АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Исторический
1938 год
Киностудия "Мосфильм"
Режиссёр: Сергей Эйзенштейн
Оператор: Эдуард Тиссэ
Сценарий: Пётр Павленко
Композитор: Сергей Прокофьев

Жанр: историческая драма

Актёрский состав
Князь Александр Невский
Василий Буслай
Николай Черкасов
Николай Охлопков
Андрей Абрикосов
Гаврила Олексич, богатырь
Павша, псковский воевода
Василий Новиков
Домаш Твердославович
Николай Арский
Игнат, кольчужный мастер
Дмитрий Орлов
Советский актёр театра и кино, режиссёр, педагог, сценарист, народный артист РСФСР, народный артист СССР, лауреат шести Сталинских премий, кавалер орденов Ленина, трёх орденов Трудового Красного Знамени, ордена Красной Звезды, а также профессор, член-корреспондент Берлинской академии художеств.
Николай Охлопков родился в Иркутске в небогатой дворянской семье. Впервые принял участие в любительском спектакле ещё во время учёбы. В 1917 году устроился в Иркутский городской театр мебельщиком-декоратором, а в 1918 году стал актёром этого театра.
В 1922–1923 годах учился в ГИТИСе, параллельно играл в Московском театре Революции. С1923 по 1926 год служил в Театре имени Мейерхольда.
В кино дебютировал как актёр в 1924 году. В 1926–1928 годах служил актёром и режиссёром Одесской кинофабрики ВУФКУ, затем – режиссёром Государственного военного фотокинопредприятия «Госвоенкино» в Москве, а в 1929–1930 годах был режиссёром «Совкино». Всего как кинорежиссёр поставил три фильма.
В 1943 году после возвращения из эвакуации из Омска был назначен художественным руководителем и главным режиссёром Московского театра драмы (с 1954 года – Театр имени Маяковского), где служил до своей смерти.
В 1955–1956 годах работал заместителем министра культуры СССР.
Скончался 8 января 1967 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Советский актёр театра и кино, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии I степени.
Родился 14 ноября 1906 года в Симферополе в семье агронома. Правнук известного кондитера А.И. Абрикосова.
В 1925 году Андрей Абрикосов переехал в Москву и поступил в кинематографическую студию А.С. Хохловой, в 1926 году – актёр студии Малого театра.
После выхода на экраны немого фильма «Тихий Дон» (1931 г.), в котором Абрикосов сыграл роль Григория Мелехова, актер приобрел широкую известность.
В 1931–1937 годах – актёр Реалистического театра в Москве, с 1938 года – актёр Театра имени Вахтангова, где играл до конца своей жизни (в период с 1953 по 1959 годы – директор Театра имени Вахтангова).
Ушёл из жизни 20 октября 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии II степени.
Дмитрий Николаевич Орлов родился 8 мая 1892 года в городе Спасске (ныне – Рязанская область). Учился сценическому искусству в Харькове в студии П.И. Ильина. Обучение закончил в 1916 году.
В 1918 году поступил актёром в Харьковскую труппу Н.Н. Синельникова, который оказал большое влияние на формирование таланта Дмитрия Николаевича Орлова. С 1920 года актер Новороссийского театра имени В.И. Ленина. В 1920 был приглашен В.Э. Мейерхольдом в Москву. Учился в ГВЫТМ и участвовал в спектаклях, поставленных Мейерхольдом на сцене его театра. В 1922–1941 годах — актёр Московского театра Революции, в 1941–1943 годах – актер Московского театра драмы под руководством Н. Горчакова, с 1944 года – был принят в труппу МХАТ.
Дмитрий Николаевич создавал остро сатирические образы, отличавшиеся точностью социальных, психологических и бытовых характеристик, образы, доходящие остротой своей формы до гротеска.
Умер 19 декабря 1955 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский актер театра и кино.
Николай Николаевич Арский (Андреев) родился 25 декабря 1903 года в Москве. В 1918 окончил Московское промышленное училище и был рабочим оптовых складов фармацевтических товаров №1.
В 1921–1923 годах учился в студии «Русские классики» при МХТ. Работал в Реалистическом театре у Н.П. Охлопкова. В 1935–1953 годы артист театра Революции (ныне театр им. Маяковского). В 1941–1942 годы участвовал в Великой Отечественной войне и был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». С 1942–1955 годы – артист Московского театра Драмы и артист разговорного жанра Главного управления цирков. В 1960 году переехал в Томск-7 (Северск), где служил артистом в музыкально-драматическом театре до конца карьеры.
За свою кинокарьеру Николай Арский снялся во многих известных советских фильмах: «Подкидыш», «Моряки», «Минин и Пожарский», «Девушка с характером», «Победа», «Александр Невский», «Ленин в Октябре». Однако в подавляющем большинстве случаев играл второстепенные и эпизодические роли.
Умер в 1974 году.

Советский актер.
Василий Семенович Новиков родился в 1891 году.
Карьера в кино началась в 1935 году с фильма «Аэроград», где Василий Новиков сыграл роль партизана Щепочкина. Всего фильмография актера включает в себя шесть работ в картинах: «Аэроград», «Александр Невский», «Бабы», «Молодые капитаны», «Отец и сын», «Гаврош».
Умер в 1956 году.
Советский актёр театра и кино, народный артист СССР, лауреат Ленинской и пяти Сталинских премий, Кавалер двух орденов Ленина .
Родился 27 июля 1903 г. в Петербурге в семье железнодорожного служащего.
Сценическая деятельность Н.К. Черкасова началась очень рано. Он был еще школьником, когда стал появляться на сцене Мариинского театра в качестве статиста. После школы Н.К. Черкасов поступил в институт сценических искусств, успешно закончил его и поступил в Ленинградский академический театр драмы.
Долгое время Черкасова считали исключительно комедийным актером. Однако, со временем, Николай Черкасов стал символ государственного героя в советском кинематографе. Артист известен прежде всего ролями в знаковых фильмах «Александр Невский» и «Иван Грозный», которые стали практическими пособиями для поколений актёров, режиссеров и критиков.
Николай Константинович Черкасов — единственный актёр, чьё лицо запечатлено на одной из высших государственных наград — советского ордена Александра Невского.
14 сентября 1966 г. Николай Константинович скончался на 64-м году жизни. Похоронен актёр в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
В 1970 года имя Н.К. Черкасова было присвоено одной из улиц Петербурга.
Василиса, псковитянка
Александра Данилова
Амелфа Тимофеевна, мать Буслая
Варвара Массалитинова
Ольга, новгородская девушка
Валентина Ивашёва
Советская актриса театра и кино. Награждена орденом «Знак Почёта».
Родилась 12 июля 1915 года в Новочеркасске. В 1934 году окончила актёрский факультет ГИКа (ныне – ВГИК), в 1935–1936 гг. училась в актёрской студии при кинофабрике «Межрабпомфильм».
В 1937–1947 гг. и 1971–1991 гг. – актриса Киевской киностудии имени А.П. Довженко, в 1947–1963 гг. – актриса Киевского украинского академического театра имени Ивана Франко.
Валентина Ивашёва активно снималась вплоть до своего ухода из жизни, сыграв немало ярких ролей в фильмах: «Груня Корнакова», «Случайная встреча», «Юность поэта», «Александр Невский», «Сорочинская ярмарка», «Кубанцы», «Майская ночь» и многие другие.
Скончалась 05 июля 1991 года.
Советская актриса театра и кино, лауреат Сталинской премии II степени, награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Родилась 29 июля 1878 года в Ельце. В 1901 году окончила драматические курсы при Московском театральном училище. Была зачислена в труппу Малого театра, где с небольшим перерывом на работу в другом театре служила до конца жизни. В кино актриса снималась с 1918 года, создав яркую галерею образов в русской драматургии.
Варвара Массалитинова – одна из величайших актрис XX века мирового масштаба. Обладала колоритной внешностью, сочетала глубокий психологизм и бытовую достоверность с индивидуальной речевой характерностью каждого персонажа. Владея не только сатирическими красками, умела за суровой внешностью показать лиризм своих героинь. У актрисы была потрясающая сила перевоплощения. Она могла сыграть всё – от зверства (Кабаниха в пьесе «Гроза» А.Н. Островского) до обаяния (бабушка Акулина Ивановна в фильмах М. Донского «Детство Горького» и «В людях»).
Ушла из жизни 20 октября 1945 года в Москве.
Советская и российская актриса театра и кино, заслуженный работник культуры РСФСР.
Родилась 3 декабря 1918 года в Краснокутске. В 1937 году поступила во ВГИК и уже на первом курсе была приглашена известным режиссёром Сергеем Эйзенштейном на роль в фильме «Александр Невский».
В 1941 году, за несколько дней до войны, окончила театральный вуз. Во время эвакуации работала в Алма-Ате на Центральной объединённой киностудии (ныне – «Казахфильм»).
Вернувшись в Москву, в 1944 году была зачислена в штат киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактёра.
За свою кинокарьеру длиной в 56 лет Александра Данилова снялась более чем в 120 фильмах, однако в подавляющем большинстве случаев играла второстепенные и эпизодические роли.
Скончалась в Москве 20 апреля 2004 года. Похоронена на Преображенском кладбище.
Сергей Эйзенштейн - «Александр Невский»
Сергей Михайлович Эйзенштейн – советский кинорежиссёр, теоретик кино, сценарист, педагог, художник, заслуженный деятель искусств, профессор, доктор искусствоведения, классик кинематографа, новатор, открывший новые возможности монтажа, ритма, крупного плана, ракурса и синтеза изображения с действием на экране.

В его режиссерской биографии такие культовые картины, как «Стачка», «Броненосец Потёмкин», «Октябрь», «Старое и новое», «Бежин луг», «Александр Невский», «Иван Грозный».
Самой «опасной» работой в карьере Эйзенштейна стала картина «Бежин луг», сценарий которой был написан драматургом и бывшим чекистом Александром Ржешевским. Сюжет фильма был посвящен коллективизации. В основе лежала история убийства пионера Павлика Морозова.

В 1935 году Главное управление кинофотопромышленности работы по постановке фильма остановило, обвинив Сергея Эйзенштейна в мистицизме, в библейской форме, в «чертах извечности», «обреченности» и «святости».

После запрета фильма «Бежин луг» уже был заготовлен приказ об аресте Сергея Эйзенштейна. Но Иосиф Сталин решил дать Эйзенштейну еще один шанс – «поставить правильный фильм». Фильм «Александр Невский» стал для Эйзенштейна его собственным «Ледовым побоищем», которое он, как и Невский, выиграл.

Тема была выбрана неслучайно. Сергею Эйзенштейну было предложено два утвержденных сценария: «Минин и Пожарский» Виктора Шкловского и «Александр Невский» Петра Павленко. Оба заказа делались в рамках «оборонного (мотивационного) кино». Всем было ясно, что надвигается война, и руководство страны приняло решение делать мотивационные фильмы, показывающие славу русского оружия и поднимающие дух народа. Есть рассказ Михаила Ромма о том, как Эйзенштейн, встретив его, спросил, какой из сценариев он бы выбрал. Ромм ответил, что, конечно, «Минина и Пожарского». Все-таки XVII век, известно, что и как в это время происходило и как выглядели люди. А что известно об эпохе Александра Невского? 1242 год!
Сергей Михайлович Эйзенштейн
Вот поэтому, – ответил Эйзенштейн, –
мне и надо брать «Александра Невского». Как я сделаю, так оно и будет».
Фильм «Александр Невский» вышел на экран 1 декабря 1938 года и заслужил всенародное признание. Сергей Эйзенштейн был награждён орденом Ленина, получил Сталинскую премию и звание доктора искусствоведения. Благодаря своей патриотической тематике кинолента «Александр Невский» оказалась чрезвычайно востребована как в предвоенные годы,
так и на линии фронта во время Великой Отечественной войны, где он регулярно демонстрировался для поддержания духа советских воинов. В 1942 году по случаю 700-летия Ледового побоища был выпущен специальный плакат со словами Сталина:
«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков».
«...Как я сделаю, так оно и будет»

Краткое содержание фильма

Фильм «Александр Невский» основан на исторических событиях
XIII века и включает в себя двенадцать эпизодов, объединённых двумя взаимосвязанными сюжетными линиями: соперничество двух богатырей за любовь девушки и борьба русского народа с Тевтонским орденом.

1242 год. На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского. Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра Ярославича. Князь Александр, прозванный Невским за победу над шведскими рыцарями, на тот момент удалился от дел государственных в Переславль. Однако угроза вторжения Тевтонского ордена, подходящего к Пскову, понуждает его возглавить войско. Двое богатырей – Гаврила Алексич и Васька Буслаев (реальные личности) – сватаются к одной девице, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в битве. Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Перед боем один дружинник рассказывает князю басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда её заманил заяц. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру. Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжелыми доспехами лёд. Предводители агрессоров попадают в плен.

«Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!»
Как рождался легендарный фильм
Съёмки фильма «Александр Невский» начались 5 июня 1938 года.

Сам съёмочный процесс был очень масштабным и трудоёмким, при этом времени на съёмки было отведено предельно мало – всего 198 съемочных дней. Учитывая сжатые сроки, центральные сцены фильма, такие как Ледовое побоище, например, пришлось снимать весной и летом. Найти прочный лёд, да ещё и достаточной площади, в это время года не представлялось возможным. Тогда было принято решение ключевую сцену сражения снимать во дворе Мосфильма, где построили огромную декорацию. Для этого был вырублен и выкорчеван вишнёвый сад, землю разровняли и положили асфальт, который посыпали нафталином с мелом, опилками, солью, добавили много белой краски и залили жидким стеклом. Также для съемок использовали деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет. Получилась довольно достоверная имитация льда.

Ассистентам, декораторам, костюмерам пришлось проявить верх изобретательности, однако не везде удалось скрыть фальшивую фактуру материала, что можно заметить в сценах боя.
События фильма в «русских» сценах тщательно оформлялись старинными атрибутами, предметами интерьера и соответствующими декорациями. Эйзенштейн достал в Эрмитаже подлинное вооружение XIII века и внимательно следил за изготовлением доспехов Александра Невского. Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного орга́на, на котором католический монах, одетый в чёрное, играет во время битвы.

Были в фильме и натурные съёмки, которые проходили на исторической родине Александра Невского – в селе Городище недалеко от Переславля-Залесского. Здесь снята сцена рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками, с которой начинается фильм.

Холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор. По мнению местных краеведов и воспоминаниям старожилов, в августе 1938 года съёмки отдельных сцен продолжились в городе Коломна близ села Протопопово на высоком берегу Оки, для чего были сооружены специальные декорации.
Отбором исполнителей – в том числе в эпизоды и в массовку – Сергей Эйзенштейн занимался лично. При этом, все актеры, игравшие в фильме «Александр Невский», были утверждены на роли практически без кастинга. Ведь уже на стадии замысла режиссер знал, кого будет снимать.

Главную роль сыграл актер Николай Черкасов, который на тот момент был уже очень популярным, исполнив множество ярких ролей в таких фильмах, как «Петр Первый», «Дети капитана Гранта» и многих других. Роль богатыря Василия Буслая досталась народному артисту СССР Николаю Охлопкову, а Гаврилу Олексича сыграл известный артист Андрей Абрикосов, который начинал сниматься еще в немых фильмах.
Совершенно превосходной была и съемочная группа. Помимо самого мастера кинематографа Эйзенштейна, над фильмом работал невероятно талантливый оператор Эдуард Тиссэ. Его операторский прием динамичной съемки батальных сцен и движения позволили создать эффект присутствия зрителей внутри картины.

Усилить эффект фильма позволило и музыкальное оформление картины. Музыку к фильму писал сам Сергей Сергеевич Прокофьев, причем у него получилась полноценная симфония с использованием хора. Впоследствии симфоническая картина «Александр Невский» часто транслировалась как самостоятельное музыкальное произведение.

Фильм был готов в черновом варианте, но Сергей Эйзенштейн оставался недоволен. Ему хотелось сделать некоторые купюры, вставить сцену кулачного боя новгородцев на мосту, снять поездку Невского в Орду и, главное, смерть великого князя на Куликовом поле, где спустя сто лет Дмитрий Донской одержит победу над ордынцами.

Ничего этого снять Сергею Михайловичу не удалось. Однажды вечером на «Мосфильм» приехали люди из Кинокомитета, сказали, что Сталин требует немедленно показать ему фильм, в каком бы он состоянии ни был, и забрали весь материал. По существующей легенде «красный карандаш» Иосифа Сталина вычеркнул из сценария всё, что следовало за монологом Александра Невского: «…Но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет: на том стоит и стоять будет русская земля!»

Сергей Эйзенштейн сильно переживал, что в фильме остался «мусор»: повторы, затяжки и очень плохая звуковая дорожка. Но раз Иосифом Сталиным фильм был одобрен, трогать его было нельзя, и он сразу же был пущен в прокат.
Фильм «Александр Невский» вышел на экраны и, несмотря ни на что, моментально обрёл широкую популярность. Его многократно цитировали, его костюмы брали за образец костюмеры всего мира, а приемы, которые применялись при съемках (параллельный монтаж, быстрая смена планов и другие находки), используются и по сей день, в век компьютерных технологий. Так, например, одна из батальных сцен фильма «Александр Невский» полностью была реконструирована в одной из частей фильма «Властелин колец».
«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»
Исторический факт или вымысел?
После легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» многие убеждены, что эту фразу произнёс великий князь и полководец Александр Ярославович, обращаясь к немецким рыцарям, пленённым во время Ледового побоища.

На самом деле князь Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения. В немногих летописных источниках, которые о нем повествуют («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») нет никаких упоминаний ни этих слов, ни других, хотя бы отдаленно на них похожих.

Автором этого выражения является советский писатель и сценарист Петр Андреевич Павленко. Данное выражение было написано им при подготовке киносценария к фильму «Александр Невский».

На самом деле это не является открытием. Люди, знающие Библию, о природе данной фразы прекрасно осведомлены.

Дело в том, что, когда юный Петр учился в школе, он изучал учебную дисциплину «Закон Божий» и Библию. Именно в Библии есть похожие выражения:
52. «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». (Евангелие от Матфея. Глава 26).

10. «Кому суждено идти в плен, тот пойдет в плен, и кому суждено быть убитым мечом, тот будет убит мечом». (Откровение Иоанна Богослова. Глава 13).

Подобное выражение было известно ещё в Древнем Риме и бытовало оно в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает (лат. Qui gladio ferit, gladio perit).

Удивительно, но фразу с похожим посылом 26 января 1934 года на XVII съезде ВКП(б) произнёс Иосиф Сталин в своём отчётном докладе, где говорил о Германии и Японии: «Мы стоим за мир и отстаиваем дело мира. Но мы не боимся угроз и готовы ответить ударом на удар поджигателей войны. Кто хочет мира и добивается деловых связей с нами, тот всегда найдёт у нас поддержку. А те, которые попытаются напасть на нашу страну, – получат сокрушительный отпор, чтобы впредь неповадно было им совать своё свиное рыло в наш советский огород. Такова наша внешняя политика».

Орден Александра Невского

Три жизни


Мысль учредить орден Святого князя Александра Невского возникла еще у Петра Великого. Орден должен был стать исключительно военной наградой и получить его могли только генералы (штаб- и обер-офицеры на неё претендовать не могли). Однако император не успел реализовать своё намерение. Первое вручение 40 изготовленных при Петре орденских знаков состоялось через несколько месяцев после его смерти – 21 мая (1 июня) 1725 года, уже в правление Екатерины I. Императрица нарушила замысел Петра и наградила новым орденом не только военных, но и гражданских чиновников, а также придворных. Тогда орден Святого князя Александра Невского состоял из красной ленты, восьмиконечной серебряной звезды и золотого креста. В середине креста было помещено изображение Александра Невского в красно-синем одеянии, сидящего на белом коне. Но лицо князя на кресте почти не просматривалось.

В Российской империи орден Святого благоверного князя Александра Невского был очень значительной наградой. Нередко вручение данного ордена становилось венцом карьеры и её эффектным завершающим штрихом.

С 1725 по 1917 годы в Российской империи состоялось более 3650 награждений орденом Святого Александра Невского.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
1 июня 2021 года исполнилось 296 лет со дня учреждения ордена Александра Невского, который является единственной наградой, существовавшей (с определёнными изменениями) в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.


В эпоху Советского Союза орден Александра Невского обрел новую жизнь и новое значение.

29 июля 1942 года, на следующий день после подписания знаменитого сталинского приказа №227 «Ни шагу назад!», Указом Президиума Верховного Совета СССР были учреждены полководческие ордена Суворова, Кутузова и Александра Невского.
«Сталинский» орден Александра Невского предназначался для награждения только офицеров Красной армии за выдающиеся успехи в руководстве боевыми действиями и за личное мужество, проявленное в бою.

В центре пятиконечной красной звезды ордена 1942 года было размещено крупное изображение профиля Александра Невского. Вот только изображения Великого князя в дошедших до тех дней памятниках литературного и изобразительного искусства, к сожалению, не сохранились.

Но благодаря фильму Сергея Эйзенштейна советские граждане прекрасно «знали», как выглядел Александр Невский, так как с момента начала Великой Отечественной войны по приказу Сталина картину регулярно показывали во всех кинотеатрах Советского Союза.

Именно поэтому, Сталиным был утвержден эскиз ордена с изображением актера Николая Черкасова, сыгравшего главную роль в фильме «Александр Невский».

В официальной иерархии советских государственных наград орден Александра Невского располагался выше ордена Отечественной войны I степени, но ниже ордена Богдана Хмельницкого III степени. Это был младший среди полководческих орденов, но считался очень достойной боевой офицерской наградой, которой её обладатели (командиры дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов) справедливо гордились. Первоначально награждение орденом Александра Невского производилось Указом Президиума Верховного Совета СССР, однако впоследствии это право было предоставлено командующим фронтами и армиями.

Всего в годы Великой Отечественной войны и после неё орденом Александра Невского было награждено 42 165 человек, из них один рядовой и несколько десятков сержантов и старшин, занимавших штатные офицерские должности командиров взводов и рот.
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

7 сентября 2010 года Указом Президента Российской Федерации №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» орден Александра Невского был в включен в систему государственных наград России.

Указом было произведено три существенных изменения:

1. Ордену Александра Невского был возвращен дореволюционный дизайн и девиз императорского ордена «За труды и Отечество».
2. Ранг ордена в иерархии государственных наград был повышен на несколько ступеней. Если советский орден Александра Невского был самым младшим среди других полководческих наград, то обновлённый российский орден по своему рангу стоит выше таких государственных наград, как ордена Суворова, Ушакова, Жукова, Кутузова, Нахимова и ордена Мужества.
3. Подобно императорскому ордену Александра Невского, нынешний российский орден можно заслужить не только на военном, но и на гражданском поприще.

Кстати! В среде фалеристов орден Александра Невского справедливо считается самым красивым из всех орденов, отличаясь эстетической завершённостью всех его деталей.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Орден Александра Невского в его трёх ипостасях – имперской, советской и современной – стал осязаемым воплощением неразрывности связи времён и очень важной скрепой, соединяющей воедино три этапа в истории государства Российского: императорскую Россию, Советский Союз и современную Россию

Невероятно!
Но факт.
  • Цитаты видеоряда из фильма использовались в других произведениях. Кадры ледового побоища послужили фоном для одной из сцен фильма «Синяя птица», а в фильме «Праздник Нептуна» сцена ожидания местными жителями автобусов с иностранными туристами дословно повторяет момент перед приближением рыцарского войска. В фильме «Конан-варвар» доспехи злодеев созданы по мотивам доспехов рыцарей из «Александра Невского».
  • Ни перед битвой, ни перед торжественным храмовым звоном князь Александр в фильме не крестится. Хотя в те времена, не осенив себя крестным знамением, православный человек не выпивал и стакана воды. Такие неточности – дань советской антирелигиозной политике, проявлявшейся в культуре и искусстве.
  • В сцене рыцарского поединка с главой Ордена во время сражения в роли Александра Невского Николая Черкасова заменил генерал, кавалерист Лев Доватор, который был одним из консультантов фильма.
  • В Древней Руси незамужние девушки волосы заплетали в одну косу, а уже после замужества расплетали её на две косы. А в фильме у незамужних девушек Ольги и Василисы волосы заплетены в две косы.
  • Вместо запланированных 198 съёмочных дней режиссёру Сергею Эйзенштейну потребовалось лишь 115. За досрочное окончание съёмок группе вручили переходящее Красное знамя.
  • Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём католический монах, одетый в чёрное, играет во время битвы.
  • Гаврило Олексич, один из главных героев фильма, не мог принимать участия в Ледовом побоище, так как погиб за год до него, в 1241 году при штурме Копорья.
  • Братья-рыцари, согласно Уставу ордена, обязаны были носить бороды. В фильме они с выбритыми подбородками.
Проверь себя

Дополнительные материалы

Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Людмила Шимкус
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru