Тремя мушкетёрами» наших дней. А сам писатель говорил, что «это роман о справедливости и о том, что интереснее быть честным и смелым, чем трусом и лжецом». И ещё он говорил, что это «роман о неизбежности правды».
Первый том романа Каверина «Два капитана» был впервые опубликован в 1938 году, второй том вышел в свет в 1944 году. Книга издавалась несколько сот раз; была переведена на многие иностранные языки; ею зачитывались дети и взрослые. В 1946 году за роман «Два капитана» Вениамин Каверин был удостоен Сталинской премии. Каверин обошёлся самыми простыми словами, на страницах «Двух капитанов» не найти патетики и лозунгов. Жизнь страны глазами одного героя предстаёт без прикрас и лакировки: в ней есть и беспризорники, и голод, и доносы. Но всё плохое и тяжелое в романе — временно. На первом плане — обычные советские люди, добрые и честные, с которыми всё обязательно будет хорошо.
В основу истории о капитане Татаринове легли три реальные полярные экспедиции отважных завоевателей Крайнего Севера. Экспедиция на корабле "Святой Фока" под руководством полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (от этого человека Татаринов унаследовал характер и внешние черты). Экспедиция полярного исследователя Владимира Александровича Русанова на боте "Геркулес", пропавшая без вести (легла в основу истории поиска экспедиции Татаринова). Экспедиция на корабле "Святая Анна" под руководством полярного исследователя Георгия Львовича Брусилова. Дрейф «Святой Марии» совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской «Святой Анны». А дневник штурмана Климова полностью основан на дневнике штурмана «Святой Анны» В.И. Альбанова – одного из двух оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции.
Сюжет книги основан на реальных событиях. История Сани Григорьева детально воспроизводит биографию Михаила Лобашева, известного генетика, профессора Ленинградского университета. Вениамин Каверин познакомился с ним в середине 30-х годов, и эта встреча подтолкнула писателя к созданию книги. Ещё одним прототипом главного героя стал военный лётчик-истребитель Самуил Клебанов, героически погибший в 1943 году. Именно он посвятил писателя в тайны лётного мастерства. «Я гордился его дружбой», - вспоминал В. А. Каверин.
Роман «Два капитана», законченный в середине 1940-х годов, пользовался огромной популярностью у читателей.
«Два капитана» - не просто произведение русского советского классика Вениамина Каверина, это уже для нескольких поколений нашей страны символ отваги, чести, верности, рыцарского самопожертвования во имя заветной цели, во имя дружбы и любви.

Вениамин Каверин
В 1946 году было принято решение экранизировать роман «Два капитана». Сценарий создавал автор Вениамин Каверин вместе с драматургом Евгением Габриловичем. Работа над сценарием затянулась на несколько лет. Основная претензия критиков состояла в том, что в сценарии к фильму «семейный конфликт превалирует над общественным». На протяжении четырёх лет авторы пытались переработать сценарий, чтобы добиться его утверждения. Во второй половине 1940-х годов по уже утверждённому сценарию было снято более половины картины, но по решению руководства съёмки были прекращены. Затем фильм вновь был поставлен в план производства, а переработка его сценария продолжилась. Режиссёром картины был выбран В. М. Пронин. До этого, в 1946 году он поставил фильм «Сын полка» по одноимённому роману В. П. Катаева.
Но и после многократных переделок сценарий не устраивал Министерство кинематографии и его художественный совет. В очередном варианте сценария, представленном во второй половине 1950 года, было показано, что главный герой боролся не только за справедливость, но и во славу отечественной науки. По мнению критиков, в сценарии не хватало примет времени. Учитель Кораблёв должен быть если не коммунистом, то хотя бы «передовым советским учителем». Упрекали авторов и за то, что они не показывали, как наказаны злые силы. Были и относительно мелкие претензии к языку сценария. Например, считалось, что советские рабочие и школьники не могут говорить слово «дура», тем более с экрана. Главный критик сценария вместе со всем этим заявлял, что сценарий в конце «потерял поэтическую прелесть».
Об истории экранизации романа
Каверин согласился с предложением переработки режиссёрского сценария. Его соавтор, Е. Габрилович, предложил, структурно не меняя текст, внести в него коррективы. В частности, показать то, что капитан Татаринов погиб не из-за «странных махинаций одного человека», а потому, что «английский капитал не хотел, чтобы русские исследователи были на Севере». Подытоживая споры, председатель худсовета, сказал, что «может получиться хороший фильм, и не только для юношества, но и для взрослых». По его выражению, «роман действительно приобрёл большую славу».
И хотя режиссёрский сценарий находился ещё в стадии доработки и согласования, уже сделали актёрские пробы. Среди претендентов на роль взрослого Сани Григорьева был артист В. Сошальский. На роль учителя Кораблёва был выбран Р. Я. Плятт. Высказывались опасения, что он будет вызывать ассоциации со своими комедийными ролями. Но известный критик Д. Заславский сказал, что Плятт создаст «тёплый и сердечный образ». На роль Ромашова, в лице которого должна быть, по выражению членов худсовета, «подлятинка», пробовались В. П. Балашов и В. К. Трошин. Общее мнение людей, от которых зависело принятие решений, было таким, что актёрский ансамбль подобран хорошо.
Но, несмотря на положительное отношение к экранизации, фильм режиссёром В. Прониным так и не был снят. В апреле 1951 года решением Правительства были приостановлены съёмки многих картин. Вообще, этот год был самым тяжёлым в послевоенной истории советской кинематографии.
К идее экранизации романа В. Каверина вернулись три года спустя, когда в стране наступила новая эпоха, а в области кино были дана установка на увеличение производства фильмов. Подбирая темы для постановки, вспомнили многое, которые было отвергнуто ранее — во второй половине 1940-х и в начале 1950-х годов. В том числе вспомнили и о «Двух капитанах». Сценарий В. Каверина и Е. Габриловича больше не обсуждался на высоких собраниях в министерских кабинетах. В 1954 году его приняли к постановке без ожесточённых споров и переделок в рабочем порядке.
На фильм был утверждён другой режиссер - Владимир Венгеров и выбран новый актёрский ансамбль.
Так, первая экранизация «Двух капитанов» появилась спустя девять лет после решения о постановке фильма. В 1955 году на экраны вышла полнометражная картина о капитане Александре Григорьеве. Проект Владимира Венгерова имел колоссальный успех. Его посмотрели более чем 32 000 000 зрителей со всего Советского Союза.
Вторая экранизация романа Вениамина Каверина «Два капитана» состоялась в телевизионном прокате 26 февраля 1976 года.

Евгений Габрилович
Владимир Венгеров
Вениамин Каверин
Аполлинарий Дудко

Актёры 

.

Александр Михайлов
Александр МихайловСаня Григорьев
Все, кто видел фильм «Два капитана», никогда не забудут этого чудесного и светлого актёра, который обладал уникальной славянской внешностью, запоминающимся тембром голоса, обаянием и мужской харизмой. Естественность, глубина, шарм, простая человеческая красота - можно подобрать ещё массу эпитетов, и все они - в точку!
Карьеру в кино Александр Михайлов начал в 19 лет, сыграв такую крошечную роль, что его имя даже не указали в титрах. Зато позже фильмография актёра пополнилась такими шедеврами отечественного кино, как «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953), «Испытание верности» (1954).
Родился будущий актёр 14 сентября 1922 года в Москве. Его родители были из московской интеллигенции. Дедушка актёра в царское время был человеком небедным, владел целой гостиницей и жил в шикарной семикомнатной квартире на Каляевской улице. Во время революции жилплощадь была «уплотнена»: хозяину и его семье оставили лишь одну комнату. Там и рос Александр.
В школе будущий актёр был настоящим активистом. С детства он мечтал стать актёром и, окончив школу, без труда поступил во ВГИК. Вот только отучиться в институте он успел всего лишь год - началась война. С однокурсниками Александр выезжал на трудовой фронт - строил оборонительные рубежи для армии, а затем вместе с отцом был направлен в Свердловск. Там молодой человек в качестве лаборанта работал на строительстве военного завода.
Однако в марте 1942 года Александра срочно отправили в эвакуацию с сотрудниками студии «Союздетфильм». Именно тогда он сыграл одну из главных ролей у Льва Кулешова в фильме «Мы с Урала». Последующие роли в фильмах были эпизодическими: «Лесные братья», «Март-апрель», «Небо Москвы», «Это было в Донбассе».
После войны Михайлов решил продолжить обучение. В 1944 году он был зачислен в Школу-студию МХАТ. Большинство студентов мечтали после учёбы попасть в труппу МХАТа, но Михайлов пошёл своим путём. Александр выбрал Центральный детский театр, где ему сразу доверили главную роль Сани Григорьева в «Двух капитанах». Премьера спектакля прошла 6 ноября 1948 года и имела грандиозный успех, а исполнитель главной роли сразу же приобрёл вес в театральных кругах и стал любимцем зрителей. Спустя 7 лет, когда режиссёр Владимир Венгеров задумал экранизировать роман Вениамина Каверина, именно Михайлова утвердили на главную роль.
Фильм стал лидером кинопроката, а актёр, сыгравший главную роль, проснулся знаменитым. Казалось бы, после такого взлёта Михайлова ждала головокружительная карьера. Только 1957 год принёс артисту сразу две значительные роли: клоуна Анатолия Дурова в киноленте «Борец и клоун» и археолога в фильме «Неповторимая весна». Но в последующем десятилетии он всего дважды (не считая телепостановок) появился на большом экране.
Видимо, образ Сани Григорьева настолько «прилип» к актёру, что его засыпали однотипными, часто неинтересными предложениями. Михайлов же хотел «расти», работать над собой. Так что он полностью сосредоточился на театре.
Актёр перешел во МХАТ, где выступал в сложных драматических ролях, требующих глубокой внутренней трансформации: Лермонтов в одноимённом спектакле, принц Флоризель в «Зимней сказке», Роберт де Мони в «Убийце», Бобчинский в «Ревизоре», Чебутыкин в «Трёх сёстрах».
На сцене актёр был настоящим мастером перевоплощения. Однако все, знающие Михайлова лично, поражались: в жизни он был совершенно иным. Замкнутый, необщительный, неуверенный в себе. Александр старался держаться в тени и не привлекать внимание. Говорили, что у него был очень непростой характер.
Зато семьянином Александр Александрович был прекрасным: любил дом и уют, тепло домашнего очага и покой.
В 1970 году, когда актёру было 48 лет, театр возглавил Олег Ефремов, с которым у Михайлова были хорошие отношения. Артисты дружили ещё со времён работы в ЦДТ. Ефремов всегда находил для Александра Михайлова роли в лучших постановках. Но всё резко изменилось, когда спустя 17 лет в театре начался «раскол», и труппа разделилась между Татьяной Дорониной и старым худруком.
Ефремов по непонятным причинам не позвал старого друга в свою труппу. Даже дорогую для Михайлова роль Телегина из «Дяди Вани», режиссёр отдал Вячеславу Невинному. Это буквально подкосило Александра Александровича, которому пришлось остаться в труппе Дорониной, где обстановка для актёра была, мягко говоря, непростая.
В кино дела обстояли не лучше - про некогда «звезду» всесоюзного масштаба режиссёры уже забыли. В период с 1959 по 1980 год (последнее появление на экране) актёр снялся менее чем в 10-ти эпизодических ролях.
Внутренний надлом, стресс и нервы постепенно довели до тяжёлой болезни - таким был итог театральных «дрязг» для Александра Михайлова. К врачам он обратился, когда уже было поздно - операция не помогла справиться с недугом. Последние два года жизни актёра были тяжёлыми и мучительными, как физически, так и морально. Он был прикован к постели, и не было никакой надежды на выздоровление.
Александра Михайлова не стало 14 марта 1992 года. До своего 70-летия актёр не дожил всего полгода. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Жаль, что сейчас Александра Михайлова практически забыли, а те, кто помнит, считают его актёром одной роли - Сани Григорьева из «Двух капитанов». Но эту роль Михайлов не просто исполнил, он прожил её на экране. А раз так, то не забыт настоящий русский человек с его любовью к Родине и героизмом как в мирной жизни, так и на войне.
Ольга Заботкина
Ольга Заботкина родилась в Ленинграде, за 5 лет до начала Великой Отечественной войны. Семья Ольги прошла через блокаду, в результате которой девочка в 1942 году потеряла отца. Балет был главным увлечением Ольги с самого детства. К тому же поступление в детский интернат для балерин стало для Заботкиной спасением от голода – там учениц кормили, а в тяжёлые военные и послевоенные годы это было для семьи единственным выходом. Физические данные юной балерины – природная грация, высокий рост, изящество – были отмечены педагогами, и в 1953 году Ольга успешно окончила балетное училище им. А. Вагановой. После этого её приняли в труппу Ленинградского театра им. Кирова (ныне – Мариинской театр), на сцене которого она выступала на протяжении почти 25 лет. Ольга Заботкина была яркой характерной танцовщицей ленинградской сцены. Классическая строгость формы сочеталась в ней с тонким чувством стиля национального танца.
В 19 лет Ольга Заботкина дебютировала в кино, и первая же роль принесла ей всесоюзную славу. Она сыграла Катю Татаринову в экранизации романа Вениамина Каверина «Два капитана». Кандидатуру Ольги на главную роль в фильме утвердил сам писатель – по его мнению, Заботкина была невероятно похожа на его героиню и внешне, и по характеру: пережив войну и блокаду, девушка обладала такой же силой воли и решительностью. После выхода фильма на юную дебютантку обрушилась невероятная популярность.
После этого успеха Ольга Заботкина начала получать новые предложения от режиссёров. Она сыграла главные женские роли в фильме-спектакле «Дон Сезар де Базан» (Маритана) и в музыкальной комедии «Черёмушки» (Лида Бабурова), снялась в фильме «Неоконченная повесть» и фильме-балете «Спящая красавица». При этом продолжала солировать в театре, выступая в спектаклях «Лебединое озеро», «Лауренсия», «Хованщина», «Дон Кихот», «Золушка», «Каменный цветок».
Ольга Заботкина - жена поэта-пародиста Александра Иванова. Когда Иванов стал телеведущим передачи «Вокруг смеха», Ольге Леонидовне пришлось оставить сцену, переехать в Москву и стать секретарём мужа. Она следила за его имиджем, советовала менять причёски, выбирала костюмы, редактировала тексты и не пропускала ни одной записи программы «Вокруг смеха». И на всех застольях, дружеских посиделках, днях рождения и прочих празднествах присутствовала с мужем неизменно.
Она пережила Александра Иванова на несколько лет. Последние годы актриса очень болела, практически не выходила на улицу, никого не приглашала к себе. «Я не хочу, чтобы вы меня такой видели», - отвечала она друзьям по телефону. Умерла Ольга Заботкина в Москве 24 декабря 2001 года. Ей было всего 65 лет. По воле покойной её прах доставлен в Санкт-Петербург и захоронен на Смоленском кладбище.
Ольга ЗаботкинаКатя Татаринова
Евгений Лебедев
Анатолий Адоскин
Евгений ЛебедевРомашов
Евгений Алексеевич Лебедев – советский и российский актёр театра и кино, педагог, родился в Балакове, в семье священника, и в дальнейшем был вынужден скрывать своё происхождение. В середине 1920-х годов Лебедевы были вынуждены покинуть родное Балаково и пытались устроиться в других местах Саратовской области. С 1927 года Евгений воспитывался у деда в Самаре. Окончив среднюю школу, пошёл обучаться в ФЗУ при заводе «Кинап». Участвовал в заводской художественной самодеятельности. В 1932 году поступил в самарский Театр рабочей молодёжи (ТРАМ). Кто-то донёс в милицию, что в театре работает «поповский сын», ему грозила ссылка в трудовой лагерь. Поэтому в 1934 году Евгению пришлось покинуть Самару.
Поселился Лебедев в Москве. Учился сначала в театральной студии при Театре Красной армии, в 1936-1937 годах - в Центральном техникуме театрального искусства (ныне — ГИТИС), а потом в училище Камерного театра, которое окончил в 1940 году.
В 1934 году одновременно учёбой работал разнорабочим на Московском маслобойном заводе, в 1935-1936 годах — разнорабочим на стройке, в 1936-1937 — вальцовщиком на кондитерской фабрике «Красный Октябрь».
С родителями Лебедеву приходилось встречаться тайно. По отцовскому совету Евгений выдавал себя в Москве за круглого сироту, который лишился родителей в 1921 году. Последняя встреча с отцом состоялась незадолго до его ареста. В 1937 году его отец был репрессирован, годом позже арестовали и мать. Теперь Лебедев - не просто «поповский сын», а сын «врага народа»: в сентябре Лебедев теперь реально осиротел и остался с маленькой сестрёнкой Ниной. Чтобы обоим выжить, ему пришлось пристроить свою сестру в детский дом, сказав, что эту девочку он подобрал на улице. Много лет спустя Евгений Алексеевич разыскал свою сестру.
В годы Великой Отечественной войны вместе с группой артистов театра Евгений Лебедев выступал с концертами в воинских подразделениях и госпиталях. С 1949 года работал у Товстоногова в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола.
Роль подлеца Ромашова для театрального артиста Евгения Лебедева стала кинодебютом. С пьесой «Два капитана» Лебедев был знаком не понаслышке – с 1949 года он играл Саню Григорьева на сцене Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
Евгений Лебедев много снимался в кино, награждён орденами и медалями, Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР с 1968 года.
В 1958-1966 и 1973-1974 годах преподавал актёрское мастерство в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ныне — Российский государственный институт сценических искусств).
Евгений Лебедев обладал также литературным даром. Он оставил после себя автобиографические рассказы, дневники, эссе, письма и заметки. Лебедев был физически крепким человеком, но перенёс инсульт с потерей речи. Ему удалось восстановиться и вернуться к жизни, практически заново научившись говорить и двигаться. В январе 1997 года актёр с размахом отмечал свой 80-летний юбилей. Бенефис артиста прошёл с аншлагом.
Умер Евгений Лебедев 9 июня 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Анатолий Адоскин – Валя Жуков
Анатолий Михайлович Адоскин - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации.
Анатолий Адоскин родился 23 ноября 1927 года в Москве в то смутное время, когда прошла Октябрьская революция и надвигалась Великая Отечественная война. Анатолий Михайлович начал задумываться об актёрском творчестве ещё с самого детства. Он рос во дворе дома, в котором жили артисты МХАТа и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Мальчишкой он посещал театр и мечтал стать оперным певцом – таким же, как Фёдор Шаляпин или Энрико Карузо, но понимал, что без актёрского мастерства – никуда. Во время войны Анатолий Адоскин трудился на заводе и собирал мины. Трудолюбивый юноша считался лучшим в своем цехе.

Отец Анатолия не одобрял мечты сына о театре. Михаил Адоскин хотел, чтобы Анатолий освоил более приземлённую мужскую профессию. Поэтому отправил его в автотранспортный техникум. Правда, Анатолий не был рачительным студентом: юноша пропускал нелюбимые занятия, втайне от родителей мечтая о творческой стезе. Поэтому уже через год Адоскина отчислили. Молодой человек долго не решался донести эту новость родителям, к тому же будущий актер потерял рабочую карточку, которую можно было восстановить только после поступления в студию при Вахтанговском театре, но на тот момент экзамены уже закончились. Анатолию ничего не оставалось делать, кроме как нагрянуть к Борису Захаве (руководителю курса) домой.
«Пришел к Захаве утром, постучал, он вышел ко мне в халате, и я выпалил: «Хочу к Вам в студию. Знаю, что поздно, но я очень талантливый, возьмите меня». Видимо, от изумления он решил меня прослушать и зачислил на курс», – делился Анатолий Адоскин в интервью.
В 1943 году Адоскин был принят в драматическую студию Театра имени Моссовета под руководством Юрия Завадского, которую окончил в 1948 году. После окончания студии был приглашён в труппу театра. Дебютом Анатолия Адоскина в кино стала роль Вали Жукова в фильме «Два капитана» (1955). А всесоюзная популярность пришла к нему после 1961 году, когда на экраны вышел фильм «Девчата», где актёр сыграл роль инженера. В 1961 году Анатолий перешёл в труппу театра «Современник», а в 1965 году был приглашён в театр им. Ленинского комсомола. В 1968 году вернулся в театр имени Моссовета. В его фильмографии более 60 ролей, самыми известными из которых стали роли в фильмах «Девчата», «Два капитана», «Братья Карамазовы», «Человек ниоткуда», «Семь стариков и одна девушка». В основном он играет добрых и наивных персонажей, которые не способны на подлые и противоречивые поступки.
Адоскин всегда оставался востребованным артистом, но ему доставались преимущественно роли второго плана. В отличие от многих знаменитых советских актёров, с распадом СССР кинокарьера Адоскина не завершилась – он сумел найти своё место и в кинематографе нового столетия. Так, в 2002 году актёр снялся в «Доме дураков» Кончаловского. Благодаря этой работе Адоскина выдвинули на премию «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Его последней работой в кино стала роль «главного сатирика страны» в сериале «Кураж».
Много лет Анатолий АМихайлович преподавал в Школе-студии МХАТ. На телевидении и радио выступал с авторскими передачами, посвящёнными творчеству русских поэтов и писателей. Он провел 70 лет на театральной сцене, до последних дней участвуя в спектаклях. Адоскин запомнился зрителям как разноплановый актер, который по щелчку пальца может менять свое амплуа.
Умер Анатолий Адоскин в 2019 году, похоронен на Донском кладбище Москвы.
Леонид Галлис
Инна КондратьеваМария Васильевна, мать Кати
Инна Михайловна Кондратьева - советская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР.
Инна Кондратьева родилась в Грозном в семье служащего. Позже ее семья переехала в Хабаровск, где она окончила школу. В 1947 году окончила Ленинградский театральный институт и в том же году была принята в труппу Ленинградского Нового театра (с 1953 года — Театр им. Ленсовета). К середине 1950-х годов Кондратьева стала одной из ведущих актрис труппы. В 1958 году актриса была приглашена в Большой драматический театр им. Горького и вскоре стала женой его художественного руководителя — Георгия Товстоногова. Среди ее работ в Большом драматическом театре им. Горького: «Эзоп» Г. Фигейредо - Мели; «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского - Аглая; «Варвары» А.М. Горького - Анна; «Гибель эскадры» A. Корнейчука - Оксана; «Океан» А. Штейна - Маша; «Четвертый» К. Симонова - Женщина, которую Он любил. В 1962 году брак распался. Покинув БДТ, Кондратьева переехала в Москву и в 1963 году стала актрисой Театра им. М. Н. Ермоловой.
Леонид Галлис – Николай Антонович Татаринов, заведующий школой
Только истинные театралы и киноманы помнят фамилию этого актера. А в 50–60 годах прошлого столетия его имя гремело по всей Москве. В театре им. Ермоловой он был самым ярким мастером сцены. Красивый, обаятельный, обладавший необычным тембром голоса и редчайшим даром перевоплощения.
Леонид Павлович Галлис родился 29 декабря 1911 года в городе Бердянске Запорожской области. В 1935 окончил училище при Государственном экспериментальном театре имени B.Э. Мейерхольда. В том же году был принят в состав этого театра. С 1938 г. и до конца дней служил на сцене театра им. Ермоловой, в котором сыграл много интересных и разных ролей: Басов («Дачники» М.Горького), Чарнота («Бег» М. Булгакова), Глумов («Бешеные деньги» А.Островского), Филимонов («Пролог» А. Штейна) и др. Леонид Галлис был не только ведущим актером, но и одним из самых талантливых, если не самым талантливым, актером театра. К тому же Леонид Павлович был прекрасным режиссером - он поставил несколько спектаклей, ставших событием для театральной Москвы - «Лес» Островского, «Время и семья Конвей» Дж. Б. Пристли и др.
Галлис обладал потрясающим мастерством перевоплощения - ему одинаково хорошо удавались как комические, так и драматические роли. К тому же, он был большим мастером по созданию выдающихся образцов грима.
Кинокарьера Галлиса началась в 1947 году с главной роли в военной мелодраме Юлия Райзмана «Поезд идёт на Восток». Картина вышла всего через три года после окончания Великой Отечественной войны, поэтому темы, затронутые в ней, стали для советских зрителей очень близкими. Фильм «Поезд идёт на Восток» посмотрели 16 миллионов человек. Однако лента не пришлась по душе советскому правительству, в частности главе государства Иосифу Виссарионовичу Сталину. Ему не понравилось, что создатели картины уделили слишком мало внимания патриотизму и военным подвигам, поэтому и режиссёр, и актёры подверглись жёсткой критике. Отношение Сталина к ленте «Поезд идёт на Восток» повлияло на карьеру Галлиса. Долгие годы ему не доставались роли в кино.
Только в 1953 году актёр вернулся на экраны в семейном фильме Анатолия Граника «Алёша Птицын вырабатывает характер». Затем он снялся в таких картинах, как «Аттестат зрелости», «Испытание верности» и «Два капитана». Артисту доставались в основном эпизодические и второплановые роли.
Однако с 1956 года актёру начали предлагать более весомые партии. Сначала он сыграл в фильме Андрея Апсолона «Приключения Артёмки», затем в «Призвании» Марии Фёдоровой и «Василии Сурикове» Анатолия Рыбакова.
Затем фильмография Леонида Галлиса пополнилась такими лентами, как «Дом вдовца», «Цена», «Сюжет для небольшого рассказа», «Гранатовый браслет», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Три сестры», «Прощайте, голуби!» и «Пока жив человек».
Ушёл из жизни 19 августа 1977 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
В кино начала сниматься с 1946 года, дебютировав в фильме «Во имя жизни». В 1949 году снялась в роли подпольщицы Галины Понащик в фильме Александра Файнциммера «Константин Заслонов». Фильм получил Сталинскую премию III степени. Известность актрисе принесли роли в таких фильмах, как «Два капитана» и «Балтийское небо» Владимира Венгерова, «Дикая собака динго» Юлия Карасика. Позже снялась в фильмах «Первороссияне» (тетя Катя), «Холодно - горячо» (Людмила Яковлевна), «Ижорский батальон» (Анна Алексеевна Снегирёва), «За всё в ответе» (Зоя Перевалова), «Дела сердечные» (Сергеева), «Открытая книга» (Агния Петровна), «Чужая» (Мария Петровна), «Ожидание» (Инна Васильевна) и др.
В жизни Инна Михайловна была энергичным, целеустремленным человеком. Обладала большим организаторским талантом. Много ездила по стране с концертными бригадами.
В 1982 году из-за тяжёлой болезни покинула сцену. Умерла Инна Кондратьева 18 июля 1985 года, похоронена на Востряковском кладбище.
Инна Кондратьева
Татьяна Пельтцер
Татьяна Пельтцер – Нина Капитоновна, бабушка Кати
Сценический дебют Татьяны состоялся еще в детстве, но поначалу она играла преимущественно мальчишек. В 12 лет Татьяна уже считалась профессиональной актрисой, она играла в антрепризе Николая Синельникова. Все это время рядом был отец, но уже в 1920 году родители согласились отпустить дочь одну в Ейск. Там она участвовала в постановках Передвижного театра Красной армии. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и Театра Военно-морского флота. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. Она выходила на сцену в постановках Театра Корша и Театра имени Моссовета (тогда еще МГСПС, затем до 1938-го — МОСПС), но в начале 30-х по семейным обстоятельствам переехала в Германию. В Берлине Татьяна вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать машинисткой в советское торгпредство. Но однажды немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что уже год спустя исполнительница вернулась в СССР и продолжила деятельность в Театре имени Моссовета, ее зачислили во вспомогательный состав. В 1936-м Татьяна переехала в Ярославль, где год служила в старейшем драмтеатре России. Затем она вернулась в Москву, выходила на сцену Колхозно-совхозного театра и Театра имени Моссовета. Талант Пельтцер раскрылся в полной мере только после того, как ее приняли в Театр миниатюр. Этой сцене Татьяна Ивановна отдала 6 лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими героинями и в то же время любила их. Со временем у нее появились преданные поклонники.
В 1947 году артистка перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Она играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». Позднее эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер - она проснулась знаменитой.
В 70-е Татьяне Ивановне присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров, поставивший 5 спектаклей, где у знаменитости были главные роли.
После 30 лет служения на сцене Театра сатиры, вслед за Марком Захаровым перешла в «Ленком». Коллеги сочли это решение безумством, потому что начать с нуля в почтенном возрасте не каждый бы смог. Но Татьяна Ивановна не жалела о своем выборе. Зрители обожали актрису, ходили на все спектакли с ее участием, а Захаров подбирал для нее яркие образы, в которых она смотрелась гармонично. За годы работы коллеги начали считать Пельтцер талисманом театра, поэтому, даже когда она уже едва могла играть, все равно продолжала выходить на сцену.
Последней постановкой, в которой была задействована знаменитость, стала «Поминальная молитва». Роль Берты была прописана специально для нее. В то время Татьяна Ивановна страдала от проблем с памятью, забывала слова, поэтому реплики за нее проговаривал партнер Александр Абдулов. Он относился к артистке с особой теплотой и заботой, и она отвечала ему тем же.
Кинодебютом Татьяны Ивановны стал эпизод в комедии «Свадьба», в которой она снялась в 1943 году. Успех ей принесла роль в комедии «Солдат Иван Бровкин», вышедшей в 1955 году. Татьяна Ивановна настолько блистательно сыграла сельскую женщину, что ее окрестили «матерью русского солдата». В дальнейшем Пельтцер снималась много, все героини были столь душевными и любящими, что зрители непременно узнавали в них своих близких, проникаясь к исполнительнице особой теплотой. Ее персонажи часто затмевали главных героев фильмов. На площадке Татьяна Ивановна всегда выкладывалась на полную, не жалея себя. В ней было столько энергии, что завидовали даже молодые коллеги. Среди поклонников знаменитости были не только взрослые, но и дети. Актриса озвучивала мультфильмы и радиопостановки, даря сказки маленьким слушателям.
Татьяна Пельтцер была без преувеличения великой русской актрисой. Себя она называла «счастливой старухой», ведь основу фильмографии составляют картины, где она мать, бабушка, няня. У нее не было актерского образования, но уникальный талант до сих пор вызывает восхищение.
Умерла Татьяна Ивановна Пельтцер 16 июля 1992 года. Похоронена в Москве на Введенском кладбище.
Биография народной артистки СССР началась в 1904 году в Москве. Ее предки по отцовской линии были выходцами из Германии. Там они занимались пошивом шуб, которые называли «пельтцы», отсюда и произошла фамилия. Дед по матери был главным раввином Киева.
Выросла Татьяна в семье знаменитого режиссера и актера Ивана (Иоганна) Пельтцера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов, затем играл на сцене, возглавлял театр в Харькове.
В 1906 году у Пельтцеров родился сын Александр, ставший впоследствии конструктором, автогонщиком, председателем Союза советских картингистов. До начала Первой мировой войны воспитание детей в семье велось исключительно на немецком языке, поэтому артистка знала его так же хорошо, как и русский.
Иван Романович был для дочери не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания. Он научил ее живо смотреть на мир, воспринимая его во всех красках. Неудивительно, что, глядя на него, девочка захотела стать актрисой. Позже Пельтцер с гордостью рассказывала, что не училась в театральных вузах, ведь всем тонкостям профессии ее обучил папа.
Бруно Фрейндлих – Иван Павлович Кораблев, учитель
Состоявшись как театральный артист, Фрейндлих решил попробовать себя в кино. Заметное появление состоялось в 40-летнем возрасте в фильме “Александр Попов”, где он сыграл изобретателя Гульельмо Маркони и получил за эту роль Сталинскую премию. С тех пор фильмография Бруно Артуровича пополнилась почти полусотней работ. На его счету такие известные советские ленты, как “Кортик”, “Два капитана”, “Бег”. Персонажи ему доставались соответствующие: играл он преимущественно аристократов, интеллигентов и военных. Нередко Фрейндлиху приходилось воплощать на экране реальных исторических личностей: писателя Ивана Тургенева, композитора Цезаря Кюи, адмирала Александра Колчака, барона Петра Врангеля, маршала Бориса Шапошникова.
Работы артиста в театре и кино принесли ему престижные государственные награды, а главное — любовь зрителей, чьи сердца хранят о нем благодарную память.
Артиста не стало в 2002 году, в возрасте 92 лет. Могила Бруно Артуровича находится на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.
Бруно Артурович Фрейндлих – советский актёр театра и кино. Родился 27 сентября 1909 года в городе Санкт-Петербург. Бруно Фрейндлих вырос в немецкой семье. Его предки, немцы по национальности, приехали в Россию еще при Петре I и занимались ремеслом стеклодувов, которое веками передавалось от поколения к поколению. Однако уже на родителях актера династическая традиция прервалась, и сам он решил избрать совсем другой путь.
В 1931 году поступил в Ленинградский театр рабочей молодежи. Во время учёбы Бруно Фрейндлих познакомился со своей будущей женой Ксенией. В 1934 году у пары родилась дочь Алиса, которая впоследствии стала знаменитой актрисой. Алиса подарила отцу внучку Варвару, которая продолжила актерскую династию, поступив в 1985-м в Ленинградский театральный институт. Ее сын Никита тоже пошел проторенной дорогой, став студентом Школы-студии МХАТ.
Театральная карьера Фрейндлиха складывалась удачно. Гамлет, Хлестаков, Гаев — перечень только этих работ свидетельствует о том, что Бруно был востребован и не отсиживался на вторых ролях. Он играл на сцене ТЮЗа им. А. Брянцева, БДТ им. М. Горького, драматического театра им. А. С.Пушкина.
Бруно Фрейндлих
Съёмки
В следующей своей картине, "Два капитана" (1955) по роману Вениамина Каверина, режиссёру пришлось столкнуться с определёнными трудностями. По своему объему роман был внушительным, охватывал большой временной промежуток, множество событий и персонажей. Всё это было необходимо каким-то образом вместить в сценарий односерийного фильма. Но работа над этим фильмом была для Венгерова важна, и, прежде всего - попыткой выстроить отношения с "крупноформатной" литературой, с развернутой во времени романной формой. Фильм Венгерова оставляет двойственное впечатление: с одной стороны — картина красива и динамична, с другой — лишена множества сюжетных линий, которые важны для истории Сани Григорьева. В результате авторам пришлось пойти за значительные сокращения. Так из сюжета выпали многие заметные и даже ключевые персонажи: родители главного героя Сани Григорьева, доктор Иван Иванович, отчим Гаер Кулий, друг Сани Пётр Сковородников и другие. Вскользь говорится о его побеге в Москву (в фильме — в Ленинград) и беспризорной жизни. Из повествования оказались исключены многие эпизоды и целые сюжетные линии. По книге самолет приземлился на значительном расстоянии от места гибели экспедиции капитана Татаринова, и экипажу, чтобы выйти к людям, пришлось совершить долгий путь, поневоле повторяя маршрут последних участников полярной экспедиции. В фильме подбитый самолет Григорьева терпит крушение чуть ли не на месте последней стоянки Татаринова.
Работа Венгерова очень эстетична (фильм снят на цветную пленку, которую тогда только-только начали массово выпускать в Советском Союзе).
Режиссер фильма Владимир Венгеров – один из классиков «Ленфильма». Он из плеяды послевоенного поколения. ВГИК закончил в мастерской Сергея Эйзенштейна, был принят на киностудию «Мосфильм». Его работа ассистентом на "Мосфильме" могла затянуться на несколько лет. Серьезной и самостоятельной работы у молодого режиссера в Москве не было. Иван Глотов, назначенный директором "Ленфильма", в апреле 1944 года предложил Венгерову ехать работать к нему на студию, пообещав скорый дебют и дав два дня на раздумья. Этот шаг себя оправдал - уже в 1945 году В.Венгеров ассистировал Фридриху Эрмлеру на военной ленте о Сталинградской битве "Великий перелом". Лента была успешной - в 1946 году она получила Золотую пальмовую ветвь на кинофестивале в Каннах.
Все фильмы Владимира Венгерова – настоящие события в мире кино.
Его первой самостоятельной (хоть и в соавторстве с Михаилом Швейцером) кинематографической работой стал "Кортик" (1954), снятый по повести Анатолия Рыбакова, который в прокате вошел в десятку самых кассовых. Помогла совершенно отчаянная ситуация, сложившаяся в детском кино.

В книге уроженца Пскова Вениамина Александровича Каверина немало биографических деталей. Загадочный город Энск снимали во Пскове, на родине Каверина. В фильме видны пейзажи древнего города, почти восстановившегося после войны. Даже в современном Пскове поклонники романа легко узнают места, где проходило детство Сани Григорьева. В описании несуществующего города Энска В. Каверин на самом деле следует за своими воспоминаниями о Пскове начала XX века. Жил главный герой на знаменитой Золотой набережной (до 1949 г. – Американская набережная), ловил раков в реке Пскова (в романе – Песчанка) и давал знаменитую клятву в Соборном саду. Венгеров тщательно и с любовью снимал виды старого Пскова. В одном из кадров отчетливо узнается Троицкий собор – на его фоне на бревнах сидит Катя Татаринова. Справа от героини не видно крепостной стены. Ее, разрушенную войной, восстановили позже. По книге Саня Григорьев из Энска приезжает в Москву.
В фильме же большая часть действия происходит в Ленинграде. Эпизоды в блокадном Ленинграде и на фронте здесь эстетически выверены и не нарушают общего впечатления от картины. Оператору Аполлинарию Дудко удалось произвести эффектные съёмки на Севере. Они, безусловно, украсили фильм.
Автор делал ставку на внешность актеров. В фильме «Два капитана» одну из своих лучших ролей сыграл актер Александр Михайлов. В роли Кати Татариновой снялась одна из красивейших женщин своего времени солистка Кировского театра оперы и балета Ольга Заботкина. Этот трогательный и нежный дуэт стал одним из самых романтических в нашем кино. Также в фильме приняли участие Леонид Галлис, Бруно Фрейндлих, Татьяна Пельтцер.В фильме «Два капитана» состоялся дебют знаменитого российского актёра Анатолия Адоскина.
И сегодня фильмы Венгерова могут дать нам, живущим уже в двадцать первом веке, богатую пищу для размышлений. В «золотой фонд» отечественного кино вошли поставленные на «Ленфильме» картины Владимира Венгерова – «Кортик», «Два капитана», «Город зажигает огни», «Балтийское небо», «Порожний рейс», «Рабочий поселок», «Живой труп», «Карпухин», «Строговы», «Вторая весна», «Обрыв». Владимир Венгеров не был ленинградцем по рождению, но, может быть, как никто другой из режиссеров послевоенного поколения - в своих фильмах, всем своим образом мыслей и даже жизни - соответствовал внутреннему закону ленинградской киношколы, олицетворял в себе дух «Ленфильма». Он был "совершеннейшим ленфильмовцем". И хотя двадцать один год спустя появилась многосерийная телеэкранизация «Двух капитанов», фильм Венгерова, вошедший в классику отечественного приключенческого кино, не устарел.
Музей романа и памятник героям книги "Два капитана"

В центральной части Пскова, в сквере рядом с детской библиотекой имени В.А. Каверина в 1995 году установлен памятник героям знаменитой книги "Два Капитана". Старшему капитану, Татаринову, придано явное сходство со знаменитым полярным исследователем О. Шмидтом. Памятник героям книги В. Каверина «Два капитана» Будто из глыбы льда выдвигается могучее лицо интеллектуала и подвижника, обрамленное могучей бородой.
Второй капитан - Саня Григорьев - типично псковский паренек, только возмужавший, с открытым сердцем и горячим желанием идти до победы к осуществлению поставленной цели. На нем унты и шлем летчика времен Великой Отечественной войны.
Благодаря петербургским скульпторам М. Белову и А. Ананьеву легендарные герои романа В.А. Каверина были воплощены в бронзе. Модельщик Сметанин Гурьян Арсентьевич сделал разметку на фигурах, отлили памятник литейщики: Гамзин Юрий Иванович и Кушеренков Николай Николаевич (модельщик и литейщики - рабочие Псковского машиностроительного завода).
Достоверно известно, что автор книги лично следил за всеми стадиями реализации этого проекта. Торжественное открытие памятника состоялось в год 50-летия Великой Победы, накануне Дня города, 22 июля 1995 года.
В.А. Каверин не дожил до этого дня, но он видел эскиз памятника. На одном из планшетов проекта остался его отзыв: "Мне кажется, этот проект прекрасно передает содержание и нравственную цель моего романа "Два капитана".
Бронзовые фигуры двух капитанов установлены на небольшом постаменте, они изображены скульпторами так, что кажется, будто фигуры вот-вот оживут и сдвинутся с места. Устремленный к своей мечте Саня Григорьев и возвышающийся за его спиной на пьедестале бюст капитана Татаринова. Вот уже два десятилетия два капитана каждый день приветствуют жителей и гостей города, и по признанию их создателя, скульпторы сумели в точности передать содержание и нравственные цели полюбившегося миллионам читателей романа.

Памятник героям книги "Два капитана"
Музей романа "Два капитана"

Символ музея – белый парус
Автор романа "Два капитана" родился в Пскове, поэтому не случайно идея создания музея книги появилась именно здесь - в Псковской областной детской библиотеке. Много лет её сотрудники переписывались с Вениамином Александровичем Кавериным, получали от него в дар книги, а иногда даже страницы его рукописей. С 1990 года библиотека стала носить имя писателя. А в 2002 году (к столетию со дня его рождения) состоялось торжественное открытие музея, который действительно уникален.
Музей - один из немногих в России, да и в мире, посвящён не какому-либо периоду истории и даже не выдающемуся человеку, а литературному произведению, роману. Уникальность маленькой, всего-то на нескольких десятках метрах размещённой экспозиции, ещё и в том, что в ней лишь один единственный муляж: деревянный штурвал старинного парусника. Все остальные же вещи в фондах музея - подлинники, и многие из них с действительно потрясающей историей... Гудят ветры странствий над головами посетителей. Посередине – корабельная мачта с парусом и штурвалом, который можно крутить. А ещё можно примерить настоящий авиационный шлем времен Второй мировой войны и настоящие перчатки, какими пользовались летчики-полярники. Можно потрогать позвонок кита. Он тоже настоящий. Муляжей здесь нет: музей, как и его герои, не терпит обмана. Экспонаты музея рассказывают много интересного о семье Каверина, об истории создания романа «Два капитана» и о быте исследователей Крайнего Севера. Разделы музея помогают проследить историю возникновения идеи романа и погрузиться в атмосферу тех исторических периодов, о которых говорится в повествовании. А также, увидеть издания романа на разных языках народов мира.
Один из самых удивительных экспонатов музея - книга В.А. Каверина «Два капитана», изданная в 1940 году. Но дело не в возрасте издания. 68 она пролежала в болоте Новгородской области, на глубине 6 метров в сбитом в конце апреля 1942 года самолёте ИЛ-2 в набедренном кармане лётного комбинезона пилота Михаила Гаврилова, останки которого нашли лишь в 2010 году во время поисковой экспедиции.

Цитаты 

  • Если быть — так быть лучшим!

  • Юность кончается не в один день — этот день не отметишь в календаре: «Сегодня кончилась моя юность». Она уходит незаметно — так незаметно, что с нею не успеваешь проститься.

  • За горем приходит радость, за разлукой — свидание. Все будет прекрасно, потому что сказки, в которые мы верили, еще живут на земле.

  • Не так уж много на свете людей, без которых хотя и можно, но не очень хочется жить.

  • Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души.

  • Жизнь поворачивает туда и сюда и падает, пробиваясь, как подземная река в темноте, в тишине вечной ночи, и вдруг выходит на простор, к солнцу и свету, выходит, и оказывается, что ничто не пропадает даром!

Проверь себя
Тест
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Людмила Шимкус
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru