Девчата
романтическое кино, комедия
1961 год

Киностудия «Мосфильм»

Режиссёр: Юрий Чулюкин

Оператор: Тимофей Лебешев

Сценарий: Борис Бедный

Композитор: Александра Пахмутова

Текст песен: Михаил Матусовский

Художник: Лидия Наумова
Актёрский состав
Тося
Надежда Румянцева
Люсьена Овчинникова
Катя
Илья
Николай Рыбников
Инна Макарова
Светлана Дружинина
Надя
Анфиса
Нина Меньшикова
Вера
Светлана Сергеевна Дружинина – актриса, кинорежиссёр, сценарист, Академик Петровской академии наук и искусств.
Родилась 16 декабря 1935 года в Москве. В 1946 году поступила в цирковое училище. Через год перешла в хореографическое училище при МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В 1955 году окончила хореографическое училище Государственного академического Большого театра. Из-за тяжелейшей травмы Дружининой пришлось оставить балет.
Кинематографическая биография Светланы Дружининой началась в 20 лет в фильме «За витриной универмага». В 1960 году окончила актёрский факультет ВГИКа. С 1955 по 1965 годы была актрисой Центральной студии киноактёра и киностудии имени М. Горького. Вторая серьёзная роль досталась актрисе в фильме «Дело было в Пенькове». Дружинина продолжала сниматься до середины 1960-х годов, а потом поняла, что хочет снимать сама. В 1969 году Светлана Сергеевна окончила режиссёрский факультет ВГИКа. В этом же году начала работать режиссёром на киностудии «Мосфильм». Фильмы Дружининой «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская» и «Принцесса цирка» выходили один за другим и пользовались громадным успехом у зрителей.
Оглушительная слава пришла к Дружининой в 1987 году после выхода картины «Гардемарины, вперёд!». Затем вышли две следующие части ленты: «Виват, гардемарины!» и «Гардемарины – III». С 1994-го Светлана Дружинина взялась за следующий проект – сериал «Тайны дворцовых переворотов». Всего с 2000-го по 2012 годы Дружинина сняла 8 из 12 фильмов этого проекта.
Светлана Дружинина замужем за кинооператором Анатолием Мукасеем, вместе с которым работала над всеми своими кинопроектами. А в работе над завершающими лентами цикла о гардемаринах, участвует и их младший сын – Михаил Мукасей, который пошёл по стопам отца и тоже стал кинооператором.
Надежда Васильевна Румянцева родилась 9 сентября 1930 года в деревне Потапово Смоленской области. Была круглой отличницей, школу окончила с золотой медалью. В школе её прозвали «артисткой», потому что она всегда что-то придумывала, пела в хоре, занималась гимнастикой. После школы поступила в ГИТИС.
Надежда много работала на сцене Центрального детского театра и снялась в фильмах «Навстречу жизни» и «Алёша Птицын вырабатывает характер», где сыграла десятилетнюю девочку. В том же 1955 году Румянцева поступила на службу в Театр-студию киноактёра. Широкую известность актрисе принесли роли, исполненные в фильмах «Неподдающиеся» (1959), «Девчата» (1962) и «Королева бензоколонки» (1963). За свою жизнь Румянцева снялась в 35 фильмах. Помимо этого она озвучивала несколько киноролей: её голосом говорят Нина в «Кавказской пленнице», Зита и Гита в одноимённом фильме, Гюльчатай в фильме «Белое солнце пустыни», Мария в «Звуках музыки» и Николь в «Как украсть миллион».
В конце 1960-х годов Румянцева временно перестала сниматься в кино, поскольку жила за границей, сопровождая в зарубежных командировках своего мужа, дипломата Вилли Хштояна. Актриса знала французский, японский и английский языки. Надежда Румянцева стала едва ли не единственной советской актрисой, которая предпочла карьере семью, и всегда следовала за мужем, даже если в стране их пребывания шла война. После возвращения в СССР Румянцева работала на телевидении, став ведущей детской телепрограммы «Будильник». Принимала участие в озвучивании мультипликационных фильмов «38 попугаев», «Привет мартышке», «Бабушка удава» и других.
Скончалась актриса 8 апреля 2008 года. Похоронена на Армянском кладбище (филиал Ваганьковского кладбища) в Москве.

Инна Владимировна Макарова родилась 28 июля 1926 года в городе Тайга Томского округа Сибирского края. В четвёртом классе школы она записалась в драматический кружок. Во время Великой Отечественной войны вместе с товарищами ездила по госпиталям, выступала перед ранеными. Тогда Макарова уже точно знала, что станет артисткой. В 1943–1948 годах училась во ВГИКе. Во время учёбы исполнила роль Кармен в одноимённой пьесе, поставленной Татьяной Лиозновой. Эту студенческую работу посмотрел Александр Фадеев и увидел в ней будущую исполнительницу роли Любови Шевцовой в фильме «Молодая гвардия», где Герасимов снял весь свой курс. За работу над картиной актриса была удостоена Сталинской премии I степени. Во время учёбы познакомилась с будущим мужем Сергеем Бондарчуком, который пришёл на курс после фронта. Свадьбу сыграли уже после того, как у пары родилась дочка. Наталья Бондарчук стала известной актрисой и режиссёром.
В 1948 году Инна Макарова была зачислена в труппу Театра-студии киноактёра.
Следующей значимой ролью в кино стала Катя Петрашень в фильме «Высота» (1957), затем – Варвара в картине «Дорогой мой человек» (1958).
В дальнейшем актриса исполнила яркие и запоминающиеся роли в фильмах «Девчата», «Женитьба Бальзаминова», «Женщины», «Русское поле». В конце 1980-х годов актриса стала редко сниматься, посвятив себя концертной деятельности. В начале-середине 2000-х годов Инна Макарова вновь вернулась к актёрской карьере, играя в различных телесериалах.
Скончалась актриса 25 марта 2020 года на 94-м году жизни в Москве. Похоронена на Троекуровском кладбище.

Николай Николаевич Рыбников – родился в Борисоглебске 13 декабря 1930 года. Его отец, Николай Николаевич Рыбников, был актёром. С началом Великой Отечественной войны Рыбников-старший ушёл на фронт, а мать забрала сыновей и переехала в Сталинград . С фронта им пришла новость о гибели отца. Вскоре скончалась и мать. Детям во время боев пришлось убегать из города.
Николай Рыбников окончил местную железнодорожную школу. На школьной сцене стал проявляться его актёрский талант. После окончания школы учился в Сталинградском медицинском институте. Через 2 года, окончательно поняв, что медицина не для него, Николай бросил институт и отправился в Москву за мечтой. Поступил во ВГИК с первой попытки. Дебют в кино состоялся в 1954 году в фильме «Тревожная молодость». После картины «Весна на Заречной улице» в творческой биографии артиста начался подъём. Знаковыми для актёра стали киноленты «Кочубей», «Две жизни», «Девушка без адреса», «Война и мир», «Им покоряется небо». В 1971 году участвовал в съёмках картины «Седьмое небо» вместе со своей супругой Аллой Ларионовой.
Самой известной работой в 1970-е годы стала роль в ленте «Выйти замуж за капитана». Его репертуар пополнился острохарактерными ролями в фильмах «Мраморный дом», «Есть идея!», «Развлечение для старичков», «Бабушки надвое сказали...».
Скончался Николай Рыбников 22 октября 1990 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Люсьена Ивановна Овчинникова родилась в городке Олевске в сентябре 1931 года, в семье офицера-пограничника. Отцу часто приходилось переезжать, менять гарнизоны. Школу Люсьена окончила в Ашхабаде. С детства мечтала стать актрисой. Сразу после школы Люсьена без денег и паспорта (его потом поездом передал отец) сбежала из Ашхабада в Минск, чтобы попытаться поступить в театральный институт, но опоздала – к моменту её приезда экзамены уже прошли. В следующем году поехала в Москву и поступила в ГИТИС, который окончила в 1955 году. Кинематографическая биография Люсьены началась картиной «Отчий дом».
После «Девчат» на Овчинникову посыпались предложения от режиссёров. Актриса снялась в картинах «Девять дней одного года», «Утренние поезда», «Верность», «Журналист». «Звонят, откройте дверь», «Мама вышла замуж», «Большая перемена».
Фирменная улыбка актрисы, проникновенная игра позволяли Овчинниковой воссоздавать образы, в которых зрители узнавали самих себя, соседей или знакомых. Артистка играла жен, матерей, продавщиц, фабричных работниц и колхозниц и каждый раз делала это убедительно и правдоподобно.
Люсьена Овчинникова умерла 8 января 1999 года, спустя 4 месяца после смерти любимого мужа. Похоронена на Введенском кладбище в Москве.
Нина Евгеньевна Меньшикова родилась 8 августа 1928 года в Москве. Семья была очень далека от искусства, но Нина с детства твёрдо решила стать артисткой.
В 1947 году поступила во ВГИК на актёрский факультет, который окончила в 1953 году (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). Под руководством Герасимова она смогла полностью раскрыться, показать свой незаурядный талант и своеобразное видение мира.
С 1953 года – актриса в Театре-студии киноактёра.
Первой крупной работой в кино стала роль Ксении Рогозиной в фильме «Первые радости» (1956).
За долгие годы творческой деятельности актриса сыграла более шестидесяти заметных и ярких ролей в кинофильмах «Баллада о солдате», «Чудотворная», «Битва в пути», «Девчата», «Доживём до понедельника», «Школьный вальс», «Визит к минотавру», «Возврата нет», «Шестой», «В ожидании чуда» и других. Ролей могло быть и больше, если бы актриса принимала все предложения, с которыми обращались к ней режиссёры.
Муж – Станислав Ростоцкий, кинорежиссёр. Вместе прожили более сорока лет. Сын – Андрей Ростоцкий, актёр, кинорежиссёр.
Умерла Нина Меньшикова 27 декабря 2007 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище, рядом с любимым мужем.
Награды











Фильм-ностальгия…

Культовый советский фильм Юрия Чулюкина «Девчата» пересматривают и сегодня, 60 лет спустя.

«Девчата»советский художественный фильм, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1961 году Юрием Чулюкиным по одноимённой повести Бориса Бедного. Премьера фильма состоялась в Центральном доме кино (ЦДК) в Москве 7 марта 1962 года, накануне Международного женского дня.
Зима 1961–1962 годов. Из Симферополя в леспромхоз «Бодровский» на Урале приезжает по распределению 18-летняя выпускница кулинарного училища Тося Кислицына. Поселившись в общежитии, она знакомится с соседками Надей Ерохиной, Катей, Анфисой Павловной и Верой Тимофеевной Кругловой. Со всеми, кроме Анфисы, у Тоси складываются хорошие отношения, а Веру Круглову она даже называет «мама Вера».
На танцевальном вечере в местном клубе Тося встречает передовика производства и местную знаменитость – Илью Ковригина, который играет в шашки с Филей Егоровым, бригадиром конкурирующей бригады. Музыка мешает Илье сосредоточиться, поэтому он просит выключить её, что вызывает недовольство Тоси. Между ними происходит стычка. Когда Илья выигрывает партию, он приглашает Тосю на танец, но та при всех отказывает ему. Не привыкший к отказам, Илья спорит с Филей на шапку о том, что в течение недели влюбит в себя Тосю.
На следующий день Илья с бригадой приходят в столовую и делают вид, что Тося плохо приготовила обед. Поступок Ильи доводит девушку до слёз, а тот совсем перестаёт ходить в столовую. Тогда Тося сама несёт обед Илье и его бригаде. Илья начинает ухаживать за Тосей. Очень скоро он понимает, что Тося не такая, как те женщины, с которыми он встречался раньше, и по-настоящему влюбляется в неё.
Анфиса, подруга Ильи и соседка Тоси, не верит в любовь. Отношения Нади Ерохиной и взрослого пилоправа Ксан Ксаныча вызывают у неё недоверие: она считает, что Надя боится остаться старой девой, поэтому готова выйти замуж за любого, кто предложит. А Вера Круглова, которая, не читая, сжигает письма изменившего ей мужа, вызывает у Анфисы насмешки.
Когда соседки Тоси по комнате начинают верить в любовь Ильи к ней, Анфиса рассказывает им о споре с Филей. Позже о том, что на неё поспорили, узнаёт и Тося. В присутствии Ильи она сообщает Филе, что Илья выиграл спор, после чего убегает в слезах. Илья пытается поговорить с Тосей и объяснить ей, что полюбил по-настоящему, но девушка отказывается ему верить.
Друзья предлагают Илье подарить Тосе золотые часы. Сначала девушка с восторгом принимает подарок, но потом отказывается от него. Илья разбивает часы и уходит.
Искреннее чувство Ильи и Тоси меняет Анфису. Она начинает верить, что настоящая любовь существует, и пытается изменить своё поведение.
Весной все жители леспромхоза строят дома для будущих семейных пар. Илья работает на чердаке одного из домов. Друзья просят Тосю отнести туда гвозди. Молодые люди мирятся и начинают мечтать о будущей совместной жизни.
История создания фильма
История создания фильма
Тёплый фильм «Девчата» уже которое десятилетие радует зрителей всех возрастов. Душевная комедия разобрана на цитаты, а песни из фильма давно «улетели» в народ. Эту историю подарил нам Борис Бедный, который писал о простых советских людях, их жизни и чувствах. За вдохновением ему далеко ходить не нужно было – автор сам работал инженером в лесосплавной промышленности. Оттого и картина получилась такая живая и народная.
Основой сюжета фильма послужила опубликованная в 1961 году повесть Бориса Бедного «Девчата». Это самое известное произведение писателя, переведённое на 15 языков и ставшее ещё более популярным после выхода на экран одноимённого фильма. Сценарий картины написал сам автор повести. Стоит отметить, что фильм получился комедийным, а вот сама повесть является более драматичной и глубокой. Такое отличие от оригинала Борис Бедный сделал по просьбе кинорежиссёра. Так в фильме появились сюжетные расхождения с повестью, герои с более яркими эмоциями и характерами, юмористические фразы и прочее, что помогло рассказанной истории выйти за рамки бытовой драмы.Для режиссёра Юрия Чулюкина фильм «Девчата» стал вторым в большом кино – ранее им была поставлена комедия «Неподдающиеся». Место за камерой занял прославленный советский оператор Тимофей Лебешев, работавший над такими кинолентами, как «Девушка с характером», «Первые радости», «Мичман Панин», «Щит и меч» и другими.
По словам Надежды Румянцевой, создать на экране образ Тоси, запомнившийся и полюбившийся миллионам зрителей, ей помогла случайная встреча:

«Вечером в дверь моей квартиры постучалась… Это была одна из тех девочек, которые пишут длинные письма, иногда приходят посоветоваться, – словом, моя зрительница. Она в смущении остановилась, не зная, что сказать. На заячьем воротнике коротенького пальто таял первый снег, около школьных ботинок натекла лужица. Мы сидели с ней на кухне и пили горячий крепкий чай. Это была большеглазая и худенькая девочка, но очень самостоятельная и решительная. Повесив своё кургузенькое пальтишко, она так и осталась в смешной рваной ушанке и так сидела передо мной, рассказывая о своих горестях и заботах. Она была из детского дома, училась на ткачиху… <...> Да, Тоська должна быть именно в узеньком лёгком пальтишке (она ведь приехала с юга, откуда у неё тёплая зимняя шуба?), в ботиночках, и только в ботиночках – маленьких и холодных; конечно, на ней должна быть эта большая старая заячья шапка с торчащими в разные стороны ушами».

Создателям картины «Девчата» удалось так органично совместить жанры романтической комедии и фильма «на производственную тематику», что история любви поварихи Тоси Кислицыной и бригадира лесорубов Ильи Ковригина не теряет популярности уже столько десятилетий и любима несколькими поколениями отечественных кинозрителей.

Актёры и роли

.

Для Юрия Чулюкина съёмка картины оказалась сопряжена с семейной драмой. Готовясь к картине, Юрий Чулюкин пообещал роль Тоси своей жене, Наталье Кустинской. Кустинская серьёзно готовилась к пробам и ждала решения худсовета. Через некоторое время от знакомого оператора она узнала, что картина уже снимается, а в главной роли занята Надежда Румянцева. Чулюкин оправдывался, что худсовет посчитал Кустинскую слишком красивой для образа Тоси, и в качестве примирения предложил ей роль Анфисы, но Кустинская отказалась.
Главная роль досталась Надежде Румянцевой, уже привыкшей к образу вечной выпускницы. До этой картины она отметилась в роли близких по характеру персонажей в нескольких фильмах. Отдельно стоит упомянуть комедию «Неподдающиеся» 1959-го года. Именно там Надежда и познакомилась с Чулюкиным, что положило начало их совместной работе. Тосе по сценарию – восемнадцать лет, а Румянцевой на момент съёмок уже исполнилось тридцать.
Несмотря на то, что актрисе было уже 30 лет, она будто бы оставалась навсегда юной, никогда не взрослела, заставляя зрителей верить в свои образы. Как вспоминают актёры, работавшие с Надеждой Румянцевой, она даже не играла: когда камеры переставали снимать, актриса оставалась такой же жизнерадостной, неугомонной и острой на язык, как и в кадре. Надежда буквально согревала всю команду, что пришлось очень кстати, зная, в какое время года снимали фильм «Девчата».
Весь гардероб Тоси Кислицыной – находка Надежды Румянцевой. Актриса увидела этот гардероб на своей знакомой воспитаннице детского дома. После показов картины на зарубежных международных кинофестивалях в иностранной прессе появились публикации, где Надежду Румянцеву называли «Чарли Чаплином в юбке», а итальянские журналисты окрестили актрису «советской Джульеттой Мазиной». Что творилось в 1962 году на международном кинофестивале в Аргентине! Зрители кричали ей: «Вива, Румянцева!», просили актрису оставить автограф на манжете рубашки, а жюри искренне удивлялось: оказывается, русские могут снимать кино не только о войне.
Приз за лучшую женскую роль в фильме «Девчата» Надежда Румянцева вышла получать вместе с Полом Ньюменом, в которого давно была влюблена. Сам голливудский красавец тоже поддался очарованию советского «чуда с косичками».
Фильм «Девчата» в Советском Союзе посмотрели 53 миллиона зрителей, и жизнь Надежды Румянцевой резко изменилась. Для актрисы теперь не существовало кинопроб, а сценарии писались специально под неё.
В «Девчатах» снялось множество замечательных советских актёров: Надежда Румянцева, Николай Рыбников, Михаил Пуговкин, Люсьена Овчинникова, Инна Макарова, Светлана Дружинина, Виктор Байков, Роман Филиппов и другие.
На роль энергичной Тоси было сразу несколько претенденток. Например, актрисы Валентина Малявина,
Екатерина Савинова и Наталья Кустинская.
На роль Ильи первоначально пробовались Вячеслав Шалевич, Юрий Саранцев и Юрий Белов. Потом был уже утверждён Владимир Трещалов, но пришло распоряжение снимать Николая Рыбникова, удачно сыгравшего перед этим главного героя в фильме «Высота». Никого не смущало, что главный герой – молодой парень, а Николаю тогда уже было за тридцать. Рыбникову роль очень понравилась, и он специально похудел на 20 килограммов, чтобы выглядеть моложе.
На роль Анфисы хотели утвердить Клару Лучко, но актрисе эта роль не приглянулась. Рыбникову хотелось, чтобы Анфису непременно сыграла его жена, Алла Ларионова. Но уже была утверждена Светлана Дружинина, которой роль понравилась, так как ей надоело играть сельских тружениц. Менять актрису Чулюкин не стал. Из-за этого Рыбников на протяжении всех съёмок общался с Дружининой с холодком. Светлана Дружинина, впоследствии ставшая известным режиссёром, в конце 1990-х годов захотела снять продолжение картины, но проект так и не был осуществлен.
На роль Кати пробовалась Людмила Шагалова. Она с самого начала не верила в свой успех, поэтому отказ режиссёра её не очень огорчил. А вот Люсьена Овчинникова очень радовалась этой роли – героиня была на неё похожа, да и с Надеждой Румянцевой они дружили.
На роль Нади Ерохиной пробовались несколько актрис. Валентина Талызина не прошла фотопробы, а Маргариту Криницыну (давнюю подругу режиссёра по ВГИКу) не пропустили в «Госкино», хотя Юрий Чулюкин и настаивал на её кандидатуре. В итоге Надю сыграла Инна Макарова, которая доработала характер тихой и незаметной героини до более сложного образа. А её экранного жениха Ксан Ксаныча исполнил актёр Московского театра сатиры Виктор Байков.
На роль проверяющего из района режиссёр пригласил без кинопроб своего давнего друга, однокурсника Владимира Гусева, но тот отказался. В результате эту роль блестяще исполнил Анатолий Адоскин.
Фильм «Девчата» стал дебютом в кино Михаила Кокшенова. Актёр сыграл лесоруба, залпом выпивающего графин воды.
В фильме имеется множество расхождений с текстом повести, в том числе весьма существенные. Так, в книге Надя, подслушав разговор Тоси и Ильи на «Камчатке», решает разорвать отношения с Ксан Ксанычем, желая испытать в жизни настоящие чувства. Этот эпизод, кстати, был отснят, но режиссёр, посчитав такой поворот сюжета не вписывающимся в юмористическую канву фильма, не стал вставлять его в картину. Инна Макарова обиделась за это на Юрия Чулюкина и даже не пришла на премьеру картины.
Многие актёры, снявшиеся в этой фильме, были давно знакомы: кто-то учился в одном вузе, кто-то снимался вместе в других проектах. Так что атмосфера на съёмочной площадке в большей степени была благоприятная, актёры с полуслова понимали коллег и приходили друг другу на помощь. Чего не скажешь о Рыбникове и Румянцевой. Несмотря на то что исполнители главных ролей были знакомы ранее и даже учились на одном факультете ВГИКа, им редко когда получалось найти общий язык. Да и романтические сцены давались героям трудно. Из-за этого приходилось по несколько раз переснимать некоторые сцены. Особенно трудно дался эпизод, где их влюблённые герои целовались, уж очень актёры с неприязнью смотрели друг на друга. Зато все конфликтные эпизоды снимались быстро и искренне, с первого дубля.
К сожалению, фильм не стал лидером проката, но этому были объективные причины: в 1962-м году у «Девчат» были серьёзные конкуренты – кинокартины «Человек-амфибия» и «Гусарская баллада».
Съёмки
Борис Бедный
Юрий Чулюкин
Фильм «Девчата» вышел на экраны в 1962 году. Культовую советскую комедию создавали в рекордно короткие сроки, поэтому сибирский посёлок снимали сразу в разных местах.
Снимать киноленту начали в павильонах «Мосфильма» и в специально выстроенных декорациях на улице Мосфильмовской, где высадили около трёхсот деревьев и возвели декорации посёлка с вывеской «Леспромхоз».
Натурные съёмки проводились на Среднем Урале в Чусовском районе, в посёлке Бобровка Пермской области (в эпизоде, в котором герои смотрят газету с размещённой фотографией Ильи, видно её название «Чусовской рабочий»). Жёсткие морозы выводили из строя технику и людей – даже грим не скрывал красные замёрзшие лица актёров. С Николаем Рыбниковым на съёмках вышел серьёзный конфуз. Съёмки сцены, где Тося приносит обед прямо на лесопилку, проходили при 40-градусном морозе, и весь съестной реквизит успел сильно остыть. Поэтому, когда герой Рыбникова облизал ложку, то прилип к ней языком, но не стал ждать помощи и отодрал её вместе с кусочком кожи. Эх, чего не сделаешь ради киноискусства?!
Зато практически вся мужская половина актёрского состава успела освоить управление трактором. Особенно отличился Николай Рыбников, который настолько увлёкся новым для себя делом, что серьёзно помог простым рабочим леспромхоза в выполнении нормы.
Надолго съёмочной группы, не привыкшей к суровым холодам, не хватило. И после нескольких сцен работа продолжилась в леспромхозе в Оленинском районе Тверской области в августовскую жару.
В шестидесятые годы прошлого века здесь был знаменитый на всю страну леспромхоз. Тут испытывали новую лесоперерабатывающую технику, сюда на работу приезжали столичные специалисты. На время съёмок работу в леспромхозе решили не останавливать. Выделили нижний склад, где художники готовили декорации: для создания «зимней картинки» брёвна укутывали ватой (её потребовалось более 200 кг) и посыпали нафталином, а кран для перевозки брёвен обрызгали извёсткой, имитируя снег и наледь. Ощущения сильного мороза добивались не только с помощью ваты, в ход шли: соль, пенопласт, а также газ, который выполнял функцию пара. Актёрам же приходилось изнывать от духоты в ватных тулупах, шапках и валенках, изображая, что им холодно, в то время как на улице стояла жара.
Румянцева вместе со всей съёмочной группой поселилась в деревянной одноэтажной гостинице леспромхоза. Оленинские парни по вечерам все под окнами гостиницы были. Пытались Надежду на свидание пригласить, выведывали у киношников, замужем ли она.
Сейчас в Оленине очевидцев этих легендарных съёмок почти не осталось. Впрочем, в одной семье хранится уникальная реликвия – фотографии со съёмочной площадки «Девчат». Муж Галины Ивановны Соловьёвой Анатолий работал в леспромхозе начальником полигона. Ему не только разрешили фотографировать съёмки, но и помогали, подсказывали удачные ракурсы. Актёры охотно позировали, а режиссёр фильма Юрий Чулюкин даже о законах жанра комедии рассказывал.
«Жара, а Румянцева с Пуговкиным в тулупах да в шапках зимних. Жалко их, – рассказывал он вечерами жене Галине. – Солнце пропадёт, у них простой, сидят, ждут, когда можно продолжить».
На прощание в местном клубе леспромхоза артисты выступили перед жителями посёлка. «Надежда, такая лучезарная, такая неунывающая, в жизни, как в кино, пела и плясала в тот вечер перед нами», – вспоминает Галина Соловьёва.
Знаменитый леспромхоз в 1990-х годах обанкротился и развалился. А старый клуб леспромхоза до сих пор работает. Уцелел и склад, где шли съёмки. Здесь всё, как в прежние времена. Сохранились даже деревянные пазы – держатели брёвен, через которые лихо перепрыгивала повариха Тося.
Когда съёмки эпизодов в леспромхозе были завершены, съёмочная группа засобиралась в Сибирь, оставшуюся часть картины планировали доснять там.
В ноябре-декабре 1961 года съёмки фильма заканчивали в поселке Яйва, тогда ещё Пермской области. Сказочные заснеженные ели, огромные сугробы, непрозрачный от мороза воздух – всё это стало декорациями к фильму. В то время Яйвинский леспромхоз был одним из самых крупных и передовых в Советском Союзе, а места здесь живописные, поэтому Яйву выбрали для съёмок. Эпизод с поездом снимался в Рязанской области на перегоне между станциями Спас-Клепики и Пилево.
Заключительные эпизоды фильма снимались в Ялте. Актёры вновь испытывали «термостресс» во время съёмок – опять их в тёплых тулупах и ватниках поместили в тридцатиградусную жару! Тарелки для эффекта горячего супа наполняли кипятком, а, чтобы герои заходили в помещения так, словно с трескучего мороза, пиротехники пускали белый газ. Особенно тяжело дались съёмки финала фильма, где влюблённые киногерои, одетые в тёплую зимнюю одежду, сидят счастливо под заснеженной елью. Актёрам было настолько жарко, что гримёрам постоянно приходилось вытирать пот, стекающий с лиц бедных артистов, и поправлять им грим.



Тося что-то кашеварит у себя в столовой почти весь фильм, но самая «вкусная» сцена – чаепитие главной героини в комнате. Въехав в общежитие, она решает перекусить. Так на столе оказывается половина всех продовольственных запасов соседок по комнате: консервированные персики, сырокопчёная колбаса, сгущёнка, сухари, конфеты (в вазочке Анфисы). Ну а главное украшение стола – Тосин фирменный «десерт»: половина батона с толстым слоем варенья.

Легендарное чаепитие
Фильм «Девчата» получился таким очаровательным во многом благодаря великолепным музыкальным композициям поэта Михаила Матусовского и композитора Александры Пахмутовой. Их совместное творчество послужило сопровождением для романтической линии «Девчат». В фильме звучат две песни, которые послужили основным лейтмотивом: «Хорошие девчата» и «Старый клён». Эту песню исполнили актёры Люсьена Овчинникова и Николай Погодин и она вошла в число народных. А Пахмутовой даже присудили музыкальную премию.
Музыкальная тема
В фильме также прозвучала песня «Хорошие девчата» в исполнении таллинского октета «Лайне». Виниловую пластинку с «саундтреками» к фильму выпустили позже, в середине 1960-х, но кинозрители ещё долгое время охотно покупали её. Песни из фильма были выпущены на грампластинках Апрелевским и другими заводами, а затем и фирмой «Мелодия».
Обе композиции создавались специально для фильма и стали очень популярным после премьеры: они звучали всюду, а Лев Лещенко, Майя Кристалинская и Людмила Гурченко включали эти песни в свой концертный репертуар. Наследие «Девчат» обширно, но главная заслуга фильма в том, что он до сих пор объединяет у экрана несколько поколений зрителей.
Цитаты и фразы из фильма
    • Так хочется быть красивой! Я б тогда за всех обманутых девчат отомстила бы! Вот иду я, красивая, по улице, а все встречные ребята так и столбенеют, а которые послабей – так и падают, падают, падают и сами собой в штабеля укладываются!
    • А вы всегда с папироской танцуете?

    И в шапке?

    Так вот, с такими я не танцую!

    • В столовой и в бане все равны.
    • Вы работаете в век кибернетики и атомной энергии, а людей кормите в хижине!
    • Едут тут всякие! Ни профессии, ни подушек — одна морока с вами.
    • Ходят тут всякие, а потом у меня ложки пропадают!
    • Чтобы я когда влюбился!.. Не дождутся они от меня! Какие люди гибнут!
    • Фигуры, может, и нет, а характер — налицо.
    • Головной убор, между прочим, так не носят.
    • Совершеннолетняя, паспорт имею.
Проверь себя
Тест
Тест
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru