Адмирал Ушаков
1953 год
Киностудия Мосфильм
Режиссёр: Михаил Ромм
Операторы: Александр Челенков, Иоланда Чен,
Борис Арецкий
Художники: Арнольд Вайсфельд, Алексей Пархоменко,
Леван Шенгелия
Композитор: Арам Хачатурян
Актёрский состав
Владимир Дружников
Михаил Пуговкин
Николай Чистяков
Геннадий Юдин
Тихон Прокофьев
Владимир Васильевич
Васильев
Дмитрий Николаевич Сенявин

матрос Пирожков
Марко Иванович Войнович
Николай Свободин
Ольга Жизнева
Иван Переверзев
Сергей Бондарчук
Мордовцев
Екатерина II
Борис Ливанов
светлейший князь Г. А. Потёмкин
Фёдор Фёдорович Ушаков
Награды
1954 год
Диплом лучшему иностранному фильму
на кинофестивале
в Виши
Адмирал Русского Флота
15 октября – День Памяти непобедимого и легендарного Адмирала Русского Флота Фёдора Ушакова.
Рядом с великими полководцами, которых породила эпоха Семилетней и турецких войн, стоят фигуры славных флотоводцев России — Спиридова, Сенявиных, Клокачева, многих других. Несомненно, самый выдающийся из них — гениальный Адмирал Ушаков. Его талант сродни суворовскому.
Выходец из мелкопоместной дворянской семьи, Фёдор Фёдорович родился в 1745 году в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии (сейчас – Ярославская область). Происходил из небогатого древнего дворянского рода. Отец – Фёдор Игнатьевич Ушаков, сержант лейб-гвардии Преображенского полка в отставке. С детских лет под влиянием отца и любимого дяди, ушедшего из гвардии в монахи, мальчик мечтал о службе Отечеству на море, на кораблях — близость великой русской реки оказала своё воздействие.
В 1761 году Фёдор Ушаков поступает в Морской кадетский корпус, который заканчивает через 5 лет. В корпусе тогда преподавали высокопрофессиональные специалисты, знатоки своего дела. Из него вышли многие знаменитые люди, прославившие Россию географическими и иными открытиями, победами на морях, достижениями в науке.
По окончании учёбы Ушаков бороздит Дон, Азовское, Чёрное и Средиземное моря, ходит на парусниках вокруг Скандинавии. Он осваивает тонкости кораблевождения и кораблестроительства, охраняет Крым от турок, русские торговые суда — от средиземноморских пиратов. Идёт вверх по лестнице морских чинов — мичман, лейтенант, капитан-лейтенант, капитан первого ранга. Командует кораблями разных классов. Ушаков постоянно заботится о подчинённых, учит их, воспитывает как сынов, патриотов Отечества, в то же время требует строгой дисциплины и порядка. Как и Суворов, Ушаков действует согласно мудрому правилу: трудно в ученье, легко в бою.
С 1775 года Фёдор Ушаков уже командовал своим фрегатом. В 1780 году назначен командиром императорской яхты самой Екатерины II, но вскоре отказался от придворной карьеры. Служба эта его не удовлетворяет. Ушаков просится в море, на корабль — там его дом, весь его мир.
С 1783 года Ушаков — на Черноморском флоте. Он руководит строительством портов и кораблей в Херсоне, а затем получает в командование большой линейный корабль «Святой Павел», вошедший в состав севастопольской эскадры.
Уже в августе 1787 года Ушаков в чине капитана первого ранга стал участником начавшейся русско-турецкой войны. Вскоре Ушаков одерживает первые свои победы в ходе русско-турецкой войны. К 1790 году Ушаков, опыт, предприимчивость, рвение и смелость которого были оценены властями, получил чин контр-адмирала и возглавил Черноморский флот. Его действия как флотоводца отличали смелость, стремительность, ломка шаблонной линейной тактики. Ещё в начале войны он возглавил руководство Севастополем. Под его началом возводились пристани
и казармы, строились верфи и госпитали. За уничтожение на Чёрном море сильнейшего турецкого флота, Фёдор Ушаков получил орден Святого Александра Невского. В 1793 году Екатерина II, желая лично познакомиться с прославленным героем, пригласила контр-адмирала в Петербург и произвела его в вице-адмиралы.
Со вступлением на престол Павла I началась новая веха в истории русских завоеваний. Император не жаловал Фёдора Ушакова.
Но с началом войны против Франции его, как и Суворова, призывают к новому важнейшему делу. Фёдор Ушаков принял участие в Средиземноморской кампании в качестве командующего объединёнными силами против Франции. Осенью 1798 года русско-турецкая эскадра вышла в Средиземное море. Не только силой один за другим греческие острова освобождались от французов. Ушаков, как самый опытный в стране адмирал, получает указ двигаться на соединение с турецким флотом и совместно отразить натиск французов. Русские десанты, с восторгом встреченные греческим населением, быстро выбили французские войска со всех островов.
Весной 1799 года эскадра Ушакова появилась у берегов Италии. Русские десанты быстро очистили побережье Южной и Средней Италии от французских гарнизонов. Об их подвигах ходили легенды. И австрийцы, и англичане стремились присвоить себе плоды усилий русских в Италии. Получая от Суворова, Ушакова, других лиц сообщения о поведении союзников, император Павел всё больше и больше приходил в негодование. Вскоре Павел приказывает отвести флот из Средиземного моря на Корфу.
Освободив Ионические острова, Ушаков проявил себя как выдающийся дипломат и государственный деятель. После окончания кампании, Ушаков за победу при Корфу был произведён в адмиралы, а также получил статус полномочного представителя России на Ионических островах. Желая сохранить мир и спокойствие в регионе, он содействовал образованию первого греческого национального государства – Республики Семи Островов (1800–1807). Однако очень скоро (в октябре 1800 года) Ушаков был отозван Павлом I в Севастополь.
Фёдор Ушаков не пришёлся ко двору и при Александре I, преемнике Павла I. Он был переведён на Балтийский флот и назначен там на второстепенную должность – главного командира Балтийского гребного флота и начальником флотских команд в Петербурге. В 1807 году Ушаков вынужден был уйти в отставку. Во время Отечественной войны 1812 года Фёдора Фёдоровича избрали начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни или не желая более ни с кем воевать, он отказался от должности, однако пожертвовал свои сбережения на формирование Темниковского полка и организацию госпиталя. В последние годы жизни в имении Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности.
Умер Ушаков в 1817 году в своём любимом имении Алексеевка в Тамбовской губернии. Похоронен в основанном его дедом Санаксарском монастыре недалеко от города Темникова. В 2001 году был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику святых.
Фёдор Ушаков посвятил свою жизнь службе на флоте и вошёл в историю как непобедимый адмирал. За всю свою карьеру он не потерпел
ни одного поражения, не потерял ни одного корабля и ни одного пленного. Это говорит о его выдающемся стратегическом мышлении и искусстве ведения морских сражений. Слава о непобедимом адмирале Ушакове гремела по всей Европе.
Образ флотоводца Ушакова является символом славы и победоносных традиций российского флота. Его именем названо множество географических объектов, в разных городах установлены памятники. Имя Ушакова носят боевые корабли Военно-морского флота. После канонизации в его честь начали строить храмы.
О воинской славе Фёдора Фёдоровича Ушакова вновь вспомнили во время Великой Отечественной войны. Его имя, наряду с именами Святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского и великого русского полководца Александра Суворова, в 1941-1945 годы вдохновляло на подвиг защитников Родины.
Были учреждены орден и медаль адмирала Ушакова, которые стали высшими наградами для воинов-моряков.
Всего за годы Великой Отечественной войны этими флотоводческими орденами было награждено: орденом Ушакова I степени — 25 человек (36 награждений), орденом Ушакова II степени – 182 человека (194 награждения). Орденов Ушакова удостаивались также части и соединения ВМФ.
Сюжет


Тамбовский обнищавший помещик Фёдор Ушаков просит разрешения у князя Потёмкина уехать из столицы в Херсон строить флот. В Херсоне бушует чума. Ушаков начинает наводить порядок в городе и на верфи. Жёсткие и безотлагательные меры дают свои результаты. Так начинается рождение Черноморского флота России.

Пока идёт строительство кораблей, Фёдор Ушаков обучает матросов премудростям войны по своей уникальной методике, что вызывает недовольство и бесчисленные доносы на него в Адмиралтейство. Но Ушаков понимает, что только тренировки и занятия по теории, изменение старой системы управления могут дать преимущество в бою.

3 июля 1788 года, командуя авангардом, бригадир Фёдор Ушаков принял неравный бой с турками, совершил дерзкий манёвр, уничтожил флагман турков и обратил их в бегство. Действуя не по уставу, а по своей новой тактике, Ушаков доказал, что малое число кораблей может воевать с большим флотом, нанося ему поражение. За эту победу Фёдор Ушаков был назначен командующим севастопольской флотилией и повышен в звании до контр-адмирала. Практически за три года Ушаков положил конец господству турецкого флота, утвердив славу Андреевского флага на Чёрном море.

О фильме


Историко-биографический фильм о создании русского флота на Чёрном море под руководством великого русского флотоводца и патриота России – Фёдора Ушакова.
23 апреля 1953-го года в советских кинотеатрах состоялась премьера первого в истории страны цветного художественного фильма – «Адмирал Ушаков». Эпическая лента, посвящённая жизни и подвигам выдающегося русского флотоводца, ознаменовала собой новый этап в развитии отечественного кинематографа. Фильм был создан для объяснения роли адмирала Ушакова в истории становления российского флота, так как утверждение ордена Ушакова в СССР вызывало у некоторых вопросы. Несмотря на то, что орден Ушакова был учреждён в 1944 году как высшая флотская офицерская награда, в партийном руководстве отношение к этому флотоводцу оставалось сложным. Да, не проиграл ни одного сражения. Но в отличие от Суворова и Кутузова знаменитый адмирал не имел с самодержцами серьёзных проблем, да к тому же ещё слыл крайне набожным человеком. Это делало Ушакова несколько сомнительной фигурой, не слишком пригодной для увековечивания в советском кинематографе с его тогдашней обязательной идеологической составляющей.
К счастью, идею фильма о Фёдоре Фёдоровиче было кому отстаивать. Инициатором создания фильма выступил Герой Советского Союза, легендарный советский адмирал Николай Герасимович Кузнецов. Он лично внёс огромный вклад в развитие Военно-морского флота
и повышение обороноспособности страны. В качестве литературной основы была взята рукопись исторического романа Анатолия Виноградова, написанная ещё в 1944-м году. Однако при подготовке сценария его имя из титров было исключено, а текст подвергся существенной переработке, сценарий писался под плотным контролем руководства ВМФ и МИД СССР (по вопросам внешней политики данного исторического периода).
Деяния флотоводца не перевирались, но их отображение и толкование мягко корректировались. Автором сценария выступил Александр Штейн. В качестве режиссёра пригласили пятикратного лауреата Государственных премий СССР Михаила Ромма, одного из ведущих советских кинорежиссеров того времени, и это положительным образом сказалось на судьбе фильма…
Изначально на главную роль Ушакова Ромм планировал пригласить Бориса Бабочкина, создателя легендарного образа Чапаева в одноимённом фильме. Однако Кузнецов убедил режиссёра отказаться от этой идеи. Он справедливо полагал, что Бабочкин-Ушаков вряд ли превзойдёт Бабочкина-Чапаева. В итоге на главную роль был утверждён другой выдающийся актёр – Иван Переверзев, прославившийся фильмом «Первая перчатка».
Фильм «Адмирал Ушаков» стал первой частью дилогии, рассказывающей о жизненном пути великого флотоводца. Фильм охватывал период с 1780-го по 1792-й год. В создании кинокартины принимали участие выдающиеся деятели советского кино: операторы Александр Шеленков, Иоланда Чен, сценарист Александр Штейн и композитор Арам Хачатурян. Вторая часть фильма под названием «Корабли штурмуют бастионы» вышла 5 октября 1953 года.
Несмотря на расхождение с некоторыми историческими фактами, «Адмирал Ушаков» стал уникальным произведением советского кинематографа не только благодаря своему техническому совершенству и исторической достоверности, но и благодаря своему патриотическому направлению. Михаил Ромм создал красивую и сильную картину. Батальные сражения на море вполне передают дух того времени. Придворные интриги показывают, что война велась не только с турками, но и между различными политическими партиями. И только любовь к России заставляла совершать немыслимое – бить врага, превосходящего числом. Ушаков
и Суворов – вот те имена, вспоминать которые потомки будут с большим почтением. Фильм воспевал славу русского флота и подвиги его легендарных героев.
Лента имела огромный успех у зрителей. Этот фильм стал символом советской кинематографической школы и внёс неоценимый вклад
в воспитание целых поколений граждан страны.
«Адмирал Ушаков» – не просто исторический фильм. Это кинокартина о силе человеческого духа, о верности долгу и о преданности Родине. Образ Ушакова, созданный Иваном Переверзевым, стал воплощением лучших черт русского характера – мужества, отваги и бескорыстного служения Отечеству.
Фильм также поднимает важные вопросы о роли личности в истории. Ушаков – яркий пример человека, который благодаря своим выдающимся качествам и силе воли смог повлиять на ход событий и оставить неизгладимый след в мировой истории.
Первый советский цветной фильм
Актёры
Съёмки
Съёмки проводились в старинной крепости в Белгороде-Днестровском. Интересный факт: до начала съёмок Михаил Ромм не видел крепость вживую, полностью доверяя в выборе натуры своему оператору А. Шеленкову и второму режиссёру В. Викторову. Штурм крепости Корфу стал одной из наиболее сложных и долгих частей съёмок фильма. Реставрацией крепости и её подготовкой к съёмкам занималось более тысячи солдат сапёрных частей во главе с инженер-офицерами. Сложность была в том, что после снятия поверхностного слоя земли, отложившегося там за несколько веков, крепость обрела свою первоначальную высоту – восемнадцать метров! Чтобы штурмующие матросы могли вскарабкаться на стену, приходилось строить специальные деревянные лестницы высотой в шесть этажей. Лестницы не выдерживали нагрузок и часто ломались. В конце концов, удалось изготовить лестницы необходимой прочности.
А великолепные комбинированные съёмки в фильме, с применением больших моделей, утрут нос любой компьютерной графике...
В съёмках принимал участие личный состав Военно-морского флота на Чёрном море. Главным консультантом дилогии был кавалер ордена Ушакова, адмирал флота Советского Союза, профессор Иван Степанович Исаков. Специально для съёмочной группы он написал труд «Морская служба XVIII века». Также по его чертежам был построен макет корабля XVIII века.
Подробный разбор подготовки к съёмкам Михаил Ромм описал в статье «Массовые сцены в фильме «Адмирал Ушаков», опубликованной в сборнике «Вопросы киноискусства», М., 1955.
Михаил Ромм: «…Немало затруднений возникло у нас с костюмами мастеровых. Когда на тщательно отобранных участников массовки надели традиционные грешневики, полукафтанья, армяки, холщовые рубахи с лыковыми поясами и дали им в руки топоры, вилы и тому подобные орудия, то они стали похожими на оперных статистов из «Ивана Сусанина» … Положение казалось совершенно безвыходным. Нас спасло то, что дело происходило на юге, в Херсоне и, следовательно, можно было украинизировать одежду, например широко применить старые брыли (широкополые соломенные шляпы). …Безбородые, усатые, небритые лица и широкие соломенные шляпы, мелькавшие в толпе мастеровых, сразу сделали её более натуральной. Лица приняли более подлинный и мужественный вид…» («Вопросы киноискусства», М., 1955).
Михаил Ильич Ромм снимал в Судаке, в Одессе, в Севастополе, объездили всё Чёрное море. Санаторий Черноморского флота в Ялте граничил с уникальным замком Бухарского эмира, и расположены они, практически, на одной территории, которая раньше принадлежала Ялтинской киностудии. Здесь отдыхали адмиралы, командующие Черноморским флотом. На третьем этаже санатория жил Михаил Ильич с супругой, на втором - Иван Переверзев, Борис Ливанов, Сергей Бондарчук, а молодёжь в подвале.
В перерывах все собирались около него, Михаил Ильич что-то рассказывал, любил пошутить, был человеком удивительно деликатным, мягким, интеллигентным. Рассказчик потрясающий. Режиссёр ни на одного артиста ни разу не повысил голоса. Часами работал он с каждым актёром, добивался точности жестов, позы, правильной интонации.
Из воспоминаний Михаила Пуговкина:
«В Белгороде-Днестровском (раньше он назывался Аккерман), маленьком, уютном городе, мы снимали штурм крепости, а кругом торговали семечками. Очень вкусные были семечки. И все плевались шелухой. Директор картины издал приказ: «Запрещаю во время съёмок грызть семечки!»
Иван Переверзев: «Работать с Михаилом Ильичом для нас, актёров, всегда было праздником и великим счастьем. Привлекала его уникальная, грандиозная личность художника и человека, большое обаяние. Мы, актёры, постоянно ощущали на себе его безграничную, пожалуй, отцовскую любовь. Каждый артист, поработав с Михаилом Ильичом, как бы заканчивал академию…» («Искусство кино», 1979, № 9).
Музыкальное сопровождение Арама Хачатуряна добавляет драматизма и глубину, подчеркивая историческую значимость событий и личную судьбу Ушакова. Впечатляющая операторская работа Шеленкова Александра и Чен Иоланды в сочетании с масштабной работой художников-постановщиков создаёт величественную картину эпохи. Не случайно в 1954 году на кинофестивале в Виши картина Михаила Ромма была удостоена Диплома за лучший иностранный фильм.
Председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин 23 мая 1952 года издал распоряжение, приказав обеспечить морскими пайками 70 сотрудников съёмочной группы фильма «Адмирал Ушаков». Приказ Сталина стал ответом на запрос, поступивший ранее от главы Военно-морского министерства адмирала Николая Кузнецов на имя первого заместителя Председателя Совета министров СССР и председателя Бюро по военно-промышленным вопросам Николая Булганина. Адмирал Кузнецов просил разрешить съёмочной группе цветного художественного фильма «Адмирал Ушаков» получать пайки из запасов флота. «В течение 3 месяцев съёмки будут производиться на кораблях в море в условиях, при которых группа самостоятельно не может организовать питание своих сотрудников», - писал адмирал Кузнецов. Он просил дать разрешение
на то, чтобы кормить работников кино за счёт фондов ВМФ по военно-морской норме.
Отличная игра артистов, мизансцены, драматургия, музыкальное сопровождение, исторические интерьеры, съёмки на натуре и комбинированные съёмки – всё на высшем уровне.
Несмотря на эти и другие трудности, подстерегавшие создателей фильма в процессе съёмок, картина получилась невероятно впечатляющей.
Вот что о ней писали в год премьеры:
«Прекрасный фильм «Адмирал Ушаков» – результат большого труда всего постановочного коллектива, яркое свидетельство глубокого знания темы и высокого художественного вкуса постановщика – талантливого кинорежиссёра Михаила Ромма».
«Фильм «Адмирал Ушаков» радует советского зрителя и показывает, какими богатыми возможностями обладает наша кинематография. Уходишь из зала обогащённым, уносишь в душе многое, и с нетерпением ждёшь рассказа о дальнейшей судьбе Ушакова и его соратников, ждёшь продолжения этого фильма о славе русского флота и русских моряков».
«Адмирал Ушаков» – сильный патриотический фильм, выдающееся произведение советской кинематографии».
«Краски в картине настолько чисты и точны, что весь фильм можно с полным основанием назвать подлинным произведением живописи».
«…Технические и творческие новшества, с которыми встретился М. Ромм, не ограничились монтажными задачами. История впервые обратила его к цвету. Фильм снимался операторами А. Шеленковым и И. Чен. Локальные, интенсивные цвета соответствовали общим постановочным решениям. В цветовой гамме доминировали две краски: багровые отсветы далеких сражений и позолота нарядных мундиров…»
Гордей Левченко, адмирал, военно-морской деятель
Константин Паустовский, писатель, журналист
Марк Зак, «Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры», М., 1975
Владимир Рудный, писатель, журналист
Виталий Раздольский, журналист, член Союза писателей СССР
14 мая 1953 года был издан приказ Главнокомандующего Военно-морскими силами о «О кинофильме «Адмирал Ушаков», который гласил:
«Под руководством Народного артиста Михаила Ильича Ромма, по сценарию А. П. Штейна, творческий коллектив киностудии «Мосфильм»
создал большое художественное и историческое произведение киноискусства - фильм «Адмирал Ушаков». Помимо очень высокой художественной ценности, этот фильм является серьёзной исторической картиной.
Идея беззаветного служения интересам Родины и выполнения своего воинского долга перед ней при угрозе со стороны иноземных врагов, пронизывающая всю картину и воплощенная в поступках матросов, офицеров и самого адмирала Ф. Ф. Ушакова, делает фильм глубоко патриотичным и имеющим большое политическое и воспитательное значение.
Кроме того, картина выполнена безукоризненно в морском и воинском профессиональном отношении, что повышает её познавательное и учебное значение.
В связи с этим поздравляю весь творческий коллектив с созданием замечательного произведения киноискусства. Кроме всего, отмечаю большую помощь в создании фильма со стороны Черноморского флота».
Экранизации
В 2025 году вышел первый современный российский фильм о Фёдоре Ушакове «Тайна адмирала Ушакова». Его предпремьерный показ состоялся в августе в саранском кинотеатре «Россия», в день 24-летия канонизации святого праведного воина Феодора Ушакова. Фильм был снят при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Фильм рассказывает вымышленную историю о противостоянии французской разведки и русского адмирала летом 1812 года в деревне Алексеевка, используя образ исторического флотоводца как фон для драматического сюжета, а не как реальное раскрытие какой-либо тайны его жизни. Съёмки проходили в Республике Мордовия и в Ярославской области. Адмирала Ушакова играет Юрий Беляев, его главного противника, агента французской разведки, — Михаил Боярский.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Авторы-составители
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • rutube.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru
  • kulturologia.ru
  • domkino.tv