Добро пожаловать , или Посторонним вход воспрещён
комедия
1964 год

Киностудия "Мосфильм"

Режиссёр: Элем Климов

Сценарий: Семён Лунгин, Илья Нусинов

Операторы: Анатолий Кузнецов, Михаил Коропцов

Композиторы: Микаэл Таривердиев, Игорь Якушенко
Актёрский состав
Илья Рутберг
Алексей Смирнов
Евгений Евстигнеев
Лидия Смирнова
физрук по прозвищу «Гусь»
товарищ Дынин, начальник
пионерского лагеря
докторша
завхоз
Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1985).
Родился 4 марта 1946 года во Владимире. Учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии по классу профессора Г. А. Товстоногова, закончил обучение в 1967 году.
С 1987 по 1991 год был актёром Театра имени А. С. Пушкина («Александринка»). Артист Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»).
Советский и российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1988). Ветеран Великой Отечественной войны.
Родился в Москве в семье военнослужащего. В июне 1941 года добровольцем ушёл на фронт, воевал на Западном фронте, но уже в ноябре был ранен. После лечения был демобилизован и уехал в Коми АССР, где устроился чертёжником на механический завод.
Затем поступил во ВГИК, в актёрскую мастерскую Василия Ванина. После окончания ВГИКа вошёл в труппу Театра-студии киноактёра. Дебютировал в кино в 1950 году.
Известен по роли Аркадия Аверина из фильма «В добрый час!» (1956). В дальнейшем повторил актёрскую судьбу своего героя из этого фильма — играл эпизодические роли в различных фильмах.
В 1995 году поступил в больницу с сердечным приступом. Скончался 7 сентября 1995 года в Москве.
Снялся в 1 проекте.
Виктор Косых
Арина Алейникова
пионервожатая Валя
Костя Иночкин
Награды
Заслуженная артистка РСФСР (28.04.1973).
Народная артистка РСФСР (16.07.1985).

В 1952-1954 годах училась в Омском сельскохозяйственном институте.
Окончила Государственный институт театрального искусства (1958).
C 1958 года — актриса Академического театра имени Моссовета.

Мастер дубляжа и озвучивания.
Автор литературно-поэтической программы «Поэтессы серебряного века».
О жизни и творчестве актрисы снят документальный фильм "Валентина Талызина. Моей душе покоя нет..." (режиссёр Андрей Владимиров, Первый канал).

От брака с художником Леонидом Непомнящим дочь - актриса Ксения Хаирова.
Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1985).
Родился 4 марта 1946 года во Владимире. Учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии по классу профессора Г. А. Товстоногова, закончил обучение в 1967 году.
С 1987 по 1991 год был актёром Театра имени А. С. Пушкина («Александринка»). Артист Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»).
Советский и российский актёр театра и кино, народный артист РФ. Участник Великой Отечественной войны. Борис Новиков – актер театра и кино, прославившийся ролями в фильмах «Тихий Дон», «Тени исчезают в полдень», «Белые росы». Звание Народного артиста Российской Федерации Борис Кузьмич Новиков получил в середине 90-х годов.
Советская актриса кино и театра, наставник многих российских и советских звезд.
Родилась 16 июня 1944 года в Махачкале. Окончив школу, девушка с успехом выдержала экзамены в театральное училище имени Щукина, где после окончания обучения поступила в аспирантуру и начала преподавать.
Актриса запомнилась как наставница таких звезд кино, как Светлана Копылова, Сергей Маковецкий, Сергей Жигунов и других. Кроме того, кинематографистка стояла у истоков создания студии «Киноконтакт», а также стала первой в истории актрисой-кандидатом наук.
Пик популярности Яцкиной пришелся на 70–80-е годы прошлого века, однако снималась она вплоть до 2010-х. Среди ее наиболее ярких работ можно назвать «Уроки французского», «Женщины», «Люди и дельфины».
Актриса была замужем за коллегой по творческому цеху Леонидом Головня. Однако брак распался, зато принёс супругам сына.
Скончалась артистка 10 марта 2024 года после продолжительной болезни. Незадолго до смерти Яцкина приняла постриг.
Советский и российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1988). Ветеран Великой Отечественной войны.
Родился в Москве в семье военнослужащего. В июне 1941 года добровольцем ушёл на фронт, воевал на Западном фронте, но уже в ноябре был ранен. После лечения был демобилизован и уехал в Коми АССР, где устроился чертёжником на механический завод.
Затем поступил во ВГИК, в актёрскую мастерскую Василия Ванина. После окончания ВГИКа вошёл в труппу Театра-студии киноактёра. Дебютировал в кино в 1950 году.
Известен по роли Аркадия Аверина из фильма «В добрый час!» (1956). В дальнейшем повторил актёрскую судьбу своего героя из этого фильма — играл эпизодические роли в различных фильмах.
В 1995 году поступил в больницу с сердечным приступом. Скончался 7 сентября 1995 года в Москве.
Снялся в 1 проекте.
Снялся в 1 проекте.
специальный приз конкурса «Молодёжная встреча»
в Каннах
показ в секции классического кино
в рамках 68-го Каннского кинофестиваля
1966
2015
Сюжет


Действие фильма происходит в пионерском лагере, которым управляет формалист Дынин. Начальник лагеря — человек крайне требовательный. Он желает, чтобы дети неукоснительно подчинялись лагерным правилам, потому что сильно боится ответственности за то, что с кем-то что-то может произойти. Дынин исключает из лагеря Костю Иночкина из-за того, что мальчик самовольно покинул купальню и переплыл реку, хотя детям запрещено это делать из-за опасений медперсонала. Кроме того, начальник лагеря считает, что поступок Кости может послужить дурным примером для других.
Завхоз отвозит Иночкина на железнодорожную станцию и оставляет там, думая, что мальчик самостоятельно сядет в электричку. В ожидании поезда Костя представляет реакцию своей бабушки, когда она узнает, что внука выгнали из лагеря. Иночкин не уезжает домой, а ночью тайком возвращается в лагерь и «переходит на нелегальное положение», спрятавшись под трибуной на центральной площади. Утром друзья случайно находят Костю и помогают ему: приносят из столовой еду, проводят в кинозал и так далее.
Однако близится родительский день, на который приедет бабушка Кости, и поэтому скрыть факт его исключения из лагеря не получится. Друзья Кости решают сорвать родительский день, сымитировав эпидемию, но по доносу неизвестного ребёнка Дынин узнаёт об обмане. Такое повторяется ещё несколько раз, и Костя рискует быть обнаруженным. Тогда отряд решает рассказать всё своей вожатой Вале. Та приходит к начальнику и пытается обсудить с ним Иночкина. Выслушав вожатую, Дынин делает ей выговор: в отряде у многих ребят из-за того, что они отдавали Косте свои порции из столовой, начало наблюдаться снижение веса. Тогда Валя вместе с другой вожатой, физруком и завхозом втайне от Дынина обсуждают, что делать Косте. У физрука возникает кое-какая идея: Костя должен попросить деревенских приятелей, с которыми он тогда купался, помочь ему.
Наступает родительский день, и вожатые с друзьями Кости что-то готовят. Дети замечают доносчика, и тот, пытаясь убежать от погони, падает в канаву, а потом весь в грязи проходит мимо ребят.
Во время парада-карнавала масок в лагерь торжественно въезжает комбайн с маской-кукурузой — царицей полей. Все понимают, что первое место получит именно маска кукурузы, которую надела племянница «большого начальника» товарища Митрофанова. Однако, когда маску просят открыться, все видят, что в ней спрятан Костя. Товарищ Митрофанов — весёлый и искренний человек, совсем не такой, каким его представлял Дынин, — прерывает программу, тщательно отрепетированную к родительскому дню, и по его призыву все весело бегут купаться, а обескураженный Дынин покидает лагерь. Бабушка встречается с Костей и ничего о произошедшем с внуком не узнаёт.
Лучший фильм о пионерском лагере
Элем Климов столкнулся с трудностями ещё на стадии подготовки к фильму. Ректор ВГИКа Александр Грошев обращался в «Госкино» и в ЦК КПСС с просьбой не допускать сценарий к постановке. Тем не менее в итоге «Мосфильм» разрешил студенту выпускного курса снять картину. Когда фильм был уже наполовину готов, в пионерский лагерь пришла телеграмма из «Госкино» с требованием работу свернуть и возвращаться в Москву. Но директор съёмочной группы сделал вид, что распоряжение не приходило, и съёмки продолжились. Кинокартину сняли за рекордные 4,5 месяца. Предварительный просмотр фильма в «Госкино» проходил в полной тишине. Чиновники не смеялись даже во время самых весёлых моментов. Цензоры «Госкино» усмотрели в картине социальную сатиру на хрущёвскую эпоху и страну в целом. Чуть позже Марк Донской, Сергей Юткевич и Иван Пырьев устроили просмотр нового фильма в Доме творчества кинематографистов «Болшево». Известные режиссёры пришли в восторг от картины и попытались уговорить Грошева допустить Климова к сдаче дипломной работы. Однако ректор ВГИКа отказался дать студенту возможность защитить диплом. Тогда в дело вмешался Сергей Герасимов, который в то время был фактически главной фигурой во ВГИКе. Фильм был отправлен на дачу первого секретаря ЦК КПСС Хрущёву. Генсек посмотрев картину, сказал: «А чего вы этот фильм держите? Смешно ведь, пускайте в прокат». Герасимов устроил Грошеву скандал, в итоге картина получила разрешительное удостоверение, а Климов был допущен к защите диплома. 29 мая 1964 года Государственная экзаменационная комиссия по режиссёрскому отделению ВГИКа постановила выдать Элему Климову диплом с отличием с присвоением квалификации режиссёра художественного кино и телефильма.
Премьера фильма состоялась 9 октября 1964 года. Картину посмотрели 13,4 миллиона зрителей. Фильм был высоко оценён как советскими, так и современными российскими критиками. Киновед Всеволод Коршунов назвал фильм «общепринятым шедевром советского кино», а критик Армен Медведев — «абсолютной классикой». Работа Элема Климова вошла в число лучших российских фильмов по версии Гильдии кинокритиков и киноведов России. Министерство культуры Российской Федерации включило киноленту в перечень ста фильмов, рекомендованных для просмотра в школах.
Дебютная полнометражная работа Элема Климова стала настоящей легендой, навсегда оставшись в умах народа в виде крылатых фраз и афоризмов.
Лёгкая и при этом «зубастая», на грани сатиры, комедия о буднях советского пионерского лагеря актуальна даже сейчас, спустя много лет после распада СССР.
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — советский художественный фильм режиссёра Элема Климова, снятый в жанре сатирической комедии на киностудии «Мосфильм». Картина является дипломной работой Климова и его дебютом в полнометражном кино. Драматурги Илья Нусинов и Семён Лунгин предложили студенту свою работу — сценарий «фильма о пионерском лете». Климову сценарий понравился, и 30 апреля 1963 года он подал заявку на его постановку. Элему Климову, гордости курса и лауреату премии кинофестиваля ВГИКа, позволили снять полнометражную картину на «Мосфильме» без диплома.
Климов решил снять «фильм о пионерском лете», несмотря на то, что сам он никогда в пионерских лагерях не отдыхал. Режиссёр вспоминал:
«Сам я никогда в жизни не был в пионерлагере. Так что фильм — моя фантазия. Но в пионерах был и галстук со специальной закрепкой носил. И когда меня в 14 лет приняли в комсомол (было это в послевоенном Сталинграде), не мог идти домой, меня колотило от волнения. Тогда тоже думал — взлечу. Вот какими мы были…»
«Этот фильм для больших, которые были маленькими, и для маленьких, которые обязательно станут большими»
Подбор актёров
До начала съёмок фильма у Климова уже был опыт работы с детьми. В конце второго курса ВГИКа он снял короткометражку «Жиних» — немой этюд с намеренной орфографической ошибкой в названии, главными героями которого были школьники, мальчик и девочка. А в качестве преддипломной работы — короткометражный фильм «Смотрите, небо!», главные роли в котором тоже исполняли дети.
«В работе с детьми нельзя сюсюкать. Взрослые всегда ощущают себя педагогами, а детей видят недоумками. Но ребята, как и взрослые, бывают талантливые и не… Главное для режиссёра — распознать, учуять органику. И вот так я напрактиковался, что уже через улицу видел: талантлив ребёнок или нет. А на экране фальшь особенно царапает».
При отборе детей Элем Климов применил «взрослую» театральную схему этюдов. Каждому ребёнку индивидуально придумывали какую-нибудь ситуацию, и все юные претенденты должны были сыграть этот этюд одновременно. Причём дети не знали задание друг друга. Это больше походило на игру. Юным актёрам всё очень нравилось, а режиссёр буквально за несколько минут мог понять, как будет вести себя тот или иной ребёнок на съёмочной площадке.
Для поиска юных актёров работники «Мосфильма» направились в московские школы. По воспоминаниям Виктора Косых — будущего исполнителя главной роли — в школу, где он учился, на урок физкультуры пришёл ассистент Климова и поинтересовался, кто из мальчиков умеет плавать. Школьники быстро сообразили, что умеющие сейчас уйдут с уроков демонстрировать навык. В итоге руку подняли все, даже те, кто плавать не умел. Ассистент отобрал нескольких школьников, включая самого Витю Косых, посадил их в автобус и объявил, что они едут не в бассейн, а на киностудию «Мосфильм».
На пробах Элем Климов и Лариса Шепитько попросили Виктора прочитать любое литературное произведение из школьной программы. Косых прочитал стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». Сделал он это «выпучив глаза, громко, почти проорав». После этого Климов попросил Виктора показать этюд «Возвращение Иночкина в лагерь». По воспоминаниям Косых, он «показал сильный ужас на лице» и явно переиграл. После просьбы Климова играть «мягче» мальчик сыграл этюд ещё раз. Климову настолько понравилась игра Виктора, что он остановил пробы и отпустил остальных кандидатов.
Первоначально Виктора Косых пробовали на роль Марата. Во время репетиций он должен был сидеть возле трибуны и оправдываться перед Иночкиным за нарисованную на него карикатуру. Это были первые съёмки Виктора, поэтому он заплакал, испугавшись яркого света и камеры на рельсах. Съёмочная команда ошибочно посчитала, что мальчик сильно вжился в образ. В результате Виктора Косых утвердили на роль. Однако Вите не понравилось, что по сценарию ему придётся прыгать в крапиву голышом, и он поставил перед собой цель — получить роль Кости Иночкина. Во время проб мальчик старался «изо всех сил». То, что он утверждён на главную роль, Витя Косых узнал только во время отъезда на съёмки.
Виктору Косых исполнилось 14 лет, когда «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» вышел на экраны. Подросток сразу же стал знаменитым. Через два года его пригласили на главную роль Даньки в киноэпопею «Неуловимые мстители». По окончании школы Косых поступил во ВГИК. На его счету около 57 работ в кино, но он так и не смог повторить успеха, который случился с ним в детстве и юности.
Екатерине Мазуровой досталась роль бабушки сбежавшего пионера Кости Иночкина. В годы Великой Отечественной войны Мазурова отказалась от эвакуации и играла во фронтовом театре. 20 лет жизни актриса посвятила службе в Театре на Таганке. Параллельно с этим она снималась в кино: её роли были хоть и второстепенными, но яркими и запоминающимися. Кинолюбители помнят героинь Мазуровой в лентах «Когда деревья были большими», «Большая перемена», «Джентльмены удачи».
Виктор Косых и Екатерина Мазурова снялись вместе ещё в одном фильме — драме из школьной жизни «Мимо окон идут поезда».
Тринадцатилетний мальчик Вячеслав Царёв вошёл в историю отечественного кино с фразой: «А что это вы тут делаете, а?». В картину к Элему Климову он попал случайно. Жил Слава в деревне, неподалеку от «Мосфильма». Просто и бедно. Любил развлекаться с друзьями, бесплатно катаясь на троллейбусе. В один из таких рейсов в троллейбусе его и заметил Элем Климов:
«Когда вспоминаю о работе над картиной, перед глазами сразу встаёт лицо... Сейчас вы тоже его вспомните. Дело было так. Я искал ребят для съёмок. И как-то мы с Ларисой (Лариса Шепитько - кинорежиссер, жена Элема Климова) побывали на детском празднике во Дворце пионеров на Ленинских горах. Возвращались домой в полупустом троллейбусе. Вот сижу я на заднем сиденье, а передо мной едут... два уха. Буквально. Больше ничто не бросается в глаза. Начинаю всматриваться: а уши-то заподлицо забиты песком. На Мосфильмовской уши выходят. Я - за ними, кричу вдогонку: «Мальчик, мальчик!» А он не слышит. Уши-то забиты. Видать, только что с купанья. Стучу по плечу. Оборачивается. Чёрная майка растянута до пупа, лицо... Такого лица я не видел. От улыбки удержаться невозможно. Как такого упустить. Думаю: ну раз нет такого персонажа в фильме, надо его придумать. Вот в сценарии и возник сквозной герой, постоянно ко всем пристающий: «А чего это вы тут делаете?» В сценарии мы его назвали «Мальчик с профилем Гоголя».
Позднее Вячеслав вспоминал, что когда с мамой приехал на «Мосфильм», то увидел хорошо одетых ребят и почувствовал себя деревенским дурачком на их фоне. Однако, режиссёр выбрал именно его. После выхода картины Царёв стал звездой. Его заметил сам Андрей Тарковский и пригласил в свою картину «Андрей Рублёв». После этого были ещё съёмки в кино «Ташкент – город хлебный», «В тринадцатом часу ночи», а также несколько выпусков «Ералашей», но кино не стало для него профессией.
Юрий Бондаренко (Веня) – юный барабанщик – был ещё младше Виктора Косых, он родился в 1952 году. Для Юрия это тоже была первая работа в кино, с которым, впрочем, он решил расстаться совсем скоро. Бондаренко сыграл ещё в двух фильмах — «Остров Колдун» Татьяны Лукашевич и «Иностранка» Константина Жука и Александра Серого. Потом окончил Московский художественный институт имени Сурикова, стал членом Союза художников, а его работы находятся в собраниях России, Англии и других стран.
Ученику московской школы Игорю Крюкову досталась роль Марата, которого не захотел играть Витя Косых. Именно Игорю по сюжету комедии пришлось лезть в крапиву. Крюков был ровесником Бондаренко, и они вместе снимались в «Иностранке». У Игоря Крюкова были ещё две роли — в фильме «Время, вперёд!» Михаила Швейцера и Софии Милькиной и в альманахе «Пробуждение». В отличие от других ребят, Игорь не видел себя актёром и даже не пытался строить карьеру в кино. По настоянию матери он поступил в Бауманский университет, который блестяще окончил и занялся научной работой в одном из закрытых НИИ.
Сашу Машовца (Алик) помощники режиссёра нашли в Доме пионеров на Чистых прудах. Мальчик начал сниматься в кино ещё в 7-летнем возрасте, пел в ансамбле песни и пляски Локтева, поэтому для Климова Машовец стал настоящей находкой. Несмотря на достаточное количество ролей, Александр не пошёл по актёрской стезе. Он окончил Московский авиационный институт, отслужил в армии.
На роль симпатичной пионерки, умеющей танцевать чарльстон, выбрали 11-летнюю Людмилу Смеян. В фильме Климова она проявила недюжинные таланты — и чарльстон танцевала, и хулахуп крутила, и товарища Дынина передразнивала. Девочка с большим удовольствием играла свою роль и в конце съёмок поняла, что хочет связать свою жизнь с театром и кино. Она пробовалась на роль Суок в фильм «Три толстяка». Людмила Смеян окончила педагогический и работала учителем.
Украшением картины Элема Климова стала девочка с «вавилонами» на голове — племянница «того самого товарища Митрофанова», которую сыграла Таня Прохорова. Дебютом для Прохоровой стала роль девочки-соседки в короткометражном фильме Тарковского «Каток и скрипка» в 1960-м году. После успеха, свалившегося на неё после выхода фильма, Таня чувствовала себя звездой.
Все остальные юные актёры связали свою жизнь с другими профессиями. Многих из них, как и режиссёра, уже нет в живых.
На роль пионервожатой Вали была утверждена дочь знаменитого советского актёра Петра Алейникова — Арина Алейникова, которая к тому времени успела сыграть в фильме «Я шагаю по Москве». Ей было поручено сыграть настоящую комсомолку, любящую свою работу и детей. После выхода картины Арина снялась ещё в 25 фильмах.
Роль весёлой вожатой отряда младших школьников досталась выпускнице ГИТИСа Нине Шацкой, актрисе театра на Таганке.
На роль физрука был утверждён друг Климова Илья Рутберг. Первоначально эта роль была более значительной, но позже её сильно сократили. Артист также известен как мастер пантомимы, театральный педагог, один из основателей Студенческого театра МГУ, заслуженный деятель искусств и профессор. Рутберг играл эпизодических персонажей в лентах «Айболит-66», «Безымянная звезда», «Мэри Поппинс, до свидания».
Особенно дети полюбили актёра Алексея Смирнова (завхоз). Настоящий герой Великой Отечественной войны, Алексей Макарович был награждён одиннадцатью боевыми наградами. Артист начинал творческую карьеру в конце 1940-х годов. Первые роли были эпизодическими, Алексей Макарович играл неуклюжих увальней, которые очень нравились зрителям. Смирнов проявил себя и как драматический актёр, снявшись в 1973 году в роли механика Макарыча в картине Леонида Быкова «В бой идут одни "старики"». Фильмография знаменитости насчитывает более 90 ролей. Алексей Смирнов с любовью относился к юным артистам и с удовольствием мастерил для них великолепные игрушки из дерева. Делал он это просто мастерски.
На роль директора-бюрократа художественный совет предлагал Михаила Пуговкина. Были и другие кандидаты: Афанасий Белов, Борис Новиков и Николай Парфёнов. Климов настаивал, чтобы на роль утвердили Евгения Евстигнеева или Леонида Куравлёва. К тому времени Куравлёв уже договорился с Василием Шукшиным о съёмке в фильме «Живёт такой парень», поэтому для режиссёра оставался только вариант с Евгением Евстигнеевым. Во время подготовки к дипломной работе Элем Климов часто посещал спектакли и репетиции в театре «Современник» и наблюдал за игрой Евстигнеева, который тогда почти не снимался в кино. Климов считал, что актёр мог привнести в будущий фильм социальную тему, но худсовет заявил: «Кто угодно, только не он». На это режиссёр ответил: «Тогда кто угодно, только не я». Наглость студента обескуражила худсовет, и в итоге Евстигнеев был утверждён на роль. Так в картине появился несравненный актёр, который, по замыслу Климова, должен был внести в картину толику серьёзности. Он быстро и просто сработался с детьми, став для них на съёмках всеобщим любимчиком, верным другом и соучастником всех их проказ и приключений. Для Евстигнеева роль товарища Дынина стала первой крупной работой в кино, и после выхода фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» его стали чаще приглашать на съёмки.
Лидия Смирнова гордилась ролью врача лагеря. Климов дал ей определённую творческую свободу. Актриса решила, что её героиня —очень ответственная и пугливая, с маниакальным упорством призывающая «всячески оберегать наших детей от контактов». Она привнесла в образ «докторши» некоторые штрихи, которые сделали его более гротескным. Для того, чтобы подчеркнуть мнительность своего персонажа, Смирнова надела очки с большими диоптриями, глаза в них становились огромными и тревожными. Актриса не боялась быть некрасивой в кадре, она косолапила и сутулилась. Созданный ею образ оказался столь необычным, что многие коллеги не узнали её на экране. После съёмок она спросила у режиссёра Сергея Герасимова, который курировал дипломные работы: «Ну, как я там сыграла?» — «Кого сыграла?» — не понял тот. С 1940-го по 1945-й Смирнова являлась актрисой киностудии «Мосфильм», а с 1945 года состояла в труппе Театра-студии киноактёра. Среди её известных киноработ — ленты «Моя любовь», «Женитьба Бальзаминова», «И снова Анискин».
Съёмки
Съёмки фильма начались в августе 1963 года в городе Алексине Тульской области, на территории ведомственного пионерского лагеря «Заполярье», который принадлежал тресту «Воркутауголь».
Съёмочный процесс шёл параллельно с воспитательным, но вся съёмочная группа была удивлена умением Климова работать с детьми. Задания на площадке он давал в игровой форме, и вскоре дети были готовы на что угодно ради съёмок.
Маленькие актёры жили в одноэтажном бараке вместе со всей пионерской сменой. Питались с другими детьми в одной столовой. Только после завтрака все уходили играть в пионербол или на речку, а юные артисты шли на съёмки. Кстати, получали они за это огромные по тем временам деньги – 100 рублей в месяц! После окончания съёмок Косых исполнил свою мечту – купил магнитофон «Комета».
В этом лагере была отснята большая часть фильма, в том числе сцена с крапивой. В поисках удачного места для съёмки этого эпизода Климов ездил по окрестностям Оки две недели. Самым сложным для мальчиков оказалось не прыгать в кусты крапивы, а появиться в кадре без одежды. Климову долго пришлось убеждать подопечных, что так надо для фильма. Наконец юные актёры согласились, но только при условии, что Лариса Шепитько, которая помогала Климову на съёмках, будет отворачиваться.
Фильм также снимался и в ростовском пионерском лагере завода «Красный Аксай». Именно там была снята сцена разговора завхоза, физрука и вожатых под трибуной, где прятался Костя Иночкин. По сценарию Витя Косых должен был с аппетитом есть суп из кастрюли. Сцена была снята только с двадцать седьмого дубля. С тех пор актёр возненавидел рассольник.
Отдельной удачей был признан эпизод, когда возвращающийся в лагерь Иночкин попадал на аллею пионеров. Двадцать скульптур пионеров, которых в конце концов пугался Костя, были разработаны специально для фильма. В целях экономии средств и для упрощения транспортировки скульптуры были сделаны не из гипса, а из папье-маше. Фактура скульптур оказалась «прекрасно-чудовищной» и создавала дополнительный гротеск.
Художник-постановщик фильма Борис Бланк вспоминал:
«Такой слой бумаги не мог чётко отразить рельефность фактуры. Я думал, что это закончится катастрофой. Но оказалось – нет. Это, конечно, было зрелище! Когда я их увидел, я почувствовал роскошь, идиотизм, до которого я бы никогда не догадался. Никакие мои эскизы не могли превзойти то, что получилось. Я был счастлив. Я засмеялся и сказал ребятам — бутафорам и живописцам: «Это так прекрасно чудовищно, что я вам очень благодарен». Они пожаловались на меня в партком, что я издеваюсь над ними».
Самым тяжёлым испытанием для Вити Косых и Славы Царёва стал финал фильма. Чтобы снять полёт над рекой, их подвесили на тонкой верёвке к куполу павильона «Мосфильма». Для безопасности пропустили ещё две стальные нити, которые впивались в тело настолько, что мальчики даже собирались убежать, сорвав съёмки.
Все дети, которые снимались в картине, вспоминали работу с большим удовольствием. А исполнитель главной роли Виктор Косых сказал в 1996 году следующие слова:
«Нам посчастливилось, что мы сыграли этих ребят – добрых, чистых, светлых. На нашем месте мог оказаться любой другой московский школьник, который, возможно, сыграл бы лучше нас».
Фильм снимался на чёрно-белую плёнку по причине того, что у авторов картины было мало времени для подготовительного периода и съёмок. Для создания фильма использовалась советская киноплёнка «A-2», которая давала светлое серебристое изображение, что, по словам Климова, «было важно для общей жизнерадостной интонации фильма при всей его сатирической направленности». В теоретической части дипломной работы Климов написал, что фильм был снят в «плакатно-публицистическом тоне». По мнению критиков, «следящая» камера и чёрно-белая плёнка усиливали эффект присутствия и таинственности.
На съёмках стало известно, что во время проб Витя Косых утаил от режиссёра своё неумение плавать. Среди воспитателей лагеря был мастер спорта, который в течение недели учил мальчика плавать кролем. Всё это время Климову пришлось снимать только те эпизоды, в которых не было Кости Иночкина.
Во время съёмок сцены начала «эпидемии» Элем Климов долгое время пытался снять удачные кадры попадания огурца в голову Серёжи Кокорева, сыгравшего роль Шарафутдинова. Мальчик несколько дублей терпел боль. В благодарность за это Климов вручил ему перед строем шоколадную медаль со словами: «Награждается Кокорев за героическое поведение в кадре».
Некоторые сцены фильма снимались уже осенью, поэтому ребятам приходилось мёрзнуть в рубашках на открытом воздухе. В сентябре 1963 года новым местом съёмок стал пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» в Туапсинском районе Краснодарского края. Съёмочная группа поселилась в трёхэтажной гостинице. Дети-актёры, за которыми присматривали воспитатели лагеря, жили на первом этаже. У детей была бледная кожа, и режиссёру пришлось обмазывать их специальной мазью, имитирующей загар. От этой процедуры юные актёры всё время чесались. Первое время дети с трудом просыпались по утрам и отказывались идти на грим. Оказалось, что ребята тайком по ночам вылезали в окно и играли в «войну».
В «Орлёнке» произошла забавная ситуация со Славой Царёвым. Витя Косых рассказал Климову, что Слава курит в туалете. Режиссёр попросил привести юного актёра к нему. Когда Царёв пришёл в гостиничный номер и начал оправдываться, комнату начали заполнять мыльные пузыри. Оказалось, что мальчик наелся зубной пасты, чтобы скрыть запах сигарет.
Музыку для фильма написали композиторы Микаэл Таривердиев и Игорь Якушенко. Кроме тематической музыки («Марш-тема Дынина», детские песни, рефрены), в фильме есть и иллюстративные мелодии, стилизованные Игорем Якушенко под тапёрскую музыку немого кино. Также, по словам режиссёра, большое место в фильме занимает «Сентиментальный вальс» Чайковского. При создании фильма Климов ставил перед собой задачу добиться комического эффекта путём соединения музыки и изображения.
Неля, танцуя чарльстон, напевает мелодию популярной в те годы песни итальянского исполнителя Клаудио Вилла «Марина» (слова и музыка Рокко Граната).
Цитаты из фильма

  • - «Бодры» надо говорить бодрее, а «веселы» - веселее.

  • - Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка. Но за все эти годы я не смог огорчить её до смерти, а он смог!
  • - Тут зрители аплодируют, аплодируют, кончили аплодировать
  • - Такого дяди племянница, а «вавилоны» на голове устраиваешь!
  • - Второй день без первого, первый день без второго.
  • - Ты, главное, на жидкость налегай. В жидкости самая сила.
  • - Нужна кровь редкой, ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЕЙ группы!
  • - А чой-то вы здесь делаете-то? Кино-то уже кончилось!
Дополнительные материалы
Авторы-составители
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru
  • kulturologia.ru
  • domkino.tv