АЛЫЕ ПАРУСА
мелодрама
1961 год
Киностудия "Мосфильм"
Режиссёр: Александр Птушко
Операторы: Геннадий Цекавый, Виктор Якушев
Сценарий: Александр Юровский, Алексей Нагорный
Композитор: Игорь Морозов

«Фильм «Алые паруса» в основном адресован молодёжи. В наше время, время космических полётов и ракетных двигателей, юноши и девушки иногда забывают о старых, вечных и великих чувствах – нежности, красоте, благородстве, любви. Разбудить эти чувства, порой дремлющие в людях, – задача нашего фильма»

Александр Птушко, режиссёр

Актёрский состав
Ассоль
Артур Грей, капитан
Анастасия Вертинская
Василий Лановой
Иван Переверзев
моряк Лонгрен, отец Ассоль
Летика, матрос парусника "Секрет"
Олег Анофриев
Эгль, сказочник
Николай Волков
Филипп, угольщик
Сергей Мартинсон
Василий Семёнович Лановой - легендарный советский актер театра и кино. Известен как знаток поэзии и выдающийся чтец, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» III степени.
Василий Семенович Лановой родился 16 января 1934 года в Москве. Войну встретил семилетним мальчишкой, на Украине, в деревне Стрымба. Война разлучила семью почти на три года. Среднюю школу Василий Лановой окончил с золотой медалью. Всерьез о профессии актера он тогда ещё не думал, но всё-таки отправился в театральное училище имени Б.В. Щукина. Всего комиссией было просмотрено около ста пятидесяти человек, а приняты только двое, и один из них — Василий Лановой.
В 1956 году режиссеры Алов и Наумов утвердили студента Ланового на главную роль в фильме «Павел Корчагин». Картина имела широкий резонанс и получила приз Московского международного кинофестиваля. После окончания Театрального училища в 1957 году Василий Лановой был принят в труппу Театра имени Вахтангова, где и прослужил всю свою жизнь.
В 1971 году Василий Лановой был назван журналом «Советский экран» лучшим киноактером года, после того как драму «Офицеры», в которой он сыграл офицера Ивана Варавву, посмотрело 53 миллиона зрителей.
Василий Лановой скончался 28 января 2021 года на 88-м году жизни в Москве, похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.
Народный артист СССР Иван Переверзев родился 3 сентября 1914 года в крестьянской семье в деревне Кузьминки Орловской губернии. После окончания ремесленного училища при московском заводе "Шарикоподшипник" работал на этом заводе токарем. Увлёкшись театром, поступил в училище при Театре Революции. После окончания учёбы в 1938 году остался работать в театре. В 1939 году перешёл в театр МАДТ имени Моссовета.
Во время Великой Отечественной войны Переверзев воплотил на экране целую галерею отважных людей. В 1947 году карьера Переверзева достигла своего пика после того, как на экраны вышел фильм «Первая перчатка». В 1952-м актёра пригласили в сказку «Садко».
С 1952 по 1972 годы Иван Переверзев снялся в нескольких десятках фильмов, подтвердив свое амплуа разнопланового актёра. В послужной список Переверзева вошли: «Покорители вершин», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Герои Шипки», «Алые паруса», «Фронт без флангов», «Приключения в городе, которого нет», «Чисто английское убийство» и другие заслуживающие внимания киноработы.
Иван Фёдорович скончался 23 апреля 1978 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Ивана Переверзева знают и помнят любители советского кино. Его герои были разными, но всех их объединяла харизматичность и твёрдый мужской характер, которым отличался и сам великий актёр.
Елена Черемшанова (в настоящее время - Голова) начала свою актёрскую карьеру в 1961 году, снявшись в эпизодической роли короткометражного фильма «Дрессировщики». Роль юной Ассоль для Елены стала второй и последней. Повзрослев, Елена вышла замуж и посвятила жизнь преподаванию машиностроительного черчения. В настоящее время Елена Владимировна преподаёт на кафедре инженерной графики в Московском государственном технологическом университете «СТАНКИН».
Александр Лупенко в «Алых парусах» исполнил роль юного капитана Артура Грея, которая стала его единственной работой в кино. В итоге Александр предпочёл математику. В 1975 году он окончил Московский институт электроники и математики, стал учёным и написал несколько книг, включая учебник по математике для 8 класса.
Народный артист России Олег Андреевич Анофриев родился 20 июля 1930 года в Геленджике. После рождения сына семья вернулась в столицу, где прошло всё его детство. Когда Анофриеву исполнилось 12 лет, он нашёл во дворе боевую гранату, которая взорвалась. Процесс выздоровления занял год. В школьные годы Анофриев посещал драматический кружок, где Олег в полной мере осознал суть актёрской профессии. В 1954 году окончил Школу-студию МХАТ. С 1954 по 1973 годы — актёр московских театров: Центрального детского, театра имени Маяковского, имени Моссовета , Московского театра-студии киноактёра.
Известный автор и исполнитель песен, в том числе для фильмов, мастер озвучания мультфильмов. За свой продолжительный творческий путь Анофриев исполнил более шестидесяти ролей в кино. Много работал на эстраде, телевидении и радио: участвовал в "Голубых огоньках", популярных детских передачах, вёл передачу "Домашняя библиотека" на телеканале ОРТ. Песни Олега Анофриева из кинофильмов и мультфильмов и сейчас остаются популярными и любимыми.
Скончался 28 марта 2018 года. Похоронен на подмосковном Аксиньинском кладбище.
Анастасия Александровна Вертинская - советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Отец - легендарный шансонье Александр Вертинский, мать - известная художница Лидия Циргвава. Анастасия Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве после переезда семьи из Китая в СССР.
В детстве Анастасия хотела стать балериной, но её не приняли в балетную школу. Будущая актриса изучала иностранные языки, занимались музыкой и рисованием.
Ассоль в фильме «Алые паруса» - первая роль Анастасии в кино. В тот момент ей было 15 лет. В 1961 году Вертинская исполнила главную роль в фантастическом фильме «Человек-амфибия».
В 1962 году Анастасия попала в труппу Московского театра имени Пушкина.
В 1963 году уже будучи знаменитой актрисой Вертинская стала студенткой театрального института имени Бориса Щукина.
Позже актриса снялась в знаменитых фильмах: «Гамлет», «Война и мир», «Анна Каренина», «Безымянная звезда», «Овод», «Мастер и Маргарита», Бременские музыканты», «Казус Белли» и многих других.
С 1989 года актриса преподавала актёрское мастерство в Англии, Франции и Швейцарии.
В 2009 году Анастасия выпустила отцовские мемуары. Потом занялась публикацией его стихов и реставрацией творческого наследия.
В настоящее время актриса увлечена кулинарией и работает в ресторане «Вертинский» своего сына Степана Михалкова.
Отец Грея, Лионель Грей
Павел Массальский
Артур Грей (в детские годы)
Саша Лупенко
Ассоль (в детские годы)
Лена Черемшанова
Сергей Александрович Мартинсон – выдающийся комедийный актёр, эксцентрик, мастер пантомимы, буффонады и гротеска. Сам себя комиком не считал, в то время как за рубежом искусство Мартинсона сравнивали с искусством Чарли Чаплина. Родился 6 февраля 1899 года в Санкт–Петербурге.
В 1923 году окончил Институт сценических искусств в Петрограде. Был актёром нескольких петроградских театров. В 1933-1936 годах — артист Московского Мюзик-холла, с 1945 года — актёр Театра-студии киноактёра.
В тяжёлые для страны годы Великой Отечественной войны советские киностудии выпускали как военно-патриотические фильмы для поднятия боевого духа, так и комедии, призванные как-то разряжать тяжёлую обстановку. В это время Сергей Александрович Мартинсон принял участие в лентах «Антон Иванович сердится», «Волшебное зерно», боевые киносборники, «Новые похождения Швейка», «Мы с Урала» и «Свадьба».
За свою долгую творческую жизнь Сергей Александрович снялся в более чем семидесяти картинах и озвучил более трёх десятков мультфильмов, участвовал в дубляже иностранных лент. Фильмы с участием Сергея Мартинсона «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей», «И жизнь, и слёзы, и любовь», «Руслан и Людмила», «Полчаса на чудеса» и другие любимы не одним поколением отечественных зрителей.
Актёр скончался 2 сентября 1984 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Родился Николай Николаевич Волков (настоящая фамилия – Агуров) 23 марта 1902 года в Курской губернии в дворянской семье. Когда Николай и его брат Евгений оба стали актёрами в Одесском театре русской драмы, они решили бросить жребий, кому брать псевдоним. Выпало — Николаю. Так появилась фамилия Волков и пошла актёрская династия Волковых.
На сцене актёр начал выступать с 1921 года, окончив Бакинскую театральную студию. Работал Волков в театрах Баку, Казани, Перми, Иванова, а в 1933 году пришёл в труппу Одесского русского драматического театра имени А.И. Иванова. Во время войны оказался на Ташкентской киностудии. Интересно выступил в картине Якова Протазанова "Насреддин в Бухаре". После войны вернулся в Одесский театр, в кино почти не снимался. В 1956 году на "Ленфильме", перебирая возможных исполнителей главной роли в картине "Старик Хоттабыч", прокрутили ролик из старой протазановской ленты, и звездочёт Хуссейн-Гуслия стал волшебным стариком Хоттабычем.
В числе фильмов с участием актёра есть комедии, исторические и военные ленты, детективные и фантастические картины: "Алые паруса", "Полосатый рейс", "Шестое июля", "Начальник Чукотки", "Бриллианты для диктатуры пролетариата"и другие.
Умер незаурядный актёр осенью 1985 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Советский актёр театра и кино, педагог, Народный артист СССР Павел Владимирович Массальский родился 4 сентября 1904 года в Москве. С 1922 по 1924 год учился в студии под руководством Ю. А. Завадского. После окончания студии в 1925 году был принят в труппу МХАТа.
Первая работа на сцене театра - роль князя Дмитрия Шуйского в пьесе «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого. В кино дебютировал в мелодраме Михаила Вернера «Солистка его величества» в 1927 году.
Массальский создавал яркие и запоминающиеся образы, с успехом исполнял роли в произведениях классических и современных авторов. С 1947 года Массальский вёл педагогическую работу в Школе-студии МХАТ, в 1970 году стал заведовать кафедрой мастерства актёра. Среди его учеников: Олег Басилашвили, Владимир Высоцкий, Татьяна Доронина, Александр Балуев, Михаил Козаков, Борис Щербаков, Виктор Сергачёв, Евгений Евстигнеев, Авангард Леонтьев.
Умер Павел Владимирович 15 декабря 1979 года, похоронен на Новодевичьем кладбище
Повесть - феерия

«Алые паруса» - повесть-феерия о непоколебимой вере

и всепобеждающей, возвышенной мечте о том, что каждый может сделать чудо для своих близких. Написана в 1916-1922 годах. Дата первой публикации – 1923 год


Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин (настоящее имя: Александр Степанович Гриневский) начал делать в 1916 году. Но рукопись не была завершена. Во время Гражданской войны он начал писать новую повесть под названием “Красные паруса”. И закончил её в Петрограде в начале декабря 1920 года. 8 мая 1922 года в газете “Вечерний телеграф” была напечатана глава “Грэй”, а отдельным изданием книга вышла в 1923 году. В черновиках к роману «Бегущая по волнам» автор так описал первое появление замысла повести:
«У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».
Грин писал эту повесть почти пять лет. В одном из первых черновиков действие феерии происходило в послереволюционном Петрограде, затем автор решил перенести героев в свою «Гринландию». Летом 1919 года Грина призвали в Красную армию связистом. Черновики повести Грин всюду носил с собой в походной сумке. Вскоре он заболел сыпным тифом и почти на месяц попал в инфекционную больницу. После выздоровления Александру Грину при содействии Максима Горького удалось получить академический паёк и жильё — комнату в Доме искусств на Невском проспекте. Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал своё самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение — феерию «Алые паруса». «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», — вспоминал Всеволод Рождественский. В числе первых этот шедевр восторженно оценил Максим Горький, часто читавший своим гостям эпизод появления перед Ассоль сказочного корабля.
Константин Паустовский дал высокую оценку значению повести, сказав, что если бы Александр Грин оставил нам «только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству».
Повесть переведена на английский, немецкий, испанский, французский, итальянский, греческий, литовский, украинский, белорусский, польский, болгарский, венгерский и вьетнамский языки.
Стиль писателя
История, придуманная замечательным писателем Александром Грином, похожа на сказку. Романтические мечты юной и прекрасной Ассоль волшебным образом сбываются. Конечно, такое могло случиться только в сказке… И в жизни.
Одно из самых знаменитых своих произведений Александр Грин написал в тяжёлые послереволюционные годы. Писатель посвятил поветь-феерию своей жене — Нине Николаевне Грин, которая и стала прототипом Ассоль. Нине Николаевне пришлось хлебнуть горя и в годы Первой мировой войны, и во время последовавшей за ней революции. В отличие от героини повести Нина Грин насмотрелась на "чёрные и хищные паруса" и до встречи с мужем, и после его смерти, когда получила десять лет лагерей за "коллаборационизм и измену Родине". Была реабилитирована только после смерти.
Из воспоминаний жены писателя: «Грин говорил, что, бывает, часы проводит над фразой, добиваясь наивысшей полноты её выражения, блеска». Он был близок к символистам, которые пытались расширить возможности прозы, дать ей больше измерений — отсюда частое употребление метафор, парадоксальные сочетания слов. Александр Грин силой своего воображения придумал «живую метафору», которая вырвалась из контекста феерии и стала жизнью, произошла трансформация образа в символ. «Алые паруса», как символ мечты и веры в её исполнение, стали знаком XX века, который так страстно стремился к счастью, мечте, лучшему в человеке. Радостно, светло, трепетно и празднично любовь превращает мечту в реальность, чудо встречи, исполненной надежды, заслуженного счастья. Оказывается, сказки, стихи, мечты, герои, прекрасные судьбы рождаются из самой жизни — сложной, полной труда, преодоления, терпения, незаслуженных обид, испытаний.
Образец гриновского стиля на примере из "Алых парусов":
«Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путём своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирно-тонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда — и это продолжалось ряд дней — она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и всё, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности».
Феерию «Алые паруса» А. Грина можно с уверенностью отнести к "современной классике", потому что это произведение победно прошло, как корабль Грэя «Секрет» под алыми парусами, все рифы литературной критики, все идеологические мели, все повороты литературных течений, все штормы событий века и сохранило любовь и интерес читателей, не разочаровав их в ожиданиях и надеждах.
Экранизация «Алых парусов» стала настоящим кинематографическим дебютом Грина перед многомиллионной аудиторией.
Фильм можно считать своеобразной культурной эмблемой эпохи — именно 1961 годом датировали начало эры советских «шестидесятых».
"Я - обыкновенный гений"
Александр Птушко
один из самых ярких и загадочных режиссёров
в истории мирового кино

Его фильмы - «Садко», «Илья Муромец», «Алые паруса», «Руслан и Людмила» - продолжают жить.
В своё время зарубежная пресса, захлебываясь от восторга, писала о непостижимых секретах русского режиссёра, но секретов-то как раз у него и не было. Птушко готов был поделиться своими тайнами со всеми желающими. Но таковых не нашлось. Режиссёр не оставил учеников.

В историю Птушко вошел благодаря «Новому Гулливеру». Эта работа потрясла весь мир даже больше, чем «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна и «Белоснежка и семь гномов» Диснея. Поражало органическое существование в кадре живого актёра и трёх тысяч кукол с богатой мимикой и острой характерностью, удивительной даже по нынешним временам господства компьютерной графики.
Свою творческую карьеру Александр Птушко начинал как театральный художник, декоратор, журналист, актёр и конструктор кукол. Последняя профессия заинтересовала его особо: в 27 лет он пришёл в кино. Энергия, любознательность и дух новаторства постоянно подталкивали Птушко к освоению новых возможностей кино. Начиная с 1932 года, он везде и во всём - первый. Создал первый звуковой объёмный мультфильм («Властелин быта», 1932), первый полнометражный фильм с объёмной анимацией («Новый Гулливер», 1935), первый отечественный широкоэкранный фильм со стереозвуком («Илья Муромец», 1956).
Сам же режиссёр пошёл дальше и снял ещё более насыщенный трюками «Золотой ключик». Анимация там уже играла менее значительную роль, но совмещённые и комбинированные съёмки поражали умы даже профессионалов, не говоря о зрителях. Достигнув в этой отрасли совершенства, Александр Птушко целиком переключился на игровое кино.
Во время войны Птушко участвовал в создании фильмов «Секретарь райкома», «Парень из нашего города», «Зоя», а сразу после Победы сосредоточился на жанре киносказки. Птушко оттачивал новые приёмы, реализовывал самые смелые идеи в области комбинированных съёмок и спецэффектов. За «Каменный цветок» он получил первую и последнюю Государственную (Сталинскую) премию и приз за цвет на I Международном кинофестивале в Каннах.
Следующий фильм Птушко «Садко» завоевал «Серебряного льва» в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был назван одним из лучших актёров мира полувековой истории кино. В 1956 году вышел фильм «Илья Муромец», который был внесён в Книгу рекордов Гиннеса за самую масштабную массовку (более 104 тысяч статистов одновременно).
Отдыхая от масштабных полотен, Александр Лукич снял остроумную комедию «Сказка о потерянном времени» с блистательным актёрским составом; экранизировал "Алые паруса" Грина; написал сценарий по гоголевскому «Вию» и понадеялся на молодых режиссёров, взяв над ними творческое шефство. Но те не справились, и пришлось мастеру доснимать и монтировать всё самому. Долгие годы «Вий» оставался первым и единственным отечественным «ужастиком», впечатляющим и сегодня. Вершиной карьеры Птушко, по мнению многих, стал его последний фильм «Руслан и Людмила». Невероятные декорации, впечатляющая Голова, подземные гиганты и летающий карлик Черномор - каждый новый кадр нёс в себе сказочное превращение. Однако было бы несправедливо говорить о Птушко исключительно как о первооткрывателе. Его фильмы вряд ли пережили бы своё время, если бы не несли в себе ничего, кроме формальных новаций. Александр Лукич никогда не забывал об идее сказки.
Соратники Птушко вспоминают о нём как о лёгком и остроумном человеке. Снимая многотысячные массовки, сооружая грандиозные декорации, Александр Лукич мог и пошутить, но в гневе он был страшен. А ещё рассказывают, когда Птушко хвалили за очередной фильм или трюк, он спокойно замечал: «Ничего удивительного, ведь я - обыкновенный гений».
Кинопробы
К съёмкам готовились год. Параллельно с изготовлением декораций и выбором натуры шли поиски актёров на главные роли. Пробы были долгими. Исполнительницу роли Ассоль первоначально Птушко видел русской красавицей в стиле Тамары Макаровой или Аллы Ларионовой, с которыми он работал в прежних «былинных» картинах. Таковой была утверждённая им молодая молдавская актриса Маркач, но с режиссёром были не согласны операторы и художник. Среди претенденток на роль Ассоль была и Людмила Гурченко. Но художник-постановщик Леван Шенгелия втайне стал искать свою Ассоль. И однажды в коридорах «Мосфильма» он встретил актрису Лидию Вертинскую с двумя дочерьми — Анастасией и Марианной. Шестнадцатилетняя Анастасия очаровала художника — вот она, гриновская героиня. Но на пробы Вертинская неожиданно явилась в спортивных брюках и… с короткой стрижкой! Режиссёр решил, что девушка совершенно не вписывается в романтический образ. Но когда Птушко увидел преображённую гримерами девушку (в длинном платье и парике с кудряшками), то выдохнул потрясенный: "Настоящая Ассоль!"
Роль Ассоль стала первой в карьере Анастасии Вертинской, но сама она осталась недовольной своей ролью. Внутренне девушка совсем не походила на романтичную особу и ей приходилось просто выполнять указания съёмочной группы, не очень понимая, зачем всё это нужно.
Последствия съёмок тоже не порадовали Анастасию Вертинскую, так как её стали узнавать на улицах, мешая спокойно ходить по магазинам. Плохо сказалась появившаяся популярность и на школьной успеваемости юной актрисы. В результате ей пришлось перевестись в вечернюю школу, где занималась рабочая молодёжь.


Для сказочной феерии режиссёр собрал самых знаменитых актёров тех лет: Ивана Переверзева (Лонгрен), Сергея Мартинсона (угольщик), Александра Хвылю, сыгравшего одиозного Меннерса, Николая Волкова-старшего, Олега Анофриева, Зою Фёдорову.

На роль главного героя отбора практически не было. Василий Лановой настолько удачно вошёл в образ, что других кандидатов решёно было не рассматривать. Лановой приступил к работе над фильмом, будучи уже известным актёром, и роль Грея стала в его карьере очередной. К тому моменту 26-летний актёр считался уже опытным. Его первой картиной был снятый в 1954 году фильм «Аттестат зрелости», где актёр сыграл главную роль. Затем последовала «Как закалялась сталь», и Лановой стал для всей страны мужественным Павлом Корчагиным. Актёр вспоминает: «Когда шёл на пробы, то был уверен, что сыграю Грея: это моя роль!»
Сын малограмотных крестьян, как ни удивительно, обладал врожденным аристократизмом и выглядел, как настоящий принц, поэтому в нем никто не сомневался, прекрасный принц из мечты любой девушки в его исполнении смотрелся на редкость убедительно. Надо признать, что сам Лановой не был доволен ролью капитана Грея, так как полагал, что режиссёру не удалось перенести на плёнку всю глубину замысла Александра Грина. Роль принца Василию Лановому удалось воплотить в реальной жизни. Для своей второй жены Тамары Зябловой он стал Артуром Греем, приплывшим на корабле под алыми парусами.
Съёмки

«Алые паруса» — красивая и добрая сказка о том, как любовь превращает мечту в реальность. Но создатели фильма знают, какой непосильный труд делает сказку былью.

Киночиновники неожиданно заартачились, когда Александр Птушко захотел снять фильм по повести Александра Грина «Алые паруса»: «У вас не получится. Вы привыкли снимать лёгкие сказочки, а это должен быть романтический и в то же время серьёзный, глубокий фильм». Но потом всё же дали режиссёру шанс, но присвоили фильму третью, самую низкую категорию. Мизерный бюджет не испугал Птушко, и он с энтузиазмом взялся за дело. Это не помешало съёмочной группе проработать картину до мелочей.

Фильм вышел на экраны 7 июня 1961 года, и только за первый год проката его посмотрели более 20 миллионов зрителей.

Место для съёмок фильма искали долго: побывали на Кавказе, в Прибалтике, в Краснодарском крае. Но в итоге решили снимать на крымском курорте Коктебель, где в своё время жил сам Александр Грин.
Именно там построили декорации целого сказочного поселка Каперны, в бухте которого и находился корабль с алыми парусами. В картине не раз можно увидеть местную достопримечательность - гору Карадаг. Масштабные декорации, возведённые прямо на набережной в Ялте, представляли собой сказочные города Зурбаган и Лисс. Замок, в котором рос маленький Грей, снимали в Воронцовском дворце в Алупке, возведённом в XIX веке по проекту британского архитектора Эдварда Блора. Карадаг и «профиль Волошина» оказались отличным фоном для многих важных сцен.
А сцена, в которой капитан обнаруживает спящую Ассоль, снята в реликтовой сосновой роще в Пицунде. Жители крымского побережья до сих пор об этом вспоминают, ведь во всех массовых сценах было занято местное население.
Комбинированные съёмки велись в Баку. Там киношники инсценировали шторм, который потом накладывали на коктебельский пейзаж. И на экране получалось, что отважный Грей борется с морской стихией.
Но настоящий шторм в кадр тоже попал. Случилось это во время съёмок в Пицунде.
«Там мы снимали сцену с Лонгреном, которого играл Иван Переверзев, – вспоминает оператор. – Вдруг начался ветер, поднялись такие огромные волны, что мою камеру смыло в море. Сам Переверзев тоже свалился за борт, за ним тут же нырнул наш реквизитор. Мы думаем: «Вот молодец, артиста полез спасать!» А он вынырнул с корзинкой в руках. Мы долго потом смеялись! Ответственный работник рисковал жизнью не ради актёра, а из-за реквизита. В сцене, которую снимали в тот момент, Лонгрен держал в руках корзинку».
В съёмках «Алых парусов» участвовали сразу два парусника: ростовская баркентина «Альфа» и учебный барк Херсонского мореходного училища «Товарищ».
Роль «трёхмачтового галиота» с успехом исполнила баркентина «Альфа» - учебный парусник ростовской мореходки. Практически во всех флотах мира есть традиция: молодых моряков отправляют в плавание на паруснике, потому что другие суда гораздо легче в управлении. Считается, что если курсанты после этого не ушли с флота, то из них получатся толковые мореходы. Сегодня в мире действуют около 200 учебных парусников. У ростовского мореходного училища такого судна сейчас нет.
Во время войны баркентину «Вега» ростовской мореходки разбомбили под Геленджиком немцы. В 1954 году Министерство морского флота передало училищу грузовой парусник. Судно «довели до ума» и назвали «Альфа» - в честь созвездия. «Альфа» была настоящим украшением Ростова. Высота мачты 35 метров, длина судна 40 метров, ширина 9 метров. Горожане ходили любоваться парусником.
Паруса сшили, и «Альфа» направилась в Коктебель к месту съёмок. Название на борту написали, как в книге, – «Секрет». Прибытие «Секрета» в Каперну снимали в Голубом заливе под Кацивели.
Супруга Василия Ланового в это время отдыхала в Ялте. Актёру удалось уговорить капитана подойти к берегу с только что подготовленным реквизитом. Когда вдруг на горизонте показался корабль с алыми парусами, которые ярко переливались на солнце, жители Ялты пришли в настоящий шок и начали в панике и восторге метаться по набережной – совсем как в произведении Грина – настолько сильным был эффект. Но только Тамара Зяблова знала, что это сделал ради неё любимый муж. Зрелище и в самом деле было невероятной красоты, и капитан Дворкин не пожалел, что поддался на уговоры актёра.
Фильм снимали полгода. Затем судно опять привели в Ростов. Алые паруса с него сняли, половину увезла с собой съёмочная группа, другая часть осталась в мореходке. Ткани было так много, что её отдали на «растерзание» ребятам.
Кроме «Алых парусов» в 1965 году «Альфа» «сыграла» ещё одну роль – в фильме «Прощай». Спустя пару лет парусник передали ростовскому Дворцу пионеров, потому что денег на капитальный ремонт баркентины не было. Но на этом кинематографическая «карьера» судна не закончилась. «Альфа» участвовала в съёмках фильма «Море студёное». А в 1969 году Одесская киностудия арендовала её для съёмок пиратского фильма. Когда съёмки закончились и судно вернулось в Ростов, оно действительно выглядело как пиратское: рваные паруса, обшарпанный, ободранный корпус. Затем баркентина стояла пришвартованной у набережной, потом в акватории завода «Красный моряк». Несколько раз на её борту бездомные разжигали костёр. В целях безопасности, облив ненужное судно несколькими бочками солярки, работники порта пытались его сжечь, но оно не сгорело. В итоге брошенную баркентину разобрали сами ростовчане.
В 1961 году «Альфу» использовали на Ялтинской киностудии для съёмок «Алых парусов». Обычные белые паруса, которые были на ней прежде, сняли. Для фильма сшили новые алые, как положено по сюжету гриновского произведения.
Алые паруса для корабля в фильме сшиты из материала, который использовался для пионерских галстуков. Было закуплено две тысячи метров алого шёлка. Ткань смотрелась очень эффектно, но оказалась непрочной, из-за морской соли быстро портилась. Оператор картины Виктор Якушев считал большой удачей, что кульминацию истории - прибытие «Секрета» в бухту на алых парусах - удалось снять в первый же день съёмок. «Именно с этими алыми парусами и возникли самые большие сложности, – смеётся оператор Виктор Якушев. – Тогда ведь качество киноплёнки было не таким высоким, как сейчас, и алый цвет на ней получался кирпичным. Долго мы маялись, пока не нашли выход: закрепили на камеру сразу несколько специальных фильтров, улавливающих цвет.
И паруса получились алыми! Помню, как нам повезло в первый день съёмок: только включили камеру – подул лёгкий ветерок, и паруса так красиво надулись! Хорошо, что мы успели отснять этот кадр. А шёлк вскоре испортился от морской соли, и паруса перестали казаться лёгкими, воздушными…».
Следует учесть и то, что в начале 60-х гг. прошлого века крымское побережье выглядело более «древним», патриархальным, чем сейчас. Советский Крым предназначался для здорового отдыха, а не для светских тусовок. Поэтому съемочной группе пришлось затратить на создание убедительных гриновских видов куда меньше усилий, чем можно подумать при визите в современные Коктебель или Ялту. Сегодня места съемок заметно отличаются от продемонстрированного в фильме Птушко – набережные перестроены, а декорации давно исчезли. Кроме того, края эти являются посещаемыми сами по себе – Коктебельский берег, Воронцовский дворец и набережная Ялты популярны у туристов. Многие экскурсоводы не забывают упоминать, что они стали оформлением для знаменитого фильма.
Но это еще не все. Процесс работы над «Алыми парусами» однозначно подтвердил справедливость идеи, высказанной Грином в произведении: человеческая воля действительно способна творить чудеса и менять к лучшему собственную жизнь и жизнь других.

Цитаты
  • Надо уметь любить, а этого-то они не могут.
  • Все взрослые – дети.
  • Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
  • Дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить.
  • Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.
  • В течение дня человек внимает такому множеству мыслей, впечатлений, речей и слов, что все это составило бы не одну толстую книгу.
  • Надо уметь закрывать скучную книгу, уходить с плохого кино и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой.
  • Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых.
  • Я был в одной стране. Там царствует любовь... Там просто любят. Медленно и скромно. Наивно и немножечко смешно. Обыденно – ведь там не представляют, как можно жить, не ведая любви…
  • Тишина, только тишина и безлюдье – вот что нужно было ему для того, чтобы все самые слабые и спутанные голоса внутреннего мира зазвучали понятно.
  • Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем.
  • Все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности…
Дополнительные материалы

Вопросы для обсуждения фильма «Алые паруса»

Может ли сам человек поверить в сказку,
чудо в своей жизни, судьбе
или кто-то ему должен помочь сделать это?
Мечтания — это пустое времяпрепровождение или устремлённость в будущее, плодотворный труд души, напряжение всех жизненных сил человека для достижения главных целей, его предназначения?
  • Кто является автором сценария фильма?


    1
  • Где, когда, на какой студии снят фильм?

    2
  • Назовите главных героев фильма и актёров, которые из сыграли (назвать фамилии и имена актёров; рассказать, удалось ли им раскрыть образ литературных героев)

    3
  • Отметьте игру тех актёров, которые произвели на вас наибольшее впечатление и объясните почему.

    4
  • В какое время и где происходят события фильма? Кратко опишите сюжет фильма.

    5
  • Сравните режиссёрский замысел с литературным произведением
    (насколько сюжетная линия фильма соответствует сюжетной линии книги, музыка, пейзаж, динамика фильма, позиция режиссёра)

    6
  • Дайте оценку операторской работе (проследить, что даётся крупным планом, что даётся общим и прочее; объяснить почему)

    7
  • Назовите основные (на ваш взгляд) достоинства и недостатки фильма.

    8
  • Какое у вас сложилось впечатление от фильма (рекомендовали ли бы вы другим посмотреть данный фильм и почему; кому бы вы предложили посмотреть этот фильм)

    9
Проверь себя
Факты биографии Александра Грина
1
Читать юный Александр научился уже в шесть лет,
начав с произведений Джонатана Свифта о Гулливере.
Во время учёбы в училище однокашники дали Александру
прозвищем «Грин», попросту сократив его фамилию.
2

В детстве Александр Грин пытался сбежать из дома,
чтобы наняться матросом на какой-нибудь корабль
и уплыть в далёкие края.
Мечту о морских плаваниях он исполнил,
в 16 лет нанявшись матросом на пароход в Одессе.
Один раз он даже побывал за границей, в Египте.
3
В течение жизни Александр Грин успел опробовать
много разных профессий, побывав и золотодобытчиком,
и лесорубом, и рабочим на железной дороге, и рыбаком.
Проникшись идеями революции,
Грин поддерживал их, выступая в качестве пропагандиста.

4
Действие многих произведений писателя происходит в одной и той же вымышленной стране. Сам Грин не давал ей названия, но благодаря литературному критику Зелинскому к ней прилипло название «Гринландия».
За всю творческую жизнь Александра Грина из-под его пера вышло около 400 произведений.

5
В 1920-х годах советские власти объявили Александра Грина врагом народа, а его произведения были запрещены к публикации.

В 60-х годах прошлого века, спустя 30 лет после смерти писателя,
к нему пришла громкая слава
6
В честь Александра Грина был назван открытый астрономами планетоид Гриневия.

Именем писателя названы 10 улиц в разных городах России.

7
В 1960 году, к восьмидесятилетию со дня рождения,
открыт Дом-музей писателя в Старом Крыму.
В 1970 году в Феодосии также создан
литературно-мемориальный музей Грина.
К столетию со дня рождения, в 1980 году, открыт Дом-музей Александра Грина в Кирове. В Кирове есть набережная,
названная его именем и Кировская областная
детская библиотека имени А.С. Грина.
8
С 2000 в России действует премия имени Александра Грина, вручаемая писателям за выдающиеся достижения на ниве приключенческой литературы для детей и подростков.

В честь Александра Грина назван мыс на Сахалине в Охотском море
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Людмила Шимкус
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • cinema.mosfilm.ru
  • kulturologia.ru